Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю»
рабочая программа по чтению (1 класс)
Пояснительная записка
Актуальность и назначение программы курса внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю»:
Программа курса внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю» - это создание условий для использования приобретенных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику больше общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из других изданий (справочных, энциклопедических).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Актуальность и назначение программы курса внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю»:
Программа курса внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю» - это создание условий для использования приобретенных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику больше общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге из других изданий (справочных, энциклопедических). Содержание программы даёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развивается интерес к творчеству писателей, формируется познавательный интерес и любовь к книге, расширять кругозор детей, обогащать нравственно–эстетический опыт. Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка это и труд, и творчество, и удовольствие, и новые открытия, и самовоспитание. Система работы, представленная в программе, позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, а также повысить учебную мотивацию детей и, самое главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.
Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю" разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерство юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101).
- Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «СОШ № 31» г. Стерлитамак РБ.
- на основе авторской программы «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» Антошин М.К.: - М-2020
Цель и задачи изучения курса внеурочной деятельности "Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю":
Цель: формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей.
Задачи:
Первый год обучения
- Научить владению техникой (навыком) слогового плавного (с переходом на чтение целыми словами) осознанного и правильного чтения вслух с учётом индивидуальных возможностей.
- Воспринимать фактическое содержание текста, осмысливать, излагать фактический материал; устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в беседе по прочитанному.
- Определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения под руководством учителя.
-Определять в произведении хронологическую последовательность событий, восстанавливать последовательность событий в произведении.
- Воспроизводить содержание текста по плану под руководством взрослого.
- Характеризовать героя произведения, давать элементарную оценку (положительная / отрицательная и почему) его поступкам.
- Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст.
Второй год обучения
- Формировать умения осознанного и правильного чтения вслух целыми словами с учётом индивидуальных возможностей.
- Способствовать умению переходить от чтения вслух к чтению про себя; в зависимости от особенностей текста и намеченных целей использовать различные виды чтения (изучающее, выборочное).
- Научить воспринимать содержание художественного, научно-познавательного, учебного текстов, осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на вопросы в устной форме, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведений; участвовать в беседе по прочитанному. Самостоятельно определять тему и под руководством взрослого главную мысль прочитанного или прослушанного произведения.
- Научить определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить портретные характеристики героев. Пересказывать повествовательный текст (подробно, выборочно), под руководством учителя составлять план повествования (вопросный, номинативный).
- Формировать умения характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам. Сравнивать героев одного произведения по заданным критериям.
Третий год обучения
- Научить формулировать тему и цели занятий, составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
- Формировать умения извлекать информацию, представленную в разных формах(сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками.
- Развивать умения высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы.
- Воспитывать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории.
Четвертый год обучения
- Обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы.
- Систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно; пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым).
- Включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах.
- Обеспечивать условия для овладения учащимися смысловым чтением информирования универсальных учебных действий.
Место и роль курса внеурочной деятельности "Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю" в учебном плане основной образовательной программы:
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю" предназначена для обучающихся 1-3 классов с учетом преемственности при переходе с одной ступени обучения на другую (из класса в класс), рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс - 33 ч. в год, 2,3 классы - 34 ч. в год. На уровень начального общего образования приходится 101 час.
Взаимосвязь программы внеурочной деятельности "Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю" с программой воспитания:
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю" составлена с учётом рабочей программы воспитания МАОУ «СОШ №31» г. Стерлитамак РБ и обеспечивает:
- максимальное использование воспитательных возможностей содержания курса внеурочной деятельности для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего тематического содержания, текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждений;
- включение целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в формулировках воспитательных задач занятий, освоения учебной тематики, их реализацию в обучении;
- включение тематики занятий в соответствии с календарным планом воспитательной работы;
- выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в во внеурочной деятельности.
Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала занятий учебного курса внеурочной деятельности "Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю" предполагает следующую деятельность учителя:
- Установление доверительных отношения между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на занятии информации, активизации их познавательной деятельности.
- Побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогами, соответствующие укладу школы, установление и поддержка доброжелательной атмосферы.
- Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
- Привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на занятиях внеурочной деятельности, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам.
- Максимальное использование воспитательных возможностей содержания внеурочных занятий для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей; подбор соответствующего тематического содержания, текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждений;
- Применение интерактивных форм учебной работы: интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления;
- Включение в занятия игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, способствуют налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время занятия.
