Технология проблемно-диалогического обучения
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
В работе описаны формы и приёмы проблемно-диалогического обучения, примеры уроков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_problemno-dialogicheskogo_obucheniya.docx | 52.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проблемно-диалогического обучения
I. ПОНЯТИЕ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
Проблемно - диалогическое обучение – обеспечение творческого усвоения знания при помощи диалога.
В прилагательном « Проблемно – диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения
Слово диалогическое означает , что постановку учебной проблемы и поиск её решения осуществляют учитель и ученики в диалоге.
Мы различаем два вида диалога: побуждающий и подводящий. Они имеют разную структуру, обеспечивают разную учебную деятельность и развивают разные стороны психики учащегося.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по - настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. (Сначала учитель создает проблемную ситуацию, а затем произносятся специальные реплики для осознания противоречия и формулирования проблемы учениками. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которая активно задействует и развивает логическое мышление.(Учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы и выстраивает логическую цепочку к новому знанию, т.е. ведёт к открытию прямой дорогой)
Тем самым у школьника вызывается интерес к новому материалу и познавательная мотивация.
П. МЕТОДЫ ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ
Учебная проблема существует в двух основных формах:
- какова будет тема урока;
- какой возникает вопрос
Следовательно, поставить учебную проблему, значит помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой вопрос для исследования.
Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом. Рассмотрим эти методы подробнее.
(Слайд 3)
Классификация методов обучения
МЕТОДЫ | ПРОБЛЕМНЫЕ | ТРАДИЦИОННЫЕ | ||
Постановки проблемы | Побуждающий диалог от проблемной ситуации | Подводящий к теме диалог | Сообщение темы с мотивирующим приемом | Сообщение темы |
Поиска решения | Побуждающий к гипотезам и проверке диалог | Подводящий от проблемы диалог | Подводящий без проблемы диалог | Сообщение знания |
Рассмотрим методы подробнее.
Побуждающий диалог от проблемной ситуации
Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:
- создания проблемной ситуации;
- побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации:
- побуждения к формулированию учебной проблемы;
- принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы. Рассмотрим эти действия.
Приемы создания проблемной ситуации. Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.
В основу проблемных ситуаций «с удивлением» можно заложить противоречие между двумя (или более) положениями, которое создается приемами 1 и 2. Прием 1 самый простой: учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, взаимоисключающие научные теории или точки зрения. Прием 2 состоит в том, что педагог сталкивает разные мнения учеников, предложив классу вопрос или практическое задание на новый материал.
В основе проблемных ситуаций «с удивлением» может лежать и другое противоречие — между житейским (т.е. ограниченным и даже ошибочным) представлением учеников и научным фактом. Для его создания применяется прием 3. В сравнении с предыдущими он сложнее, так как выполняется в два шага. Сначала (шаг 1) учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) сообщением, экспериментом или наглядностью предъявляет научный факт.
В основе проблемных ситуаций «с затруднением» лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя, которое создается приемами 4. Прием 4 предлагает задание, не сходное с предыдущими, т.е. такое, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались.
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Приемы создания проблемной ситуации | Побуждение к осознанию противоречия | Побуждение к формулированию проблемы |
1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, точки зрения | о фактах; - Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? о теориях: - Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)? | Выбрать подходящее |
2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием | - Вопрос был один? А сколько в классе мнений? Почему так получилось? Чего мы не знаем? | Какой возникает вопрос? |
3.Шаг 1. Выявить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью | - Вы сначала как думали? А как на самом деле? | Выбрать подходящее: - Какой возникает вопрос? - Какова будет тема урока? |
4.Дать практическое задание, не сходное с предыдущими | - Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие? |
Ш. ТЕХНОЛОГИЯ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ
Суть поиска решения учебной проблемы проста: учитель помогает ученикам «открыть» новое знание. На уроке существуют две основные возможности обеспечить такое «открытие»: побуждающий к гипотезам диалог и подведение к знанию. Рассмотрим их подробнее.
