Приёмы и виды работ по формированию орфографической зоркости у младших школьников
статья
ФГОС НОО перед учителем ставит конкретную задачу научить ученика осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания, овладеть умением проверять написанное. В настоящее время дети младших классов теряют интерес к изучению родного языка. Уровень грамотности недостаточен. В тетрадях учеников встречается значительное количество ошибок. Поэтому, несмотря на то, что основная масса детей поступающих в 1 класс владеет навыками чтения, у детей недостаточный и искажённый словарный запас, плохая дикция, слабо развиты: речь, речевой аппарат, фонематический слух.
Наша цель – это повышение орфографической грамотности у младших школьников.
Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка, который способствует формированию грамотного письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya.docx | 31.86 КБ |
prezentatsiya_dlya_konferetsii.pptx | 79.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Приёмы и виды работ по формированию орфографической зоркости
у младших школьников.
ФГОС НОО перед учителем ставит конкретную задачу научить ученика осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания, овладеть умением проверять написанное. В настоящее время дети младших классов теряют интерес к изучению родного языка. Уровень грамотности недостаточен. В тетрадях учеников встречается значительное количество ошибок. Поэтому, несмотря на то, что основная масса детей поступающих в 1 класс владеет навыками чтения, у детей недостаточный и искажённый словарный запас, плохая дикция, слабо развиты: речь, речевой аппарат, фонематический слух.
Наша цель – это повышение орфографической грамотности у младших школьников.
Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка, который способствует формированию грамотного письма.
Работу над орфографической грамотностью учащихся следует начинать с развития их орфографической зоркости. Важно прежде всего научить детей ставить перед собой орфографические задачи, а затем уже постепенно учить их решению.
«Целенаправленное обучение обнаруживанию орфограмм должно начинаться с первого года обучения, главным образом в процессе звуко-буквенного анализа слов». (Львов М.Р.)
Система обучения первоклассников постановке орфографических задач основана на фонемной теории русского письма.
Обучение орфографии в период обучения грамоте носит по преимуществу пропедевтический характер: учащиеся практическим путём необходимые сведения о звуках речи: гласных (ударных и безударных) и согласных (твердых/мягких, звонких/глухих).
Современные учебники и «Прописи» содержат богатый материал для пропедевтической работы по изучению многих орфографических тем. В ходе работы с первоклассниками в период обучения грамоте выявляется, что учащиеся в данный период могут ознакомиться по меньшей мере с 10 видами таких орфограмм. Перечислим их:
Заглавная буква в именах, фамилиях и отчествах людей, кличках животных.
Заглавная буква в начале предложения и точка в конце.
Правописание сочетаний жи, ши
Правописание сочетаний чу, щу.
Правописание сочетаний ча, ща.
Отдельные случаи написания безударных гласных.
Отдельные случаи написания парных звонких/глухих согласных.
Отдельные случаи написания непроверяемых безударных гласных.
Разделительный Ъ.
Разделительный Ь.
Букварный период позволяет заложить основы для воспитания орфографической зоркости учащихся. Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности учащихся – учит их выполнять целый ряд мыслительных операций: наблюдение, сравнение, сопоставление, установление сходства и различия, - учит делать выводы и обобщения.
Орфографическая зоркость – это умение замечать орфограммы, то есть случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания.
Приёмы и виды работы:
1. Списывание (с письменного или печатного текста, выборочное списывание, списывание с грамматическим заданием).
Алгоритм списывания, предлагаемый П.С. Жедек:
1. Внимательно прочитай предложение.
2. Повтори его, не заглядывая в текст.
3. Подчеркни в предложении все орфограммы.
4. Прочитай предложение орфографически.
5. Повтори предложение ещё раз, орфографически, проговаривая все звуки.
6. Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам и подчеркивая орфограммы.
7.Сверь написанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.
2. Комментированное письмо.
При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Комментирование — это вид работы, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании или орфографическом разборе ученик, прежде всего, находит орфограмму и объясняет её.
3. Письмо с проговариванием.
Письмо с проговариванием обеспечивает большой объем написанного, аккуратность, красивое письмо, практически полное отсутствие ошибок. Письмо с проговариванием объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Вначале проговаривать может учитель, затем сильные ученики, потом в работу включаются и средние, и слабые учащиеся. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. И если ученик вдруг проговорил слово с ошибкой, то класс и учитель вовремя предотвратят беду, т.е. не дадут зафиксировать эту ошибку на письме.