- Инициирование и поддержка исследовательской деятельности в форме индивидуальных и групповых проектов, что дает возможность приобрести навыки самостоятельного решения теоретической проблемы, генерирования и оформления собственных идей, уважительного отношения к чужим идеям, публичного выступления, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
- Организация экскурсий, походов, экспедиций и т.п.
- Защита достоинства и интересов обучающихся, помощь обучащимся, оказавшимся в конфликтной ситуации.
- Построение воспитательной деятельности с учётом культурных различий обучающихся, индивидуальных особенностей. Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде.
Данная рабочая программа может быть реализована и для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Получение образования детьми особой категории является необходимым условием их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Данный курс внеурочной деятельности адаптирован для обучающихся с задержкой психического развития, это образовательная программа для обучения детей с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Результаты единства учебной и воспитательной деятельности отражены в пункте «Личностные результаты» раздела «Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности» данной рабочей программы.
Формы контроля:
- Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, устного или письменного выражения своего отношения к теме.
- По итогам курса проводится конкурс чтецов.
Содержание курса внеурочной деятельности
1 класс
(1ч. в недел./ 33 ч. в год)
Стихотворение И. Токмаковой «Сентябрь». Выразительное чтение стихотворения И. Токмаковой «Сентябрь» (1ч.)
Стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовём». Заучивание стихотворения
В.Степанова «Что мы Родиной зовём» (1ч.)
М.Карим. О березовом листке. Учимся рассуждать, отстаивать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению собеседника. (1ч.)
Научно-познавательные тексты «Сказка о медвежатах и детёнышах панды» и «Белые медведи». Учимся отвечать на вопросы по содержанию. Учимся составлять план текста. (2ч.)
Башкирская сказка «Медведь и пчёлы». Учимся характеризовать героев, делать выводы. (1ч.)
Учебный текст «Одежда для яблок». Учимся вести диалог. (1ч.)
Стихи о цветах. Учимся сравнивать, находить эпитеты. (1ч.)
В.В. Бианки «Лис и мышонок». Словесное рисование лиса. (1ч.)
Договор кота и мышей. Учимся работать в группе. Коллективный пересказ (1ч.)
Басня К.Ушинского «Солнце и радуга». Учимся делить текст на части. (1ч.)
Александр Мецгер. Надёжная защита. Развитие речи. «Снеговик и молочный зуб».
Учимся применять теорию на практике. (2ч.)
Новогодние стихи. Заучивание стихотворения с использованием мнемотаблицы. (1ч.)
Чувашская сказка «Почему зеленые ёлка с сосной». Чтение по ролям. Научно-познавательный текст «Вечнозеленые растения». (2ч.)
Стихотворение В. Д. Берестова «Прощание с другом». Учимся анализировать текст. (1ч.)
Познавательный текст «Русская матрёшка». Учимся работать в парах. (1ч.)
Рассказ Е. Пермяка «Кто?». Учимся инсценировать.(1ч.)
У мамы рос сын Рома. Жила была девочка Маша. Учимся работать в парах и группах. (1ч.)
Рассказ Н. Сладкова «Рыцарь». Учимся задавать вопросы. (1ч.)
Стихи о маме. Выразительное чтение. (1ч.)
Рассказ Г. Скребицкого «Лесное эхо». Выразительное чтение.
Научно-познавательный текст «Эхо». Учимся ответы на вопросы искать в тексте.(2ч.)
Рассказ В. Осеевой «Сторож». Готовимся к чтению по ролям. Рассказ В. Осеевой «Навестила». Постановка рассказа (2ч.)
Рассказ В. Драгунского «Он живой и светится». Учимся выразительно читать, задавать вопросы. «Англичанин Павля». Постановка рассказа. (2ч.)
Экскурсия в библиотеку. Где живут книги. Знакомимся с книжными выставками. (1ч.)
Рассказ Л. Каминского «Как Петя ленился». Чтение по ролям. (1ч.)
Рассказ В. Бахревского «Пустые страхи». Учимся выразительно читать. (1ч.)
Научно-познавательный текст «Рябина». Контроль знаний и умений. (1ч.)
Итоговое занятие. Стихотворение А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!». Конкурс чтецов. (1ч.)
2 класс
(1ч. в неделю/ 34ч. в год)
Стихотворение И. Асеевой «С Днём знаний». Выразительное чтение (1ч.)
Стихотворение Г. Ладонщикова «С добрым утром!». Выразительному чтение с обсуждением. (1ч.)