Побуждающий к гипотезам диалог
Данный метод поиска решения является наиболее сложным для учителя, поскольку требует осуществления четырех педагогических действий:
- побуждения к выдвижению гипотез;
- принятия выдвигаемых учениками гипотез:
- побуждения к проверке гипотез;
- принятия предлагаемых учениками проверок
Приведем пример создания проблемной ситуации и поиска её решения.
Прием 1. Урок русского языка в 4-м классе по теме «Склонение имен существительных»
Учитель | Ученики |
-Найдите однородные члены в этом предложении.
|
|
Прием 2. Урок русского языка в 3-м классе по теме «Сложные слова»
Учитель | Ученики |
-Сколько мнений в классе? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой же вопрос возникает? (Побуждение к формулированию проблемы.) |
Испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации)
|
Подводящий к знанию диалог
Данный метод поиска решения учебной проблемы значительно проще. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания.
Подводящий диалог можно развернуть как от поставленной учебной проблемы, так и без нее.
Продолжение урока «Сложные слова»
Учитель | Ученики |
использует побуждающий диалог | формулируют вопрос: Сколько корней в слове «мухоловка»? |
| -Она ловит мух. Записывают. Подбирают, выделяют. Подбирают, выделяют.
|
Прием 3. Урок окружающего мира в 3-м классе по теме «Принятие христианства»
Учитель | Ученики |
-Видели в нашем городе новую церковь? Кто знает, чьё имя она носит? -Когда жил этот князь? -А люди помнят его до сих пор! Как вы думаете, почему помнят князя? -Вот факты. Князь, говоря современным языком, нанял киллера, чтобы убить брата в борьбе за власть, был многоженцем и одобрял человеческие жертвоприношения. Теперь про великого полководца: во время одной битвы князь два дня просидел под мостом, потому что боялся попасть в плен. -Что вы сказали сначала? -А что оказывается на самом деле? -Какой же возникает вопрос? Фиксирует вопрос на доске. | -Новая церковь носит имя князя Владимира Красное Солнышко. -Давно, тысячу лет назад. - Он был хорошим человеком или великим полководцем
(Проблемная ситуация) -Князь был хорошим человеком или великим полководцем - И человеком был плохим, и полководцем неважным. -Почему помнят князя? |
Прием 4. Урок математики в 3-м классе по теме «Умножение на двузначное число»
Учитель | Ученики |
|
|
Продолжение урока «Умножение на двузначное число»
Учитель | Ученик |
использует побуждающий диалог | формулируют тему урока |
Способ решения запишите на листке. Подходит к каждой группе:
| Разбиваются по группам, начинают работу. Закончив работу, группы вывешивают на доску и озвучивают две гипотезы:
|
| Молчат.
Работают с калькулятором.
Формулируют правило (открытие нового знания). Обращаются к учебнику. |
Подводящий к теме диалог
Данный метод постановки учебной проблемы проще, чем предыдущий, т.к. не требует создания проблемной ситуации. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Но все звенья подведения опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока. При подводящем диалоге менее вероятно появление ошибочных ответов учащихся. Однако если это происходит, необходима принимающая реакция учителя («Так. Кто думает иначе?»).
Приведем пример подводящего к теме диалога.
Учитель | Ученики |
-Чем все эти слова похожи? -А чем слова отличаются? -Над какой темой будем работать? | Читают: душ, ночь, ложь, страж, дочь, муж, ключ.
|
Продолжение урока «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных"
Учитель | Ученики |
использует подводящий к теме диалог | формулируют тему урока |
|
Молчат.
Молчат. |
использует подводящий к теме диалог | формулируют тему урока |
|
Молчат.
Молчат.
Выписывают слова.
|
Сообщение темы с мотивирующим приемом
Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приемов. Первый прием «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности. Второй прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.
Приведем примеры сообщения, темы с мотивирующим приемом.
