Учебные задания, направленные на формирование всех групп читательских умений
учебно-методический материал по чтению

Наталья Павловна Лихацкая

Для формирования читательской грамотности учителю необходимо организовать работу со всеми группами читательских умений, при этом учитывая разные возможности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебные задания,

направленные на развитие всех групп читательских умений

ТЕКСТ 1 Окружающий мир. Тема: «Растения»

ЛУК – ОТ СЕМИ НЕДУГ

Что твоя мама сегодня готовит на обед? Щи из свежей капусты?

В щи, как и в большинство супов, раньше всего кладут лук. Посмотрим, какой лук выбрала мама. Лук-то ведь разный бывает.

Лук-слизун похож на пучок густой травы.

У лука-батуна луковка едва заметна, зато его длинные листья (их называют перьями) с весны до осени зелены и свежи.

Есть многоярусный лук. Он никогда не цветет. Вместо цветков на стебле висят луковки-малютки, по нескольку штук в связке, одна связка над другой. Они поспевают в воздухе, так и не коснувшись земли.

Есть лук, который три раза меняет свое имя. Его семена называют «лук-чернушка». Из черного, как уголёк, семечка, вырастает маленькая луковка. Как её теперь называют? Лук-севок. Весной её посадят на грядку, она растолстеет, станет похожа на репку. Какое у неё теперь имя? Лук-репка.

В старину на Руси были сёла, где в каждой избе жили огородники. На продажу заезжим купцам всем селом растили один и тот же овощ. Были сёла огуречные. Семьдесят пять сортов лука-репки оставили нам в наследство русские огородницы. От матери – дочке, от бабушки – внучке передавался секрет.

Репчатый лук и выбрала мама и начала чистить. Но что с ней? Она улыбается, а на глазах у неё слезы. Почему?

Что такое луковица? Дом без окон и дверей, хитро запрятанная спаленка, где между сочными, белыми чешуйками до поры до времени спят луковые почки-детки, зачатки будущих ростков.

Снаружи стенки луковой детской спаленки тоже покрыты чешуйками, только сухими, золотистыми. Чем толще эта золотистая покрышка, тем дольше будет храниться лук, тем крепче сон деток. Разрезав ножом луковицу, мама нарушила их покой.

Зверь будет когтями и зубами драться за своих детёнышей. А как может сохранить своих деток лук? У него ведь ни когтей, ни зубов. Но у лука есть особое, удивительное оружие.

Из разрезанной луковицы вылетают стрелы. Мама не могла их разглядеть – они невидимы. Но она их почувствовала – у нее защипало глаза.

Мама отделалась слезами, глаза у неё остались целы. А вот если на пути летящих луковых стрел окажутся разносчики болезней, вредные микробы, им не сдобровать.

Если человек две-три минуты пожует лук, во рту у него не останется ни одного вредного микроба – все они будут убиты.

Ещё в глубокой древности люди догадывались, что лук – не только вкусная приправа к кушаньям: он ещё и целебен.

Учёные доказали, что летучие вещества, которыми лук защищает своих деток, могут защищать и здоровье человека.

Недаром русский народ сложил поговорку:

«Лук – от семи недуг».

(Н. Надеждина)

Типы учебных заданий

Задания

Поиск информации, заданной в явном виде

1. Перечисли виды лука, о которых говорится в тексте.

2. Сколько сортов лука-репки оставили нам в наследство русские огородницы?

Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте

1. От чего зависит срок хранения лука?

2. Как лук защищает своих «деток» от врагов?

3. Между какими чешуйками до поры до времени спят луковые почки-детки?

А) Сочными, белыми;
Б) сухими, золотистыми.

4. Каким удивительным оружием вооружён репчатый лук?

А) Шпагой;
Б) стрелами;
В) мечом.

Интерпретация и обобщение информации

1. Объясни, почему именно так названы этапы развития лука: «чернушка», «севок», «репка»?

2. На каком этапе развития лука его весной приобретают мамы для посадки в землю?

3Какими целебными свойствами обладают луковые стрелы?

А) Вызывают слёзы;
Б) имеют приятный запах;
В) убивают вредных микробов.

9. Объясни с помощью других слов значение слова недуг:

А) Сильное недомогание, болезнь;
Б) враг;
В) человек, не умеющий дружить.

10. Какой научный термин, обозначающий разносчиков болезней, встретился тебе в тексте?

Оценка содержания, языка и структуры текста

1 . Выпиши из текста предложение, помогающее понять, какую главную мысль автор решил нам сообщить.

2. Если тебе нужно получить дополнительные научные сведения о луке, к какой книге (книгам) ты обратишься?

3. Как в твоей семье используют целебные свойства лука?

ТЕКСТ 2 Русский язык. Тема: «Фразеологизмы»

Авгиевы конюшни

Значение. Захламленное, загрязненное место, где все в полном беспорядке.

Происхождение.

Жил в древней Элиде, рассказывается в древнегреческой легенде, царь Авгий, страстный любитель лошадей: три тысячи коней держал он в своих конюшнях. Однако стойла, в которых содержались лошади, никто не чистил в течение тридцати лет, и они по самую крышу заросли навозом.

