Анализ МО учителей начальных классов
консультация (2, 3, 4 класс)

Пахомова Елена Евгеньевна

Полный анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2022-2023 и планирование на следующий учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_shmonach.klassy_2022-2023.docx 44.74 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ ШМО учителей начальных классов за 2022-2023 учебный год

Анализ работы ШМО проводится с целью оценки деятельности учителей начальных классов в 2022-2023учебном году, разработки целей и задач на  2023-2024 учебный год, определение путей совершенствования работы методического объединения учителей начальной школы.

В объединение ШМО начальных классов входит  7 учителей. Это опытные  педагоги, работающие достаточное количество лет и профессиональным уровнем.

Работа начальной школы осуществлялась в соответствии с поставленными на 2022-2023 учебный год задачами: создание оптимальных условий  для обновления и реализации основных образовательных программ образовательного учреждения, включающего три группы требований в соответствии с ФГОС; создание благоприятных условий для формирования и развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся; создание комфортной образовательной среды на основе индивидуальной работы с обучающимися с учетом возрастных, психологических особенностей; создание оптимальных условий для формирования и развития полноценной психически и физически здоровой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации и самоопределению в социуме; совершенствование работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и привитие им навыков здорового образа жизни; повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии с требованиями ФГОС НОО 2-го поколения; совершенствование работы учителей, направленной на формирование у учащихся ключевых компетентностей; обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта, для развития мотивации к профессиональному и творческому росту.

В связи с этим и с учётом уровня организации учебно-воспитательного процесса в 2022-2023 учебном году МО учителей начальных классов  работало над темой «Организация учебного процесса путем внедрения активных методов обучения, направленных на развитие метапредметных компетенций и качества образования в начальной школе»

  Руководствуясь нормативными документами, программами и стандартами образования, учитывая специфику учебного заведения, объективный уровень состояния учебного процесса, уровень обученности, воспитанности и развития учащихся, квалификацию педагогического коллектива и круг актуальных нерешённых проблем, методическое объединение ставило перед собой следующую цель: создание условий для повышения профессионального мастерства учителей начальных классов, развитие их творческого потенциала с целью совершенствования качества преподавания и воспитания личности, подготовленной к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире.

Ожидаемые результаты работы:

 рост качества знаний обучающихся;

 развитие метапредметных компетенций учащихся;

 овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС;

 создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей, УУД.

 

Направления работы МО учителей начальных классов на 2022 - 2023 учебный год:

Аналитическая деятельность:

 Анализ методической деятельности за 2022 - 2023 учебный год и планирование на 2023- 2024 учебный год.

 Анализ посещения открытых уроков.

 Изучение направлений деятельности педагогов (тема самообразования).

 Анализ работы педагогов с целью оказания помощи.

 

Информационная деятельность:

 Изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности.

 Пополнение тематической папки «Методические объединения учителей начальных классов».

 

Организационная и учебно-воспитательная деятельность:

 Заседания методического совета.

 Изучение нормативной и методической документации по вопросам  образования. Отбор содержания и составление учебных программ.

 Утверждение индивидуальных программ по предметам.

 Выработка  единых  требований  к  оценке  результатов  освоения программы  на основе  разработанных образовательных стандартов по предмету.

 Организация открытых уроков по определенной теме с целью обмена  опытом.

 Организация и проведение предметных недель в школе.

 Организация и проведение  предметных олимпиад, конкурсов, смотров.

 Выступления учителей начальных классов на МО, практико-ориентированных семинарах, педагогических советах.

 Повышение квалификации педагогов на курсах. Прохождение аттестации педагогических кадров.

 Развивать систему работы с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные способности.

 Оказывать социально – педагогическую поддержку детям группы «особого внимания», активизировать работу по профилактике безнадзорности и беспризорности, преступлений и правонарушений среди обучающихся.

 Сохранять и укреплять здоровье обучающихся  и педагогов, воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

 

Методическая деятельность:

 Методическое сопровождение преподавания по новым  образовательным стандартам второго поколения в начальной школе.

 Работа над методической темой, представляющей реальную необходимость и профессиональный интерес.

 Совершенствование  методического уровня педагогов в овладении  новыми педагогическими технологиями, через систему повышения квалификации и самообразования каждого учителя.  Внедрение  в практику  работы всех учителей  МО технологий, направленных на формирование компетентностей обучающихся: технологию развития критического мышления, информационно-коммуникационную технологию, игровые технологии, технологию проблемного обучения, метод проектов, метод самостоятельной работы

 Организация системной работы с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные способности.

