Анализ МО учителей начальных классов
консультация (2, 3, 4 класс)
Полный анализ работы методического объединения учителей начальных классов за 2022-2023 и планирование на следующий учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_shmonach.klassy_2022-2023.docx | 44.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ ШМО учителей начальных классов за 2022-2023 учебный год
Анализ работы ШМО проводится с целью оценки деятельности учителей начальных классов в 2022-2023учебном году, разработки целей и задач на 2023-2024 учебный год, определение путей совершенствования работы методического объединения учителей начальной школы.
В объединение ШМО начальных классов входит 7 учителей. Это опытные педагоги, работающие достаточное количество лет и профессиональным уровнем.
Работа начальной школы осуществлялась в соответствии с поставленными на 2022-2023 учебный год задачами: создание оптимальных условий для обновления и реализации основных образовательных программ образовательного учреждения, включающего три группы требований в соответствии с ФГОС; создание благоприятных условий для формирования и развития интеллектуального и творческого потенциала учащихся; создание комфортной образовательной среды на основе индивидуальной работы с обучающимися с учетом возрастных, психологических особенностей; создание оптимальных условий для формирования и развития полноценной психически и физически здоровой личности с устойчивым нравственным поведением, способной к самореализации и самоопределению в социуме; совершенствование работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и привитие им навыков здорового образа жизни; повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии с требованиями ФГОС НОО 2-го поколения; совершенствование работы учителей, направленной на формирование у учащихся ключевых компетентностей; обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта, для развития мотивации к профессиональному и творческому росту.
В связи с этим и с учётом уровня организации учебно-воспитательного процесса в 2022-2023 учебном году МО учителей начальных классов работало над темой «Организация учебного процесса путем внедрения активных методов обучения, направленных на развитие метапредметных компетенций и качества образования в начальной школе»
Руководствуясь нормативными документами, программами и стандартами образования, учитывая специфику учебного заведения, объективный уровень состояния учебного процесса, уровень обученности, воспитанности и развития учащихся, квалификацию педагогического коллектива и круг актуальных нерешённых проблем, методическое объединение ставило перед собой следующую цель: создание условий для повышения профессионального мастерства учителей начальных классов, развитие их творческого потенциала с целью совершенствования качества преподавания и воспитания личности, подготовленной к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире.
Ожидаемые результаты работы:
рост качества знаний обучающихся;
развитие метапредметных компетенций учащихся;
овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС;
создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей, УУД.
Направления работы МО учителей начальных классов на 2022 - 2023 учебный год:
Аналитическая деятельность:
Анализ методической деятельности за 2022 - 2023 учебный год и планирование на 2023- 2024 учебный год.
Анализ посещения открытых уроков.
Изучение направлений деятельности педагогов (тема самообразования).
Анализ работы педагогов с целью оказания помощи.
Информационная деятельность:
Изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности.
Пополнение тематической папки «Методические объединения учителей начальных классов».
Организационная и учебно-воспитательная деятельность:
Заседания методического совета.
Изучение нормативной и методической документации по вопросам образования. Отбор содержания и составление учебных программ.
Утверждение индивидуальных программ по предметам.
Выработка единых требований к оценке результатов освоения программы на основе разработанных образовательных стандартов по предмету.
Организация открытых уроков по определенной теме с целью обмена опытом.
Организация и проведение предметных недель в школе.
Организация и проведение предметных олимпиад, конкурсов, смотров.
Выступления учителей начальных классов на МО, практико-ориентированных семинарах, педагогических советах.
Повышение квалификации педагогов на курсах. Прохождение аттестации педагогических кадров.
Развивать систему работы с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные способности.
Оказывать социально – педагогическую поддержку детям группы «особого внимания», активизировать работу по профилактике безнадзорности и беспризорности, преступлений и правонарушений среди обучающихся.
Сохранять и укреплять здоровье обучающихся и педагогов, воспитывать потребность в здоровом образе жизни.
Методическая деятельность:
Методическое сопровождение преподавания по новым образовательным стандартам второго поколения в начальной школе.
Работа над методической темой, представляющей реальную необходимость и профессиональный интерес.
Совершенствование методического уровня педагогов в овладении новыми педагогическими технологиями, через систему повышения квалификации и самообразования каждого учителя. Внедрение в практику работы всех учителей МО технологий, направленных на формирование компетентностей обучающихся: технологию развития критического мышления, информационно-коммуникационную технологию, игровые технологии, технологию проблемного обучения, метод проектов, метод самостоятельной работы
Организация системной работы с детьми, имеющими повышенные интеллектуальные способности.
