Мастер-класс "Формирование читательской грамотности через разные виды заданий"
методическая разработка (4 класс)

Рулёва Ирина Михайловна

Тема: "Формирование читательской грамотности через разные виды заданий"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему: «Формирование читательской грамотности через разные виды заданий»

 

Цель: ознакомить участников мастер-класса с разными видами заданий по формированию читательской грамотности младших школьников на уроках в начальной школе, как использовать приобретенные знания в своей практике.

Задачи:

1.        формирование умений свободно ориентироваться в обсуждаемой проблеме;

2.        создание условий для достижения нового качества образования через учебно-воспитательный процесс путем развития профессионального мастерства учителя, позволяющих эффективно осуществлять развитие читательской грамотности в изменяющихся условиях.

3.        развитие педагогического мастерства.

Форма проведения мастер-класса:

-с педагогами;

- практическая работа в группах.

Ход мастер – класса:

  1. Вступительная часть.

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я приветствую вас на мастер-классе «Формирование читательской грамотности через разные виды заданий».

А начать свой мастер-класс мне хотелось бы с притчи (ВИДЕО ПРИТЧИ НА ЭКРАНЕ) (СЛАЙД 1)

 - Как вы считаете, в чем мудрость этой притчи?

Однажды путешественник попросил лодочника перевезти его на другой берег.

Сев в лодку, путник заметил, что на веслах были надписи. На одном весле было написано: «Думай», а на втором: «Делай».

— Какие интересные у тебя весла, — сказал путешественник. – А зачем?

— Смотри, — улыбаясь, сказал лодочник. И начал грести только одним веслом, с надписью «Думай».

Лодка начала кружиться на одном месте.

— Иногда случалось, что я думал о чем-то, размышлял, строил планы… Но ничего полезного это не приносило. Я просто кружил на месте, как эта лодка.

Лодочник перестал грести одним веслом и начал грести другим, с надписью «Делай». Лодка начала кружить, но уже в другую сторону.

— А бывало, я кидался в другую крайность. Делал что-то бездумно, без планов, без чертежей. Много сил и времени тратил. Но, в итоге, тоже кружился на месте.

— Вот и сделал надпись на веслах, — продолжал лодочник, — чтобы помнить, что на каждый взмах левого весла должен быть взмах правого весла и только тогда можно будет попасть туда, куда хочешь.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, мудрость этой притчи   в том, самые прочные знания – это те, что добыты своим трудом, через пробы, ошибки, порой неверные действия.

А еще урок притчи, на мой взгляд, заключается о том, что надо обретать не только знания, а способность целенаправленно применить  эти добытые знания и умения  в жизненной ситуации.

 Это самое главное, чему мы должны учить детей. 

  1. Теоретическая справка: Чтобы дети научились применять полученные знания на практике мы должны на уроках и во внеурочной деятельность формировать ФГ.

(СЛАЙД 2– Функциональная грамотность,

- Давайте вспомним  компоненты функциональной грамотности

СЛАЙД 3 – основные составляющие ФГ)

  - Свой мастер-класс я хотела бы посвятить читательской грамотности и показать некоторые виды заданий, которые можно использовать на уроках для ее формирования. (СЛАЙД 4)

 (СЛАЙД 5– читательская грамотность)

  1. Практическая часть (работа в группах).

- Сегодня мы поработаем с группами читательских умений и видами читательских заданий.

  1. - Перед вами лежит   Конверт 1 с рабочим листом, на котором  прописаны  группы читательских умений и виды заданий.

Типы учебных заданий, связанных с основными группами читательских умений.

Поиск информации, заданной в явном виде:

- найти конкретные сведения;

- найти значения слова и фразы;

- определить тему или основную идею, если они представлены в тексте в явном виде;

- определить время  и место действия рассказа.

Формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте:

- установить связь между событиями;

- понимать, какое существительное заменяет местоимение, встретившееся в тексте;

- понимать (определять) обобщения, имеющиеся в тексте;

- выводить общий смысл, основываясь на серии аргументов.

Интерпретация и обобщение информации:

- распознать общую идею или тему текста;

- описывать отношения между героями;

- сравнивать и противопоставлять информацию, почерпнутую из текста;

- понимать настроение и общий тон рассказа;

-  находить практическое применение информации из текста.

Оценка содержания, языка и структуры текста:

- оценивать правдоподобность описанных событий;

- описывать, какими средствами автор воспользовался для создания неожиданного эффекта;

- оценивать полноту или ясность информации, представленной в тексте;

- определять отношения автора к основной теме текста.

Ваша задача – к каждой группе читательских умений определить виды задания.   (1 мин.)

ПРОВЕРКА: Сравните ваши ответы с верным ответом. (СЛАЙД 6)

  1. Существует множество форм, методов и видов заданий, направленных на формирование читательской грамотности. Сегодня мы поработаем с некоторыми из них.

- Прежде, чем приступить к работе с текстом, я предлагаю вам объединиться в группы.

- У каждого на столе лежит фрагмент картинки. Возьмите его, поднимитесь и найдите свою группу, в которой будете работать, собрав пазл.

- На столе соберите получившуюся картинку.

На каждом столе лежит чистый лист. Я предлагаю вам записать ассоциации, которые возникают у вас, глядя на картинку. (Работа в группе, озвучивает 1 член группы)

- Как вы считаете,   тема текста какая будет, с чем связана? (ЗООПАРК)

          3. У вас у каждого на краю стола есть конверт №2 (С ТЕКСТОМ)

Сейчас вам необходимо ознакомиться с текстом (1 мин)

- У вас на столе есть небольшие  листки, нужно задать вопрос по тексту, записать его с одной стороны этого листка, а на обратной стороне записать ответ.