 Поиск, обобщение, анализ и внедрение передового  педагогического опыта в различных формах;

 Пополнение методической копилки необходимым информационным материалом для оказания помощи учителю в работе;

 Методическое сопровождение самообразования и саморазвития педагогов;   ознакомление с методическими разработками различных авторов.

v Совершенствование форм работы с одарёнными детьми.

v Создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ:

Консультативная деятельность:

 Консультирование педагогов по вопросам составления рабочих программ и тематического планирования.

 Консультирование педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности.

v Консультирование педагогов по вопросам в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС. 

 

Согласно плану ШМО проведены 5 заседаний. Все заседания проведены своевременно. На них рассматривались не только теоритические вопросы, но  и проводились презентации уроков, во время которых учителя обменивались своим опытом работы, что позволило заинтересовать учителей проводимой работой, способствовало проявлению инициативы, творчества.

Учителя начальных классов в рамках МО занимались самообразованием, повышая свою методическую грамотность. В ходе изучения теории методики рассмотрены темы:

 Курбатова Г.В.– «Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС»

 Пахомова Л.А. – «Развитие учащихся в процессе формирования УУД»

 Королева Л.Р.– «Формы и методы организации учебной деятельности по ФГОС»

 Замотаева Т.Д.. – «Повышение качества урока через использование  здоровьесберегающих технологий в процессе обучения»

 Пахомова Е.Е.- «Формы и методы организации учебной деятельности по ФГОС»

 Шерстнева В.И.– «Выявление и развитие способностей обучающихся к творческой и познавательной деятельности»

  Сумбаева Н.А.. – «Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации стандартов второго поколения»

Учителя начальных классов регулярно проходят курсы  повышения квалификации и стараются повысить свои профессиональный уровень.

В соответствии с ФГОС в начальных классах была организована внеурочная деятельность по различным направлениям.

 Учителя относятся к подготовке с большой ответственностью, стараются работать творчески, так как современные уроки и внеклассные мероприятия – это творчество самого учителя, его стремление к проявлению профессиональной индивидуальности. В тоже время каждый ученик начальной школы является активным участником всех событий в классном коллективе. Он может попробовать себя в разных ролях, пробовать свои силы в различных видах деятельности. Мастерить, выдвигать идеи, реализовывать их, рисовать.

Одно из направлений в методической работе учителей – это организация работы с одаренными и способными учащимися. В школе отработана система организации работы по участию обучающихся в различных конкурсах. Обучающиеся школы принимают участие во многих всероссийских, международных и муниципальных конкурсах. Участие обучающихся в различных конкурсах вызывает положительную мотивацию, формирует активную жизненную позицию, повышает интерес к изучению предмета, способствует развитию творческого мышления.

В 2022-2023 учебном году обучающиеся 1-4 классов  активно принимали участие в интернет олимпиадах и марафонах.

 

Итоги успеваемости по начальным классам в 2022-2023 учебном году

Литературное чтение

     В соответствии с требованиями системы контроля и оценивания учебных достижений, обучающихся начальной школы по окончанию года, они  должны прочитать следующее количество слов в минуту: (вслух)

 2 класс – 70 - 80 слов; 3 класс – 90 -100 слов; 4 класс – 110 - 120 слов; (молча)

Результаты проверки  техники чтения учащихся 1 – 4 классов (вслух)

 В результате проверки выяснилось следующее:

Класс/ Учитель

Без

ошибок

Ошибки         

       Способ чтения

      Темп чтения

  Выразительность

Осознанность

Повтор

Замена

Ис

каж

Непр

.удар

По букв

Слог + сло

во.

Цел.сло

вам

По сло

гам

Нор

ма

Вы

ше

Ни

же

Вырази

тельно

Монотонно

Пол

ное

Непол

ное

1 / 25ч./1 не читающий

Королева Л.Р.

9ч./

37,5%

0

5ч./

21%

8ч./

33%

1ч./

4,1%

1ч./

4,1%

1ч./

4,1%

19ч./

79%

3ч./

12,5%

8ч./

33%

13ч./

54%

3ч./

12,5%

9ч./

37,5%

14ч./

58%

22ч./

92%

2ч./

8,2%

2а/ 18ч.

Пахомова Л.А.

8ч./

44%

2ч./

11%

3ч./

16%

5ч./

27%

6ч./

32%

0

2ч./

11%

13ч./

66%

3ч./

16%

2ч./

11%

12ч.