Прием яркое пятно. Урок русского языка в 4-м классе по теме «Дательный падёж».
Учитель: Мы сегодня познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г. Граубина сказал:
Такой падеж как……..
Я с детства не терплю;
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Кто догадался, о каком падеже идет речь? Верно. Дательный падеж - тема нашего урока.
Сходство всех методов заключается в том, что все названные методы обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала. Различие методов - в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий от проблемной ситуации диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приемом лишь имитируют творческий процесс. При этом подводящий диалог успешно формирует логическое мышление и речь учащихся, а развивающий результат сообщения темы с мотивирующим приемом незначителен.
Еще одно различие методов состоит в форме возникающей учебной проблемы. При побуждающем диалоге может появиться и тема урока, и вопрос для исследования. При подводящем диалоге и сообщении обычно формулируется тема урока.
Поставив учебную проблему любым из названных методов, переходим к организации поиска реш
Общие выводы
- Технология проблемно-диалогического обучения позволяет учащимся самостоятельно «открывать» знания. Она представляет собой детальное описание проблемно-диалогических методов обучения, а также их взаимосвязей с формами и средствами обучения. Методы составляют центральную часть технологии, поскольку определяют выбор форм и средств обучения.
- Методы –это способы деятельности учителя на этапе введения знаний. Проблемно-диалогические методы обучения обеспечивают постановку и решение учебных проблем школьниками и представляют собой определенные сочетания приемов, вопросов, заданий. Традиционные методы обучения сводятся к сообщению учителем темы и знания в готовом виде.
- Проблемно-диалогические методы дают широкие возможности варьирования форм обучения (фронтальный, групповой, парной, индивидуальной), в то время как традиционные методы всегда фронтальны.
- При проблемно-диалогических методах средства обучения (опорные сигналы, учебники, наглядные и технические средства) служат вспомогательными инструментами творческого усвоения знаний, а при традиционных методах они обслуживают репродуктивное усвоение знаний
Мини – практикум по проблемно-диалогической технологии
Задание : Установите правильный порядок действий учителя на уроке изучения нового материала, используя только те действия, которые соответствуют технологии проблемного диалога. (соедините стрелками/ проставьте буквы)
Порядок | Действия учителя | ||
1 | А. объясняет суть нового материала | ||
2 | Б. предлагает выдвинуть версии// составить план действий | ||
3 | В. задает вопросы на воспроизведение сути нового материала | ||
4 | Г. дает задание по выявлению сути нового материала | ||
5 | Д. объявляет цели и задачи урока | ||
Е. создаёт ситуацию противоречия, вызывающее удивление | |||
Ж. объявляет план урока | |||
З. предлагает ученикам сформулировать проблему урока (тему, цель) | |||
И. Предлагает ученикам сделать вывод о том, что нового они узнали. |
Порядок | Действия учителя | ||
1 | Г | А. объясняет суть нового материала | |
2 | Е | Б. предлагает выдвинуть версии// составить план действий | |
3 | Б | В .задает вопросы на воспроизведение сути нового материала | |
4 | В | Г. дает задание по выявлению сути нового материала | |
5 | З | Д. объявляет цели и задачи урока | |
Е. создаёт ситуацию противоречия, вызывающее удивление | |||
Ж. объявляет план урока | |||
З. предлагает ученикам сформулировать проблему урока (тему, цель) | |||
И. Предлагает ученикам сделать вывод о том, что нового они узнали. |
Модель проблемно-диалогического урока русского языка
Цели урока по линиям развития личности | Обязательный минимум содержания |
Формулируются в соответствии с программой на основе линий развития учащихся: 1)овладение функциональной грамотностью; 2) развитие умений различных видов устной и письменной речи; 3)приобретения и систематизация знаний о языке; 4) овладение орфографией и пунктуацией; 5) развитие чувства языка. | Какие понятия или правила вводятся. Какие из них должны обязательно усвоить все учащиеся. Какие базовые умения развиваются. (учебно-языковые, правописные, речевые) |
