Физические упражнения, способствующие формированию графических навыков учащихся 1-го класса.
статья по логопедии (1 класс) на тему
В статье представлены специально разработанные физические упражнения, способствующие развитию качеств, необходимых для успешного овладения графикой письма учениками первого класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_fizicheskie_uprazhneniya.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 167 ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Физические упражнения, способствующие формированию графических навыков.
Подготовила: учитель-логопед высшей категории
Аксёнова Марина Марковна
г. Санкт-Петербург 2015
Часто приходится видеть, как ученик старательно выводит буквы в «Прописях», а буквы получаются кривые, залезающие за строчки. Особенно трудно первоклассникам дается изучение написания букв со сложными элементами (б, в, д, з, ж, ц, щ, ч). Причина — мышцы кисти и пальцев слабые и рука быстро устает. Да, овладение навыком письма — это один из наиболее сложных видов учебной деятельности. Как приятно держать в руках аккуратную работу, написанную красивым, разборчивым почерком. Красивое письмо имеет буквы одной высоты с одинаковым расстоянием между элементами букв и между буквами. Каждая буква, каждое буквосочетание имеет свои пропорции в зависимости от формы букв, числа элементов, сочетания букв между собой. Хороший почерк зависит от четкости, плавности, ритмичности и скорости письма. Выработать скорое и красивое письмо у школьников невозможно в короткий срок. Для этого потребуется несколько лет, так как навык письма формируется медленно.
Чтобы ребенок успешно овладел графическими навыками, ему необходимо развивать координацию движения, пространственные представления, чувство ритма и мелкую моторику кистей и пальцев рук.
Развивать мелкую моторику пальцев можно занимаясь штриховкой, лепкой, рисованием, конструированием и т. д. Однако из-за слабого развития мышц кисти графические действия у детей вызывают быстрое утомление. Здесь могут помочь физические упражнения по развитию мелкой моторики, так как они носят игровой характер и способствуют развитию мышц и кисти , и пальцев. Хороши для развития мелкой моторики кисти и пальцев рук:
1. Подвижные игры с потешками;
2. Перекладывание мелких предметов в эстафетах;
3. Броски и ловля мяча;
4. Речетативно-физические композиции;
5. Пальчиковая гимнастика;
6. Упражнения с предметами (мячом, обручем, скакалкой, лентой и т. д.).
Для овладения графическими навыками необходимо развивать чувство ритма, так как одним из компонентов четкого каллиграфического почерка является ритмичность движений пальцев руки в процессе письма. Чувство ритма можно развивать следующими упражнениями:
1. Ходьба под счет, под бубен;
2. Прыжки через длинную скакалку;
3. Бег со скакалкой;
4. Прыжки через короткую скакалку с заданием:
- в быстром темпе;
- в медленном темпе;
- с двойным прокручиванием скакалки на один прыжок;
- с вращением скакалки назад;
- со скрещенным положением ног;
- со скрещенным положением рук;
5. Танцевально-ритмическая гимнастика.
В процессе письма важна скоординированность движений плеча, предплечья, кисти и пальцев пишущей руки, а так же скоординированная работа руки и глаза, ведь рука пишет, а глаз оценивает.
Развитию координации движения способствуют следующие упражнения:
1. Бег наперегонки с разных исходных положений;
2. Бег с изменением направления по сигналу;
3. Челночный бег (длина одного отрезка 4 — 5 м.);
4. Прыжки с одной ноги на другую по кружкам;
5. Прыжки с возвышения в центр круга:
- прямо;
- с поворотом на 90 градусов (влево, вправо);
- с хлопками во время полета;
- с ловлей мяча, брошенного учителем;
6. Проскакивание через катящийся обруч;
7. Прокатывание мяча в обруч и по гимнастической скамейке;
8. Броски мяча в мишень после отскока мяча от пола;
9. Бросание мяча в корзину;
10. Набрасывание колец на стойку;
11. Бросание мяча по движущейся цели (обруч, большой мяч);
12. Полоса препятствий.
Изучение букв связано с развитием пространственного различения их формы, величины и положения. Развитие пространственных представлений является профилактической оптической дисграфии. Наиболее трудно у детей происходит формирование различения правого и левого направления движения и правой и левой стороны своего тела. Ислледования И.Н. Садовниковой, Е.Ф. Рыбалко и О.И. Галкиной показывают, что слабость пространственной ориентировки и нечеткость пространственных представлений у первоклассников в значительной мере обусловлены недостаточностью работы в этом направлении при подготовке к школе.
Развить пространственные представления помогут следующие упражнения:
1. Ходьба спиной вперед;
2. Ходьба с закрытыми глазами по кругу;
3. Ходьба шеренгами по 6 человек (важно при ходьбе не «развалить» строй;
4. Дойти с закрытыми глазами до предмета, пользуясь инструкцией учителя;
5. Группа учащихся по команде образовывает круг или другую геометрическую фигуру (командная игра);
6. Раскладывание гимнастических палок параллельно друг другу через равные расстояния (командная игра);
7. Выкладывание фигур из обручей и гимнастических палок (командная игра).
Все эти упражнения могут включаться во все виды физическо-оздоровительной работы:
1. Утреннюю гимнастику;
2. Физминутки;
3. В игры на перемене и на прогулке в группе продленного дня;
4. В уроки физической культуры.
Список используемой литературы:
1. Комарова Т.С. Формирование графических навыкоы у дошкольников. -М.; 1970г.
2. Роль физического воспитания в подготовке детей к школе. Под редакцией Ю.Ф. Змановского и Н.Т. Тереховой. -М.; 1980г.
3. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. -М.; 1983г.
4. Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе. Под редакцией А.В.Кенеман, М.Ю. Кистяковской, Т.И. Осокиной. -М.; Просвещение.; 1980г.
5. Филиппова С.О. Физические упражнения как средство подготовки дошкольников к овладению графикой письма. Автореферат кандидатской диссертации.; Л.; 1992г.
6. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков.; С-Пб; «Детство-Пресс»; 1999г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Средства, методы и принципы формирования графических навыков у учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ
В системе обучения письму Л.Я. Желтовская выделяет такие методы (или способы), как копировальный, линейный, ритмический, генетический, метод Карстера. В разные годы предпочтение отдавалось каком...
Рекомендации для родителей на тему: «Упражнения, способствующие формированию навыков чтения»
В последние годы наблюдается резкое увеличение числа детей с различными речевыми нарушениями, поступающих в начальные классы общеобразовательных школ. Особенно распространенными являются нарушения пис...
ПАЛЬЧИКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики. Моторика — это сово...
Методическая разработка «Упражнения, способствующие формированию навыков чтения»
Упражнения, способствующие формированию навыков чтения...
Виды упражнений, способствующие формированию навыков чтения в начальной школе
Представлена система упражнений направленных на формирование осознанного и выразительного видов чтения....
Статья: Коррекционно - развивающие упражнения, способствующие формированию графических навыков письма букв
Для формирования графических навыков письма ......
"Упражнения, способствующие формированию навыков чтения"
Чтобы процесс чтения был интересным, познавательным и нескучным для обучающихся, необходимо разнообразить работу различными играми и упражнениями, которые сломали бы стереотипное представление о чтени...