На службу к Авгию был послан Геракл, которому царь и поручил очистить конюшни, что не под силу было сделать никому другому. Геракл был столь же хитроумен, сколь и могуч. Он направил в ворота конюшен воды реки, и бурный поток за сутки вымыл оттуда всю грязь.

Греки воспели этот подвиг наряду с другими одиннадцатью, а выражение «авгиевы конюшни» стали применять ко всему запущенному, загрязненному до последнего предела и вообще для обозначения большого беспорядка.

Типы учебных заданий

Задания

Поиск информации, заданной в явном виде

1. Сколько лошадей было у царя Авдия?

2. Сколько лет не чистились конюшни?

Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте

1. В какой стране находился город Элида?

2. Сколько всего подвигов совершил Геракл?

Интерпретация и обобщение информации

1. Приведи пример ситуации, в которой можно использовать этот фразеологизм.

2. Объясни значение слова «страстный»

Оценка содержания, языка и структуры текста

1. В греческой мифологии Геракл – герой, полубог. То есть, оставаясь человеком, был более умным, сильным, чем обычный человек. Подчеркни в тексте слова, которые на это указывают.

2. В чем именно заключается подвиг Геракла?

ТЕКСТ 3. Литературное чтение

Дедушка

Сильно одряхлел дедушка. Плохо он видел, плохо слышал; руки и ноги у него дрожали от старости: несёт ложку ко рту и суп расплескивает.

Не понравилось это сыну и невестке: перестали они отца за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашки. Задрожали руки у старика, чашка упала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали они кормить отца из старой деревянной миски.

У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на полу и складывает что – то из щепочек.

- Что ты делаешь, дитятко? – спросила мать.

- Коробочку, - отвечает дитя. – Вот как вы с тятенькой состаритесь, я и буду вас из деревянной коробочки кормить.

Переглянулись отец с матерью и покраснели. Полно с тех пор старика за печь прятать, из деревянной чашки кормить.

К. Д. Ушинский

Типы учебных заданий

Задания

Поиск информации, заданной в явном виде

1. Выпиши три разных слова, которыми автор называет дедушку.

2. Из чего мальчик мастерил коробочку?

3. Перечисли всех членов семьи.

Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте

1. Дай толкование (объяснение) слову «одряхлел». Отметь свой ответ «+».

Стал дряхлым.

Стал слабым.

Стал немощным от старости.

Стал болеть.

Выпиши из текста объяснение этого слова.

Интерпретация и обобщение информации

1.Какая из пословиц выражает главную мысль (идею) текста. Отметь свой ответ «+».

Век дожил, а ума не нажил.

Мал – да умен, стар – да глуп.

Подсади на печь дедушку, тебя внуки подсадят.

Уважай старика: сам будешь стар.

2. Придумай свой заголовок к тексту.

3. Почему в конце рассказа сын старика со своей женой изменили свое отношение отцу?

Оценка содержания, языка и структуры текста

Какие слова, факты указывают на то, что события происходили давно?



Предварительный просмотр:

Учебные задания,

направленные на развитие всех групп читательских умений

для организации дифференцированной работы с разными группами учащихся, в зависимости от их уровня чтения и работы с информацией

ТЕКСТ 1. Смысловое чтение. 3 класс

Группа учащихся с низким уровнем чтения и работы с информацией

Синица

В саду с ветки на ветку перелетает небольшая шустрая птичка, ростом поменьше воробья. Спинка у нее серая, грудка желтая, на голове черная бархатная шапочка. Это птица-синица. В сад она за добычей прилетела: за жучками и за гусеницами.

Большой вред наносят они садам. Одни грызут листья на фруктовых деревьях, другие портят плоды. Возьмешь яблоко, разломишь его пополам, а внутри червячок. Вот этих-то вредителей и ловит синица, недаром её называют сторожем наших садов. Увидит своим зорким глазом добычу, схватит ее клювом и съест.

(По Г.Скребицкому)

Типы учебных заданий

Задания

Поиск информации, заданной в явном виде

1. С какой птицей сравнивается синица? Выбери правильный ответ:

  • с галкой,
  • воробьем,
  • вороной,
  • дятлом.

2. Опиши птицу, используя слова из текста:

Спинка________ Грудка__________ Головка _______

Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте

Кто в тексте назван «вредителями»? Почему?

Интерпретация и обобщение информации

Почему синица в тексте названа сторожем садов? Выбери правильный ответ:

  • охраняет сад от чужих людей;
  • ловит насекомых – вредителей, которые портят плоды;
  • прогоняет других птиц.

Оценка содержания, языка и структуры текста

Что значит выражение «зоркий глаз»? Подчеркни правильные ответы:

  • хорошо видит;
  • очень внимательный;
  • злой взгляд.

Текст 2. Смысловое чтение. 3 класс

Группа учащихся со средним уровнем чтения и работы с информацией

Со всего света устремляются весной на север длинноносые птицы. Они летят над морями и лесами, преодолевая огромные расстояния.