- А сейчас предлагаю вам встать с вашими карточками. Будет звучать музыка и вы свободно передвигаетесь по классу. Как только музыка закончится, вы объединяетесь в пары, поочередно задаете друг другу вопросы и даете ответы на них. (3 раза).

(СЛАЙД 7 )

        4. Следующее  задание в парах. Возьмите конверт № 3. Внутри конверта на рабочих листах есть таблица с данными из текста, которую нужно заполнить. При работе можно пользоваться текстом. (1 мин.)

Используя данные из текста,  заполни таблицу.

Масса

Рост

Продолжительность жизни

Императорский пингвин

Белый медведь

Лось

Горный козел

(ПРОВЕРКА - СРАВНИТЕ СВОИ ОТВЕТЫ С ОТВЕТАМИ НА ДОСКЕ).

(СЛАЙД 8)

       5.  Следующее задание.

- Возьмите конверт № 4. На рабочих листах дано задание на соответствие. Нужно соединить понятие и событие. (1 мин.)

Императорский пингвин

Родилась двойня

Поход в зоопарк

Произвел впечатление

Белый медведь

Купался в бассейне

Горный козел

Живет в Арктике

Лоси

Весенний теплый солнечный день

 (ПРОВЕРКА – РАБОТА В ПАРАХ И СРАВНЕНИЕ С ОТВЕТАМИ НА ДОСКЕ). (СЛАЙД 9)

      6. У нас осталось последнее задание. Работать будете индивидуально. В конверте № 5 возьмите рабочий лист. Но прежде чем приступить к выполнению этого задания, необходимо активизировать свою память. Возьмите текст и перечитайте его еще раз. На прочтение дается 30 секунд.

- Листы с текстом переверните, текстом не пользоваться. На рабочих листах нужно подчеркнуть те предложения и словосочетания (цветным текстовыделителем одного цвета – у каждого свой текстовыделитель), которые точно есть в тексте. (СЛАЙД 10)

Своими осенними дождями.

Лось – это самый крупный представитель семейства оленевых.

Взяв с собой кое-что для животных.

Мы отправились в Иркутский зоопарк.

Долгожданный весенний теплый день.

Живут белые медведи в Антарктиде.

Белый медведь – один из самых крупных хищников.

Сейчас лосятам четыре недели.

Маленькие козлята стали играть с лосятами.

Наше путешествие продолжалось.

Продолжительность жизни пингвинов составляет более 25 лет.

Первые, кого мы увидели, были арктические пингвины

(ПРИ ПРОВЕРКЕ МЕНЯЕМСЯ ТЕКСТОВЫДЕЛИТЕЛЯМИ и сравниваем свои ответы с ответами на доске или можно обратиться к тексту). (СЛАЙД 11)

Смысл работы с текстовыделителями: когда ребенок работает разными текстовыделителями, соответственно, сначала   работает, как ему кажется,  правильно, одним цветом, потом меняет текстовыделитель, и, если что-то не сделал или допустил ошибки,  то поверх текстовыделителя наносит еще раз другой цвет, текстовыделитель меняет цвет и ребенок видит, где допустил ошибки в чем были его недочеты.  

IV Рефлексия

- Сегодня я вам представила лишь некоторые виды заданий, которые можно использовать на уроках для формирования читательской грамотности

- 2. А сейчас мне хотелось бы услышать ваши мнения  по нашей совместной работе. Для этого я прошу продолжить высказывание:

СЛАЙД 13  Теперь я могу использовать______________________

      В результате моей работы на мастер-классе я___________________

- А еще хочется сказать, что приемов  для формирования функциональной грамотности много.   Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания.

 - И закончить свой мастер-класс мне хотелось бы словами К.Д.Ушинского «Читать – это еще ничего не значит. Что читать, как и понимать прочитанное – это главное». (СЛАЙД 14)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности» Мастер-класс

Игры, направленные на развитие мелкой моторики хорошо вписываются в образовательную и совместную деятельность. Я их использую для развития математических представлений, обучению грамоте, ознаком...

Формирование основных метапредметных результатов: чтение и понимание текста (читательская грамотность) через проектно-исследовательскую деятельность.

В статье освещены особенности формирования читательской грамотности младших школьников через проект класса "Дневник читательских удивлений", исследовательскую работу с публицистическими текс...

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ через разные виды деятельности»

Актуальность проблемы развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции коррекционного образова...

Формирование читательской грамотности младших школьников (Банк заданий 1-2 класс)

В данной разработке представлены материалы выступленияпо теме и презентация. Обобщение опыта работы по формированию читательской грамотности у учащихся 1-2 классов на уроках литературного чтения....

Формирование читательской грамотности через использование приёмов технологии критического мышления

Мухина Е.Н., учитель английского языка  ГБОУ средней школы №21 им. Э.П. Шаффе.Формирование читательской грамотности через использование приёмов технологии критического мышленияВ новых условиях це...

"Самоопределение и самореализация младших школьников через разные виды деятельности".

Основные показатели готовности ребенка к школе: сформированность его внутренней позиции, произвольности, умение ориентироваться на систему правил и др. Готовность к школьному обучению означает сформир...

Выступление на ШМО учителей начальных классов МКОУ «Любимовская СОШ». Тема выступления: «Формирование читательской грамотности через технологию проектной деятельности»

Материал  содержит рекомендации по планированию проектной деятельности на уроках литературного чтения в 3-4 классах,  так же   описаны  методики исследования сформированн...