Особенности учебных заданий, направленных на формирование способности к разрешению проблем / проблемных ситуаций.
статья
Из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.22 КБ |
![]() | 343 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности учебных заданий, направленных на формирование способности к разрешению проблем / проблемных ситуаций.
Одним из основных требований стандарта к личностным и метапредметным результатам является умение разрешения проблем, т.е. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование навыка разрешения проблемы предполагает освоение и выполнение учащимися следующих действий:
- осознание проблемной ситуации - необходимость начать работу, принять общее решение: «Надо что- то делать»; «Что делать?».
- постановка проблемы – осознание и определение того, что именно необходимо делать, разрешать;
- оценка компонентов проблемы – поиск и отбор информации, обработка информации, условий и ограничений, т.е. поиск ответов на вопросы: «Как делать?»; « В какой последовательности?».
- перебор и анализ допустимых вариантов, оценка последствий, поиск оптимального варианта: « Что из этого приемлемо для меня?».
Анализ состава перечисленных действий позволяет сделать вывод о том, что учебные задания, направленные на формирование способности к разрешению проблем и проблемной ситуации, должны предполагать необходимость следующих шагов:
- анализ незнакомой (ранее не встречавшейся ситуации) или незнакомого объекта; при этом ученик осознаёт эту необходимость как вызванную внешними обстоятельствами и (или) как имеющую для него определённый – личностный, социальный, практический и другие - интерес и значимость;
- поиск возможных подходов и решений или разработки новых подходов и решений; при этом, поскольку ситуация является новой, незнакомой, все существующие возможные подходы ранее ребёнком не апробировались;
- принятие решения в ситуации неопределённости (в условиях возможности выбора способов, средств и т.п.);
- воплощение принятого решения на практике.
Какие же умения получат наши дети, выполняя задания, направленные на разрешение проблем?
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение оценивать собственные возможности решения учебной задачи;
- владение основами принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Рассмотрим требования к «хорошему» заданию.
- «Хорошее» задание содержит определенный вызов учащимся. Его нельзя выполнить путём воспроизведения имеющихся знаний и процедур.
- Задание содержит ситуацию неопределённости и допускает различные, в т. ч. – альтернативные – решения. Учащимся нужно принять решение.
- «Хорошее» задание содержит проблему, приближенную к реальной жизненной ситуации.
- В «хорошем» задании учащимся нужно воплотить в жизнь принятое решение.
«Хорошее» задание, как правило, предполагает деятельность в ситуации как недостающей, так и избыточной информации; позволяет учащимся проявить имеющиеся предпочтения, предоставляя возможность выбора тематики, способа решения или его оформления.
(Сл.6) Какой же основной вопрос мы ставим к разрешению проблем?
В какой мере задание требует использования навыков и способов
а) решения проблем (анализа ситуации, поиска и оценки информации, перебора вариантов, оценки последствий и др.), а также
б) воплощения найденных решений в практике?
Познакомимся с оценкой учебных заданий, направленных на разрешение проблем. В таких заданиях существуют три вопроса.
Первый вопрос (базовый уровень):
Задание требует принятия самостоятельных решений по разрешению проблемы, выходящей за рамки чисто учебной задачи с известным алгоритмом действий? (нет – 1 балл, да – 2 балла)
Второй (высокий уровень) и третий (творческий уровень) вопросы:
Существуют ли альтернативы, есть ли у учащихся выбор? (нет – 2 балла, да – 3 балла)
Требуется ли воплощение принятых решений на практике? (4 балла)
Подведём итог.
Задания (1). Постановка учебной проблемы в рамках изученного: Реши задачу, напиши сочинение, выполни опыт …
Задания (2-3). Постановка учебной проблемы, выходящей за рамки отработки и допускающей альтернативные решения.
Задания (4). Постановка реальной проб-лемы, выходящей за рамки отработки и допускающей альтернативные решения: инсценировка, музей, создание ЭОР …
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Требования стандарта к личностным и метапредметным результатам. РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
Разрешение проблем и проблемных ситуаций: характеристика состава действий осознание проблемной ситуации – необходимости начать работу, принять решение … (ЧТО ДЕЛАТЬ?); постановка проблемы – осознание и определение того, ЧТО именно необходимо делать, разрешать; оценка составляющих проблемы – поиск и отбор информации, обработка информации, условий и ограничений … (КАК и В КАКОМ ПОРЯДКЕ ДЕЛАТЬ?): перебор и анализ допустимых вариантов, оценка последствий, поиск оптимального варианта; принятие и воплощение решения.