Этапы урока | Учитель | Ученики |
Языковая разминка | Предлагает учащимся записать одно предложение, выполнить синтаксический разбор и комплекс заданий ( группировка и объяснение орфограмм, разные виды разбора и т.д.) | Записывают предложение в тетрадях, один ученик – на доске; выполняют задания. Вариант ученики сами формулируют задания к данному предложению и затем выполняют их. |
Актуализация изученного | Предлагает упражнения по изученному материалу, содержание которого соотносится с новой темой. | Выполняют упражнение |
Постановка учебной проблемы | Варианты 1.Создание проблемной ситуации. 1.1 Предлагает практическое задание на новый материал, чтобы возник разброс мнений учащихся (фронтально, в группах или парах) или разные задания. 1.2. Одновременно предлагает противоречивые факты или теории. 2. Подводящий к теме диалог (Система вопросов и заданий, выводящая на формулирование темы урока) | Вступают в диалог с учителем, выполняя задание, выявляют, осознают и проговаривают противоречие. |
Формулирование проблемы, планирование деятельности | Какой же возникает вопрос? Что предстоит выяснить? Как будем действовать? Записывают на доске основную проблему, вопрос или тему, план. | Формулируют учебную проблему(вопрос или тему), называют этапы работы. |
Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения) | Варианты 1.Предлагает ученикам выдвинуть гипотезы: –Какие есть предположения, версии? (Все версии принимаются с одобрением) Фиксирует на доске версии в виде схем, ключевых слов и т.д., организует обсуждение. 2. Предлагает материал для наблюдения и систему вопросов, которые подводят детей к формулировке правила или определения. | Предлагают свои версии (фронтально или в группах) По окончании работы сверяют свой результат с правилом (определением учебника) Отвечают на вопросы, формулируют правило или определение, сверяют с учебником. |
Развитие умений- применение нового знания | 1.Просит детей самостоятельно прочитать про себя задание к упражнению, объяснить, что нужно сделать(проговариваем коллективно по ходу выполнения упражнения) 2. Предлагает самостоятельно выполнить одно упражнение | Читают про себя, объясняют и выполняют (с проговариванием). Выполняют индивидуально или в парах, по окончании работы объясняют, проговаривают, как действовали |
Итог урока | -Какая была проблема(вопрос, тема)? План? -Выполнили ли план? -Какой ответ(решение) мы нашли? Какая (чья) версия подтвердилась? -Как оцениваете свою работу? И т.д. | Обобщают, делают выводы. Самоанализ, самооценка, в том числе с использованием графы дневника. Обсуждение. |
Домашнее задание |
Модель проблемно-диалогического урока математики
Цели урока по линиям развития личности | Обязательный минимум содержания |
Формулируются в соответствии с программой на основе линий развития учащихся: 1)производить вычисления для принятия решений в различных жизненных ситуациях 2) читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики. 3)строить цепочки логических рассуждений, используя математические сведения. 4) узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы и работать с ними. ! На каждом уроке необязательны все линии. | Перечень вводимых на уроке понятий, правил, закономерностей, которые необходимо усвоить каждому ученику. Перечень предметных умений. |
Этапы урока, время | Учитель (наиболее общие действия, типичные фразы диалога с учениками) | Ученики (ожидаемые действия в ходе диалога с учителем) | Доска и оборудование |
Актуализация знаний | Обращает внимание учеников на сделанные на доске записи и просит самостоятельно сформулировать к ним задания ( все задания необходимого уровня) | Поочередно придумывают задание, дают их друг другу для выполнения и контролируют полученный результат. По сути над каждым заданием работает пара учащихся, вступая при этом в диалог, остальные дети слушают вопросы и ответы и в конце выполнения этой работы дают оценку как самим формулировкам, высказанным в диалоге, так и качеству выполнения задания. В ходе выполнения каждого задания вслух формулируются уже известные понятия и алгоритмы действий, которые понадобятся на этом уроке, как отправная точка формулирования нового. | На доске даются записи учебных задач без формулировки заданий к ним. (Набор задач можно взять в методических рекомендациях к учебнику. |
