Статья "Формирование потребности в здоровом образе жизни у младших школьников"
статья по зож на тему
В центре внимания на современном уроке находится ученик, его личность, создаются условия для развития интересов и стремлений учащихся, стимулируется реализация их потребностей и мотивов, вовлечение в творческий учебный труд. Урок отличается тесным взаимодействием учителя и учащихся, при котором упор делается на равноправные человеческие отношения. Существует несколько подходов к проблеме воспитательных возможностей урока. Один из них отражен в суждении: «Каждый урок воспитывает».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья "Формирование потребности в здоровом образе жизни у младших школьников"
Воспитательный аспект современного урока.
В центре внимания на современном уроке находится ученик, его личность, создаются условия для развития интересов и стремлений учащихся, стимулируется реализация их потребностей и мотивов, вовлечение в творческий учебный труд. Урок отличается тесным взаимодействием учителя и учащихся, при котором упор делается на равноправные человеческие отношения. Существует несколько подходов к проблеме воспитательных возможностей урока. Один из них отражен в суждении: «Каждый урок воспитывает».
Так в основе ФГОС лежит Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в которой определены базовые национальные ценности:
.патриотизм
.социальная солидарность
.гражданственность
.семья
.труд и творчество
.наука
.традиционные российские религии
.искусство и литература
.природа
.человечество
Которые закладываются при формировании УУД (личностных)
На каждом уроке учащийся попадает в ситуацию нравственного выбора:
.выбор между нравственным и безнравственным поведением( с уроков литературного чтения)
. выбор между долгом и склонностями
. выбор между своими и чужими интересами
.выбор между личными убеждениями и общественным мнением( работа в группе: сильный ученик может работать в группе со слабыми и сильными учениками, он делает выбор)
Нельзя забывать о роли неосознанного воспитания. Под неосознанным принято называть то воспитание, которое учитель не планирует заранее, не прописывает, но воспитывает каждый день своим примером, своим отношением к детям и окружающим, своим внешним видом и реакциями на раздражители. Полный достоинства и уверенности учитель воспитывает своим примером.
Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – всё это имеет первостепенное значение для духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся.
Так, в «Законе об образовании» ст. 11 гласит:
Задачами системы образования являются:
1) создание необходимых условий для получения качественного образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности;
2) развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности;
3) воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине;
4) воспитание личности с активной гражданской позицией, формирование потребностей участвовать в общественно-политической, экономической и культурной жизни республики
Это ожидаемые результаты образования, так называемые базовые компетенции учащихся – какой вырастет человек, с чем будет шагать по жизни
Главными, ключевыми являются слова развитие, воспитание, формирование.
Урок обладает уникальными возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. Воспитывающий аспект должен предусматривать использование содержания учебного материала, технологий обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности школьника. Существует несколько подходов к проблеме воспитательных возможностей урока. Один из них отражен в суждении: «Каждый урок воспитывает». Из урока в урок, имея одну воспитательную цель, учитель ставит различные воспитательные задачи и указывает, через что они могут быть достигнуты, через какие виды деятельности.
На уроке можно достичь желаемого в воспитательной области через эмоции. Учителю порой нет необходимости количественно проверять, насколько он достиг воспитательной цели. Если во время урока учитель видит пустые глаза учеников, значит, урок проходит зря. «Не активностью поднятых рук, а активностью глаз определяю эффективность урока» Е.Н. Ильин. Конечно, при постановке воспитательных задач везде, где возможно, необходимы показатели ее решения. Один из таких показателей – нравственный выбор учащегося
Нельзя забывать о роли неосознанного воспитания. Под неосознанным принято называть то воспитание, которое учитель не планирует заранее, не прописывает, но воспитывает каждый день своим примером, своим отношением к детям и окружающим, своим внешним видом и реакциями на раздражители. Полный достоинства и уверенности учитель воспитывает своим примером. При составлении плана урока важно продумывать виды деятельности ученика на каждом этапе урока в связи с поставленными воспитательными задачами, т.е. через какие виды деятельности, формы работы может быть достигнута поставленная цель. Начало урока – очень важный момент с воспитательной точки зрения, т.к именно на этом этапе происходит влияние на мотивационную сферу. У каждого учителя имеется в арсенале немало различных способов и приемов: это может быть и «раскручивание формулировки темы», и создание проблемной ситуации, и практическая работы исследовательского характера (это пробуждает и любознательность, и вызывает заинтересованность, и побуждает учащихся к активности, воспитывается критическое мышление, создает мотивы к изучению темы.
Этап актуализации тоже можно организовать разными способами. Этап рефлексии в конце урока или на промежуточных этапах должен присутствовать обязательно. Именно на этом этапе предоставляется возможность оценить урок с воспитательной точки зрения.Делаются акценты на нравственных критериях, затрагиваются аспекты умственного воспитания. Методически правильно построенный урок воспитывает каждым своим моментом.
Рекомендации по реализации воспитательного аспекта урока:
- при планировании урока учитывать диагностику уровня воспитанности ученика и класса в целом;
- продумывать виды деятельности учащихся на каждом этапе урока в связи с поставленными целями;
-осуществлять выбор оптимальных способов и приемов для начала урока;
-использовать на этапе актуализации инновационные технологии;
- использовать на уроке разные виды контроля, что позволит воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, коммуникабельность, трудолюбие;
-применять разные способы оценивания, что оказывает положительное воздействие на ребенка и в плане успеха в случае неудач;
-проводить этап рефлексии на каждом уроке, что позволит корректировать воспитательные задачи урока.
ФГОС Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
.патриотизм
.социальная солидарность
.гражданственность
.семья
.труд и творчество
.наука
.традиционные российские религии
.искусство и литература
.природа
.человечество
Ситуация выбора в ценностно – оценочной деятельности учащихся.(воспитательный аспект урока)
Ситуации нравственного выбора
.выбор между нравственным и безнравственным поведением
. выбор между долгом и склонностями
. выбор между своими и чужими интересами
.выбор между личными убеждениями и общественным мнением
. выбор между различными видами обязанностей личности
Итак, задача учителя – сделать так, чтобы каждые 45 минут урока стали полноценным нравственным общением, продуманным взаимодействием. Урок – продолжение жизни ученика и продолжение процесса формирования его личности. Переступив порог класса, учитель организует не только учебную деятельность учеников, но и их отношения на уроке. Обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника, формированию единого образовательного пространства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Cтатья "Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников"
Статья о формах и методах работы с учениками начальльной школы по формированию у них потребности в здоровом образе жизни....
Формирование привычки здорового образа жизни у младших школьников в условиях интерната
Формирование у детей привычки здорового образа жизни актуальная, своевременная и достаточно сложная задача. Ведь именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровь...
Формирование понятий здорового образа жизни у младших школьников—важное направление в современной школе.
Дети в процессе обучения, к сожалению, часто теряют свое здоровье, испытывая перегрузки – интеллектуальные, физические и психические. Часто находятся в состоянии тревожности, что также отрицательно вл...
Доклад "Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности"
Доклад на заседании ШМО учителей начальных классов по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий в начальном обучении...
Значение формирования понятий здорового образа жизни у младших школьников
Здоровье современных школьников—серьёзная национальная проблема. Поэтому одной из основных задач обучения и воспитания является «формирование устойчивой мотивации сохранения и укрепления здоровья»...
Формирование понятий здорового образа жизни у младших школьников—важное направление в современной школе.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Нужно научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье...