Рабочая программа "Творческие проекты"
рабочая программа
Рабочая программа "Творческие проекты". Цель программы: формирование проектной деятельности обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_tvorcheskie_proekty.doc | 179 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УВР _________________ Директор __________Чумак Е.Л.
«___»______202_г. «____» ______202_г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Творческие проекты»
1-4 классы
Срок освоения 4 года
Составитель:
Короткова Т.А., учитель начальных классов
Обсуждена и согласована на
заседании методического объединения
учителей начальных классов
Протокол № 1 от
«29» августа 2022г.
г.Кировград
2022г.
Пояснительная записка
Цель программы: формирование проектной деятельности обучающихся.
Задачи программы:
- развивать познавательные способности и формировать исследовательский поиск у младших школьников;
- развивать специфические умения и навыки проектирования (формулирование проблемы и постановка задач, целеполагание и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, презентация в различных формах);
- содействовать приобретению обучающимися опыта разрешения личных, групповых, социальных проблем.
Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Творческие проекты».
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
а) личностные универсальные учебные действия:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения; личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты);
б) регулятивные универсальные учебные действия:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи); учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем/самостоятельно; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его;
в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
в) познавательные универсальные учебные действия:
извлекать информацию; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания; добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта ( выполнять анализ , выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям); использовать информацию в проектной деятельности под руководством учителя-консультанта.
г) коммуникативные универсальные учебные действия:
доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
творческих проектов
1 класс
Тренинговые задания включены в каждое занятие, имеют разные акценты: наблюдение, умение задавать вопросы, делать умозаключения и выводы, объяснять и защищать свои идеи.
Проект. Знакомство с понятием «проект», где могут быть использованы проекты. Знакомство с основными доступными нам методами создания проектов (наблюдение, составление плана, выполнение по этапам, выбор информации и др.). Чем проект отличается от исследования Выполнение практической части, заданий (практические задания типа «что сначала, что потом..»). Знакомство с понятиями: схема, рисунок, график. Практические задания по созданию схем, графиков. Высказывание суждений. Знакомство с классификацией. Знакомство с умозаключениями. Как правильно делать умозаключения. Работа с книгой. Какие книги считаются научными. Что такое справочник, энциклопедия и т.п. Как сделать сообщения о своем проекте. План своего выступления.
Представление результатов деятельности. Мини-конференции в классе. Представление своих проектов. Умение задавать вопрос. Вопросы авторам.
Учебно-тематический план
1 класс
Тематические блоки, темы | Количество часов | Форма проведения занятий (для курсов внеурочной деятельности) | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Мир вокруг нас. (Наблюдение за природой, событиями и т.п.). Умозаключения, выводы увиденного. | 3 | Формы массовой работы, индивидуальная работа. | |
Проект. Что это? Где использует человек проекты, с какой целью? Как увидеть проблему? Что такое суждение. Чем проект отличается от исследования. | 3 | Формы массовой работы, индивидуальная работа. | |
Практическое занятие по тренировке умений задавать вопросы, видеть проблему. | 1 | Формы массовой работы, индивидуальная работа. | |
Главное и второстепенное. Практические задания типа «что сначала, что потом…». | 2 | Формы массовой работы, индивидуальная работа. | |
Рисунок, схема, график. Практические задания по созданию схем, графиков. | 2 | Формы массовой работы, индивидуальная работа. | |
Классификация. Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации – поиск ошибок. | 5 | Формы массовой работы, индивидуальная работа. | https://znanio.ru/media/programma-zanyatij-po-interesam-yunye-issledovateli-2-klass-2539072 |
Как работать с книгой. Научные книги. | 2 | Формы массовой работы, индивидуальная работа. | |
Творческие учебные проекты (выбор, составление плана, распределение по этапам, выбор источников информации, описание) | 8 | Формы массовой работы, индивидуальная работа. | |
Мини-конференция. (Обработка полученных результатов. Оформление проекта. Представление проекта) | 7 | Формы массовой работы. | http://okt-shkola.ucoz.ru/vospit_sistema/metodichka_proektnaja_dejatelnost.pdf |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
творческих проектов
2 класс
Тренинговые задания включены в каждое занятие, имеют разные акценты: проектная деятельность, формы продуктов проектной деятельности, виды презентаций проектов, распределение учащихся по проектным группам. Персональные и групповые проекты.
Проект. Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы.
Наблюдение младших школьников за окружающим миром. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.) Проектирование – познание в действии. Практическая работа. Что мы знаем о проекте. Планирование и разработка проектов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.) Гипотезы и идеи. Разработка гипотез творческих проектов. Практическая работа на выдвижение гипотез, постановка цели проекта Искусство делать сообщения. Как правильно спланировать сообщение о своем проекте. Как выделить главное и второстепенное. Составление рассказа по плану. Обработка полученных результатов. Итог работы. Направленность учащихся на выполнение творческих проектов. Как выбрать тему творческого проекта. Индивидуальная работа с учащимися.
Индивидуальная консультативная работа с учащимися по выполнению творческого проекта. Подготовка отчёта. Правила оформления работы. Подготовка презентации. Подготовка презентации работы. Подготовка выступления. Практическая работа.
Представление результатов деятельности. Семинар. Предварительная защита результатов своей работы. Заслушивание всех проектов. Вопросы авторам, высказывание собственных суждений.
Учебно-тематический план
2 класс
Тематические блоки, темы | Количество часов | Форма проведения занятий (для курсов внеурочной деятельности) | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Проектная деятельность, формы продуктов проектной деятельности. Виды презентаций проектов. | 4 | Формы массовой работы, индивидуальная работа. | |
Распределение учащихся по проектным группам. Персональные и групповые проекты. | 3 | Формы массовой работы, индивидуальная работа. | |
Выбор темы творческого проекта. Индивидуальные проекты. | 7 | Индивидуальная работа. | https://infourok.ru/vybor-temy-proekta-i-ego-obosnovanie-5361766.html |
Подбор методов исследования. | 4 | Формы массовой работы, индивидуальная работа. | http://russian-science.info/kak-vybrat-metody-dlya-vashego-issledovaniya |
Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы. | 4 | Формы массовой работы, индивидуальная работа. | |
Проектирование – познание в действии. Практическая работа. | 4 | Формы массовой работы, индивидуальная работа. | |
Гипотезы и идеи. | 2 | Формы массовой работы, индивидуальная работа. | |
Искусство делать сообщения. | 5 | Формы массовой работы, индивидуальная работа. | https://infourok.ru/konspekt-po-teme-iskusstvo-delat-soobschenie-2522246.html |
Обработка полученных результатов. Итог работы. | 3 | Формы массовой работы, индивидуальная работа. | |
Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы. | 3 | Формы массовой работы, индивидуальная работа. | |
Проектирование – познание в действии.. Практическая работа. | 4 | Формы массовой работы, индивидуальная работа. | https://infourok.ru/programma-po-vneurochnoy-deyatelnosti-640370.html |
Гипотезы и идеи. | 2 | Формы массовой работы, индивидуальная работа. | |
Искусство делать сообщения. | 2 | Формы массовой работы, индивидуальная работа. | https://infourok.ru/konspekt-po-teme-iskusstvo-delat-soobschenie-2522246.html |
Обработка полученных результатов. Итог работы. | 3 | Формы массовой работы, индивидуальная работа. | |
Подготовка отчёта. | 4 | Формы массовой работы, индивидуальная работа. | |
Подготовка презентации. | 4 | Формы массовой работы, индивидуальная работа. | |
Подготовка выступления. | 4 | Формы массовой работы, индивидуальная работа. | |
Семинар. | 2 | Формы массовой работы, индивидуальная работа. | |
Заслушивание всех проектов. Вопросы авторам, высказывание собственных суждений. | 4 | Формы массовой работы, индивидуальная работа. |
Содержание программы
3 класс
Тренинговые задания включены в каждое занятие, имеют разные акценты: формулирование основных вопросов, обозначение границ проектов.
Проект. Выбор темы проектной работы. Коллективное обсуждение проблематики возможных проектов. Коллективная беседа «наиболее интересные научные проекты». Направление будущей проектной работы. Определение задач, целей работы, формулирование гипотезы. Разработка гипотез проектирования, в том числе и нереальных – провокационных идей. Совершенствование владения основными методами проекта. Сбор и обработка информации (зафиксировать получение знаний). Анализ самых интересных находок в группе. Фиксация полученных знаний. Выбор форм продукта. Выбрать наиболее оптимальных форм продукта. Обобщение полученных результатов. Анализ и обобщение собранного материала. Подготовка отчёта. Дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам проектирования, использовать рисунки, таблицы.
Представление результатов деятельности. Подготовка презентации. Демонстрация продукта, выполненная на основе информационных технологий. Работа над определениями основных понятий. Умение отвечать на незапланированные вопросы. Защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы. Учить излагать добытую информацию. Представление продукта. Презентационные умения и навыки.
Учебно-тематический план
3 класс
Тематические блоки, темы | Количество часов | Форма проведения занятий (для курсов внеурочной деятельности) | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Проектная деятельность, формы продуктов проектной деятельности. Виды презентаций проектов. | 1 | Формы массовой работы, индивидуальная работа. | https://infourok.ru/proektnaya-deyatelnost-v-nachalnoy-shkole-372798.html |
Распределение учащихся по проектным группам. Персональные и групповые проекты. | 1 | Формы массовой работы, индивидуальная работа. | https://infourok.ru/proektnaya-deyatelnost-v-nachalnoy-shkole-372798.html |
Выбор темы творческого проекта. | 1 | Формы массовой работы, индивидуальная работа. | https://infourok.ru/proektnaya-deyatelnost-v-nachalnoy-shkole-372798.html |
Наблюдение и наблюдательность. Актуализация проблемы. | 4 | Формы массовой работы, индивидуальная работа. | |
Проектирование – познание в действии. Практическая работа. Подбор методов проектирования. | 10 | Формы массовой работы, индивидуальная работа. | |
Правильное мышление и логика. Практические задания «как делать обобщения» Гипотезы и идеи. | 6 | Формы массовой работы, индивидуальная работа. | |
Искусство делать сообщения. Структурирование текста. | 4 | Формы массовой работы, индивидуальная работа. | https://infourok.ru/konspekt-po-teme-iskusstvo-delat-soobschenie-2522246.html |
Обработка полученных результатов. Итог работы. | 2 | Формы массовой работы, индивидуальная работа. | |
Подготовка отчёта. | 1 | Формы массовой работы, индивидуальная работа. | |
Подготовка презентации. | 1 | Формы массовой работы, индивидуальная работа. | |
Подготовка выступления. | 1 | Формы массовой работы, индивидуальная работа. | |
Заслушивание всех проектов. Вопросы авторам, высказывание собственных суждений. | 2 | Формы массовой работы, индивидуальная работа. |
Содержание программы
4 класс
Тренинговые задания включены в каждое занятие, имеют разные акценты: актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего проекта), определение сферы проекта (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).
Проект. Научная теория (коллективная беседа). Главные особенности описательных теорий, объяснительных теорий. Выбор тем по трём группам:
- Фантастические - ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений (воплощение в технических рисунках и макетах);
- Эмпирические - связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. Это наиболее интересное и перспективное направление проектной деятельности. В качестве объектов могут быть и люди, и домашние животные, и явления природы, и самые разные неодушевлённые предметы;
- Теоретические темы - ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках.
Ассоциации и аналогии. Практические задания на ассоциативное мышление, на создание аналогий.