Создание проблемной ситуации, 3-5 мин | Просит детей выполнить задание учебника. (в основе выполнения этого задания лежит, как правило, неизученный пока алгоритм действий). | Выполняют задание, сверяют полученные результаты, пытаются выделить среди них верный и приходят к выводу, что не могут сделать этого, т.к. не знают, какой из предложенных алгоритмов действий верный. | Учебник или доска с вынесенным на нее заданием из учебника (или аналогичным ему) |
Формулирование проблемы, планирование деятельности, 1-2 минуты | Какой же возникает вопрос? Что предстоит выяснить? Какая же будет тема урока? | Формулируют учебную проблему(вопрос или тему), в разных вариантах | Основная проблема (вопрос или тема) записывается. |
Открытие нового знания 3-5 мин | Просит детей обратиться к материалам учебника. Через сравнительный анализ представленных там математических моделей, путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельному формулированию нового алгоритма действий. Очевидно, что новый алгоритм, как правило, в целом основывается на уже изученном ранее и рассмотренном сегодня на этапе актуализации знаний, поэтому в конце обсуждения обычно задаются вопросы» чем похож и чем отличается новый способ действия от уже изученного? | Самостоятельно читают учебник, отвечают на вопросы учителя, самостоятельно формулируют новое понятие, сверяют свои формулировки и выводят окончательную | Учебник |
Формулирование нового знания1-2 мин | Просит детей самостоятельно прочитать формулировку учебника и сравнить с полученной самостоятельно | Самостоятельно читают учебник, отвечают на вопросы учителя, сверяют свои формулировки с формулировкой учебника, выводят окончательную, воспроизведя ее в удобных и понятных для себя терминах. | Учебник |
Первичное применение нового 2-3 мин | Просит детей самостоятельно прочитать, а затем объяснит и выполнить задание | Самостоятельно читают учебник, объяиняют задание, формулируя при этом вслух необходимый алгоритм действия. Сверяют полученные результаты и определяют ошибки. | Учебник, доска |
Самостоятельная работа 3-5 мин | Просит детей самостоятельно выполнить задание учебника, основанное на применение нового знания, при этом дети работают в парах, помогая друг другу. | Самостоятельно выполняют задание, затем решение одной или двух пар учащихся выносится и обсуждается всем классом, при этом анализируются допущенные ошибки | Учебник |
Повторение и закрепление изученного 15 мин | самостоятельно выбирает задания, которые на его взгляд, являются наиболее эффективными для данного класса в данный момент. Может распределить задания между группами учащихся, с обязательным последующим воспроизведением полученных результатов в классе. | Работают по заданию учителя | Учебник, доска |
Итог урока 1-2 мин | Просит детей еще раз сформулировать цели, поставленные в начале урока и определить, достигнуты ли они. | Самостоятельно определяют, насколько сумели достигнуть поставленных на уроке целей | |
Домашнее задание 1-2 мин | Называет задания домашней работы, говорит о том, какие из них являются обязательными(инвариант) и какие можно взять на выбор (вариантная часть) . В случае необходимости, разъясняет задание. | Определяют для себя инвариантную или вариантную часть задания |
Модель проблемно-диалогического урока окружающего мира
Цели урока по линиям развития личности | Обязательный минимум содержания |
1-я Линия развития. Уметь объяснять мир…(в формулировке общее умение соединяться с конкретным знанием данного урока) 2-я линия развития. Уметь определять своё отношение к миру (в формулировке общее умение соединяется с конкретным знанием данного урока). !!! К каждому уроку не обязательны обе линии. | Перечень вводимых на уроке понятий, правил, закономерностей, которые необходимо усвоить каждому ученику |
Этапы урока, время | Учитель (наиболее общие действия, типичные фразы диалога с учениками) | Ученики (ожидаемые действия в ходе диалога с учителем) | Доска и оборудование |