4. Письмо с пропуском орфограмм.
Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.
5. Какографические упражнения.
Предусматривают исправления учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.
6. Скоростное письмо.
Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова:
1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое).
2. Самостоятельное чтение хором.
3. Объяснение орфограмм (коллективно).
4. Считают количество предложений в тексте.
5. Чтение по предложениям.
6. Орфографическое чтение.
7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.).
8. Подсчитать количество записанных слов, запись на полях.
9. Проверка написанного.
7. Письмо по памяти.
1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.
2. Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.
3. Упражнение в запоминании.
4.Орфографическое чтение слов с орфограммами.
5. Запись.
6. Проверка.
8. Диктанты.
« Предупредительный диктант».
Это такой вид работы, когда объяснение орфограмм и проводится до записи в тетрадях. Он может проводиться в двух вариантах: с показом текста (зрительный) и без показа текста (слуховой). В классе со слабой подготовкой следует отдавать предпочтение первому варианту. При проведении зрительного предупредительного диктанта предложение или слова с орфограммами записываются на доске, затем разбираются, после этого написанное на доске закрывается – и учащиеся под диктовку пишут слова или предложение. Затем текст открывается, учащиеся сверяют его со своей записью и исправляют допущенные ошибки. При слуховом предупредительном диктанте перед записью текста учащиеся устно повторяют правила орфографии и пунктуации, на которые проводится диктант. Трудные случаи разбираются вместе с учителем. Затем следует запись под диктовку. Предупредительный диктант позволяет произвести двойную проверку. На обратной стороне доски диктант вместе с классом пишут два ученика – один сильный, другой слабый. После диктанта проверяем сначала работу сильного ученика, потом учащиеся сверяют ее со своей записью в тетрадях, и только потом класс проверяет то, что написал слабый ученик, и исправляет его ошибки на доске. Таким образом, работа над каждой орфограммой проводится многократно.
« Объяснительный диктант».
Учитель диктует текст по предложениям, а учащиеся записывают в тетрадях. После записи один из учеников читает свою запись и объясняет орфограммы, остальные следят за своими тетрадями и исправляют допущенные ошибки. Такое упражнение повышает самостоятельность учащихся и повышает у них фонематический слух. Объяснительный диктант позволяет провести на уроке индивидуальную работу с учеником. Учителю требуется заранее подобрать такие примеры, в которых учащиеся допускают наибольшее количество ошибок, а при проверке спрашивать именно тех, для кого эти ошибки характерны.
«Выборочный диктант, самодиктанты, взаимодиктанты».
Выборочный диктант – это когда дети по заданию учителя отбирают для записи соответствующие определенному заданию части текста. Выборочный диктант в сравнении с другими видами диктовки ценен тем, что он исключает возможность механической записи, позволяет давать очень сконцентрировано насыщенный изучаемыми орфограммами материал, способствует лучшему восприятию и запоминанию написания слов.
Особое место в ряду диктантов занимают самодиктанты, взаимодиктанты.
Самодиктант – это вид диктанта, при котором:
1. Текст перед записью зрительно воспринимается детьми, их внимание фиксируется на изучаемой орфограмме, ученики объясняют условия выбора слов с данной орфограммой, по окончании подобной работы ученики диктуют себе по памяти текст, а затем сверяют свою запись с образцом;
2. Проводится домашняя подготовка: нахождение и выписывание в рабочую тетрадь из изучаемого на уроках чтения художественного произведения 3 – 5 слов с данной орфограммой. После выписывания искомых слов с орфограммой проводится графическое обозначение условий ее выбора, подбор (при необходимости) проверочных слов к данным, затем – самоподготовка и сравнение своей записи с исходной.
Взаимодиктант проводится после подготовки, описанной для самодиктанта:
1. В парах с взаимопроверкой при использовании образца;
2. Одним из учащихся, который диктует классу отобранные им дома из книги для чтения слова; после записи происходит комментирование записанного несколькими учениками (их число соответствует количеству записанных слов), далее работы сдаются на проверку учителю.
«Свободный диктант».
Целью такого диктанта всегда является отработка грамматических навыков построения словосочетаний и предложений, а также грамотного употребления словоформ. Учитель читает текст целиком, а затем по частям (необязательно по предложениям, можно и по абзацу). Ученики не дословно, а свободно записывают прочитанное учителем. Использование синонимического ряда только приветствуется, даже если слово было заменено синонимом только потому, что ученик не знал, как правильно записать диктуемое слово.