Удмуртская сказка «Березка-красавица» Учимся выразительно читать, составлять и задавать вопросы. (4ч.)
Китайская сказка «Жадный Ча» Учимся работать в группе. Коллективный пересказ (2ч.)
Научно-познавательный текст «Дракон». Учимся отвечать на вопросы по содержанию (1ч.)
Чувашская сказка «Откуда взялась река» Учимся составлять план текста (2ч.)
Писатели- юбиляры. Экскурсия в библиотеку (1ч.). Знакомимся с книжными выставками, писателями- юбилярами.
Сказка «Откуда взялась река». Постановка сказки (1ч.)
Источники информации. Занятие в компьютерном классе Учимся работать со словарями, энциклопедиями. (1ч.).
Рассказ Н. Сладкова «Воздушный замок» Учимся инсценировать. (2ч.)
Научно-познавательный текст «Паук-серебрянка». Учимся искать ответы на вопросы в тексте. (1ч.)
Рассказ Н. Сладкова «Болтливые окуни». Учимся составлять и задавать вопросы. (3ч.)
Рассказ В. Осеевой «Долг». Готовимся к чтению по ролям рассказа В. Осеевой «Долг» (3ч.)
Рассказ В. Осеевой «Картинки». Выразительное чтение» (1ч.)
Рассказ Л. Каминского «Послушный Петя» Готовимся к постановке рассказа. Постановка рассказа. (3ч.)
Стихотворение И. Бродского «История двойки» Готовимся к выразительному чтению. Чтение по ролям. (2ч.)
Рассказ В. Голявкина «Вот что интересно!». Учимся анализировать текст. (4ч.)
Итоговое занятие. Стихотворение З. Письман «В летние каникулы». Конкурс чтецов (1ч.)
3 класс
(1ч. в неделю/34ч.в год)
А. Усачёв «1 сентября». Выразительное чтение стихотворения. (1ч.)
П. Синявский «Родная песенка». Выразительное чтение стихотворения. (1ч.)
Ф. Тютчев «Рассвет». Выразительное чтение стихотворения. (1ч.)
А. Пантелеев «Главный инженер». Учимся читать по ролям. Чтение по ролям рассказа. (2ч.)
Тайская сказка «Птица – болтунья». Выразительное чтение сказки. (1ч.)
Китайская сказка «Олени и пёс». Выразительное чтение сказки. (1ч.)
Научно – познавательный текст «Скорость бега животных». Составление таблицы. (1ч.)
Н. Сладков «Домики на ножках». Выразительное чтение рассказа. (1ч.)
Г. Скребицкий «Любитель песни». Чтение по ролям отрывка рассказа. (1ч.)
Научно – познавательный текст «Тюлень». Учимся составлять вопросы к тексту. (1ч.)
Л. Каминский «Падежи Юры Серёжкина». Учимся читать по ролям. Постановка рассказа. (2ч.)
Учебный текст «Как определить падеж имени существительного? Учимся составлять вопросы к тексту (1ч.)
Н. Носов «Заплатка». Выразительное чтение рассказа. (1ч.)
Е. Евсеева «Каникулы». Выразительное чтение стихотворения. (1ч.)
Г. Скребицкий «Синица». Чтение по ролям рассказа. (1ч.)
Э. Бауэр «Фламинго». Постановка рассказа. (1ч.)
А. Чехов «Белолобый» (отрывок) Выразительное чтение рассказа (1ч.)
С. Михалков «Ответ» Выразительное чтение рассказа (1ч.)
Э. Шим «Живые цветы». Чтение по ролям рассказа. (1ч.)
Л. Киселёва «И так бывает». Выразительное чтение рассказа (1ч.)
А. Тихонов «Клонится к закату благодатное лето». Выразительное чтение рассказа (1ч.)
И. Соколов – Микитов «Сосновый бор». Выразительное чтение рассказа (1ч.)
Л. Киселёва «Башмачки». Чтение по ролям рассказа. (1ч.)
Э. Бауэр «Немецкая овчарка». Чтение по ролям рассказа (1ч.)
С. Михалков «Осёл и бобр». Постановка рассказа. (1ч.)
В. Васильева «Оленёнок» (1ч.)
В. Осеева «На катке». Чтение по ролям рассказа. (1ч.)
И. Соколов – Микитов «Калина» (1ч.)
Русская народная сказка «Сивка-бурка». Выразительное чтение сказки. (1ч.)
И. Крылов «Квартет». Постановка басни. (1ч.)