Создание проблемной ситуации Формулирование проблемы (5-7мин) | Обращается к ученикам с вопросами (заданиями), которые создают ситуацию противоречия, проблему. Варианты: -между двумя предъявленными (выявленными в задании) фактами; -между научными фактами обыденным представлением; -между реальным положением дел и эмоционально-оценочным представлением о должном и справедливом; -между необходимостью выполнить задание и невозможностью это сделать при имеющемся уровне знаний и умений. -Какой у вас возникает вопрос (на основе выявленного противоречия)?// Что нам сегодня предстоит выяснить? | Вступая в диалог с учителем (выполняя задания), выявляют противоречие: проговаривают и осознают его Формулируют учебную проблему (вопрос или тему) в разных вариантах. | Н-р, в двух разных углах доски фиксируются (словами, символами) два противоречащих друг другу факта. Основная проблема, вопрос или тема записывается. |
Выдвижение гипотез 92-3 мин) | _Какие у вас есть предположения, ветсии решения проблемы? | Предлагают свои версии (с одобрением принимается любая – даже абсурдная). | От проблемы стрелками ключевые слова версий ( выделенные самими авторами версий). |
Актуализация знаний. планирование деятельности (5-10 мин) | -Что мы уже знаем по этой проблеме? (опора на вопросы перед параграфом).
- Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы? | Вспоминают изученный раннее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы. Определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть). | Например, в виде признаков понятия, опорного сигнала и т.п. План действий: 1…, 2…, … |
Открытие нового знания ( по пунктам плана урока: 1… 2… ит.д.)10-15 мин | В соответствии с первым пунктом намеченного плана урока дается задание по обсуждению новых знаний, проверяем наши предположения с помощью текста параграфа по данной теме. -Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (Указывает на проблему, записанную на доске)Задания по остальным пунктам плана. Принципиально важно при этом: 1) Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой; 2) Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь ( разделяя знания и предположения) | Выполняя это задание, ученики открывают новые знания Предлагают своё обобщение и варианты ответов по учебной проблеме. | Ответы, содержащие решение учебной проблемы, фиксируются на доске в виде тезисов, рисунков-символов, таблицы и т.п. |
Применение нового знания (10-15 мин) Итог урока Вывод по проблеме. Оценивание. Домашнее задание (5-10 мин) | -Используя новые знания (дается задание на продуктивное применение – рассказ, схема рисунок, афоризм и т.п.) –Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? -Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? | Выбирают и выполняют задание. Обобщают, делают выводы по проблеме. самоанализ, самооценка, в том числе с использованием графы дневника и, сели требуется с последующим обсуждением. | Графическое выражении решения проблемы используется как основа для работы. Запись д/з |
Приложение 1
Мини – практикум по проблемно-диалогической технологии
Задание:
Установите правильный порядок действий учителя на уроке изучения нового материала, используя только те действия, которые соответствуют технологии проблемного диалога. (соедините стрелками/ проставьте буквы)
Порядок | Действия учителя | ||
1 | А. объясняет суть нового материала | ||
2 | Б. предлагает выдвинуть версии// составить план действий | ||
3 | В. задает вопросы на воспроизведение сути нового материала | ||
4 | Г. дает задание по выявлению сути нового материала | ||
5 | Д. объявляет цели и задачи урока | ||
Е. создаёт ситуацию противоречия, вызывающее удивление | |||
Ж. объявляет план урока | |||
З. предлагает ученикам сформулировать проблему урока (тему, цель) | |||
И. Предлагает ученикам сделать вывод о том, что нового они узнали. |
Мини – практикум по проблемно-диалогической технологии
Задание: Установите правильный порядок действий учителя на уроке изучения нового материала, используя только те действия, которые соответствуют технологии проблемного диалога. (соедините стрелками/ проставьте буквы)
Порядок | Действия учителя | ||
1 | А. объясняет суть нового материала | ||
2 | Б. предлагает выдвинуть версии// составить план действий | ||
3 | В. задает вопросы на воспроизведение сути нового материала | ||
4 | Г .дает задание по выявлению сути нового материала | ||
