Мастер-класс "Формирование читательской грамотности через разные виды заданий"
методическая разработка (4 класс)
Тема: "Формирование читательской грамотности через разные виды заданий"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_formirovanie_chitatelskoy_gramotnosti_cherez_raznye_vidy_zadaniy.docx | 25.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс на тему: «Формирование читательской грамотности через разные виды заданий»
Цель: ознакомить участников мастер-класса с разными видами заданий по формированию читательской грамотности младших школьников на уроках в начальной школе, как использовать приобретенные знания в своей практике.
Задачи:
1. формирование умений свободно ориентироваться в обсуждаемой проблеме;
2. создание условий для достижения нового качества образования через учебно-воспитательный процесс путем развития профессионального мастерства учителя, позволяющих эффективно осуществлять развитие читательской грамотности в изменяющихся условиях.
3. развитие педагогического мастерства.
Форма проведения мастер-класса:
-с педагогами;
- практическая работа в группах.
Ход мастер – класса:
- Вступительная часть.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Я приветствую вас на мастер-классе «Формирование читательской грамотности через разные виды заданий».
А начать свой мастер-класс мне хотелось бы с притчи (ВИДЕО ПРИТЧИ НА ЭКРАНЕ) (СЛАЙД 1)
- Как вы считаете, в чем мудрость этой притчи?
Однажды путешественник попросил лодочника перевезти его на другой берег.
Сев в лодку, путник заметил, что на веслах были надписи. На одном весле было написано: «Думай», а на втором: «Делай».
— Какие интересные у тебя весла, — сказал путешественник. – А зачем?
— Смотри, — улыбаясь, сказал лодочник. И начал грести только одним веслом, с надписью «Думай».
Лодка начала кружиться на одном месте.
— Иногда случалось, что я думал о чем-то, размышлял, строил планы… Но ничего полезного это не приносило. Я просто кружил на месте, как эта лодка.
Лодочник перестал грести одним веслом и начал грести другим, с надписью «Делай». Лодка начала кружить, но уже в другую сторону.
— А бывало, я кидался в другую крайность. Делал что-то бездумно, без планов, без чертежей. Много сил и времени тратил. Но, в итоге, тоже кружился на месте.
— Вот и сделал надпись на веслах, — продолжал лодочник, — чтобы помнить, что на каждый взмах левого весла должен быть взмах правого весла и только тогда можно будет попасть туда, куда хочешь.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, мудрость этой притчи в том, самые прочные знания – это те, что добыты своим трудом, через пробы, ошибки, порой неверные действия.
А еще урок притчи, на мой взгляд, заключается о том, что надо обретать не только знания, а способность целенаправленно применить эти добытые знания и умения в жизненной ситуации.
Это самое главное, чему мы должны учить детей.
- Теоретическая справка: Чтобы дети научились применять полученные знания на практике мы должны на уроках и во внеурочной деятельность формировать ФГ.
(СЛАЙД 2– Функциональная грамотность,
- Давайте вспомним компоненты функциональной грамотности
СЛАЙД 3 – основные составляющие ФГ)
- Свой мастер-класс я хотела бы посвятить читательской грамотности и показать некоторые виды заданий, которые можно использовать на уроках для ее формирования. (СЛАЙД 4)
(СЛАЙД 5– читательская грамотность)
- Практическая часть (работа в группах).
- Сегодня мы поработаем с группами читательских умений и видами читательских заданий.
- - Перед вами лежит Конверт 1 с рабочим листом, на котором прописаны группы читательских умений и виды заданий.
Типы учебных заданий, связанных с основными группами читательских умений.
Поиск информации, заданной в явном виде:
- найти конкретные сведения;
- найти значения слова и фразы;
- определить тему или основную идею, если они представлены в тексте в явном виде;
- определить время и место действия рассказа.
Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте:
- установить связь между событиями;
- понимать, какое существительное заменяет местоимение, встретившееся в тексте;
- понимать (определять) обобщения, имеющиеся в тексте;
- выводить общий смысл, основываясь на серии аргументов.
Интерпретация и обобщение информации:
- распознать общую идею или тему текста;
- описывать отношения между героями;
- сравнивать и противопоставлять информацию, почерпнутую из текста;
- понимать настроение и общий тон рассказа;
- находить практическое применение информации из текста.
Оценка содержания, языка и структуры текста:
- оценивать правдоподобность описанных событий;
- описывать, какими средствами автор воспользовался для создания неожиданного эффекта;
- оценивать полноту или ясность информации, представленной в тексте;
- определять отношения автора к основной теме текста.
Ваша задача – к каждой группе читательских умений определить виды задания. (1 мин.)
ПРОВЕРКА: Сравните ваши ответы с верным ответом. (СЛАЙД 6)
- Существует множество форм, методов и видов заданий, направленных на формирование читательской грамотности. Сегодня мы поработаем с некоторыми из них.
- Прежде, чем приступить к работе с текстом, я предлагаю вам объединиться в группы.
- У каждого на столе лежит фрагмент картинки. Возьмите его, поднимитесь и найдите свою группу, в которой будете работать, собрав пазл.
- На столе соберите получившуюся картинку.
На каждом столе лежит чистый лист. Я предлагаю вам записать ассоциации, которые возникают у вас, глядя на картинку. (Работа в группе, озвучивает 1 член группы)
- Как вы считаете, тема текста какая будет, с чем связана? (ЗООПАРК)
3. У вас у каждого на краю стола есть конверт №2 (С ТЕКСТОМ)
Сейчас вам необходимо ознакомиться с текстом (1 мин)
- У вас на столе есть небольшие листки, нужно задать вопрос по тексту, записать его с одной стороны этого листка, а на обратной стороне записать ответ.
