Формирование этнокультурных компетенций обучающихся средствами декоративно-прикладного творчества
статья на тему

В настоящее время важно определить перспективные и эффективные подходы в обучении (сочетающие в себе традиционные и инновационные приемы), способствующие включению этнокультурных ценностей в образовательный процесс по изобразительной деятельности и декоративно-прикладному творчеству, так и в процессе воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ishakova.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование этнокультурных компетенций обучающихся средствами декоративно-прикладного творчества

Перед современной педагогической теорией и практикой ставится проблема формирования личности высокого уровня этнокультурной компетенции.

Наиболее перспективной образовательной стратегией в этнически неоднородной среде, как показал анализ литературы, является концепция мультикультурного образования, опирающаяся на современное понимание полиэтничности. Полиэтническое общество – общество социально разнообразное, в котором представители различных этнических групп сохраняют и развивают свои традиции и культурные особенности, при одновременном сотрудничестве друг с другом в укреплении общественного единства.

Перемены, происходящие в Российском полиэтническом обществе, находят отражение в социальном заказе образованию. Изменился образ жизни человека: характер его труда, быта, общения. В этой связи традиционная система образования, которая обеспечивала подготовку молодежи к жизни, претерпевает кардинальные изменения. Задачей образовательных учреждений становится подготовка личности, гражданина, принадлежащего, с одной стороны, к определенному этносоциуму, культуре, исторической эпохе, с другой – гражданина России, мира.

Акцент в стандарте сделан на процесс интеграции учебной и внеурочной деятельности, результатом которой должны стать универсальные учебные действия.

В структуре универсальных учебных действий особое место уделено формированию гражданской идентичности и этнической идентичности, как «специфической формы самоопределения».

Этническая идентичность пересекается с понятием этнокультурной компетентности, «как совокупности знаний о той или иной этнической общности и ее культуре». Т.В.Поштаревой дано подробное толкование этого понятия: «этнокультурная компетентность – это свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной этнической культуре, реализующееся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию.

При этом знания рассматриваются не как некая сумма обладания информацией о той или иной этнической общности, а как деятельностей основания, реализуемые для достижения межэтнического взаимопонимания и взаимодействия.

Цель этнокультурной компетентности имеет как внешнюю, так и внутреннюю направленности. Внешняя цель состоит в стабилизации межнациональных отношений и учете этнических особенностей, интересов каждого народа, в стремлении к межэтническому диалогу. Внутренняя целевая направленность, заключается в том, что обучающийся должен быть не только «носителем» знаний в области этнокультуры и межэтнического взаимодействия, но и их активным пользователем.

Как показывает исторический опыт, этнокультурные традиции являются важнейшим инструментом формирования ценностной ориентации человека, а ценностные суждения и нормы определяют его дальнейшую деятельность, влияют на мировоззрение и методы принятия решений, в том числе и технологических.

В настоящее время важно определить перспективные и эффективные подходы в обучении (сочетающие в себе традиционные и инновационные приемы), способствующие включению этнокультурных ценностей в образовательный процесс по изобразительной деятельности и декоративно-прикладному творчеству, так и в процессе воспитания.

Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее, поэтому важно показать обучающимся, как человек оберегает и умножает природные богатства.

В их числе можно выделить:

- разработку и учебную реализацию специализированных по изучению этнокультурного наследия народов Поволжья;

- приобщение индивида к этнокультурным ценностям, наследию, нормам и традициям своего этноса.

- воспитать достойного гражданина и патриота, знающего и любящего свою Малую Родину, свой край, город, где он родился и живёт;

-формировать бережное отношение к историческому наследию нашего народа;

-воспитать уважение к людям коренной национальности, к их традициям и обычаям;

-развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии страны;

-формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание охранять её от разрушений, а при необходимости восстанавливать;

-воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту родной природы; формировать эстетические чувства.

Региональный компонент является составной частью дополнительного образования. В задачи регионального компонента входит формирование у каждого обучающегося системы знаний о своеобразии родного края, знакомство с богатством народной культуры, художественными традициями, приобщение к народному искусству на фоне сведений о культуре других народов.

Культура с социологической и антропологической точки зрения является совокупностью духовных достижений человечества, объективных и надвременных явлений, которые образуют непрерывную и неподвластную отдельному индивиду традицию.