Почему их так манит великая холодная равнина? Всё очень просто. Летняя тундра – это огромный щедрый стол. На зелёной скатерти находят себе угощения миллионы птиц.

Особенно ждут в тундре гостей с длинными носами. Здесь столько комариков, червяков и личинок! Каждый клочок земли набит ими доверху. Взять такое угощение можно лишь длинным клювом. Вот почему в тундре есть спрос на длинный нос. Кстати, долгоносики прилетели! Вот они, все как на подбор!

По А.Тихонову

Типы учебных заданий

Задания

Поиск информации, заданной в явном виде

С чем автор сравнивает тундру?

Какие птицы прилетают весной на север?

Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте

1. Объясни значение слов в тексте:

Огромные расстояния____________

Набит доверху_____________

Все как на подбор ____________

2. Почему в тундре есть спрос на длинный нос? Подчеркни ответ в тексте.

3. О какой зеленой скатерти идет речь в тексте?

Интерпретация и обобщение информации

Каких длинноносых птиц ты знаешь? ____________

Прилетает ли аист весной в тундру? Почему?

Оценка содержания, языка и структуры текста

Раздели текст на три части. Озаглавь каждую часть.

Озаглавь текст.

Текст 3. Наши северные соседи. Норвегия. Швеция. Окружающий мир. З класс.

Группа учащихся с повышенным уровнем чтения и работы с информацией

Типы учебных заданий

Задания

Поиск информации, заданной в явном виде

1. Как называется полуостров, который своими очертаниями напоминает тигра?

2. Какая страна расположена на острове?

3. Какая страна является самой северной в Европе?

4. В каком городе в музее выставлен огромный старинный корабль?

Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте

#1048;спользуя текст учебника, предположи, как переводится название столицы Норвегии.

2. Почему Швеция стала одной из самых богатых стран мира?

Интерпретация и обобщение информации

Выпиши из учебника в таблицу достопримечательности каждой страны.

Дополни таблицу, используя сведения из дополнительной литературы.

Что бы ты хотел увидеть из этих достопримечательностей в первую очередь? Почему?

Оценка содержания, языка и структуры текста

Определи стиль текста учебника (художественный, научный, публицистический).

Текст 4. Смысловое чтение. 3 класс

Группа учеников с высоким уровнем чтения и работы с информацией

Это розово-красная птица выглядит необыкновенно хрупкой, когда бродит в воде на своих длинных, тонких ногах. У нее удивительно изогнутая шея и большой клюв в виде своеобразного крючка. Обычно собираются в стаи по пятнадцать птиц. Лучшей средой обитания для фламинго являются теплые и мелкие озера, богатые пищей. Лучшей пищей для фламинго являются мелкая рыбешка и ракообразные, обитающие в илу. А вот гнезда фламинго строят не на деревьях, поскольку в местах, где они селятся, обычно нет ни одного дерева по всей округе. Поэтому им и приходится лепить из ила гнезда-столбики, напоминающие пни. Они приблизительно на сорок сантиметров выступают над поверхностью воды и имеют наверху небольшое углубление. Самка откладывает всего одно большое яйцо. Птенец появляется на свет спустя месяц. Родители кормят его переваренной пищей из своего клюва. Через месяц птенец соскальзывает со столбика в мелкую воду. Начинай, птенец, самостоятельную жизнь.

(По Э.Бауэру)

Типы

учебных заданий

Задания

Поиск информации, заданной в явном виде

Заполни таблицу

Внешний вид фламинго

Ноги _______

Шея ________

Клюв ________

Окрас перьев __

Место обитания

Пища

Количество яиц, которое откладывают фламинго

Через сколько дней появляется птенец?

Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте

Почему фламинго не живет на Байкале, хотя оно тоже является озером?

Интерпретация и обобщение информации

1. Определи тему текста.

2. Используя информацию из текста, назови одну из причин, по которой фламинго является исчезающим видом.

3. Посмотри на изображение птицы и предположи еще одну причину, которая с давних времен ведет к сокращению числа этих красивых птиц.

Оценка содержания, языка и структуры текста

  1. Определи тему текста. ______________________________
  2. Как можно озаглавить текст? ________________________
  3. Раздели текст на части. Восстанови порядок пунктов плана.
  4. Строительство гнезда.
  5. С первых дней к самостоятельной жизни
  6. Новая жизнь
  7. Место обитания фламинго.
  8. Необыкновенно хрупкая птица.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС

Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС...

«Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС»

«Методическая разработка учебных заданий,направленных на формирование универсальных учебных действийв соответствии с требованиями ФГОС»Задания для закрепления пройденного и оценки деятельности себя и ...

Методическая разработка учебных заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий в соответствии с требованиями ФГОС

Согласно приказу Министерства науки и образования РФ№ 373 от 6 октября 2009 г в школах России введен в действие новый образовательный стандарт – ФГОС.  Ориентация ФГОС на реализацию деятель...

Разработка системы заданий, направленной на формирование УУД и предметных умений в 3 классе

Данная статья представляет собой разработку системы заданий для учащихся 3 классов...