Урок литературного чтения УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс, учитель: Баранова М.Н. Тема: «С.Я.Маршак. Стихотворение «Урок родного языка»».
план-конспект урока по чтению (3 класс)
конспект урока с технологической картой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s.marshak_urok_rodnogo_yazyka_.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс, учитель: Баранова М.Н.
Тема: «С.Я.Маршак. Стихотворение «Урок родного языка»».
Цель: формирование общеучебного навыка – осознанного чтения, умение работать с текстом, посредством изучения нового произведения.
Учебные задачи:
- создать условия для ознакомления учащихся со стихотворением С.Я.Маршака;
- способствовать формированию способности у учащихся к полноценному восприятию поэтического произведения; обучению анализу стихотворения;
- помочь детям увидеть образные языковые средства, использованные автором при создании стихотворения;
- учить определять тему чтения;
- создать условия для развития речевой культуры учащихся; развития связной речи учащихся; выразительного чтения; для работы над уточнением значения слов.
- воспитывать интерес к чтению и литературному творчеству;
Учебные умения:
- определять тон, темп и ритм чтения стихотворения;
- читать выразительно стихи С.Я.Маршака.
Тип урока: Комбинированный. Изучение и первичное закрепление нового материала.
Оборудование:
- учебник «Литературное чтение» (3 класс, 2 часть) Л. А. Ефросининой., М.И.Омороковой,
- рабочая тетрадь на печатной основе для учащихся 3 класса,
- толковый словарь русского языка О.И. Ожегова,
- репродукции картин на темы “Война”, “Мир”,
- презентация к уроку.
Этапы урока и их содержание:
- Организационный момент
- Дорогие ребята!
- Подравняйтесь, выпрямитесь, проверьте, все ли готово к уроку?
- Пусть наш урок пройдёт под девизом:
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет он у вас,
А сердце добрым будет.
- Постановка целей урока. Актуализация знаний.
- Постановка целей и задач урока
- Послушайте отрывок из стихотворения. Попробуйте понять его главную мысль.
- Пусть ходят голуби по крышам,
Пусть тают в небе журавли…
Пусть будет мир! Он так нам нужен!
Мир нужен людям всей земли!
- Главная мысль …нужен мир на земле.
-Дети, что необходимо людям для того, чтобы они могли спокойно жить и трудиться?
(людям нужен мир)
- Как вы понимаете слово мир?
- Дети тоже за мир на Земле! Что каждый из вас может сделать для мирной жизни? (дружить, хорошо общаться, …)
- Можете ли вы определить содержание урока литературного чтения?
- Познакомимся с произведением о мире.
Продолжим фразы, чего мы будем делать на уроке
:
Узнаем … новое Успешно справимся…. с заданиями Будем … оценивать…работу Выявим трудности… в вопросах Расширим…знания |
(Ответы детей)
- Работа над новым материалом.
- Работа со стихотворением С.Я. Маршака
Слово учителя:
- Сегодня мы познакомимся с произведением С.Я Маршака.
Биография С.Маршака – презентация биографии
Авторское чтение. После чтения пауза.
- Поделитесь своими мыслями, чувствами. Что хотел донести нам автор своим произведением? (Ответы детей)
У нас в учебнике стихотворение С.Маршака напечатано в небольшом сокращении.
Прежде чем вы сам-но начнете чтение проведем речевую разминку:
- Речевая разминка
1) Упражнения в постановке правильного речевого дыхания.
а) «Глубокий вдох – на выдохе чётко произносим гласные звуки АОУЫЭ»
2) Артикуляционная гимнастика.
а) «Губы в улыбке» – «Губы в трубочку» - (чередование упражнений 4-5 раз)
3) Дикционные упражнения
Проговаривание чистоговорок:
Ок-ок – ок – у нас идет урок
Ны-ны-ны – мы не хотим войны
Ми – ми- ми – планете нужен мир.
- Прочитайте чистоговорку про себя.
- Шепотом по слогам.
- Прочтите целыми словами.
- Первичное закрепление
Самостоятельное чтение стихотворения учащимися (про себя) с заданием:
- Когда как вы будете читать стихотворение, обратите внимание на непонятные слова, подчеркните их.
Какие слова вы подчеркнули?
Словарная работа.
