Физические упражнения, способствующие формированию графических навыков учащихся 1-го класса.
статья по логопедии (1 класс) на тему

В статье представлены специально разработанные физические упражнения, способствующие развитию качеств, необходимых для успешного овладения графикой письма учениками первого класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_fizicheskie_uprazhneniya.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 167                                                                            ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

                                                                       

                                                                                                                                                             

Физические упражнения,                                                                                     способствующие формированию графических навыков.

                                                

 Подготовила: учитель-логопед высшей категории

                                                                                    Аксёнова Марина Марковна

г. Санкт-Петербург 2015

   

  Часто приходится видеть, как ученик старательно выводит буквы в «Прописях», а буквы получаются кривые, залезающие за строчки. Особенно трудно первоклассникам дается изучение написания букв со сложными элементами (б, в, д, з, ж, ц, щ, ч). Причина — мышцы кисти и пальцев слабые и рука быстро устает. Да, овладение навыком письма — это один из наиболее сложных видов учебной деятельности. Как приятно держать в руках аккуратную работу, написанную красивым, разборчивым почерком. Красивое письмо имеет буквы одной высоты с одинаковым расстоянием между элементами букв и между буквами. Каждая буква, каждое буквосочетание имеет свои пропорции в зависимости от формы букв, числа элементов, сочетания букв между собой. Хороший почерк зависит от четкости, плавности, ритмичности и скорости письма. Выработать скорое и красивое письмо  у школьников невозможно в короткий срок. Для этого потребуется несколько лет, так как навык письма формируется медленно.

  Чтобы ребенок успешно овладел графическими навыками, ему необходимо развивать координацию движения, пространственные представления, чувство ритма и мелкую моторику кистей и пальцев рук.

   Развивать мелкую моторику пальцев можно занимаясь штриховкой, лепкой, рисованием, конструированием и т. д. Однако из-за слабого развития мышц кисти графические действия у детей вызывают быстрое утомление. Здесь могут помочь физические упражнения по развитию мелкой моторики, так как они носят игровой характер и способствуют развитию мышц и кисти , и пальцев. Хороши для развития мелкой моторики кисти и пальцев рук:

1. Подвижные игры с потешками;

2. Перекладывание мелких предметов в эстафетах;

3. Броски и ловля мяча;

4. Речетативно-физические композиции;

5. Пальчиковая гимнастика;

6. Упражнения с предметами (мячом, обручем, скакалкой, лентой и т. д.).

   Для овладения графическими навыками необходимо развивать чувство ритма, так как одним из компонентов четкого каллиграфического почерка является ритмичность движений пальцев руки в процессе письма. Чувство ритма можно развивать следующими упражнениями:

1. Ходьба под счет, под бубен;

2. Прыжки через длинную скакалку;

3. Бег со скакалкой;

4. Прыжки через короткую скакалку с заданием:

- в быстром темпе;

- в медленном темпе;

- с двойным прокручиванием скакалки на один прыжок;

- с вращением скакалки назад;

- со скрещенным  положением ног;

- со скрещенным положением рук;

5. Танцевально-ритмическая гимнастика.

  В процессе письма важна скоординированность движений плеча, предплечья, кисти и пальцев пишущей руки, а так же скоординированная работа руки и глаза, ведь рука пишет, а глаз оценивает.

   Развитию координации движения способствуют следующие упражнения:

1. Бег наперегонки с разных исходных положений;

2. Бег с изменением направления по сигналу;

3. Челночный бег (длина одного отрезка 4 — 5 м.);

4. Прыжки с одной ноги на другую по кружкам;

5. Прыжки с возвышения в центр круга:

- прямо;

- с поворотом на 90 градусов (влево, вправо);

- с хлопками во время полета;

- с ловлей мяча, брошенного учителем;

6. Проскакивание через катящийся обруч;

7. Прокатывание мяча в обруч и по гимнастической скамейке;

8. Броски мяча в мишень после отскока мяча от пола;

9. Бросание мяча в корзину;

10. Набрасывание колец на стойку;

11. Бросание мяча по движущейся цели (обруч, большой мяч);

12. Полоса препятствий.

   Изучение букв связано с развитием пространственного различения их формы, величины и положения. Развитие пространственных представлений является профилактической оптической дисграфии. Наиболее трудно у детей происходит формирование различения правого и левого направления движения и правой и левой стороны своего тела. Ислледования И.Н. Садовниковой, Е.Ф. Рыбалко и О.И. Галкиной показывают, что слабость пространственной ориентировки и нечеткость пространственных представлений у первоклассников в значительной мере обусловлены недостаточностью работы в этом направлении при подготовке к школе.

  Развить пространственные представления помогут следующие упражнения:

1. Ходьба спиной вперед;

2. Ходьба с закрытыми глазами по кругу;

3. Ходьба шеренгами по 6 человек (важно при ходьбе не «развалить» строй;

4. Дойти с закрытыми глазами до предмета, пользуясь инструкцией учителя;

5. Группа учащихся по команде образовывает круг или другую геометрическую фигуру (командная игра);

6. Раскладывание гимнастических палок параллельно друг другу через равные расстояния (командная игра);

7. Выкладывание фигур из обручей и гимнастических палок (командная игра).

  Все эти упражнения могут включаться во все виды физическо-оздоровительной работы:

1. Утреннюю гимнастику;

2. Физминутки;

3. В игры на перемене и на прогулке в группе продленного дня;

4. В уроки физической культуры.

 Список используемой литературы:

1. Комарова Т.С. Формирование графических навыкоы у дошкольников. -М.;  1970г.

2. Роль физического воспитания в подготовке детей к школе. Под редакцией Ю.Ф. Змановского и Н.Т. Тереховой. -М.; 1980г.

3. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. -М.; 1983г.

4. Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе. Под редакцией А.В.Кенеман, М.Ю. Кистяковской, Т.И. Осокиной. -М.; Просвещение.; 1980г.

5. Филиппова С.О. Физические упражнения как средство подготовки дошкольников к овладению графикой письма. Автореферат кандидатской диссертации.; Л.; 1992г.

6. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков.; С-Пб; «Детство-Пресс»; 1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства, методы и принципы формирования графических навыков у учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ

В системе обучения письму Л.Я. Желтовская  выделяет такие методы (или способы), как копировальный, линейный, ритмический, генетический, метод Карстера. В разные годы предпочтение отдавалось каком...

Рекомендации для родителей на тему: «Упражнения, способствующие формированию навыков чтения»

В последние годы наблюдается резкое увеличение числа детей с различными речевыми нарушениями, поступающих в начальные классы общеобразовательных школ. Особенно распространенными являются нарушения пис...

ПАЛЬЧИКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Моторика — это сово...

Методическая разработка «Упражнения, способствующие формированию навыков чтения»

Упражнения, способствующие формированию навыков чтения...

Виды упражнений, способствующие формированию навыков чтения в начальной школе

Представлена система упражнений направленных на формирование осознанного и       выразительного видов чтения....

"Упражнения, способствующие формированию навыков чтения"

Чтобы процесс чтения был интересным, познавательным и нескучным для обучающихся, необходимо разнообразить работу различными играми и упражнениями, которые сломали бы стереотипное представление о чтени...