Л. Толстой «Прыжок». Постановка рассказа. (1ч.)
Итоговое занятие. К.Паустовский «Растрепанный воробей». Конкурс чтецов. (1ч.)
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Рабочая программа данного курса внеурочной деятельности сформирована с учетом рабочей программы воспитания МАОУ «СОШ №31» г. Стерлитамак РБ и обеспечивает достижение личностных, метапредметных, предметных результатов.
Личностные результаты освоения программы курса внеурочной деятельности достигаются в процессе единства учебной и воспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развития личности школьника, ориентированную на процессы самопознания, саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности отражают освоение школьниками социально значимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся к общественным, традиционным, социокультурным и духовно-нравственным ценностям, приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений на практике. В результате изучения курса внеурочной деятельности на начальном уровне обучения в школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
9. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
10. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки;
- выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- заучивать текст, применяя мнемотехнику;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
- слушать и понимать речь других;
Предметные результаты:
- Владеть техникой (навыком) слогового плавного (с переходом на чтение целыми словами) осознанного и правильного чтения вслух с учётом индивидуальных возможностей.
- Воспринимать фактическое содержание текста, осмысливать, излагать фактический материал; устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в беседе по прочитанному тексту.
- Определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения под руководством учителя.
- Определять в произведении хронологическую последовательность событий, восстанавливать последовательность событий в произведении.
- Воспроизводить содержание текста по плану под руководством взрослого.
- Характеризовать героя произведения, давать элементарную оценку (положительная / отрицательная и почему) его поступкам.
- Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст.
Результаты освоения курса
Первый год обучения
- Владеть техникой (навыком) слогового плавного (с переходом на чтение целыми словами) осознанного и правильного чтения вслух с учётом индивидуальных возможностей.
- Воспринимать фактическое содержание текста, осмысливать, излагать фактический материал; устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в беседе по прочитанному тексту..
- Определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения под руководством учителя
- Определять в произведении хронологическую последовательность событий, восстанавливать последовательность событий в произведении.
- Воспроизводить содержание текста по плану под руководством взрослого.
- Характеризовать героя произведения, давать элементарную оценку (положительная / отрицательная и почему) его поступкам.
- Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словарей
Второй год обучения
- Владеть техникой (навыком) осознанного и правильного чтения вслух целыми словами с учётом индивидуальных возможностей, элементарно интонировать при чтении, уметь переходить от чтения вслух к чтению про себя; в зависимости от особенностей текста и намеченных целей использовать различные виды чтения (изучающее, выборочное).
- Воспринимать содержание художественного, научно-познавательного, учебного текстов, осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на вопросы в устной форме, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержанию произведений; участвовать в беседе по прочитанному. Самостоятельно определять тему и под руководством взрослого главную мысль прочитанного или прослушанного произведения.
- Определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить портретные характеристики героев. Пересказывать повествовательный текст (подробно, выборочно), под руководством учителя составлять план повествования (вопросный, номинативный).
- Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам. Сравнивать героев одного произведения по заданным критериям.
- Находить в тексте средства художественной выразительности (звукоподражание, сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка в собственном высказывании.
- Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словарей
Третий год обучения
- Владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать со скоростью, позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты, соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к разным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное).
- Воспринимать содержание художественного, научно- познавательного, учебного текстов, осмысливать, излагать и интерпретировать фактический материал, отвечать на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста. З
- Задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера, участвовать в беседе по прочитанному, самостоятельно определять тему и под руководством взрослого главную мысль прочитанного или прослушанного произведения.
- Определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить портретные характеристики героев, описание пейзажа, интерьера. Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам, устанавливать взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев. Сравнивать героев произведения по заданным критериям, а также самостоятельно определять критерии для сравнения.
- Находить в тексте средства художественной выразительности (олицетворение, эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка в собственном высказывании.
- Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей и других источников информации.
Тематическое планирование с определением цифровых образовательных ресурсов и форм проведения занятий
1 класс (1ч/33ч.)