Ленинград – это сейчас город Санкт-Петербург, Ленинградом он назывался до 06 сентября 1991 года.
Советский – до декабря 1991 года Россия называлась СССР или Советский союз.
Писали перьями, перо – вместо ручки, до середины 70 годов писали металлическими перьями, обмакивая их в чернила.
Родной язык – государственный язык страны, в которой ты живешь.
Как вы думаете, почему С.Маршак делает повторы слов? Найдите строки.
Дыхательная гимнастика
- - Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат любимого цветка… Нежный аромат … Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: На вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.
- Зарядка для глаз
- Вторичное закрепление
Чтение стихотворение 2-3 детьми.
- Вы очень красиво читали стихотворение, вы прониклись мыслями, чувствами поэта.
Беседа по содержанию, выборочное чтение стихотворения.
- Какие чувства вызывает стихотворение?
- Какие важные слова пишут дети?
- Из всех слов выберите 2-3 слова, в которых, на ваш взгляд, заключена суть стихотворения.
Работа в парах. Прием – ассоциация:
Работа со словами ВОЙНА и МИР. (антонимы) Слова записываются в 2 столбика.
Какие ассоциации возникают у вас с этими словами? Что представляете, услышав их?
Какие чувства, настроения вызывают у вас данные слова?
Хочу предложить вам такое слово – хаос. Что оно обозначает , кто знает? Куда его поместим?
Из словаря Ожегова - Слово – хаос – беспорядок, неразбериха …
Работа в парах.
Из хаоса собрать и записать пословицу:
1 ряд - QWМИРRWUСТРОИТ,ILWJJВОЙНАVNWРАЗРУШАЕТS (Мир строит, война разрушает)
2 ряд - NSХУДОЙZUМИРYWRЛУЧШЕLDДОБРОЙJJSССОРЫUY (Худой мир лучше доброй ссоры)
3 ряд - GNZМИРSSIНАWПЛАНЕТЕ–RQСЧАСТЛИВЫNFДЕТИRD (Мир на планете – счастливы дети.
Эти пословицы дополняют содержание нашего урока.
Картины – тоже могут дополнить содержание нашего урока. Посмотрите. Вы сразу догадались, где изображен мир, а где война?
Объясните…
Работа с обложкой к стихотворению
Составим модель обложки к данному произведению
- Что должны делать взрослые, дети – все люди на планете, чтобы был мир? Составление декларации (закона, заявления) о мире – работа в группах, запись на полосках с последующим чтением и оформлением аппликации на доске.
- Итог урока.
- Что нового узнали?
Что хотел сказать поэт в своем стихотворении «Урок родного языка»? Как читаются его произведения, почему они легко запоминаются?
- что вам понравилось на уроке?
- какую оценку поставите себе, своему товарищу?
VII. Домашнее задание.
- Выучить стихотворение наизусть, читать понравившиеся стихотворения С.Я. Маршака (для всех).
- Нарисовать рисунок «Мир на планете – счастливы дети»
VIII. Рефлексия.
- Вернемся к девизу нашего урока, ведь эти строки написал С.Маршак.
«Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет он у вас,
А сердце добрым будет
Даже по делу спеша, не забудь!
Этот короткий путь –
Тоже частица жизни твоей.
Жить и в пути умей!»
С.Я.Маршак
(Чтение вслух детьми)
Миру без добра не быть!
Желаю всем добра и мира! Спасибо за урок!
Технологическая карта урока
Предмет: литературное чтение
Тема урока: С. Маршак «Урок родного языка»
Тип урока: Урок открытия нового знания
Цели урока:
Познакомить с произведением С. Маршака, с творчеством поэта, интерес к чтению, любознательность;
Развивать память, мышление, воспитывать чувство патриотизма и интернационализма, интерес к чтению, любознательность.
Умение слушать, находить логические паузы и выделять их в тексте; работа с содержанием стихотворения.
Задачи урока:
Научить:
- Работать с различными источниками для получения знания;
- Использовать новую терминологию в устной речи;
- Слушать других и использовать полученные знания;
- Совершенствовать навыки чтения и работу с текстом.