Поиск, обобщение, анализ и внедрение передового педагогического опыта в различных формах;
Пополнение методической копилки необходимым информационным материалом для оказания помощи учителю в работе;
Методическое сопровождение самообразования и саморазвития педагогов; ознакомление с методическими разработками различных авторов.
v Совершенствование форм работы с одарёнными детьми.
v Создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ:
Консультативная деятельность:
Консультирование педагогов по вопросам составления рабочих программ и тематического планирования.
Консультирование педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности.
v Консультирование педагогов по вопросам в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС.
Согласно плану ШМО проведены 5 заседаний. Все заседания проведены своевременно. На них рассматривались не только теоритические вопросы, но и проводились презентации уроков, во время которых учителя обменивались своим опытом работы, что позволило заинтересовать учителей проводимой работой, способствовало проявлению инициативы, творчества.
Учителя начальных классов в рамках МО занимались самообразованием, повышая свою методическую грамотность. В ходе изучения теории методики рассмотрены темы:
Курбатова Г.В.– «Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС»
Пахомова Л.А. – «Развитие учащихся в процессе формирования УУД»
Королева Л.Р.– «Формы и методы организации учебной деятельности по ФГОС»
Замотаева Т.Д.. – «Повышение качества урока через использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения»
Пахомова Е.Е.- «Формы и методы организации учебной деятельности по ФГОС»
Шерстнева В.И.– «Выявление и развитие способностей обучающихся к творческой и познавательной деятельности»
Сумбаева Н.А.. – «Развитие познавательных способностей младших школьников в условиях реализации стандартов второго поколения»
Учителя начальных классов регулярно проходят курсы повышения квалификации и стараются повысить свои профессиональный уровень.
В соответствии с ФГОС в начальных классах была организована внеурочная деятельность по различным направлениям.
Учителя относятся к подготовке с большой ответственностью, стараются работать творчески, так как современные уроки и внеклассные мероприятия – это творчество самого учителя, его стремление к проявлению профессиональной индивидуальности. В тоже время каждый ученик начальной школы является активным участником всех событий в классном коллективе. Он может попробовать себя в разных ролях, пробовать свои силы в различных видах деятельности. Мастерить, выдвигать идеи, реализовывать их, рисовать.
Одно из направлений в методической работе учителей – это организация работы с одаренными и способными учащимися. В школе отработана система организации работы по участию обучающихся в различных конкурсах. Обучающиеся школы принимают участие во многих всероссийских, международных и муниципальных конкурсах. Участие обучающихся в различных конкурсах вызывает положительную мотивацию, формирует активную жизненную позицию, повышает интерес к изучению предмета, способствует развитию творческого мышления.
В 2022-2023 учебном году обучающиеся 1-4 классов активно принимали участие в интернет олимпиадах и марафонах.
Итоги успеваемости по начальным классам в 2022-2023 учебном году
Литературное чтение
В соответствии с требованиями системы контроля и оценивания учебных достижений, обучающихся начальной школы по окончанию года, они должны прочитать следующее количество слов в минуту: (вслух)
