Формирование познавательной компетенции ученика средствами педагогических технологий
статья

Григорьева Наталья Геннадьевна

Материал статьи может быть использован в работе учителя начальных классов и воспитателя ГПД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективное использование современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности

Формирование познавательной компетенции ученика средствами педагогических технологий

Актуальность данной проблемы обусловлена несоответствием стремительного распространения педагогических инноваций, и недостаточным владением ими педагогами. В настоящее время остро возникает потребность глубокого изучения и применения в профессиональной деятельности инновационных технологий в начальной школе. Педагог должен ориентироваться во множестве самых разнообразных технологий обучения, так как главной целью работы учителя является: воспитание эмоционально-эстетической, нравственно-правовой, интеллектуально-информационной, коммуникативной культуры младшего школьника, а также культуры здоровья.

В своей работе учителя начальной школы используют самые разнообразные технологии.

Технология личностно-ориентированного образования

Цель: создание всевозможных условий для проявления познавательной активности личности каждого учащегося.

Средства достижения учителем этой цели:

  • использование различных форм и методов организации обучения, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
  • создание мотивирующей атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  • стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без страха ошибиться.

Компьютерные технологии

Использование компьютерных технологий – это необходимость, диктуемая современным уровнем развития образования. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. К техническим достоинствам относят быстроту, маневренность, оперативность, возможность просмотра, прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков это создание эффекта присутствия , у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий и интерес. Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учеников, следствием чего, становится более эффективное усвоение знаний, улучшается уровень наглядности на уроке, повышается результативность.

Использование ИКТ в начальной школе не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально использовать время и силы учителя.

Технология игрового обучения

В практике начального образования большое распространение получили игровые технологии обучения, характеризующиеся наличием игровой модели, сценарием игры и ролевых позиций.

Игровая технология обеспечивает совокупность эмоционального и рационального в обучении. В игре, благодаря гибкости игровой технологии, учащийся проявляет свою индивидуальность при возникновении ситуациями выбора. Игровые технологии относят к уникальным формам обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными работу учителя и учащихся.

Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Здоровьесберегающие технологии

Сохранение и укрепление здоровья детей это общая задача медиков, педагогов и родителей.

Поэтому для создания комфортных условий в школе для полноценного развития школьника, для ведения здорового образа жизни, в деятельность начальной школы, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить эти важнейшие задачи.

«Здоровьесберегающие образовательные технологии» - это технологии, программы и методы, направленые на формирование понятия о здоровье как ценности и мотивацию на соблюдение здорового образа жизни:

  • здоровьесберегающие включают: обеспечение двигательной активности, профилактические прививки,организация здорового питания и витаминизация;
  • оздоровительные подразумевают физическую подготовку, физиотерапию, аромотерапию, закаливание, гимнастику, массаж, фитотерапию и арттерапию;
  • технологии обучения здоровью реализуются за счет включения определенной тематики в предметы общеобразовательного цикла;
  • воспитание культуры здоровья осуществляется с помощью внеклассных и внешкольных мероприятий, фестивалей и конкурсов.

Задачей учителя является оказание помощи каждому ребенку в вопросах определения своих способностей, создание условий для их развития, так как всё это влияет на сохранность и укрепление здоровья ребенка.

Уроки и внеклассные занятия должны содержать не только теоретическую информацию о человеке, медицине, экологии, но и практические рекомендации, советы по правилам питания, комплексы процедур по уходу за своим телом.

Задачей здоровьесберегающей педагогики является эффективная организация режима труда и отдыха школьников, создание условий для работы, обеспечивающих высокую работоспособность учащихся во время учебных занятий, позволили бы отодвинуть утомление и избежать переутомления.

Во время уроков и внеклассных занятий необходимо проводить: физкультминутки, дыхательную гимнастику, релаксацию, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз.

Цель физминутки – обеспечить кратковременный активный отдых для учащихся во время занятий, повысить или удержать умственную работоспособность детей.

Результаты применения на занятиях пальчиковой гимнастики:

  • развития мышления ребенка;
  • развитие речи;
  • повышение концентрации и распределения внимания;
  • развитие памяти, фантазии и воображения.

Во время уроков применяются зарядки-релаксации. По времени это занимает от 3 до 5 минут. Цель релаксации — снять напряжение, вызвать положительные эмоции и хорошее настроение. Видами релаксации могут быть различные движения, игры, пение и танцы.

Также в работе учителя используется гимнастика для глаз, которая улучшает не только зрение, но и оказывает положительное воздействие на артикуляционный аппарат.

Проектная деятельность

Проектная деятельность – это технология направленная на формирование у учащихся практических умений и навыков. Проектный метод основан на концепции деятельностного подхода и помогает организовать процесс обучения, в котором дети получают знания в процессе выполнения и планирования творческих заданий – проектов.

Таким образом, внедрение педагогических технологий в образовательный процесс начальной школы является просто необходимым аспектом современного начального образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по теме "Формирование коммуникативной компетенции как средство развития личности младшего школьника на уроках и во внеурочной деятельности"

В данном материале я представляю результат моего педагогического исследования, в течение 3-х лет работы по формированию коммуникативной компетенции младшего школьника. Представлена аттестационная рабо...

Формирование познавательных компетенций на уроках в начальной школе. Руденко О.В. ( Из опыта работы).

В статье освещены приёмы, позволяющие формировать ключевые компетенции у младших школьников....

Тема опыта «Формирование познавательных компетенций младших школьников через организацию проектной и исследовательской деятельности».

Тема опыта «Формирование познавательных компетенций младших школьников через организацию проектной и исследовательской деятельности».Тема  на сегодняшний день актуальна, так как одной...

Пути формирования познавательной компетенции на занятиях в ГПД

Пути формирования познавательной компетенции на занятиях в ГПД...

Выступление в межрегиональном марафоне педагогического опыта по теме: «Работа с текстом в начальной школе как одно из направлений формирования читательской компетенции школьника на уроках технологии".

Выступление в межрегиональном марафоне педагогического опыта «Организация образовательной деятельности по приобщению детей к чтению, формированию и развитию читательской компетенции» по те...

«Метод проектов как средство формирования познавательной компетенции обучающихся, развития их функциональной грамотности»

Реализация инновационных образовательных проектов, направленных на разработку и внедрение моделей социализации младших школьников, обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам...