ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья
Статья по теме "ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_popova_e.n._shugaley_d.a.docx | 19.26 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Попова Елена Николаевна, Шугалей Дарья Алексеевна
Аннотация: статья посвящена особенностям формирования потребности в здоровом образе жизни у обучающихся начальной школы. Авторами отмечается необходимость формирования данной потребности с начала обучения в школе, через урочную и внеурочную деятельность.
Ключевые слова: формирование потребности, здоровый образ жизни, пальчиковые игры.
Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в школьном воспитании, с первой ступени обучения, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения. [3:23]. При работе с детьми отметили отсутствие у детей физических качеств: усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую; то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Следовательно, возникает необходимость в формировании потребности здорового образа жизни у детей в начальной школе.
Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в начальной школе являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка. [2:11].
В нашем образовательном учреждении особое внимание уделяется компонентам ЗОЖ: рациональное двухразовое питание (с выверенным меню по калорийности), частая смена видов деятельности, использование динамических пауз во время урока, уроки физкультуры (3 раза в неделю), а так же «Подвижные игры на свежем воздухе» - курс внеурочной деятельности.
Кроме того, мы стараемся наполнить жизнь детей движением не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Составили картотеку подвижных игр и упражнений, и постоянно используем их в работе с детьми.
На уроках русского и английского языка ежедневно организуем пальчиковые игры, т.к. они позволяют удовлетворить потребность в движении не только крупных мышц, но и более мелких (пальцев рук). Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Широко используем пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. В играх предлагаем детям выполнять упражнения с предметами: прищепками, пробками, счетными палочками, пуговицами, мячами-ежиками, платочками и т.д. Гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребенка. В классах имеются картотеки пальчиковых игр, различные предметы и массажеры для выполнения упражнений. Например:
«Паучок»
Паучок ходил по ветке,
Руки скрещены, пальцы каждой руки «бегут»
А за ним ходили детки.
По предплечью, а затем по плечу др.руки
Дождик с неба вдруг полил,
Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающие движения;
Паучков на землю смыл.
Хлопок ладонями по столу/коленям
Солнце стало пригревать,
Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу,
Паучок ползет опять,
Пальцы растопырены, качаем руками.
А за ним ползут все детки,
Действия аналогичны первоначальным.
Чтобы погулять по ветке.
«Паучки» ползают по голове.
«Петух, курица и лебедь» (A cock, a hen and a swan)
Cock – петух Соединяют большой и указательный пальцы,
Зерно клюёт.
Средний, безымянный и мизинец поднимают вверх.
Курица – hen
К нему идёт.
Слегка сгибают средний, безымянный пальцы и мизинец, поднятые вверх.
Лебедь – swan
За малиной
Скрещивают руки и двигают кистями вверх – вниз.
Машет шеей лебединой.
Соединяют и слегка сгибают указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец; снизу приставляют большой палец и делают покачивающие движения кистями рук. [1:54].
В процессе урочной и внеурочной деятельности мы занимаемся формированием элементарных представлений о здоровом образе жизни, полезных и вредных привычках, «образе» поведения, исключающем вредные привычки, научить учеников оказывать первую доврачебную помощь себе и другим людям.
Работая над формированием у обучающихся потребности в здоровом образе жизни, мы пришли к выводу, что школа может и должна быть местом укрепления здоровья детей. А главная цель педагогической деятельности учителя—воспитание мотиваций, которые обеспечат активное и сознательное привлечение каждого ученика к процессу сохранения и укрепления здоровья физического, психического и духовного.
В заключении хотим сказать: «Здоровье – это понятие жизни. Будет здоровье – будет – все».
Библиографический список:
1.Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Изд.: М.: Аркти, 2006г., 88с.
2.Деятельность образовательного учреждения по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся начальной школы. Сборник программ.- Мастер - класс, прил. //Методист.- 2011.- №3.- с.11.
3.Педагогика здоровья. Методический сборник. – М: Школьные технологии, 2013 (инновационный методический опыт формирования культуры здорового образа жизни на принципах «Нашей новой школы» и ФГОС), с.23.
© Е.Н. Попова, Д.А. Шугалей, 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сохранение здоровья и формирование потребности в здоровом образе жизни
Автором (Бедриной М.А.) предложеныконкретные направления по здоровьесбережению из опыта работы учителя начальной школы. Данная работа дает возможность изменить атмосферу урока, пов...
Статья "Формирование потребности в здоровом образе жизни у младших школьников"
В центре внимания на современном уроке находится ученик, его личность, создаются условия для развития интересов и стремлений учащихся, стимулируется реализация их потребностей и мотивов, вовлече...
Формирование понятия о здоровом образе жизни на уроках в начальной школе
Презентация к выступлению на семинаре на тему "Формирование понятия о здоровом образе жизни на уроках в начальной школе"...
«Формирование потребности в здоровом образе жизни средствами семейного воспитания»
Проблема здорового образа жизни в последнее время приобретает ведущее значение в формировании современного человека, как полноценного члена общества. Особое место в данном контексте занимает здоровье ...
Ритмопластика - инновационный метод работы с детьми по формированию потребности в здоровом образе жизни в соответствии с ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью).
Воспитание детей с проблемами в развитии на сегодняшний день - актуальная общечеловеческая проблема. Сложности формирования эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов, затрудняющих социа...
Мастер-класс«Формирование потребностей ведения здорового образа жизни через реализацию сюжетной линии уроков»
Мастер-класс«Формирование потребностей ведения здорового образа жизни через реализацию сюжетной линии уроков»...
ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ ВЕДЕНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ СЮЖЕТНОЙ ЛИНИИ УРОКОВ
ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ ВЕДЕНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ СЮЖЕТНОЙ ЛИНИИ УРОКОВ...