- А сейчас предлагаю вам встать с вашими карточками. Будет звучать музыка и вы свободно передвигаетесь по классу. Как только музыка закончится, вы объединяетесь в пары, поочередно задаете друг другу вопросы и даете ответы на них. (3 раза).
(СЛАЙД 7 )
4. Следующее задание в парах. Возьмите конверт № 3. Внутри конверта на рабочих листах есть таблица с данными из текста, которую нужно заполнить. При работе можно пользоваться текстом. (1 мин.)
Используя данные из текста, заполни таблицу.
Масса | Рост | Продолжительность жизни | |
Императорский пингвин | |||
Белый медведь | |||
Лось | |||
Горный козел |
(ПРОВЕРКА - СРАВНИТЕ СВОИ ОТВЕТЫ С ОТВЕТАМИ НА ДОСКЕ).
(СЛАЙД 8)
5. Следующее задание.
- Возьмите конверт № 4. На рабочих листах дано задание на соответствие. Нужно соединить понятие и событие. (1 мин.)
Императорский пингвин | Родилась двойня |
Поход в зоопарк | Произвел впечатление |
Белый медведь | Купался в бассейне |
Горный козел | Живет в Арктике |
Лоси | Весенний теплый солнечный день |
(ПРОВЕРКА – РАБОТА В ПАРАХ И СРАВНЕНИЕ С ОТВЕТАМИ НА ДОСКЕ). (СЛАЙД 9)
6. У нас осталось последнее задание. Работать будете индивидуально. В конверте № 5 возьмите рабочий лист. Но прежде чем приступить к выполнению этого задания, необходимо активизировать свою память. Возьмите текст и перечитайте его еще раз. На прочтение дается 30 секунд.
- Листы с текстом переверните, текстом не пользоваться. На рабочих листах нужно подчеркнуть те предложения и словосочетания (цветным текстовыделителем одного цвета – у каждого свой текстовыделитель), которые точно есть в тексте. (СЛАЙД 10)
Своими осенними дождями.
Лось – это самый крупный представитель семейства оленевых.
Взяв с собой кое-что для животных.
Мы отправились в Иркутский зоопарк.
Долгожданный весенний теплый день.
Живут белые медведи в Антарктиде.
Белый медведь – один из самых крупных хищников.
Сейчас лосятам четыре недели.
Маленькие козлята стали играть с лосятами.
Наше путешествие продолжалось.
Продолжительность жизни пингвинов составляет более 25 лет.
Первые, кого мы увидели, были арктические пингвины
(ПРИ ПРОВЕРКЕ МЕНЯЕМСЯ ТЕКСТОВЫДЕЛИТЕЛЯМИ и сравниваем свои ответы с ответами на доске или можно обратиться к тексту). (СЛАЙД 11)
Смысл работы с текстовыделителями: когда ребенок работает разными текстовыделителями, соответственно, сначала работает, как ему кажется, правильно, одним цветом, потом меняет текстовыделитель, и, если что-то не сделал или допустил ошибки, то поверх текстовыделителя наносит еще раз другой цвет, текстовыделитель меняет цвет и ребенок видит, где допустил ошибки в чем были его недочеты.
IV Рефлексия
- Сегодня я вам представила лишь некоторые виды заданий, которые можно использовать на уроках для формирования читательской грамотности
- 2. А сейчас мне хотелось бы услышать ваши мнения по нашей совместной работе. Для этого я прошу продолжить высказывание:
СЛАЙД 13 Теперь я могу использовать______________________
В результате моей работы на мастер-классе я___________________
- А еще хочется сказать, что приемов для формирования функциональной грамотности много. Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания.
- И закончить свой мастер-класс мне хотелось бы словами К.Д.Ушинского «Читать – это еще ничего не значит. Что читать, как и понимать прочитанное – это главное». (СЛАЙД 14)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности» Мастер-класс
Игры, направленные на развитие мелкой моторики хорошо вписываются в образовательную и совместную деятельность. Я их использую для развития математических представлений, обучению грамоте, ознаком...
Формирование основных метапредметных результатов: чтение и понимание текста (читательская грамотность) через проектно-исследовательскую деятельность.
В статье освещены особенности формирования читательской грамотности младших школьников через проект класса "Дневник читательских удивлений", исследовательскую работу с публицистическими текс...
Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ через разные виды деятельности»
Актуальность проблемы развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции коррекционного образова...
Формирование читательской грамотности младших школьников (Банк заданий 1-2 класс)
В данной разработке представлены материалы выступленияпо теме и презентация. Обобщение опыта работы по формированию читательской грамотности у учащихся 1-2 классов на уроках литературного чтения....
Формирование читательской грамотности через использование приёмов технологии критического мышления
Мухина Е.Н., учитель английского языка ГБОУ средней школы №21 им. Э.П. Шаффе.Формирование читательской грамотности через использование приёмов технологии критического мышленияВ новых условиях це...
"Самоопределение и самореализация младших школьников через разные виды деятельности".
Основные показатели готовности ребенка к школе: сформированность его внутренней позиции, произвольности, умение ориентироваться на систему правил и др. Готовность к школьному обучению означает сформир...
Выступление на ШМО учителей начальных классов МКОУ «Любимовская СОШ». Тема выступления: «Формирование читательской грамотности через технологию проектной деятельности»
Материал содержит рекомендации по планированию проектной деятельности на уроках литературного чтения в 3-4 классах, так же описаны методики исследования сформированн...