«Словарный диктант».
Словарный диктант состоит из отдельных слов и словосочетаний, сгруппированных тематически. Особенность словарного диктанта в том, что работа над правописанием отдельных слов сосредоточивает внимание учащихся на определенных орфограммах. Языковой материал словарных диктантов можно использовать для составления предложений или небольших связных текстов. Важно, чтобы текст одного и того же словарного диктанта или его части повторялся несколько раз через определенные промежутки времени.
«Зрительно-слуховой диктант».
Зрительно-слуховой диктант отличается тем, что текст, предназначенный для записи, прочитывается самими учащимися. Учитель записывает его на доске. Ученики внимательно вчитываются в текст, всматриваются в орфограммы, распознают слова на изучаемое правило. Можно эти правила повторить при зрительной подготовке к записи текста. Текст закрывается. Затем учитель диктует. После записи учащиеся сами проверяют написанное.
«Проверяю себя».
Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово. Но беда в том, что на первых порах слабые ученики ничего не спрашивают и допускают при этом большое количество ошибок, - это негативная сторона диктанта ''Проверяю себя''. Поэтому важно как можно раньше вооружить учащихся знанием наиболее общих признаков орфограмм.
Первое и главное достоинство диктанта ''Проверяю себя'' состоит в том, что дети начинают нащупывать свои слабые места, учатся спрашивать и сомневаться, мы им даем возможность писать без ошибок, предупреждать их. Этот диктант позволяет писать часто и много, а ошибок делать мало или не делать вовсе: орфографический навык совершенствуется и укрепляется.
«Диктант с постукиванием» .
Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой.
9. Работа с транскрипцией.
Материал представляет собой подборку текстов для проведения орфографических тренингов на уроках.
10. Использование памяток при работе над ошибками.
Работа над ошибками включает в себя:
- предупреждение возможных ошибок при изучении различных тем на основе прогнозирования знания типичных ошибок и трудностей;
- обнаружение и исправление ошибок самими учащимися в различных текстах и отдельных словах, в устной и письменной речи на основе самопроверки и редактирования;
- исправление, учет, классификация ошибок учителем, с последующим обобщением и использованием данных как для общей диагностики и прогнозирования работы в классе, так и для организации конкретной коллективной, групповой и индивидуальной работы учащихся над ошибками;
- организация и проведение специальных уроков работы над ошибками, фрагментов работы над ошибками.
11. Графическое выделение. Обострению орфографической зоркости способствует прием «Секрет письма зеленой пастой», с помощью которого дети оформляют письменные работы в тетрадях: как только появляется правило - начинает работать зеленая паста. Чем больше орфограмм изучается, тем чаще зеленый свет "зажигается" в тетрадях учеников.
Графическое выделение орфограмм (подчёркивание) возможно при выполнении всех письменных работ. Подчёркивание орфограмм имеет большое значение для выработки орфографической зоркости, так как дети постоянно тренируются в отыскании и объяснении орфограмм. Но вырабатывать этот навык трудно. Многие учащиеся с трудом находят орфограммы в тексте, а некоторые подчёркивают буквы без разбору, поэтому учителю нужно добиваться осознанной деятельности учащихся.
12. Сигнальные карточки.
Сигнальные карточки желательно использовать в упражнении – это эффективное средство, которое включает в активную работу всех учеников класса и осуществляет индивидуальный подход в обучении, так как учитель сразу видит того ученика, кто ошибся, и быстро ему помогает.
13. Перфокарты.
Перфокарты так же развивают орфографическую зоркость учащихся. Ученику надо записать не всё слово, а только орфограммы. В результате у школьника появляется запись, которую учитель может проверить в считанные секунды.
14. Орфографическое проговаривание.
Орфографическое проговаривание характеризуется тем, что каждое слово произносится так, как пишется, и поэтому в “памяти” движений остаётся память движений речевого аппарата. Проговаривание не обосновывает, а лишь фиксирует, закрепляет написание слов, поэтому оно используется как упражнение, способствующее запоминанию. При самостоятельной записи учениками учитель продолжает направлять их внимание на проговаривание, а затем на прочтение записанного слова по слогам. Так формируется первичный самоконтроль, который выражается в привычке диктовать себе по слогам и всегда проверять себя при письме.
Вывод:
Орфографическая грамотность – один из критериев социальной полноценности личности. Она является составной частью общей языковой культуры человека. Освоение грамотного письма в начальном звене необходимо для дальнейшего успешного обучения в школе, для жизни и общения в дальнейшем, для получения профессии.