«Хорошее» задание содержит определенный вызов учащимся. Его нельзя выполнить путём воспроизведения имеющихся знаний и процедур. Задание содержит ситуацию неопределённости и допускает различные, в т. ч. – альтернативные – решения. Учащимся нужно принять решение. «Хорошее» задание содержит проблему, приближенную к реальной жизненной ситуации. В «хорошем» задании учащимся нужно воплотить в жизнь принятое решение. Разрешение проблем: требования к «хорошему» заданию
Разрешение проблем: основной вопрос к заданию В какой мере задание требует использования навыков и способов а) решения проблем (анализа ситуации, поиска и оценки информации, перебора вариантов, оценки последствий и др.), а также б) воплощения найденных решений в практике?
Оценка учебных заданий: разрешение проблем Первый вопрос: Задание требует принятия самостоятельных решений по разрешению проблемы, выходящей за рамки чисто учебной задачи с известным алгоритмом действий? ДА Второй и третий вопросы: Существуют ли альтернативы, есть ли у учащихся выбор? Требуется ли воплощение принятых решений на практике? В “ хороших ” заданиях: НЕТ ДА 1 2 3 4 НЕТ 2 В одном случае В обоих случаях
Решение проблемы: оценка (кодировка) учебных заданий Задание 1 Прочитайте выразительно по ролям диалог Серёжи с контролерами из текста Ю.Ермолаева «Самое обыкновенное чудо». Найдите в тексте этот отрывок, обозначьте в нём роли и подготовьтесь к выразительному чтению. Прочитайте отрывок классу. 1 КОД ЗАДАНИЯ:
Задание 2. Прочтите представленный ниже список и отметьте художественную книгу, которую стоит начать читать с нашими подшефными первоклассниками: Жюль Верн. Пятнадцатилетний капитан. Журнал « G еолёнок». Из истории России. В. Драгунский. Денискины рассказы. 2 КОД ЗАДАНИЯ: Решение проблем: оценка (кодировка) учебных заданий
Задание 3. Учитель предложил вам подготовить подарки для ветеранов – полезные в жизни или хозяйстве изделия. Обсудите и наметьте порядок работ. Подберите необходимые материалы и инструменты. Изготовьте свои изделия. Расскажите о том, что вы делали: какие идеи возникали, и как искали изделия; какие проблемы возникали во время работы, и как вы их решали; достигнут ли результат, который вы планировали. 4 КОД ЗАДАНИЯ: Решение проблем: оценка (кодировка) учебных заданий
Задания (1) . Постановка учебной проблемы в рамках изученного: Реши задачу, напиши сочинение, выполни опыт … 1 КОД : Решение проблем: оценка (кодировка) учебных заданий Задания (2-3) . Постановка учебной проб-лемы, выходящей за рамки отработки и допускающей альтернативные решения 2-3 Задания (4) . Постановка реальной проб-лемы, выходящей за рамки отработки и допускающей альтернативные решения: инсценировка, музей, создание ЭОР … 4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на семинаре. Тема "Формирование УУД на этапе создания проблемной ситуации"
О том, какие УУД формируются на этапе создания проблемной ситуации....
Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС
Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС...
Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС»
проекты для 1 класса в соответствии с ФГОС УМК "Школа России" во внеурочное время"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/03/picture-357741-1386073702.jpg)
«Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС»
«Методическая разработка учебных заданий,направленных на формирование универсальных учебных действийв соответствии с требованиями ФГОС»Задания для закрепления пройденного и оценки деятельности себя и ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/25/picture-593111-1427315911.jpg)
Методическая разработка учебного задания, направленного на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС.
Даны разработка по коммуникативным учебным действиям 4класс (проект: создание логотипа)....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/07/picture-199434-1370629196.jpg)
Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС
Согласно приказу Министерства науки и образования РФ№ 373 от 6 октября 2009 г в школах России введен в действие новый образовательный стандарт – ФГОС. Ориентация ФГОС на реализацию деятель...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/05/picture-1503860-1704434597.jpg)
Учебные задания, направленные на формирование всех групп читательских умений
Для формирования читательской грамотности учителю необходимо организовать работу со всеми группами читательских умений, при этом учитывая разные возможности учащихся....
- Мне нравится (1)