№ занятия | Тема занятия | Формы проведения занятий | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Стихотворение И. Токмаковой «Сентябрь». | заочная экскурсия, игра «Я - чтец» | https://infourok.ru/konspekt-urokaekskursii-sentyabr-perviy-mesyac-oseni | |
Стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовём?» | заучивание стихотворения с применением мнемотехники | ||
Стихотворение М.Карима «О березовом листке». | диспут, иллюстрация | https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/02/08 | |
Научный текст «Сказка о медвежатах и детёнышах панды». | беседа с игровыми элементами, иллюстрация | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2019/10/26/teksty-dlya-chteniya-v-1-klasse | |
Научный текст «Белые медведи». | беседа, составление коллективного плана | https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-k-uroku | |
Башкирская сказка. Медведь и пчёлы. | беседа, сюжетно-ролевая игра | https://infourok.ru/bashkirskaya-narodnaya-skazka-medved-i-pchely | |
Учебный текст «Одежда для яблок». | беседа, диалог | https://infourok.ru/metodicheskie | |
Стихи о цветах. | беседа, дидактические игры | https://infourok.ru/metodicheskij-material-po-leksicheskoj-teme-cvety-v-podgotovitelnoj | |
Сказка В.В. Бианки «Лис и мышонок». | беседа, словесное рисование лиса, иллюстрация | https://infourok.ru/prezentaciya-po-literaturnomu-chteniyu | |
Сказка «Договор кота и мышей». | беседа, работа в группе | https://infourok.ru/urok-obucheniya-gramote-bukva-m-3920050.html https://multiurok.ru/index.php/files/ | |
Басня К.Ушинского «Солнце и радуга». | беседа, деление текста на части | https://infourok.ru/prezentaciya-osnovi-smislovogo-chteniya-klass | |
Стихотворение Александра Мецгер. «Надёжная защита». | беседа, игры на развитие речи | https://stihiproigrushki.ru/aleksandr-mecger-nadezhnaya-zashhita.html | |
Стихотворение Александра Мецгер «Снеговик и молочный зуб». | беседа, практикум | https://infourok.ru/konspekt-po-chteniyu-hudozhestvennoj | |
Новогодние стихи. | заучивание стихотворения, применяя мнемотехнику, конкурс | https://infourok.ru/mnemotablici-uchim-zimnie-i-novogonie-stihi | |
Чувашская сказка «Почему зеленые ёлка с сосной?» | беседа, чтение по ролям | https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-znakomstvo-doshkolnikov | |
Научно-познавательный текст «Вечнозеленые растения». | беседа, коллективный пересказ | https://infourok.ru/urok-vechnozelyonie-rasteniya-el-sosna | |
Стихотворение В. Д. Берестова «Прощание с другом» | беседа, «разговор с автором» | https://infourok.ru/ | |
Учебно-познавательный текст «Русская матрёшка». | диспут, работа в парах | https://multiurok.ru/files/urok-prezentatsiia-dlia-1-klassa | |
Рассказ Е. Пермяка «Кто?» | беседа, инсценирование | https://www.maam.ru/blogs/download75085.html | |
Учебные тексты «У мамы рос сын Рома». «Жила была девочка Маша». | работа в парах и группах | https://multiurok.ru/ | |
Рассказ Н. Сладкова «Рыцарь». | беседа, «чтение между строк» | https://infourok.ru/prezentaciya-po-literaturnomu-chteniyu | |
Стихи о маме. | беседа, конкурс чтецов | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/ | |
Рассказ Г.Скребицкого «Лесное эхо». | беседа, пересказ | https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-russkogo-yazika-po-teme-razvitie-rechi | |
Научно-познавательный текст «Эхо». | беседа, выборочное чтение | http://www.myshared.ru/slide/748925/ | |
Рассказ В. Осеевой «Сторож». | беседа, инсценирование | https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2016/11/05/moi-publikatsii | |
Рассказ В. Осеевой «Навестила». | беседа, составление плана | https://infourok.ru/razvitie-chitatelskih-umeniy-smislovogo-chteniya | |
Рассказ В. Драгунского «Он живой и светится». | беседа, «разговор с автором» | https://multiurok.ru/index.php/files/prezentatsiia-k-uroku-literaturnogo-chteniia | |
Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля». | беседа, инсценирование | https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literature-anglichanin-pavlya-vdragunskiy | |
Экскурсия в библиотеку | экскурсия | ||
Рассказ Л. Каминского «Как Петя ленился». | беседа, инсценирование | https://infourok.ru/prezentaciya-po-literaturnomu-chteniyu | |
Рассказ В. Бахревского «Пустые страхи». | беседа, выразительное чтение | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/ | |
Научно-познавательный текст «Рябина». | контроль знаний и умений | https://multiurok.ru/files/ | |
Итоговое занятие. Стихотворение А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!». Конкурс чтецов. | творческие конкурсы | https://easyen.ru/load/nachalnykh/klassnye_chasy/ura_kanikuly |
2 класс (1ч./34ч.)
