"Деятельность учителя в рамках педагогики сотрудничества на уроках литературного чтения в начальной школе"
статья (4 класс)
В статье рассматриваются основые виды деятельности в рамках педагоги сотрудничества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_primachenko.docx | 20.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Примаченко Т.В.,
учитель начальных классов
МОУ ИРМО «Уриковская СОШ»
Деятельность учителя в рамках педагогики сотрудничества на уроках литературного чтения в начальной школе.
Аннотация. В статье рассматриваются основные виды деятельности в рамках педагогики сотрудничества
Ключевые слова: группы, педагогика сотрудничества, Е.А. Ильин.
Умножать, а не только уважать человека в человеке
Е.Н. Ильин
Выстроить урок – общение не всегда просто, но очень нужно и важно. Поэтому уроки литературы по методике Ильина – это уроки – открытия, на которых обучающиеся открывают для себя не только слово писателя, особенности произведения, героя, они открывают параллельно и себя, свои способности, раскрывают свое Я. Учитель обогащается открытиями своих учеников т.к учится вместе с ними. Опыт Е. Н. Ильина позволяет выстраивать уроки как общение, в рамках которого происходит коммуникативный обмен мыслями, рефлексия, устанавливается отношение участника к собственным действиям.
Познакомившись с системой Е. Н. Ильина, я заинтересовалась ее основными положениями и считаю необходимым использовать ее элементы в своей педагогической практике. В соответствии с идеями Е. Ильина пытаюсь разрабатывать и свои уроки. Один из любимых приёмов Е. Ильина, а теперь и моих— это предложить ученику представить себя писателем или поэтом и проанализировать «собственное» творчество. Попытаться прочувствовать, что именно испытывал автор, о чём он думал, когда создавал то, или иное произведение. И при желании — что-то в нём изменить.
Важнейшими для Е. Н. Ильина на уроке были проблема, вопрос и деталь.
Для создания проблемных ситуаций использую способ введения обучающегося в структуру материала через деталь, вопрос и проблему. Ответ на поставленные проблемы организую в форме коллективного поиска в группах (оптимальное количество детей от 4 до 6). Особое внимание уделяю вопросам и ответам. Ведь в них выражается поиск, спор, сомнение, возражение, стремление иметь свою точку зрения. Развивается любознательность и ученик тянется к литературе.
Деятельность в рамках педагогики сотрудничества осуществляю также в форме работы групп. Это очень эффективная форма работы, требующая, однако, выполнения ряда правил и имеющая ряд особенностей.
Основные виды деятельности в рамках педагогики сотрудничества это:
1. Индивидуальная работа.
2. Соревновательная работа.
3. Кооперативная работа.
Основные элементы обучения в рамках педагогики сотрудничества:
1. Работу групп контролирую на всех этапах
2. В группе должны быть сильные и слабые учащиеся. Если в группе возник конфликт, надо дать членам группы самим найти решение.
3. Группы не должны быть постоянными
Правила групп: умение сотрудничать друг с другом – это:
- умение лидировать;
- умение принимать решения;
- умение разрешать конфликты.
Групповое обсуждение:
а) каждая группа должна описать действия каждого члена группы, которые помогли всем вместе добиться успеха;
б) подвести итог работы (рефлексия);
в) постоянно наблюдаю за работой групп и рассказываю всему коллективу о результатах совместного обучения.
Отличительные особенности групп от традиционного урока:
а) все активно работают над заданием;
б) обсуждают, высказывают свое мнение, слушают друг друга, задают друг другу вопросы ("Почему так думаешь..."), учатся помогать друг другу ("А как ты это понимаешь...");
в) одаренные учащиеся могут раскрыть свои способности без привлечения внимания целого коллектива или учителя. Подростки охотно учатся у своих товарищей;
г) обучаемые более свободно держатся во время работы в своих группах. Учащиеся, которых обычно не замечают в классе, имеют возможность продемонстрировать свои знания. Здесь он не боятся и не стесняются.
Учащиеся с помощью упражнений формируют и выражают собственное мнение, учатся слушать других, делают выводы, а это - демократический способ мышления.
Главное в уроке литературы – соединить человека с жизнью при помощи книги, сдружить человека с другим человеком, примирить его с самим собой. Уважать человека в человеке и приумножать это качество. Помочь себе и другим очеловечиться. Урок литературы – это как скорая помощь, но для души.
Библиографический список
- Е. Н. Ильин. «Путь к ученику», Москва, 1988.
- Е. Н. Ильин «Герой нашего урока», Москва, 1991.
- Обучение в сотрудничестве//Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/Е.С. Полат, М.Ю, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеев и др.; под ред. Е.С. Полат.- М.,2020.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс Проектная деятельность на уроках литературного чтения в начальной школе
Урок-проект литературного чтения по теме "Обобщение раздела "Люблю природу русскую. Весна"...
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.
Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Создание проблемной ситуации на каждом этапе урока позволит учителю совместно с учениками заниматься частично-поисковой деятельностью, исследовательской работой. В ходе этой работы дети накапливают зн...
Педагогический проект "Использование графического способа на уроках литературного чтения в начальной школе" выполнила Сумина Галина Алексеевна Учитель начальных классов
Моделирование как дидактический и эвристический прием является как раз тем средством, которое, с одной стороны, опирается на традиционный принцип наглядности, с другой - позволяет применить этот принц...
Методические приёмы работы с художественными произведениями разных литературных жанров на уроках литературного чтения в начальной школе
Представленные методические приёмы помогут учителю организовать литературоведческую пропедевтику и разнообразить работу с художественными произведениями разных литературных жанров на уроках литературн...
• Применение ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе для реализации ФГОС. Курс литературного чтения Ефросининой Л.А. (система Н.Ф. Виноградовой)
Тема: Интерактивные наглядные пособия для эффективного проведения уроков литературного чтения в начальной школе.Применение ИКТ на уроках чтения в начальной школе для реализации ФГОС.Приёмы модел...
Урок литературного чтения УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс, учитель: Баранова М.Н. Тема: «С.Я.Маршак. Стихотворение «Урок родного языка»».
конспект урока с технологической картой...