2 класс – 70 - 80 слов; 3 класс – 90 -100 слов; 4 класс – 110 - 120 слов; (молча)
Результаты проверки техники чтения учащихся 1 – 4 классов (вслух)
В результате проверки выяснилось следующее:
Класс/ Учитель | Без ошибок | Ошибки | Способ чтения | Темп чтения | Выразительность | Осознанность | |||||||||||
Повтор | Замена | Ис каж | Непр .удар | По букв | Слог + сло во. | Цел.сло вам | По сло гам | Нор ма | Вы ше | Ни же | Вырази тельно | Монотонно | Пол ное | Непол ное | |||
1 / 25ч./1 не читающий Королева Л.Р. | 9ч./ 37,5% | 0 | 5ч./ 21% | 8ч./ 33% | 1ч./ 4,1% | 1ч./ 4,1% | 1ч./ 4,1% | 19ч./ 79% | 3ч./ 12,5% | 8ч./ 33% | 13ч./ 54% | 3ч./ 12,5% | 9ч./ 37,5% | 14ч./ 58% | 22ч./ 92% | 2ч./ 8,2% | |
2а/ 18ч. Пахомова Л.А. | 8ч./ 44% | 2ч./ 11% | 3ч./ 16% | 5ч./ 27% | 6ч./ 32% | 0 | 2ч./ 11% | 13ч./ 66% | 3ч./ 16% | 2ч./ 11% | 12ч. 61% | 4ч./ 22% | 13ч./ 66% | 5ч./ 27% | 13ч./ 66% | 5ч./ 27% | |
2б/17ч. Курбатова Г.В. | 8ч./ 47% | 3ч./ 18% | 3ч./ 18% | 7ч./ 41% | 1ч./ 5,8% | 0 | 6ч./ 35% | 11ч./ 65% | 0 | 5ч./ 29% | 4ч./ 24% | 8ч./ 47% | 7ч./ 41% | 10ч./ 59% | 8ч./ 47% | 9ч./ 53% | |
3а/25ч. Шерстнёва В.И. | 7ч./ 28% | 0 | 0 | 10ч./ 40% | 4ч./ 16% | 0 | 1ч./ 4% | 24ч./ 96% | 0 | 14ч./ 56% | 4ч./ 16% | 7ч./ 28% | 19ч./ 76% | 6ч./ 24% | 18ч./ 72% | 7ч./ 28% | |
3б/14ч. Замотаева Т.Д. | 5ч./ 36% | 0 | 1ч./ 7% | 2ч./ 15% | 4ч. 29% | 0 | 0 | 14ч./ 100% | 0 | 6ч./ 43% | 7ч./ 50% | 1ч./ 7% | 5ч./ 36% | 9ч./ 73% | 10ч./ 71% | 4ч./ 29% | |
4а/26ч./1ч.-8 вид Пахомова Е.Е. | 12 ч./ 48% | 3ч./ 12% | 6ч./ 24% | 6ч./ 24% | 10ч./ 40% | 0 | 7ч./ 28% | 13ч./ 52% | 3ч./ 12% | 7ч./ 28% | 12ч./ 48% | 5ч./ 20% | 21ч./ 84% | 4ч./ 16% | 23ч./ 92% | 2ч./ 8% | |
4б/15ч. Сумбаева Н.А. | 0 | 11ч./ 73% | 10ч./ 67% | 9ч./ 60% | 5ч./ 34% | 0 | 6ч./ 40% | 9ч./ 60% | 0 | 7ч./ 47% | 5ч./ 34% | 3ч./ 20% | 4ч./ 27% | 11ч./ 73% | 12ч./ 80% | 4ч./ 27% | |
ИТОГО 140ч./из них 2ч.(неч.) | 49ч./ 35,5% | 19ч./ 13,7% | 28ч./ 20,2% | 47ч./ 34% | 31ч./ 22,4% | 1ч./ 0,7% | 23ч./ 16,6% | 103ч. 74,6% | 9ч. 6,5% | 49ч./ 35,5% | 57ч./ 41,3% | 31ч./ 22,4% | 78ч./ 56,5% | 59ч./ 42,7% | 106ч./ 76,8% | 33ч./ 23,9% |
Урлин Роман (обучающийся 1 класса) не читающий, ученик 4а класса Воронов Дмитрий обучается по программе 8 вида.Выводы:
- Проверка показала, что большинство обучающихся 1-4-х классов имеют навыки беглого, осознанного, выразительного чтения. Вместе с тем, еще велик (от 4% до 20% в отдельных классах) процент детей, чтение которых нельзя считать удовлетворительным по всем параметрам.
- Основные ошибки, допускаемые при чтении:
- искажение при чтении слов – 34% обучающихся;
- неправильная постановка ударения -22,4 %;
-повтор – 20,2%.
Рекомендуется:
1. Всем учителям начальных классов:
- Ознакомить родителей с результатами проверки техники чтения и подключить их к работе по совершенствованию навыков успешного чтения.
- Изучать индивидуальное чтение каждого обучающегося, обеспечивать условия для того, чтобы каждый ребенок больше читал вслух и «про себя».
- Учить на уроках выразительному чтению.
- Бороться со смысловыми и другими ошибками во время чтения, исправлять
в ходе чтения неправильные ударения.
- Учителям 3-х и 4-х классов обратить особое внимание на совершенствование уроков чтения, включать в уроки чтения упражнения с установкой на безошибочное чтение, отрабатывать у учащихся навыки самостоятельной работы над текстом.
В 1 классе обучается 25 человек. С итоговыми проверочными работами по математики и русскому языку справились 24 человека. 1 обучающийся (Урлин Р.) программу 1 класса не освоил.
Анализ контрольных работ во 2-9 классах дал следующие результаты.