Оборудование:
- Презентация о С.Маршаке
- Запись стихотворения С.Маршака «Урок родного языка»
Планируемые результаты
познавательные:
-определять строфу, ставить логическое ударение, находить повторы в тексте, объяснять и доказывать свое мнение;
-учиться работать с содержанием текста;
регулятивные:
- Работать по плану, сверяясь с целью; находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно;
-Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели с помощью учителя и в группе
коммуникативные:
-Излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;
- Участвовать в диалоге: слушать и слышать другого.
личностные:
- Объяснять оценки поступков с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей
в однозначных и неоднозначных ситуациях;
Этап урока
Время
Цель
Содержание учебного материала
Методы и приемы работы
ФОУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Самоопределение к деятельности.
Орг. момент
3минуты
Подготовить к восприятию учебного материала.
-Все готовы к уроку? Проверьте все ли на своих местах. Тихо садитесь.
-Посмотрите на доску. Здесь находятся иллюстрации к некоторым произведениям.
Какие произведения вам знакомы? (сл.1) (Сказка о глупом мышонке, Кошкин дом, детки в клетки, где обедал воробей, вот какой рассеянный.. )
Кто написал все эти произведения?
(С.Я. Маршак)
Фронтальная работа
Личностные:
Самоопределение
Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками; уметь излагать свое мнение; Участвовать в диалоге: слушать и слышать другого
Включение в деловой ритм. Устное сообщение
Подготовка к работе
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
7минут
Подготовка к новому материалу.
Индивидуальная и фронтальная работа
Коммуникативные:
Участвовать в диалоге: слушать и слышать другого; Излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами
Регулятивные:
Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели с помощью учителя
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.
Выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
Постановка учебной задачи.
2минуты
Самостоятельная формулировка темы и постановка задач учащимися на уроке.
Что мы будем изучать сегодня на уроке? О ком пойдет речь? Какие произведения Маршака вы знаете?
Фронтальная работа
Регулятивные:
Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели с помощью учителя
Коммуникативные:
Участвовать в диалоге: слушать и слышать другого; Излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами
Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.
Ставят цели, формируют (уточняют) тему урока.
Построение проекта выхода из затруднения
7минут
Актуализировать мыслительные операции, сравнения и аналогии.
Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним произведением.
«Урок родного языка»
Как вы думаете, почему такое название у этого произведения? Уч.с.97 Рассмотрите картинку. Что нарисовано на ней? Почему? Уч.с.98-давайте прочтем сложные слова в словаре.(сл.3 Ленинград, Советские- пояснение слов) Я включу вам запись стихотворения, а вы возьмете карандаши, отмечайте паузы, которые вы услышите во время чтения актера. (слушают 2 раза)
Индивидуальная и фронтальная работа
Познавательные:
Устанавливать аналогии с помощью учителя и самостоятельно;
Находить информацию в текстах, таблицах, схемах, иллюстрациях учебника и других источниках, в том числе используя ИКТ
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.
Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.п.)
Первичное закрепление.
9минут
Закрепление знаний учащихся.
О чем это стихотворение? О ком рассказывает автор? Как говорит о своей родине? Объясните. Найдите строчки в стихотворении. Прочтите. Какие слова пишут дети? Как их надо читать? Почему? Какие слова повторяются ? Найдите их в тексте. Зачем автор использует повторы? На что он хочет обратить внимание? Прочтите заголовок. Объясните, почему у стихотворения такое название? Как бы назвали вы это стихотворение?
Давайте попробуем прочитать это стихотворение по строфам. Что такое строфа?
(Строфа - определенное кол-во строк, объединенных общей рифмой. ) Какие бывают строфы? (двустишье, трех, четырех..) Найдите 1 строфу. Каким голосом, тоном будем читать?
(спокойным) Быстро или медленно? (средний темп) Будем ли выделять какие -то слова голосом?(да)Какие? (Нам не нужна Война!) Найдите 2строфу. Здесь как будем читать? Будем ли голосом выделять какие -то слова?(нет)3 строфа. (да)Какие ? (Мир всем народам на свете. Нам не нужна война!) Скажите полностью ли это стихотворение у нас в учебнике? (нет.сокращенно) А актер нам читал?(полностью) Много ли убрали из стихотворения? (нет, 5строк) Как вы думаете почему?
Фронтальная работа
Регулятивные:
Контроль, оценка, коррекция.