61%

4ч./

22%

13ч./

66%

5ч./

27%

13ч./

66%

5ч./

27%

2б/17ч.

Курбатова Г.В.

8ч./

47%

3ч./

18%

3ч./

18%

7ч./

41%

1ч./

5,8%

0

6ч./

35%

11ч./

65%

0

5ч./

29%

4ч./

24%

8ч./

47%

7ч./

41%

10ч./

59%

8ч./

47%

9ч./

53%

3а/25ч.

Шерстнёва В.И.

7ч./

28%

0

0

10ч./

40%

4ч./

16%

0

1ч./

4%

24ч./

96%

0

14ч./

56%

4ч./

16%

7ч./

28%

19ч./

76%

6ч./

24%

18ч./

72%

7ч./

28%

3б/14ч.

Замотаева Т.Д.

5ч./

36%

0

1ч./

7%

2ч./

15%

4ч.

29%

0

0

14ч./

100%

0

6ч./

43%

7ч./

50%

1ч./

7%

5ч./

36%

9ч./

73%

10ч./

71%

4ч./

29%

4а/26ч./1ч.-8 вид

Пахомова Е.Е.

12 ч./

48%

3ч./

12%

6ч./

24%

6ч./

24%

10ч./

40%

0

7ч./

28%

13ч./

52%

3ч./

12%

7ч./

28%

12ч./

48%

5ч./

20%

21ч./

84%

4ч./

16%

23ч./

92%

2ч./

8%

4б/15ч.

Сумбаева Н.А.

0

11ч./

73%

10ч./

67%

9ч./

60%

5ч./

34%

0

6ч./

40%

9ч./

60%

0

7ч./

47%

5ч./

34%

3ч./

20%

4ч./

27%

11ч./

73%

12ч./

80%

4ч./

27%

ИТОГО

140ч./из них 2ч.(неч.)

49ч./

35,5%

19ч./

13,7%

28ч./

20,2%

47ч./

34%

31ч./

22,4%

1ч./

0,7%

23ч./

16,6%

103ч.

74,6%

9ч.

6,5%

49ч./

35,5%

57ч./

41,3%

31ч./

22,4%

78ч./

56,5%

59ч./

42,7%

106ч./

76,8%

33ч./

23,9%

Урлин Роман (обучающийся 1 класса)  не читающий, ученик 4а класса Воронов Дмитрий обучается по программе 8 вида.Выводы:

  1. Проверка показала, что большинство обучающихся 1-4-х классов имеют навыки беглого, осознанного, выразительного чтения. Вместе с тем, еще велик (от 4% до 20% в отдельных классах) процент детей, чтение которых нельзя считать удовлетворительным по всем параметрам.
  2. Основные ошибки, допускаемые при чтении:

- искажение при чтении слов – 34%  обучающихся;

 - неправильная постановка  ударения -22,4 %;

-повтор – 20,2%.

Рекомендуется:

1. Всем учителям начальных классов:

- Ознакомить родителей с результатами проверки техники чтения и подключить их к работе по совершенствованию навыков успешного чтения.

- Изучать индивидуальное чтение каждого обучающегося, обеспечивать условия для того, чтобы каждый ребенок больше читал вслух и «про себя».

- Учить на уроках выразительному чтению.

- Бороться со смысловыми и другими ошибками во время чтения, исправлять  

                 в ходе чтения неправильные ударения.

- Учителям 3-х и 4-х классов обратить особое внимание на совершенствование уроков чтения, включать в уроки чтения упражнения с установкой на безошибочное чтение, отрабатывать у учащихся навыки самостоятельной работы над текстом.

        

В 1 классе обучается 25 человек. С итоговыми проверочными работами по математики и русскому языку справились 24 человека. 1 обучающийся (Урлин Р.) программу 1 класса не освоил.

    Анализ контрольных работ во 2-9 классах дал следующие результаты.

Математика:

Класс

Учитель

Качество знаний

           Успеваемость

СОУ

вход

итог

вход

итог

вход

итог

Пахомова Л.А.

87,5%

87,5%

93,7%

93,7%

74,75%

74,75%

Курбатова Г.В.

71%

64,29%

93%

93%

63%

62,57%

Шерстнёва В.И.

90,5%

71,4%

95,2%

81%

70,7%

62,5%

Замотаева Т.Д.

91,67%

71,43%

100%

100%

82,6%

68,86%

Пахомова Е.Е.

72%

84%

92%

96%

69%

79%

Сумбаева Н.А.

