Формирование познавательной компетенции ученика средствами педагогических технологий
статья
Материал статьи может быть использован в работе учителя начальных классов и воспитателя ГПД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_poznavatelnoy_kompetentsii_uchenika_sredstvami_pedagogicheskih_tehnologiy.docx | 19.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективное использование современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности
Формирование познавательной компетенции ученика средствами педагогических технологий
Актуальность данной проблемы обусловлена несоответствием стремительного распространения педагогических инноваций, и недостаточным владением ими педагогами. В настоящее время остро возникает потребность глубокого изучения и применения в профессиональной деятельности инновационных технологий в начальной школе. Педагог должен ориентироваться во множестве самых разнообразных технологий обучения, так как главной целью работы учителя является: воспитание эмоционально-эстетической, нравственно-правовой, интеллектуально-информационной, коммуникативной культуры младшего школьника, а также культуры здоровья.
В своей работе учителя начальной школы используют самые разнообразные технологии.
Технология личностно-ориентированного образования
Цель: создание всевозможных условий для проявления познавательной активности личности каждого учащегося.
Средства достижения учителем этой цели:
- использование различных форм и методов организации обучения, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
- создание мотивирующей атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
- стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без страха ошибиться.
Компьютерные технологии
Использование компьютерных технологий – это необходимость, диктуемая современным уровнем развития образования. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. К техническим достоинствам относят быстроту, маневренность, оперативность, возможность просмотра, прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков это создание эффекта присутствия , у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий и интерес. Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учеников, следствием чего, становится более эффективное усвоение знаний, улучшается уровень наглядности на уроке, повышается результативность.
Использование ИКТ в начальной школе не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально использовать время и силы учителя.
Технология игрового обучения
В практике начального образования большое распространение получили игровые технологии обучения, характеризующиеся наличием игровой модели, сценарием игры и ролевых позиций.
Игровая технология обеспечивает совокупность эмоционального и рационального в обучении. В игре, благодаря гибкости игровой технологии, учащийся проявляет свою индивидуальность при возникновении ситуациями выбора. Игровые технологии относят к уникальным формам обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными работу учителя и учащихся.
Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Здоровьесберегающие технологии
Сохранение и укрепление здоровья детей это общая задача медиков, педагогов и родителей.
Поэтому для создания комфортных условий в школе для полноценного развития школьника, для ведения здорового образа жизни, в деятельность начальной школы, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить эти важнейшие задачи.
«Здоровьесберегающие образовательные технологии» - это технологии, программы и методы, направленые на формирование понятия о здоровье как ценности и мотивацию на соблюдение здорового образа жизни:
- здоровьесберегающие включают: обеспечение двигательной активности, профилактические прививки,организация здорового питания и витаминизация;
- оздоровительные подразумевают физическую подготовку, физиотерапию, аромотерапию, закаливание, гимнастику, массаж, фитотерапию и арттерапию;
- технологии обучения здоровью реализуются за счет включения определенной тематики в предметы общеобразовательного цикла;
- воспитание культуры здоровья осуществляется с помощью внеклассных и внешкольных мероприятий, фестивалей и конкурсов.
Задачей учителя является оказание помощи каждому ребенку в вопросах определения своих способностей, создание условий для их развития, так как всё это влияет на сохранность и укрепление здоровья ребенка.
Уроки и внеклассные занятия должны содержать не только теоретическую информацию о человеке, медицине, экологии, но и практические рекомендации, советы по правилам питания, комплексы процедур по уходу за своим телом.
Задачей здоровьесберегающей педагогики является эффективная организация режима труда и отдыха школьников, создание условий для работы, обеспечивающих высокую работоспособность учащихся во время учебных занятий, позволили бы отодвинуть утомление и избежать переутомления.
Во время уроков и внеклассных занятий необходимо проводить: физкультминутки, дыхательную гимнастику, релаксацию, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз.
Цель физминутки – обеспечить кратковременный активный отдых для учащихся во время занятий, повысить или удержать умственную работоспособность детей.
Результаты применения на занятиях пальчиковой гимнастики:
- развития мышления ребенка;
- развитие речи;
- повышение концентрации и распределения внимания;
- развитие памяти, фантазии и воображения.
Во время уроков применяются зарядки-релаксации. По времени это занимает от 3 до 5 минут. Цель релаксации — снять напряжение, вызвать положительные эмоции и хорошее настроение. Видами релаксации могут быть различные движения, игры, пение и танцы.
Также в работе учителя используется гимнастика для глаз, которая улучшает не только зрение, но и оказывает положительное воздействие на артикуляционный аппарат.
Проектная деятельность
Проектная деятельность – это технология направленная на формирование у учащихся практических умений и навыков. Проектный метод основан на концепции деятельностного подхода и помогает организовать процесс обучения, в котором дети получают знания в процессе выполнения и планирования творческих заданий – проектов.
Таким образом, внедрение педагогических технологий в образовательный процесс начальной школы является просто необходимым аспектом современного начального образования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по теме "Формирование коммуникативной компетенции как средство развития личности младшего школьника на уроках и во внеурочной деятельности"
В данном материале я представляю результат моего педагогического исследования, в течение 3-х лет работы по формированию коммуникативной компетенции младшего школьника. Представлена аттестационная рабо...
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Методическая разработка для учителей 1-х классов...
Формирование познавательных компетенций на уроках в начальной школе. Руденко О.В. ( Из опыта работы).
В статье освещены приёмы, позволяющие формировать ключевые компетенции у младших школьников....
Тема опыта «Формирование познавательных компетенций младших школьников через организацию проектной и исследовательской деятельности».
Тема опыта «Формирование познавательных компетенций младших школьников через организацию проектной и исследовательской деятельности».Тема на сегодняшний день актуальна, так как одной...
Пути формирования познавательной компетенции на занятиях в ГПД
Пути формирования познавательной компетенции на занятиях в ГПД...
Выступление в межрегиональном марафоне педагогического опыта по теме: «Работа с текстом в начальной школе как одно из направлений формирования читательской компетенции школьника на уроках технологии".
Выступление в межрегиональном марафоне педагогического опыта «Организация образовательной деятельности по приобщению детей к чтению, формированию и развитию читательской компетенции» по те...
«Метод проектов как средство формирования познавательной компетенции обучающихся, развития их функциональной грамотности»
Реализация инновационных образовательных проектов, направленных на разработку и внедрение моделей социализации младших школьников, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам...