Статья: Коррекционно - развивающие упражнения, способствующие формированию графических навыков письма букв
материал
Для формирования графических навыков письма ...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_korrektsionno_-_razvivayushchie_uprazhneniya_sposobstvuyushchie.docx | 16.36 КБ |
Предварительный просмотр:
КОУ «Нефтеюганская школа-интернат
для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья»
Учитель
Зверева И.В.
Коррекционно - развивающие упражнения, способствующие
формированию графических навыков письма букв
Для формирования графических навыков письма необходим комплексный подход, включающий следующие направления:
- развитие зрительного восприятия и зрительной памяти;
-формирование пространственных представлений;
-развитие двигательных функций руки;
-непосредственное изучение конкретных букв;
-дифференциация кинетически смешиваемых букв (изолированных, в слогах, в словах и предложениях).
Упражнения по развитию зрительного восприятия:
- найти букву в ряду сходных букв;
- назвать буквы, перечеркнутые линиями;
- сконструировать буквы печатного и рукописного шрифта из предложенных элментов;
- найти правильно изображенные буквы среди правильно и зеркально изображенных;
- дополнить недостающие элементы буквы;
- реконструировать буквы, добавляя необходимые элементы (и-ш, о-а, о-ю) или изменяя пространственное расположение элементов (И-Н-П, с-э, к-ж);
-определить буквы, наложенные друг на друга;
-запомнить названные буквы и выбрать их среди других букв;
-разложить буквы в первоначальной последовательности.
Формированию пространственных представлений, их речевое обозначение:
упражнения на ориентацию в собственном теле и в теле человека, находящегося напротив;
упражнения на уточнение пространственного расположения графических знаков: используются графические диктаты, целью которых является формирование умения правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, ориентироваться на плоскости (например: 1 клетка – вправо, 1 – вверх, 1 – вверх и т. д.);
задания на уточнение пространственного расположения элементов букв: найти буквы у которых элементы расположены выше строчки (в, б), ниже строчки (у, з, ф, р, ц); найти буквы, при написании которых рука движется от исходной точки вправо (г, и, л), влево (а, с, д); найти буквы, у которых элементы расположены симметрично относительно центральной линии (ж, ф, х, м.)
Упражнения для развития двигательных функций руки:
- пересчет пальцев на одной руке и на обеих;
- чередование позиций «кулак-кольцо», «кулак-ребро-ладонь»;
- клавиатурные движения;
- штриховка геометрических фигур или рисунков сначала прямыми отрезками, затем кружочками, крючками, петлями и т. д., обведение через кальку образцов букв.
Упражнения на уточнению оптического образа конкретной буквы.
При изучении конкретной буквы детально разбираются все ее составные элементы, объясняется, где в этой букве информативные места: место сгиба, начало и конец линии.
Задание на нахождение в буквах информативных мест или, наоборот, по информативным точкам воспроизвести буквы. зрительно-моторный образа буквы закрепляется с помощью картинок со сходными предметами и сопровождением небольшого стихотворения (б-белочка, д-дятел, о-обруч, и-два крючка), соединением движения с речью:
Буква «б» с большим кружком,
в кепке с длинным козырьком.
Буква «д», как альпинист,
кругляшек и хвостик вниз.
При чтении слогов, слов и предложений, включающих изучаемую букву, используются опорные сигналы, применение которых помогает усвоить зрительно-пространственный образ букв б-, д-, п-, т-, о-, а-, и-, у-.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающее занятие по формированию графических навыков у дошкольников.
Коррекционно-развивающее занятие по формированию графических навыков у дошкольников.Тема: Волшебный теремок для шести братцев ...
Коррекционно-развивающая программа «Развитие мелкой моторики как основы формирования графических навыков письма у младших школьников с нарушением интеллекта »
Цель программы – подготовить руку и скорректировать ручные умения учащегося с ОВЗ для дальнейшего успешного овладения графическим навыком письма....
Статья "Игровые способы формирования графических навыков иноязычных букв"
Чтобы сформировать правильный навык начертания иноязычных букв, целесообразно учить детей определённой логике действий, последовательности их выполнения:сначала внимательно посмотреть, как пишется (на...
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПИСЬМА.
В своей работе я столкнулась с трудностями обучения письму. Меня волновал вопрос, как помочь ученику. Изучала литературу – что представляет собой процесс письма, чем отличается пис...
Физические упражнения, способствующие формированию графических навыков учащихся 1-го класса.
В статье представлены специально разработанные физические упражнения, способствующие развитию качеств, необходимых для успешного овладения графикой письма учениками первого класса....
Психофизиологические особенности формирования графических навыков письма. Авторская статья.
Для т Для того, чтобы правильно обучать учащихся чистописанию, надо знать, как у учащихся формируются графические навыки письма, как складывается почерк и каковы наилучшие условия формиров...