Выработка гипотезы (разработать гипотезы, в том числе и нереальные - провокационные идеи). Выявление и систематизация подходов к решению проблемы (выбрать методы проекта).
Сбор и обработка информации (зафиксировать получение знаний). Анализ и обобщение полученных результатов (структурировать материал, использовать известные логические правила и приёмы). Составление определённого алгоритма систематизации определённых данных.
Представление результатов деятельности. Подготовка отчёта (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам проекта, использовать рисунки, таблицы, подготовить презентацию выступления). Убеждение других, доказывая свою точку зрения.
Учебно-тематический план
4 класс
Тематические блоки, темы | Количество часов | Форма проведения занятий (для курсов внеурочной деятельности) | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Научная теория (коллективная беседа). Главные особенности описательных теорий, объяснительных теорий. Известные, но недоказанные гипотезы. | 2 | Формы массовой работы, индивидуальная работа. | |
Ассоциации и аналогии. Практические задания на ассоциативное мышление, на создание аналогий. | 2 | Формы массовой работы, индивидуальная работа. | |
Определение социально-значимых проблем. Выбор тем проектов Обозначение границ проекта. | 2 | Формы массовой работы, индивидуальная работа. | |
Направление проекта. Актуализация проблемы. | 2 | Формы массовой работы, индивидуальная работа. | |
Разработка гипотезы и методов проекта. | 2 | Формы массовой работы, индивидуальная работа. | |
Сбор информации, обработка информации. | 6 | Формы массовой работы, индивидуальная работа. | https://infourok.ru/urok-po-informatike-obrabotka-informacii-2506898.html |
Наблюдения и проектирование. | 10 | Формы массовой работы, индивидуальная работа. | |
Структурирование материала, обобщение полученных результатов. | 5 | Формы массовой работы, индивидуальная работа. | |
Подготовка презентации. Подготовка выступлений. | 3 | Формы массовой работы, индивидуальная работа. |
Литература
- Брицкая Е.О. Метод проектов, особенности применения в начальной школе [Электронный ресурс]. Версия 1.0. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2006. – 2, 34 Mб
- Гайдаенко Е. Проектная деятельность учащихся: Шаги в науку с 1-го класса./Е. Гайдаенко // Нач.шк.: Прил.к газ. «Первое сентября».-2006. - № 10. – С.2-3
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред.А.Г. Асмолова.-М.:Просвещение, 2008.-151с
- Комашинский А.И. Использование проектного метода в образовательном процессе. /А.И.Комашинский // Практика административной работы в школе.-2006. - № 6. - С.65-70
- Мальцева Л.Р. Опыт организации творческих дел младших школьников. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2009. - 30 августа
- Материалы дистанционного курса ЦДО «Эйдос»: Как разработать и провести проект в начальной школе.
- Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А.И. Савенков. – Самара, издательство «Учебная литература», 2006. – 208 с
- Савенков, А.И. Я- исследователь : учебник – тетрадь для младших школьников. – Самара: Изд-во «Учебная литература». – 2004. – 32 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Математика. 2 класс. Проект "Начальная школа XXI".
Рабочая программа по математике для 2 класса рассчитана на 4 часа в неделю. Проект "Начальная школа XXI века"....
Рабочая программа. Окружающий мир. 2 класс. Проект "Начальная школа XXI века".
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса. Проект "Начальная школа XXI века" под руководством Н. Ф. Виноградовой....
Рабочая программа проекта "А вы знаете откуда происходят названия нот?"
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. научных обществ, олимпиад, ...
Рабочая программа проекты 2 класс
ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основно...
Рабочий лист проекта «Числа вокруг нас».
Числа сопровождают человека в течение всей его жизни. Ребенок только появился на свет, как сразу измеряю его вес, рост, записывают время и дату рождения с помощью специальных значков – циф...
Рабочий лист проекта "Говори правильно"
Данный материал поможет в работе над проектом....
Рабочий лист проекта «Слово в языке и речи»
Данный материал поможет в работе над проектом....