25%

57%

50%

79%

33%

58%

По данным таблицы видно, что к концу года наблюдается снижение  качества обучения по математике практически во всех классах. Наиболее высокий результат во 2а ,4а  и 4б классах .

   Наиболее типичные ошибки по математике:

2а класс: -№1 -  табличное умножение и деление –   18,3%

                                      №2 -  решение составной задачи-6%

                                                №3-решение простой задачи -6%

                               №4 -   порядок действий –31%

                       №5 -  письменный приём сложения и вычитания –25%

№6-построение геометрических фигур-18%

№7-нахождение периметра и площади-38%

2б класс: -№1 -  вычисление при решении   задачи –   57%

                                      №2 – вычисления столбиком -42%    

№3-сравнение-50%

№4-решение геометрической задачи-42%                                            

3а класс: -№1 -  выбор действия решения   задачи –   14,2%

№2 – сложение и вычитание многозначных чисел – 14,2%

                                      №3-  умножение и деление -28,5 %

                                  №4 -   уравнение – 14,2%

                       №5 -  решение геометрической задачи –9,5%

3б класс: -№1 -  выбор действия решения   задачи –   14%

№2- порядок действий – 14%

                             №3 -   вычислительные ошибки- 21%

                       №4 -  решение геометрической задачи –14%

4а класс:  -  задача на движение–   36%

                  -  решение геометрической задачи-20%

                      -   уравнение - 36%

                       -  величины-28%

                      -порядок действий – 44%

-умножение и деление многозначных чисел-28%              

4б класс: -  №1 -  задача на движение–   21%

                   №2 -  решение геометрической задачи-42%

                          №3 -   уравнение - 28%

                       №4 -  величины-28%

                       №5-порядок действий – 28%                

   Причины появления недочетов в знаниях:

  1. Разная степень усвоения учебного материала.
  2. Недостаточное знание теоретического  и практического материала.
  3. Невнимательность при выполнении работы.
  4. Несистематическое выполнение домашних заданий.

Русский язык:

Класс

Учитель

Качество знаний (коэффициент  образования)

Успеваемость (коэффициент обученности)

СОУ

вход

итог

вход

итог

вход

итог

Пахомова Л.А.

81,3%

66,67%

93,8%

77,78%

69,3%

65,22%

Курбатова Г.В.

76%

82,35%

92%

94%

63%

70,35%

Шерстнёва В.И.

82,4%

80%

100%

90%

79,3%

70,8%

Замотаева Т.Д.

88,8%

92,8%

100%

100%

76,8%

77,43%

Пахомова Е.Е.

72%

76%

92%

96%

68%

72%

Сумбаева Н.А.

100%

50%

100%

79%

88%

57%

По данным таблицы видно, что к концу года увеличилось качество обучения по русскому языку  только в 3б, 4а  классах от 1,5% до 9%, наблюдается большое снижение качества знаний в 4Б классе на 50%.

    Наиболее типичные ошибки по русскому языку.

2а класс: - оформление предложения -25%

               -  замена, пропуск букв- 31,25%

- заглавная буква в именах – 6,25%

               -  безударная гласная в корне  -6,25%

               -  непроизносимые согласные -25%

- парные согласные – 12,5%

- написание предлогов – 25%

2б класс: - оформление предложения -26,6%

               -  замена, пропуск букв- 26,6%

- безударная гласная – 33%

-имена собственные-20%            

               -  парная согласная  -20%

- предлоги-13%

4а класс:

               -  непроизносимые согласные – 24%

               -  падежные окончания существительных-48%

               -  правописание приставок – 24%

               -  безударные проверяемые гласные – 32%

-непроверяемые безударные гласные-24%

4б класс:

               -  непроизносимые согласные – 7%

               -  падежные окончания прилагательных-42%

               -  чу,щу-14%

               -  безударные проверяемые гласные – 14%

-непроверяемые безударные гласные-14%

-окончания глаголов-14-ь после шипящих-21%

3а класс:

- оформление предложения -15%

               -  проверяемые безударные гласные - 20%

               -  парные звонкие и глухие согласные  -5%

               -  непроизносимые согласные  -10%

- удвоенные согласные - 5%

- пропуск, замена – 20%

3б класс:

