Урок литературного чтения УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс, учитель: Баранова М.Н. Тема: «С.Я.Маршак. Стихотворение «Урок родного языка»».
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Баранова Марина Николаевна

конспект урока с технологической картой 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s.marshak_urok_rodnogo_yazyka_.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс, учитель: Баранова М.Н.

Тема: «С.Я.Маршак. Стихотворение «Урок родного языка»».

Цель: формирование общеучебного навыка – осознанного чтения, умение работать с текстом, посредством изучения нового произведения.

Учебные задачи:

  • создать условия для ознакомления учащихся со стихотворением С.Я.Маршака;
  • способствовать формированию способности у учащихся к полноценному восприятию поэтического произведения; обучению анализу стихотворения;
  • помочь детям увидеть образные языковые средства, использованные автором при создании стихотворения;
  • учить определять тему чтения;
  • создать условия для развития  речевой культуры учащихся;   развития связной речи учащихся; выразительного чтения;  для работы над уточнением значения слов.
  • воспитывать интерес к чтению и литературному творчеству;

Учебные умения:

  • определять тон, темп и ритм чтения стихотворения;
  • читать выразительно стихи С.Я.Маршака.

Тип урока: Комбинированный.  Изучение и первичное закрепление нового материала.

Оборудование:

  • учебник «Литературное чтение» (3 класс, 2 часть) Л. А.  Ефросининой.,  М.И.Омороковой,
  •  рабочая тетрадь на печатной основе для учащихся 3 класса,
  • толковый словарь русского языка О.И. Ожегова,
  • репродукции картин на темы “Война”, “Мир”,
  • презентация к уроку.

Этапы урока и их содержание:

  1. Организационный момент

- Дорогие ребята!

- Подравняйтесь, выпрямитесь, проверьте, все ли готово к уроку?

- Пусть наш урок пройдёт под девизом:

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет он у вас,

А сердце добрым будет.

  1. Постановка целей урока. Актуализация знаний.
  1. Постановка целей и задач урока

- Послушайте отрывок из стихотворения. Попробуйте понять его главную мысль.


- Пусть ходят голуби по крышам,

Пусть тают в небе журавли…

Пусть будет мир! Он так нам нужен!

Мир нужен людям всей земли!

- Главная мысль …нужен мир на земле.

 -Дети, что необходимо людям для того, чтобы они могли спокойно жить и трудиться?
(людям нужен мир)
- Как вы понимаете слово мир?
- Дети тоже за мир на Земле! Что каждый из вас может сделать для мирной жизни? (дружить, хорошо общаться, …)


- Можете ли вы определить содержание урока литературного чтения?

- Познакомимся с произведением о мире.

Продолжим фразы, чего мы будем делать на уроке

:

Узнаем … новое

Успешно справимся…. с заданиями

Будем … оценивать…работу

Выявим трудности… в вопросах

Расширим…знания

 (Ответы детей)

  1. Работа над новым материалом.
  1. Работа со стихотворением С.Я. Маршака

Слово учителя:

- Сегодня мы познакомимся с произведением С.Я Маршака.

Биография С.Маршака – презентация биографии

Авторское чтение. После чтения пауза.

- Поделитесь своими мыслями, чувствами. Что хотел донести нам автор своим произведением? (Ответы детей)

У нас в учебнике стихотворение С.Маршака напечатано в небольшом сокращении.

 

Прежде чем вы сам-но начнете чтение проведем речевую разминку:

  1. Речевая разминка

     1) Упражнения в постановке правильного речевого дыхания.

         а) «Глубокий вдох – на выдохе чётко произносим гласные звуки  АОУЫЭ»

       

     2) Артикуляционная гимнастика.

а)  «Губы в улыбке» – «Губы в трубочку» - (чередование упражнений 4-5 раз)

     3) Дикционные упражнения

      Проговаривание чистоговорок:

  Ок-ок – ок – у нас идет урок

Ны-ны-ны – мы не хотим войны

Ми – ми- ми – планете нужен мир.

-  Прочитайте чистоговорку про себя.

-  Шепотом по слогам.

-  Прочтите целыми словами.

  1. Первичное закрепление

Самостоятельное чтение стихотворения  учащимися (про себя) с заданием:

-  Когда  как вы будете читать стихотворение, обратите внимание на  непонятные слова, подчеркните их.