Познавательные:
Умение структурировать знания; Уметь осознанно и произвольно строить речевые высказывания
Коммуникативные:
Излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами
Устанавливает осознанность ситуации
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
9минут
Умение самостоятельно структурировать знания, выбирать способ решения задачи, контролировать и оценивать процесс учебной деятельности.
Молодцы. Давайте, продолжим работу со стихотворением. Попробуйте выразительно прочитать стихотворение.(2-3 чел) Давайте сравним с чтением актера. (слушаем образец чтения)
Правильно ли мы читали? Прочтем еще раз.
Откройте свои р.т. с.66. Найдите задание 1. Попробуйте дописать сами , не подглядывая, пропущенные слова в строках стихотворения. Что у вас получилось? (сравниваем ответы.) Задание 2. Какие слова в тексте говорят о мире и покое? Подчеркните. Задание 3. Найдите отрывке в чем заключается главная мысль стихотворения. Подчеркните. Объясните свой ответ. Молодцы.
Индивидуальная и фронтальная работа
Регулятивные: контроль, коррекция; выделение и осознание того, что уже усвоено и еще подлежит усвоить.
Коммуникативные:
Излагать свое мнение, быть готовым изменить мнение под воздействием контраргументов;
Участие в диалоге
Организует деятельность по применению новых знаний.
Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
Рефлексия деятельности
(итог )
6минут
Оценить собственную деятельность на уроке.
Давайте еще раз попробуем прочитать с выражением.(3-5 чел)
А теперь попробуйте сделать иллюстрацию к этому стихотворению. (Р.т. с.67 №4) Что у вас получилось? Почему вы нарисовали именно такую иллюстрацию?
О чем мы говорили? Что вам понравилось? Удивило?
Индивидуальная и фронтальная работа
Познавательная:
Рефлексия
Коммуникативные:
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Организует рефлексию.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Самуил Маршак
Урок родного языка
В классе уютном, просторном
Утром стоит тишина.
Заняты школьники делом –
Пишут по белому черным,
Пишут по черному белым,
Перьями пишут и мелом:
«Нам не нужна
Война!»
Стройка идет в Ленинграде,
Строится наша Москва.
А на доске и в тетради
Школьники строят слова.
Четкая в утреннем свете,
Каждая буква видна.
Пишут советские дети:
«Мир всем народам на свете.
Нам не нужна
Война!»
Мир всем народам на свете.
Всем есть простор на планете, –
Свет и богат и велик.
Наши советские дети
Так изучают язык.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рассказы о животных. Урок литературного чтения УМК " Начальная школа XXI века" 2 класс
Конспект урока и презентация по произведениям К. Ушинского " Лиса Патрикеевна", П Комарова " Оленёнок"...
Произведения С.Я.Маршака. Стихотворение «Урок родного языка» (УМК "Начальная школа XXI века")
Тема урока: «Произведения С.Я.Маршака. Стихотворение «Урок родного языка»».Цели урока:- создать условия для ознакомления учащихся со стихотворением С.Я.Маршака «Урок родного языка»;- помочь детям увид...
Урок литературного чтения УМК "Начальная школа 21 века" К.Г.Паустовский "Барсучий нос"
Урок литературного чтения УМК "Начальная школа 21 века" К.Г.Паустовский...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ УМК: «Начальная школа 21 века» Класс: 4 Тема: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮУМК: «Начальная школа 21 века»Класс: 4Тема: С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»Цель: осветить некоторые м...
План-конспект урока литературного чтения (УМК «Начальная школа XXI века»)
Тема: Русская народная сказка «Белые пёрышки»Класс: 2.Цель: создание условий на уроке для знакомства с устной народной сказкой «Белые перышки».Задачи:предметные: содействовать ...
Технологическая карта урока литературного чтения, УМК "Начальная школа ХХI", 2 класс, тема: "Л.Яхнин "Музыка леса"
Цель урока: формирование читательской компетентности у обучающихся в процессе чтения и анализа стихотворения Л.Яхнина «Музыка леса»: умения выполнять сравнительный анализ лирического стихо...
Технологическая карта и презентация урока литературного чтения УМК «Начальная школа XXI» 2 класс Тема урока: Новости и источники новостей. С.Михалков А что у вас?
Цель:формирование у обучающихся читательской компитентности через знакомство с периодической печатью, формирование умения анализировать новости и понимать смысл прочитанного.Задачи:Дидактические:1) ...