Выступление на МО классных руководителей «Современные воспитательные технологии в формировании потребности ведения здорового образа жизни»
материал

Марченкова Ольга Павловна

«Современные воспитательные технологии в формировании       потребности ведения здорового образа жизни»
 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»

Выступление на МО классных руководителей

«Современные воспитательные технологии в формировании       потребности ведения здорового образа жизни»

Классный руководитель

3 «А» класса

Марченкова Ольга Павловна

Смоленск 2022

Здоровье – одна из важных составляющих целостного развития человека, характеризующая его жизнеспособность в единстве телесных и психических характеристик.

В рамках модернизации системы образования одной из главных задач является воспитание обучающихся, обеспечение необходимой информацией, позволяющей сохранить и укреплять здоровьеформирование гигиенических навыков, норм и правил здорового образа жизни, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья. Содействию у школьников ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.

Большинство детей, поступающих в специальные коррекционные школы, обладают целым «букетом» различных заболеваний – это нервно – психические расстройства, нарушение моторики и координации движения, сколиоз, снижение остроты слуха и зрения, кариес и т. д.

Эти негативные явления взаимосвязаны и взаимообусловлены множеством экономических и социальных причин, а так же образом жизни. Значительный процент учащихся с ограниченным интеллектом живут в неблагополучных семьях, где не получают не только полноценного питания, навыков культуры поведения, но даже элементарных понятий о здоровом образе жизни.

Здоровый образ жизни - одна из актуальных тем нашего времени, Всё больше людей, школьников с новыми технологиями, большими нагрузками, ведут неправильный образ жизни. В 21 веке издаётся и переиздаётся большое количество книг, посвящённых этим вопросам. И только лень может помешать современному человеку найти нужную информацию о том, насколько важно правильно питаться, вести подвижный образ жизни, соблюдать гигиену.

Проблема формирования здорового образа жизни не в полной мере получила в специальной литературе детальной теоретической и методической разработки. По моему мнению, формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни в системе специального образования и воспитания должно включать:

- определение цели и задач формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни;

- отбор содержания материала, форм и методов, применяемых в образовательном и воспитательном процессе, которые в максимальной степени соответствуют цели и задачам формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни;

- междисциплинарный подход к рассмотрению предметного материала о ценностях здоровья и здорового образа жизни;

- учёт национальных и региональных особенностей как важной части содержания материала о здоровье;

- активизацию предметно-практической деятельности детей по усвоению и присвоению принципов здорового образа жизни;

Необходимым условием педагогического процесса является его положительный эмоциональный фон. Современная педагогика утверждает, что необучаемых детей нет. Целью формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни у учащихся с ограниченными возможностями развития можно считать обучение каждого ребёнка способам поддержания и сохранения здоровья, воспитание и развитие детей на основе здоровьесберегающих знаний, умений и навыков, а также формирование эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей. Эта цель будет способствовать основной цели обучения и воспитания – достижению каждым учеником максимально возможной самостоятельности и независимости.

Я как классный руководитель 3 «А» класса, организовываю наиболее оптимальный для своих детей воспитательный процесс.

Запланированные занятия по формированию здорового образа жизни разделила на три блока:

«Основы здоровья и здорового образа жизни».

«Не навреди самому себе»

«Мир каждой души».

В первый блок я включила те занятия, которые направлены на формирование у детей потребностей в здоровом образе жизниформирование нравственных убеждений.

Занятия по профилактике простудных заболеваний, кишечных инфекций, травм, солнечного удара и др., которые помогут избежать неприятностей. На занятиях этого блока мы организовывали практикумы по применению полученных знаний по уходу за собой, а также составляли все вместе правила в случае получения травм или солнечного удара, а также правил о том, как не простудиться и не подхватить никакую инфекцию.

Практическая работа в этой области позволит детям хорошо адаптироваться в самостоятельной жизни вне стен школы. Занятия «Окно в окружающий мир. Охрана зрения»«Путешествие бутерброда, Берегите зубы»«Наш внутренний насос» расширят знания детей о строении и функциях органов человека. Зная, как устроен организм, дети смогут лучше его понять и в случае необходимости обратиться за помощью к врачу.

ИтогРебята активно принимали участие в практической работе: рисовали рисунки, выпускали стенгазеты, общались с мед. работником школы.