Учителя начальных классов
ГБОУ школа №500 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Позняк Л.А., Шишова Н.К.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Целенаправленное обучение обнаруживанию орфограмм должно начинаться с первого года обучения, главным образом в процессе звуко -буквенного анализа слов». (Львов М.Р.)
Заглавная буква в именах, фамилиях и отчествах людей, кличках животных. Заглавная буква в начале предложения и точка в конце. Правописание сочетаний жи , ши Правописание сочетаний чу, щу . Правописание сочетаний ча , ща. Отдельные случаи написания безударных гласных. Отдельные случаи написания парных звонких/глухих согласных. Отдельные случаи написания непроверяемых безударных гласных. Разделительный Ъ. Разделительный Ь. Орфографические темы (1 класс)
1. Списывание Алгоритм списывания, предлагаемый П.С. Жедек : 1 . Внимательно прочитай предложение. 2 . Повтори его, не заглядывая в текст. 3 . Подчеркни в предложении все орфограммы. 4 . Прочитай предложение орфографически. 5 . Повтори предложение ещё раз, орфографически, проговаривая все звуки. 6 . Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам и подчеркивая орфограммы. 7.Сверь написанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы . Приёмы и виды работы
2 . Комментированное письмо . Ученик находит орфограмму и объясняет её. 3. Письмо с проговариванием. Проговаривание – это предупреждение ошибок . 4. Письмо с пропуском орфограмм . Ученикам дается разрешение пропускать букву. 5. Какографические упражнения . И справления учениками умышленно допущенных в текстах ошибочных написаний.
6 . Скоростное письмо. Методика проведения: 1 . Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое). 2. Самостоятельное чтение хором. 3. Объяснение орфограмм (коллективно). 4. Считают количество предложений в тексте. 5. Чтение по предложениям. 6. Орфографическое чтение. 7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.). 8. Подсчитать количество записанных слов, запись на полях. 9. Проверка написанного.
7. Письмо по памяти . 1 . Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию. 2. Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор. 3. Упражнение в запоминании. 4.Орфографическое чтение слов с орфограммами. 5. Запись. 6. Проверка.
8. Диктанты . « Предупредительный диктант ». « Объяснительный диктант ». «Выборочный диктант, самодиктант , взаимодиктант ». «Свободный диктант». «Словарный диктант». «Зрительно-слуховой диктант». «Проверяю себя». «Диктант с постукиванием» .
9. Работа с транскрипцией . 10 . Использование памяток при работе над ошибками . - предупреждение возможных ошибок на основе прогнозирования знания типичных ошибок и трудностей; - обнаружение и исправление ошибок самими; - исправление, учет, классификация ошибок учителем; - организация и проведение специальных уроков работы над ошибками, фрагментов работы над ошибками . 11. Графическое выделение. П рием « Секрет письма зеленой пастой » 12. Сигнальные карточки. 13. Перфокарты. 14. Орфографическое проговаривание. У пражнение , способствующее запоминанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование орфографической зоркости у младших школьников.
Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Какой объем знаний необходимо иметь учащимся, чтобы писать орфографически гра...
Статья "Формирование орфографической зоркости у младших школьников"
В сатье представлены понятие об орфографической зоркости, приведён теоретический и парктический материал по её формированию....
Формирование орфографической зоркости у младших школьников
Раскроем понятия орфографическая зоркость,ее факторы.Множество упражнений для выработки орфографической зоркости...
конспект по теме "Виды работ по формированию орфографической зоркости "
Научить детей сначала слуховой зоркости-слуховому вниманию, а затем зрительной зоркости-зрительному вниманию (слуховая и зрительная зоркости сливаются в одну-в орфографическую)....
Мастер-класс "Приёмы работы над развитием орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка".
Всех учителей начальных классов волнует проблема грамотного письма учащихся. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным? Главная причина ...
Педагогические приёмы и технологии по формированию орфографической зоркости у младших школьников.
Как помочь учащимся писать грамотно?Как развивать орфографическую зоркость?Как добиться грамотного письма у детей?...
Эффективные приёмы формирования орфографической зоркости у младших школьников.
Орфографическая грамотность учащихся – это одна из важнейших проблем, стоящая перед школой на протяжении всего её исторического развития. Психологи П.С.Жедек, В.В. Репкин, Г.Г. Граник , методист...