Какие слова вы подчеркнули?

Словарная работа.

Ленинград – это сейчас  город Санкт-Петербург, Ленинградом он назывался до 06 сентября 1991 года.

Советский – до декабря 1991 года Россия называлась СССР или Советский союз.

Писали перьями, перо – вместо ручки, до середины 70 годов писали металлическими перьями, обмакивая их в чернила.

Родной язык – государственный язык страны, в которой ты живешь.

Как вы думаете, почему С.Маршак делает повторы слов? Найдите строки.

 Дыхательная гимнастика

  1. - Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат любимого цветка… Нежный аромат … Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: На вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.
  2. Зарядка для глаз

  1. Вторичное закрепление  

Чтение стихотворение 2-3 детьми.

- Вы очень красиво читали стихотворение, вы прониклись мыслями, чувствами поэта.

Беседа по содержанию, выборочное чтение стихотворения.

- Какие чувства вызывает стихотворение?

- Какие важные слова пишут дети?

- Из всех слов выберите  2-3 слова, в которых, на ваш взгляд, заключена суть стихотворения.

Работа в парах. Прием – ассоциация:

Работа со словами ВОЙНА и МИР. (антонимы) Слова записываются в 2 столбика.

Какие ассоциации возникают у вас с этими словами? Что представляете, услышав их?

Какие чувства, настроения вызывают у вас данные слова?

Хочу предложить вам такое слово – хаос.  Что оно обозначает , кто знает? Куда его поместим?

Из словаря Ожегова - Слово – хаос – беспорядок, неразбериха …

Работа в парах.

 Из хаоса собрать и записать пословицу:

1 ряд - QWМИРRWUСТРОИТ,ILWJJВОЙНАVNWРАЗРУШАЕТS  (Мир строит, война разрушает)

2 ряд - NSХУДОЙZUМИРYWRЛУЧШЕLDДОБРОЙJJSССОРЫUY  (Худой мир лучше доброй ссоры)

3 ряд - GNZМИРSSIНАWПЛАНЕТЕ–RQСЧАСТЛИВЫNFДЕТИRD (Мир на планете – счастливы дети.

Эти пословицы дополняют содержание нашего урока.

Картины – тоже могут дополнить содержание нашего урока. Посмотрите. Вы сразу догадались, где изображен мир, а где война?

Объясните…

Работа с обложкой  к стихотворению

Составим модель обложки к данному произведению

- Что должны делать взрослые, дети – все люди на планете, чтобы был мир? Составление декларации (закона, заявления) о мире – работа в группах, запись на полосках с последующим чтением и оформлением аппликации на доске.

  1. Итог урока.

- Что нового узнали?

Что хотел сказать поэт в своем стихотворении «Урок родного языка»?  Как читаются его произведения, почему они легко запоминаются?

- что вам понравилось на уроке?

- какую оценку поставите себе, своему товарищу?

VII. Домашнее задание.

  • Выучить стихотворение наизусть, читать понравившиеся стихотворения С.Я. Маршака (для всех).
  • Нарисовать рисунок «Мир на планете – счастливы дети»

VIII.  Рефлексия.  

- Вернемся к девизу нашего урока, ведь эти строки написал С.Маршак.

«Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет он у вас,

А сердце добрым будет

Даже по делу спеша, не забудь!

Этот короткий путь –

Тоже частица жизни твоей.

Жить и в пути умей!»

С.Я.Маршак

(Чтение вслух детьми)

Миру без добра не быть!

Желаю всем добра и мира! Спасибо за урок!  

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение

Тема урока: С. Маршак «Урок родного языка»

Тип урока: Урок открытия нового знания

Цели урока:

Познакомить с произведением С. Маршака, с творчеством поэта, интерес к чтению, любознательность;

Развивать память, мышление, воспитывать чувство патриотизма и интернационализма, интерес к чтению, любознательность.

Умение слушать, находить логические паузы и выделять их в тексте; работа с содержанием стихотворения.

Задачи урока:

Научить:

- Работать с различными источниками для получения знания;

- Использовать новую терминологию в устной речи;

- Слушать других и использовать полученные знания;

- Совершенствовать навыки чтения и работу с текстом.