Математика:
Класс | Учитель | Качество знаний | Успеваемость | СОУ | |||
вход | итог | вход | итог | вход | итог | ||
2а | Пахомова Л.А. | 87,5% | 87,5% | 93,7% | 93,7% | 74,75% | 74,75% |
2б | Курбатова Г.В. | 71% | 64,29% | 93% | 93% | 63% | 62,57% |
3а | Шерстнёва В.И. | 90,5% | 71,4% | 95,2% | 81% | 70,7% | 62,5% |
3б | Замотаева Т.Д. | 91,67% | 71,43% | 100% | 100% | 82,6% | 68,86% |
4а | Пахомова Е.Е. | 72% | 84% | 92% | 96% | 69% | 79% |
4б | Сумбаева Н.А. | 25% | 57% | 50% | 79% | 33% | 58% |
По данным таблицы видно, что к концу года наблюдается снижение качества обучения по математике практически во всех классах. Наиболее высокий результат во 2а ,4а и 4б классах .
Наиболее типичные ошибки по математике:
2а класс: -№1 - табличное умножение и деление – 18,3%
№2 - решение составной задачи-6%
№3-решение простой задачи -6%
№4 - порядок действий –31%
№5 - письменный приём сложения и вычитания –25%
№6-построение геометрических фигур-18%
№7-нахождение периметра и площади-38%
2б класс: -№1 - вычисление при решении задачи – 57%
№2 – вычисления столбиком -42%
№3-сравнение-50%
№4-решение геометрической задачи-42%
3а класс: -№1 - выбор действия решения задачи – 14,2%
№2 – сложение и вычитание многозначных чисел – 14,2%
№3- умножение и деление -28,5 %
№4 - уравнение – 14,2%
№5 - решение геометрической задачи –9,5%
3б класс: -№1 - выбор действия решения задачи – 14%
№2- порядок действий – 14%
№3 - вычислительные ошибки- 21%
№4 - решение геометрической задачи –14%
4а класс: - задача на движение– 36%
- решение геометрической задачи-20%
- уравнение - 36%
- величины-28%
-порядок действий – 44%
-умножение и деление многозначных чисел-28%
4б класс: - №1 - задача на движение– 21%
№2 - решение геометрической задачи-42%
№3 - уравнение - 28%
№4 - величины-28%
№5-порядок действий – 28%
Причины появления недочетов в знаниях:
- Разная степень усвоения учебного материала.
- Недостаточное знание теоретического и практического материала.
- Невнимательность при выполнении работы.
- Несистематическое выполнение домашних заданий.
Русский язык:
Класс | Учитель | Качество знаний (коэффициент образования) | Успеваемость (коэффициент обученности) | СОУ | |||
вход | итог | вход | итог | вход | итог | ||
2а | Пахомова Л.А. | 81,3% | 66,67% | 93,8% | 77,78% | 69,3% | 65,22% |
2б | Курбатова Г.В. | 76% | 82,35% | 92% | 94% | 63% | 70,35% |
3а | Шерстнёва В.И. | 82,4% | 80% | 100% | 90% | 79,3% | 70,8% |
3б | Замотаева Т.Д. | 88,8% | 92,8% | 100% | 100% | 76,8% | 77,43% |
4а | Пахомова Е.Е. | 72% | 76% | 92% | 96% | 68% | 72% |
4б | Сумбаева Н.А. | 100% | 50% | 100% | 79% | 88% | 57% |
По данным таблицы видно, что к концу года увеличилось качество обучения по русскому языку только в 3б, 4а классах от 1,5% до 9%, наблюдается большое снижение качества знаний в 4Б классе на 50%.
Наиболее типичные ошибки по русскому языку.
2а класс: - оформление предложения -25%
- замена, пропуск букв- 31,25%
- заглавная буква в именах – 6,25%
- безударная гласная в корне -6,25%
- непроизносимые согласные -25%
- парные согласные – 12,5%
- написание предлогов – 25%
2б класс: - оформление предложения -26,6%
- замена, пропуск букв- 26,6%
- безударная гласная – 33%
-имена собственные-20%
- парная согласная -20%
- предлоги-13%
4а класс:
- непроизносимые согласные – 24%
- падежные окончания существительных-48%
- правописание приставок – 24%
- безударные проверяемые гласные – 32%
-непроверяемые безударные гласные-24%
4б класс:
- непроизносимые согласные – 7%
- падежные окончания прилагательных-42%
- чу,щу-14%
- безударные проверяемые гласные – 14%
-непроверяемые безударные гласные-14%
-окончания глаголов-14-ь после шипящих-21%
3а класс:
- оформление предложения -15%
- проверяемые безударные гласные - 20%
- парные звонкие и глухие согласные -5%
- непроизносимые согласные -10%
- удвоенные согласные - 5%
- пропуск, замена – 20%
3б класс:
- оформление предложения -35,7%
- пропуск, замена – 14,3%
- чу, щу - 7%
- непроизносимая согласная -21%
-н и -нн в прилагательных- 7,14%%
-дефисное написание местоимений-35,71%
-сложные прилагательные-7,14%
-словарные слова- 28,57%
-ь в существительных 3 склонения-7,14%
-правописание и, у, а после шипящих-7,14%
-правописание отрицательных местоимений-7,14%
-Правописание приставок- 14,28%
-Знаки препинания в сложном предложении- 39,28%
-Запятые при однородных членах предложения с обощ.сл. -42,85%
Грамматическое задание:
-Произвести синтаксический разбор предложения -64,28%
-Фонетический разбор- 71,42%
-Морфемный разбор- 42,85%
-морфологический разбор-75%
-озаглавить текст-42,85%
Рекомендации:
- Учителям рассмотреть на заседаниях школьных методических объединений учителей русского языка и математики, учителей начальных классов пробелы в знаниях учащихся, наиболее трудные темы для учащихся внести в КТП в уроки повторения пройденного материала. Провести работу по поиску новых подходов к изложению трудных для учащихся вопросов.