- оформление предложения -35,7%              

- пропуск, замена – 14,3%

   -  чу, щу - 7%

-  непроизносимая согласная  -21%

-н и -нн в прилагательных- 7,14%%

-дефисное написание местоимений-35,71%

-сложные прилагательные-7,14%

-словарные слова- 28,57%

-ь в существительных 3 склонения-7,14%

-правописание и, у, а после шипящих-7,14%

-правописание отрицательных местоимений-7,14%

-Правописание приставок- 14,28%

-Знаки препинания в сложном предложении- 39,28%

-Запятые при однородных членах предложения с обощ.сл. -42,85%

Грамматическое задание:

-Произвести синтаксический разбор предложения -64,28%

-Фонетический разбор- 71,42%

-Морфемный разбор- 42,85%

-морфологический разбор-75%

-озаглавить текст-42,85%

Рекомендации:

  1.  Учителям рассмотреть на заседаниях  школьных методических объединений  учителей русского языка и математики, учителей начальных классов  пробелы в знаниях учащихся, наиболее трудные темы для учащихся внести в КТП в уроки повторения пройденного материала. Провести работу по поиску новых подходов к изложению трудных для учащихся вопросов.

 2. Учителям – предметникам проанализировать причины затруднений учащихся, провести соответствующую работу по формированию орфографической и математической грамотности.

Члены МО начальных классов активно участвуют в различных мероприятиях по распространению и обобщению опыта работы. Они являются слушателями обучающих вебинаров таких  издательств как  «Просвещение», образовательной платформы «Учи.ру» и др.  Многие учителя имеют персональные сайты и странички в социальной сети работников образования, где размещают регулярно свои публикации. О чем свидетельствуют полученные сертификаты, дипломы и благодарственные письма.

Понятно, что большую роль в работе учителя играет кабинет, его учебно-методическая база. Все учителя начальных классов имеют постоянно закрепленные за ними кабинеты. В кабинетах имеется учебно-методическая литература, дидактический материал, материал для индивидуальной работы. Но, к большому сожалению, не во всех кабинетах есть ПК, мультимедийные установки, интерактивная доска, проектор.

Таким образом, работу коллектива начальной школы можно считать «удовлетворительной».

Но наряду с имеющимися положительными результатами в работе педагогического коллектива начальной школы имеются недостатки:

- недостаточное количество взаимопосещенных уроков;

- не велась работа по обмену опытом;

- низкая активность участия педагогов в профессиональных конкурсах.

Рекомендации:
1. Создать условия для активизации участия учителей  в профессиональных конкурсах муниципального, регионального и всероссийского уровней.
2.  Отслеживать работу по накоплению и обобщению передового педагогического опыта.  
3.  Рекомендовать педагогам школы обобщить свой педагогический опыт на      школьном, районном уровне.
4.  Руководителю  ШМО  способствовать созданию единой системы обучения и воспитания в школе, обеспечивающей  потребности каждого ученика в соответствии со склонностями, интересами и возможностями.

Исходя из вышеизложенного, перед учителями начальных классов поставлены следующие

 Задачи на 2023- 2024 учебный год:

  • уделять особое внимание совершенствованию форм и методов организации уроков;
  • вести работу в соответствии с индивидуальным темпом и уровнем развития учащихся;
  • спланировать взаимопосещение уроков с учетом индивидуальных потребностей учителей;
  • продолжить работу с мотивированными детьми;
  • каждому учителю в обязательном порядке к повышению своего педагогического мастерства через систему курсов повышения квалификации, посещение районных  семинаров, посещение уроков коллег;
  • работать над индивидуальной темой по самообразованию;
  • повышать уровень качества знаний обучающихся за счет освоения современных педагогических технологий, способствующих развитию личности каждого ребенка; 
  • совершенствовать методический уровень педагогов в овладении новыми педагогическими технологиями; стимулировать активное использование ИКТ в организации учебно-воспитательного процесса.

 

Руководитель ШМО начальных классов:             Пахомова Е.Е.

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как составить анализ работы учителя начальных классов за год

Примерный анализ работы учителя начальных классов за год...

Анализ ШМО учителей начальных классов

В анализе представлены выполнение учебной программы, качество знаний, методическая работа учителей школы, творческая работа учащихся....

Анализ МО учителей начальных классов за 2014 -2015 учебный год.

Методическая работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязан...

Анализ МО учителей начальных классов 17-18

Анализ метоического объединения учителей начальных классов...

Анализ ММО учителей начальных классов школ г.Ак-Довурак на 2019-2020 учебный год

Анализ ММО  учителей начальных классов школ г.Ак-Довурак на 2019-2020 учебный год...

анализ работы учителей начальных классов

анализ работы учителей начальных классов за 2020  - 2021 учебный год...