Во втором блоке помещены темы занятий, которые направлены на профилактику наркомании, алкоголизма и табакокурения, на формирование негативного отношения к вредным привычкам.

Это такие занятия«О вредных привычках нельзя промолчать»«Вредная привычка или болезнь»«Искусственный рай»«Не позволяй душе бранится…»«Пить или не пить – быть или не быть!»

Для большей убедительности пагубного влияния этих привычек не просто привожу примеры, а нахожу картинки, видео, презентации и другие средства, которые действуют на эмоциональную сторону человека. Привлекаю детей к составлению памяток о вреде курения и алкоголизма.

ИтогНа заключительном занятии по этому блоку«Ещё раз о вредных привычках», ребята уяснили для себя, что вредные привычки могут привести к беде, так же выпускали стенгазеты, изготавливали памятки, рисовали рисунки.

Третий блок предусматривает формирование позитивного отношения к самому себе, потребность в саморазвитии, формирование опыта нравственных отношений с окружающим миром, развитие духовной сферы личности. Так как у детей с ОВЗ снижена мотивация и уровень самооценки, необходимо показать ребёнку, в чём он может себя выразить и подкреплять это, создавая ситуацию успеха. Я использую игровые занятия для этой цели, где ребёнок может в полной мере проявить себя. Это - викторина «Язык улиц и дорог», игра «Правила движения знай как таблицу умножения», подвижные игры «Весёлые старты», игра-соревнование «Подтянись – не ленись!» и др.

Итог: во время викторин, занятий, бесед в этом блоке учащиеся научились высказывать своё мнение, а так же прислушиваться к мнению других.

Вывод: В результате моей работы сделала для себя вывод, что дети в ходе обсуждения приходят к выводу, что здоровье – это одна из важнейших ценностей человеческой жизни, оно дается человеку как бесценный дар, его нельзя купить, поэтому оно дороже богатства.

И в заключении я хотела бы рассказать вам притчу о бабочке.

В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. Всем он помогал, люди ему доверяли и очень уважали его возраст, жизненный опыт и мудрость. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей.

Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил«Все в твоих руках».

Вот и мы с вами, захотим – можем втянуться в череду проблем, сложностей, безысходностей, а захотим, сможем раскрасить свою жизнь яркими красками радости и смысла.

- Заботиться о своём здоровье должен каждый человек. Главное – захотеть быть здоровым!

Литература

1. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Ж. №6, 2001.

2. Амосов Н. Здоровый образ жизни // Воспитание школьников. 1994. №2-3.

3. Александров В. Как прожить долго здоровым и молодым // Воспитание школьников. 1992. «2-5.

4. Тихвинский С. Б. Роль физического воспитания в здоровье подростка. – М., 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сохранение здоровья и формирование потребности в здоровом образе жизни

Автором (Бедриной М.А.) предложеныконкретные направления по здоровьесбережению из опыта работы учителя начальной школы.   Данная работа дает возможность изменить атмосферу урока, пов...

Статья "Формирование потребности в здоровом образе жизни у младших школьников"

В центре внимания на современном уроке находится ученик, его личность, создаются условия для развития интересов и стремлений учащихся, стимулируется реализация  их потребностей и мотивов, вовлече...

«Формирование потребности в здоровом образе жизни средствами семейного воспитания»

Проблема здорового образа жизни в последнее время приобретает ведущее значение в формировании современного человека, как полноценного члена общества. Особое место в данном контексте занимает здоровье ...

Ритмопластика - инновационный метод работы с детьми по формированию потребности в здоровом образе жизни в соответствии с ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью).

Воспитание детей с проблемами в развитии на сегодняшний день - актуальная общечеловеческая проблема. Сложности формирования эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов, затрудняющих социа...

Мастер-класс «Формирование потребностей ведения здорового образа жизни через реализацию сюжетной линии уроков»

Мастер-класс«Формирование потребностей ведения здорового образа жизни через реализацию сюжетной линии уроков»...

ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ ВЕДЕНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ СЮЖЕТНОЙ ЛИНИИ УРОКОВ

ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ ВЕДЕНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ СЮЖЕТНОЙ ЛИНИИ УРОКОВ...

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Статья по теме "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"...