2. Учителям – предметникам проанализировать причины затруднений учащихся, провести соответствующую работу по формированию орфографической и математической грамотности.
Члены МО начальных классов активно участвуют в различных мероприятиях по распространению и обобщению опыта работы. Они являются слушателями обучающих вебинаров таких издательств как «Просвещение», образовательной платформы «Учи.ру» и др. Многие учителя имеют персональные сайты и странички в социальной сети работников образования, где размещают регулярно свои публикации. О чем свидетельствуют полученные сертификаты, дипломы и благодарственные письма.
Понятно, что большую роль в работе учителя играет кабинет, его учебно-методическая база. Все учителя начальных классов имеют постоянно закрепленные за ними кабинеты. В кабинетах имеется учебно-методическая литература, дидактический материал, материал для индивидуальной работы. Но, к большому сожалению, не во всех кабинетах есть ПК, мультимедийные установки, интерактивная доска, проектор.
Таким образом, работу коллектива начальной школы можно считать «удовлетворительной».
Но наряду с имеющимися положительными результатами в работе педагогического коллектива начальной школы имеются недостатки:
- недостаточное количество взаимопосещенных уроков;
- не велась работа по обмену опытом;
- низкая активность участия педагогов в профессиональных конкурсах.
Рекомендации:
1. Создать условия для активизации участия учителей в профессиональных конкурсах муниципального, регионального и всероссийского уровней.
2. Отслеживать работу по накоплению и обобщению передового педагогического опыта.
3. Рекомендовать педагогам школы обобщить свой педагогический опыт на школьном, районном уровне.
4. Руководителю ШМО способствовать созданию единой системы обучения и воспитания в школе, обеспечивающей потребности каждого ученика в соответствии со склонностями, интересами и возможностями.
Исходя из вышеизложенного, перед учителями начальных классов поставлены следующие
Задачи на 2023- 2024 учебный год:
- уделять особое внимание совершенствованию форм и методов организации уроков;
- вести работу в соответствии с индивидуальным темпом и уровнем развития учащихся;
- спланировать взаимопосещение уроков с учетом индивидуальных потребностей учителей;
- продолжить работу с мотивированными детьми;
- каждому учителю в обязательном порядке к повышению своего педагогического мастерства через систему курсов повышения квалификации, посещение районных семинаров, посещение уроков коллег;
- работать над индивидуальной темой по самообразованию;
- повышать уровень качества знаний обучающихся за счет освоения современных педагогических технологий, способствующих развитию личности каждого ребенка;
- совершенствовать методический уровень педагогов в овладении новыми педагогическими технологиями; стимулировать активное использование ИКТ в организации учебно-воспитательного процесса.
Руководитель ШМО начальных классов: Пахомова Е.Е.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как составить анализ работы учителя начальных классов за год
Примерный анализ работы учителя начальных классов за год...
Анализ ШМО учителей начальных классов
В анализе представлены выполнение учебной программы, качество знаний, методическая работа учителей школы, творческая работа учащихся....
Анализ МО учителей начальных классов за 2014 -2015 учебный год.
Методическая работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязан...
Анализ МО учителей начальных классов 17-18
Анализ метоического объединения учителей начальных классов...
Анализ работы учителя начальных классов Балаганской С.И.
Анализ работы за 2018-2019 учебный год....
Анализ ММО учителей начальных классов школ г.Ак-Довурак на 2019-2020 учебный год
Анализ ММО учителей начальных классов школ г.Ак-Довурак на 2019-2020 учебный год...
анализ работы учителей начальных классов
анализ работы учителей начальных классов за 2020 - 2021 учебный год...