Оборудование:

  1. Презентация о С.Маршаке
  2. Запись стихотворения С.Маршака «Урок родного языка»

Планируемые результаты

познавательные:

-определять строфу, ставить логическое ударение, находить повторы в тексте, объяснять и доказывать свое мнение;

-учиться работать с содержанием текста;

регулятивные:

- Работать по плану, сверяясь с целью; находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно;

-Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели с помощью учителя и в группе

коммуникативные:

-Излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;

- Участвовать в диалоге: слушать и слышать другого.

личностные:

- Объяснять оценки поступков с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей

в однозначных и неоднозначных ситуациях;

Этап урока

Время

Цель

Содержание учебного материала

Методы и приемы работы

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Самоопределение к деятельности.

Орг. момент

3минуты

Подготовить к восприятию учебного материала.

-Все готовы к уроку? Проверьте все ли на своих местах. Тихо садитесь.

-Посмотрите на доску. Здесь находятся иллюстрации к некоторым произведениям.

Какие произведения вам знакомы? (сл.1) (Сказка о глупом мышонке, Кошкин дом, детки в клетки, где обедал воробей, вот какой рассеянный.. )

Кто написал все эти произведения?

(С.Я. Маршак)

Фронтальная работа

Личностные:

Самоопределение

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; уметь излагать свое мнение; Участвовать в диалоге: слушать и слышать другого

Включение в деловой ритм. Устное сообщение

Подготовка к работе

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

7минут

Подготовка к новому материалу.

Индивидуальная и фронтальная работа

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге: слушать и слышать другого; Излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами

Регулятивные:

Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели с помощью учителя

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Постановка учебной задачи.

2минуты

Самостоятельная формулировка темы и постановка задач учащимися на уроке.

Что мы будем изучать сегодня на уроке? О ком пойдет речь? Какие произведения Маршака вы знаете?

Фронтальная работа

Регулятивные:

Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели с помощью учителя

Коммуникативные:

Участвовать в диалоге: слушать и слышать другого; Излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

Ставят цели, формируют (уточняют) тему урока.

Построение проекта выхода из затруднения

7минут

Актуализировать мыслительные операции, сравнения и аналогии.

Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним произведением.

«Урок родного языка»

Как вы думаете, почему такое название у этого произведения? Уч.с.97 Рассмотрите картинку. Что нарисовано на ней? Почему? Уч.с.98-давайте прочтем сложные слова в словаре.(сл.3 Ленинград, Советские- пояснение слов) Я включу вам запись стихотворения, а вы возьмете карандаши, отмечайте паузы, которые вы услышите во время чтения актера. (слушают 2 раза)

Индивидуальная и фронтальная работа

Познавательные:

Устанавливать аналогии с помощью учителя и самостоятельно;

Находить информацию в текстах, таблицах, схемах, иллюстрациях учебника и других источниках, в том числе используя ИКТ

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.п.)

Первичное закрепление.

9минут

Закрепление знаний учащихся.

О чем это стихотворение? О ком рассказывает автор? Как говорит о своей родине? Объясните. Найдите строчки в стихотворении. Прочтите. Какие слова пишут дети? Как их надо читать? Почему? Какие слова повторяются ? Найдите их в тексте. Зачем автор использует повторы? На что он хочет обратить внимание? Прочтите заголовок. Объясните, почему у стихотворения такое название? Как бы назвали вы это стихотворение?

Давайте попробуем прочитать это стихотворение по строфам. Что такое строфа?

(Строфа - определенное кол-во строк, объединенных общей рифмой. ) Какие бывают строфы? (двустишье, трех, четырех..) Найдите 1 строфу. Каким голосом, тоном будем читать?

(спокойным) Быстро или медленно? (средний темп) Будем ли выделять какие -то слова голосом?(да)Какие? (Нам не нужна Война!) Найдите 2строфу. Здесь как будем читать? Будем ли голосом выделять какие -то слова?(нет)3 строфа. (да)Какие ? (Мир всем народам на свете. Нам не нужна война!) Скажите полностью ли это стихотворение у нас в учебнике? (нет.сокращенно) А актер нам читал?(полностью) Много ли убрали из стихотворения? (нет, 5строк) Как вы думаете почему?

Фронтальная работа

Регулятивные:

Контроль, оценка, коррекция.

