Рабочая программа по внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Программа по внеурочной деятельности 1 класс, 1 час в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funktsionalnaya_gramotnost_1a.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Курской области
Управление образования администрации Беловского района Курской области
Беловская СОШ
Утверждено приказом № 88/1 - ОД от 25 августа 2023 г. Директор Беловской СОШ __________ Курбатова О.А. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
Название: «Функциональная грамотность»
Направление:
Класс 1А
Сл. Белая, 2023 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности для 1 класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, изменениями в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1576 и Положением Беловской СОШ о рабочей программе курсов внеурочной деятельности, на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторы-составители М.В. Буряк, С.А. Шейкина);
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, обще-учебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Финансовая грамотность», «Естественнонаучная грамотность» и «Математическая грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественнонаучная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на 33 часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю. Продолжительность 1 занятия – 25 мин.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1класс
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о роли денег в семье и обществе;
– умение характеризовать виды и функции денег;
– знание источников доходов и направлений расходов семьи;
– умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
– определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
– проведение элементарных финансовых расчётов
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем учебного предмета | Количество часов | Программное содержание | Характеристика деятельности обучающихся | ЭОР |
1 | Читательская грамотность | 8 | В.Бианки «Лис и мышонок; Русская народная сказка «Мороз и заяц»; В.Сутеев «Живые грибы»; Г.Цыферов «Петушок и солнышко»; М.Пляцковский «Урок дружбы»; Грузинская сказка «Лев и заяц»; Русская народная сказка «Как лиса училась летать»; Е.Пермяк «Четыре брата»; | Парная, индивидуальная, коллективная, слушание объяснений учителя, просмотр презентаций, чтение наизусть, прослушивание произведений, чтение сложных для понимания слов; выполнение упражнений по артикуляции, дидактические игры, иллюстрирование произведения, чтение текста литературного произведения про себя, вслух, вполголоса, поочередное чтение текста в парах. Уважительное отношение к вечным ценностям человека;любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;осознание себя как члена общества, представителя страны. | Инфоурок https://infourok.ru/prezentaciya-po-kursu-funkcionalnaya-gramotnost-avtor-m-v-buryak-na-temu-dozhdevye-chervi-3-klass-6188519.html Уроки для начальной школы от «Кирилл и Мефодий» и презентации уроков http://km-school.ru/r1/Nachalka.asp |
2 | Математическая грамотность | 8 | Про курочку Рябу, золотые и простые яйца; Про козу, козлят и капусту; Про петушка и жерновцы; Как петушок и курочки делили бобовые зёрнышки; Про наливные яблочки; про Машу и трёх медведей; Про старика, старуху, волка и лисичку; Про медведя, лису и мишкин мёд. | Традиционные, комбинированные, практические занятия: игры, конкурсы, соревнования, викторины.Умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности. Фронтальная, групповая, индивидуальная; толерантное отношение к окружающим. Умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях. | Образовательная соц.сеть nsportal https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2021/03/20/metodicheskaya-kopilka-kombinatornye-logicheskie-i Математическая мастерская https://www.klass39.ru/reshaem-logicheskie-zadachi-1-4-klass/ |
3 | Финансовая грамотность | 8 | За покупками; Находчивый колобок; День рождения Мухи- Цокотухи; Буратино и карманные деньги; Кот Василий продаёт молоко; Лесной банк; Как мужик и медведь прибыль делили; Как мужик золото менял. | Традиционные, комбинированные, практические занятия: игры, конкурсы, соревнования, викторины. Овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений. Сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов. Осознание личной ответственности за свои поступки. | Учи. Ру https://olympiads.uchi.ru/olymp/finance/ |
4 | Естественно-научная грамотность | 9 | Как Иванушка хотел попить водицы; Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик; Про репку и другие корнеплоды; Плывёт, плывёт кораблик; Про Снегурочку и превращения воды; Как делили апельсин; Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду; Иванова соль; В.Сутеев «Яблоко». | Слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, самостоятельная работа с научно-популярной литературой, просмотр учебных фильмов, зарисовка схем, практические работы; умение слушать и слышать собеседника, размышлять вслух, обосновывать свою позицию высказывать свое мнение, быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, выполняя разные роли в группе. | http://www.uchportal.ru/load/47-2-2 |
ОБЩЕЕ ЧИСЛО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 33 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс. "Оригами и развитие ребенка"
Разработана полная рабочая программа для 1 класса по курсу "Оригами и развитие ребенка" с убований ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Рабочая программа "В гостях у сказки " внеурочная деятельность 1 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс. по духовно-нравственному направлению "я - гражданин России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование занятий. Полностью соответствует требованиям ...
рабочие программы по внеурочной деятельности 2 класс
Рабочие программы по внеурочной деятельности: кружок "Золотая иголочка" на 1,5 часа , кружок "Юные экологи" на 1.5 часа, кружок "Юные исследователи" на 2 часа....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Веселый Английский"
Рабочая программа "Веселый Английский" прежназначена для внеурочной деятельности по английскому языку во 2 классе, УМК Биболетова ФГОС....
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс "Почемучки" в рамках ФГОС НОО...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс
Спортивно - оздоровительное направление...