5 | Д. объявляет цели и задачи урока | ||
Е. создаёт ситуацию противоречия, вызывающее удивление | |||
Ж. объявляет план урока | |||
З. предлагает ученикам сформулировать проблему урока (тему, цель) | |||
И. Предлагает ученикам сделать вывод о том, что нового они узнали. |
Мини – практикум по проблемно-диалогической технологии
Задание: Установите правильный порядок действий учителя на уроке изучения нового материала, используя только те действия, которые соответствуют технологии проблемного диалога. (соедините стрелками/ проставьте буквы)
Порядок | Действия учителя | ||
1 | А. объясняет суть нового материала | ||
2 | Б. предлагает выдвинуть версии// составить план действий | ||
3 | В. задает вопросы на воспроизведение сути нового материала | ||
4 | Г дает задание по выявлению сути нового материала | ||
5 | Д. объявляет цели и задачи урока | ||
Е. создаёт ситуацию противоречия, вызывающее удивление | |||
Ж. объявляет план урока | |||
З. предлагает ученикам сформулировать проблему урока (тему, цель) | |||
И. Предлагает ученикам сделать вывод о том, что нового они узнали. |
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Приемы создания проблемной ситуации | Побуждение к осознанию противоречия | Побуждение к формулированию проблемы |
1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, точки зрения | о фактах; - Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? о теориях: - Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)? | Выбрать подходящее |
2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием | - Вопрос был один? А сколько в классе мнений? Почему так получилось? Чего мы не знаем? | Какой возникает вопрос? |
3.Шаг 1. Выявить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью | - Вы сначала как думали? А как на самом деле? | Выбрать подходящее: - Какой возникает вопрос? - Какова будет тема урока? |
4.Дать практическое задание, не сходное с предыдущими | - Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие? |
Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Приемы создания проблемной ситуации | Побуждение к осознанию противоречия | Побуждение к формулированию проблемы |
1.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, точки зрения | о фактах; - Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? о теориях: - Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)? | Выбрать подходящее |
2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием | - Вопрос был один? А сколько в классе мнений? Почему так получилось? Чего мы не знаем? | Какой возникает вопрос? |
3.Шаг 1. Выявить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью | - Вы сначала как думали? А как на самом деле? | Выбрать подходящее: - Какой возникает вопрос? - Какова будет тема урока? |
4.Дать практическое задание, не сходное с предыдущими | - Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология проблемно-диалогического обучения.Презентация.
Презеннтация к выступлению....
Технология проблемно-диалогического обучения
Этот материал дает представление о технологии проблемно-диалогического обучения...
Мастер-класс по теме: "Реализация технологии проблемно-диалогического обучения на уроках О.С."Школа 2100"
В данной статье представлены материалы из опыта работы по технологии проблемно - диалогического обучения на уроках....
Презентация "Технология проблемно-диалогического обучения"+ выступление на педсовете
Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию, умеющий жить среди людей, готовый к с...
Программа стажировки "Практика реализации технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе в аспекте требований ФГОС"
организация деятельности педагогов-стажёров по практическому применению технологии проблемно-диалогического обучения на уроках в начальных классах на основе системно-деятельностного...
«Реализация технологии проблемно-диалогического обучения в образовательном процессе начальной школы».
«Реализация технологии проблемно-диалогического обучения в образовательном процессе начальной школы»....
Технология проблемно-диалогического обучения. План работы творческой группы учителей, применяющих эту технологию.
Материал предназначен для учителей, применяющих в своей работе технологию проблемно-диалогического обучения....