Познавательные:

Умение структурировать знания; Уметь осознанно и произвольно строить речевые высказывания

Коммуникативные:

Излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами

Устанавливает осознанность ситуации

Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

9минут

Умение самостоятельно структурировать знания, выбирать способ решения задачи, контролировать и оценивать процесс учебной деятельности.

Молодцы. Давайте, продолжим работу со стихотворением. Попробуйте выразительно прочитать стихотворение.(2-3 чел) Давайте сравним с чтением актера. (слушаем образец чтения)

Правильно ли мы читали? Прочтем еще раз.

Откройте свои р.т. с.66. Найдите задание 1. Попробуйте дописать сами , не подглядывая, пропущенные слова в строках стихотворения. Что у вас получилось? (сравниваем ответы.) Задание 2. Какие слова в тексте говорят о мире и покое? Подчеркните. Задание 3. Найдите отрывке в чем заключается главная мысль стихотворения. Подчеркните. Объясните свой ответ. Молодцы.

Индивидуальная и фронтальная работа

Регулятивные: контроль, коррекция; выделение и осознание того, что уже усвоено и еще подлежит усвоить.

Коммуникативные:

Излагать свое мнение, быть готовым изменить мнение под воздействием контраргументов;

Участие в диалоге

Организует деятельность по применению новых знаний.

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Рефлексия деятельности

(итог )

6минут

Оценить собственную деятельность на уроке.

Давайте еще раз попробуем прочитать с выражением.(3-5 чел)

А теперь попробуйте сделать иллюстрацию к этому стихотворению. (Р.т. с.67 №4) Что у вас получилось? Почему вы нарисовали именно такую иллюстрацию?

О чем мы говорили? Что вам понравилось? Удивило?

Индивидуальная и фронтальная работа

Познавательная:

Рефлексия

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Самуил Маршак

Урок родного языка

В классе уютном, просторном
Утром стоит тишина.
Заняты школьники делом –
Пишут по белому черным,
Пишут по черному белым,
Перьями пишут и мелом:
«Нам не нужна
Война!»

Стройка идет в Ленинграде,
Строится наша Москва.
А на доске и в тетради
Школьники строят слова.

Четкая в утреннем свете,
Каждая буква видна.
Пишут советские дети:
«Мир всем народам на свете.
Нам не нужна
Война!»

Мир всем народам на свете.
Всем есть простор на планете, –
Свет и богат и велик.
Наши советские дети
Так изучают язык.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказы о животных. Урок литературного чтения УМК " Начальная школа XXI века" 2 класс

Конспект урока и презентация  по произведениям К. Ушинского " Лиса Патрикеевна", П Комарова " Оленёнок"...

Произведения С.Я.Маршака. Стихотворение «Урок родного языка» (УМК "Начальная школа XXI века")

Тема урока: «Произведения С.Я.Маршака. Стихотворение «Урок родного языка»».Цели урока:- создать условия для ознакомления учащихся со стихотворением С.Я.Маршака «Урок родного языка»;- помочь детям увид...

Урок литературного чтения УМК "Начальная школа 21 века" К.Г.Паустовский "Барсучий нос"

Урок литературного чтения УМК "Начальная школа 21 века" К.Г.Паустовский...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ УМК:  «Начальная школа 21 века» Класс: 4 Тема: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮУМК:  «Начальная школа 21 века»Класс: 4Тема:  С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»Цель:  осветить некоторые м...

План-конспект урока литературного чтения (УМК «Начальная школа XXI века»)

Тема: Русская народная сказка «Белые пёрышки»Класс: 2.Цель: создание условий на уроке для знакомства с устной народной сказкой «Белые перышки».Задачи:предметные: содействовать ...

Технологическая карта урока литературного чтения, УМК "Начальная школа ХХI", 2 класс, тема: "Л.Яхнин "Музыка леса"

Цель урока: формирование читательской компетентности у обучающихся в процессе чтения и анализа стихотворения Л.Яхнина «Музыка леса»: умения выполнять сравнительный анализ лирического стихо...

Технологическая карта и презентация урока литературного чтения УМК «Начальная школа XXI» 2 класс Тема урока: Новости и источники новостей. С.Михалков А что у вас?

Цель:формирование у обучающихся читательской компитентности через знакомство с периодической печатью, формирование умения анализировать новости и понимать смысл прочитанного.Задачи:Дидактические:1) ...