Это вызывает необходимость обоснования региональной системы обучения и воспитания школьников в объединении «Умелые руки», основой которых является предметно-практическая деятельность с ориентацией на творческое, духовно-нравственное развитие обучающихся.

Художественная культура Поволжья – явление очень многогранное.

Общество имеет огромное влияние на личность, но подлинное воодушевление проявляется тогда, когда человек выбрал самое «ценное», которое взаимосвязано с общественным и индивидуальным бытием, его духовным миром.

С целью формирования этнокультурной компетенции обучающихся в МБУДО «Центр внешкольной работы г. Буинска РТ» открыт эксперимент «Народные художественные промыслы и ремесла Поволжья: проблемы сохранения и развития на современном этапе». В рамках этого эксперимента исследовано, отобрано и разработано содержание обучения декоративно-прикладному творчеству, традиционно сложившемуся на территории Республики Татарстан и Поволжья, «Русская тряпичная кукла»; «Народные костюмы(татарские, русские, чувашские и др.)», «Роспись по стеклу»; «Игрушки из соленого теста»; «Бисероплетение».

Следующим шагом, способствующим развитию технологий традиционных ремесел, является интеграция исконных технологий, новых материалов в современных изделиях на основе дизайн-подхода. Процесс изучения традиционных технологий декоративно-прикладного творчества непрерывен и активизируется изучением Интернет-ресурсов и периодической информации, поступающей в библиотеку МБУДОЦВР. Итоги освоения ремесел подводятся на традиционных выставках-конкурсах «Юный умелец», «Татарстан – мой край родной», «Народная игрушка», «Россыпь творческих фантазий», мастер-классы на методических объединениях района и др.

Этнокультурная компетенция обучающихся, как сказано выше, формируется на основе интеграции классной и внеурочной деятельности, в которой последняя базируется на изучении содержания следующих общеобразовательных предметов: «Изобразительное искусство», «Технология», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов Поволжья».

Вкладывая в детей знания, прививая любовь к малой родине, мы стремимся воспитать в них маленьких патриотов. Мы надеемся, что наши воспитанники будут любить свой край, охранять и преумножать богатства нашей земли.

Литература

1. Библер В.С. Диалог. Сознание. Культура. – М. 1989.
2. Библер В.С. Культура. Диалог культур.//Вопросы философии. 1989 №6.
3. Библер В.С. Нравственность. Культура. Современность. – М. 1988.
4. Библер В.С. Философско-психологические предположения Школы диалога культур. – М. 1998.
5. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М.: Советский писатель. 1988.
6. Дрибижева Л.М. Этническое самосознание русских в современных условиях. – журнал Советская этнография. – 1991. № 1.
7. Морозов И.А. Этнокультурная компетентность и стандарты общего образования второго поколения // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. науч. практ. заоч. конф. –Уфа, июнь 2011.
8. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Начальная школа. 2009. №9. с.6.
9. Садохин А.П. Теория и практика межкультурной коммуникации.- М. 2004.
10. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология.- М.,2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно – нравственное воспитание детей средствами декоративно – прикладного искусства.

Данная статья написана на основе моего опыта работы и вошла в сборник статей по духовно - нравственному воспитанию детей средствами декоративно- прикладного искусства. 2011 год....

Декоративно-прикладное народное творчество

Умение расписать глиняную игрушку или вырезать фигурную доску постепенно уходит из нашей жизни. А как хорошо иногда подивиться красоте яркого павловопосадского платка, порадоваться запаху свежевырезан...

"Формирование ключевых компетенций обучающихся средствами УМК Перспективная начальная школа"

Обобщение опыта по теме: "Формирование ключевых компетенций обучающихся средствами УМК Перспективная начальная школа"....

Декоративно-прикладное народное творчество – инструмент для формирования патриотизма и духовности у современного школьника

Библиографический списокРусская народная игрушка как особый вид народного творчества:  http://www.coolreferat.com. (дата обращения 18.12.13)Международный образовательный портал: http://www.maam.r...

Образовательный проект Формирование поликультурного сознания средствами декоративно-прикладного творчества.

Образовательный проектФормирование поликультурного сознания  средствами декоративно-прикладного творчества....