№ занятия | Тема занятия | Формы проведения занятий | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
И. Асеевой «С Днём знаний». | конкурс чтецов | ||
Г. Ладонщиков «С добрым утром!». | конкурс чтецов | ||
Удмуртская сказка «Березка-красавица» | работа в паре составление плана | https://nsportal.ru/ | |
Удмуртская сказка «Березка-красавица | игра | https://nsportal.ru/ | |
Удмуртская сказка «Березка-красавица | кроссворд | https://nsportal.ru/ | |
Удмуртская сказка «Березка-красавица | чтение по ролям | https://nsportal.ru/ | |
Китайская сказка «Жадный Ча» | составление плана | https://infourok.ru/ | |
Китайская сказка «Жадный Ча» | творческое задание | https://infourok.ru/ | |
Научно-познавательный текст «Дракон». | викторина | https://multiurok.ru/ | |
Чувашская сказка «Откуда взялась река» | беседа | https://infourok.ru/ | |
Чувашская сказка «Откуда взялась река» | подготовка к пересказу | https://infourok.ru/ | |
Писатели- юбиляры. Экскурсия в библиотеку | экскурсия | ||
Сказка «Откуда взялась река» | инсценирование | https://infourok.ru/ | |
Источники информации. Занятие в компьютерном классе | работа со словарями, энциклопедиями | ||
Научно-познавательный текст «Паук- серебрянка» | работа в группе | https://infourok.ru/ | |
Н. Сладков «Воздушный замок» | игры на развитие техники чтения | https://infourok.ru/ | |
Н. Сладков «Воздушный замок» | игра | https://infourok.ru/ | |
Н. Сладкова «Болтливые окуни» | беседа | https://multiurok.ru/ | |
Н. Сладкова «Болтливые окуни» | кроссворд | https://multiurok.ru/ | |
Н. Сладков «Болтливые окуни» | инсценирование | https://multiurok.ru/ | |
Рассказ В. Осеевой «Долг» | творческое задание | https://infourok.ru/ | |
В. Осеева «Долг» | инсценирование | https://nsportal.ru/ | |
В. Осеевой «Картинки» | диспут | https://infourok.ru/ | |
В. Осеева «Картинки» | чтение по ролям | https://infourok.ru/ | |
Л. Каминского «Послушный Петя» | беседа | https://nsportal.ru/ | |
Л. Каминского «Послушный Петя» | викторина | https://nsportal.ru/ | |
Л. Каминского «Послушный Петя» | инсценирование | https://nsportal.ru/ | |
И. Бродского «История двойки» | диспут | https://infourok.ru/ | |
И. Бродского «История двойки» | конкурс чтецов | https://infourok.ru/ | |
Рассказ В. Голявкина «Вот что интересно!» | беседа | https://multiurok.ru/ | |
Рассказ В. Голявкина «Вот что интересно!» | викторина | https://multiurok.ru/ | |
Рассказ В. Голявкина «Вот что интересно!» | игры на развитие речи | https://multiurok.ru/ | |
Рассказ В. Голявкина «Вот что интересно!» | инсценирование отрывка | https://multiurok.ru/ | |
Итоговое занятие. З. Письман «В летние каникулы». Конкурс чтецов | конкурс чтецов | https://nsportal.ru/ |
3 класс (1ч./34ч.)
№ занятия | Тема занятия | Формы проведения | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Стихотворение А.Усачев «1 сентября». | заочная экскурсия, игра «Я - чтец» | https://infourok.ru/konspekt-urokaekskursii-sentyabr-perviy-mesyac-oseni | |
Стихотворение П.Синявский «Родная песенка» | заучивание стихотворения | ||
Стихотворение Ф.Тютчев «Рассвет». | диспут, иллюстрация | https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2015/02/08 | |
Рассказ А.Пантелеев «Главный инженер» | беседа | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2019/10/26/teksty-dlya-chteniya-v-1-klasse | |
Рассказ А.Пантелеев «Главный инженер», чтение по ролям. | беседа, составление коллективного плана | https://multiurok.ru/files/prezentatsiia-k-uroku | |
Тайская сказка «Птица - болтунья». | беседа, сюжетно-ролевая игра | https://infourok.ru/bashkirskaya-narodnaya-skazka-medved-i-pchely | |
Китайская сказка «Олени и пес» | беседа, диалог | https://infourok.ru/metodicheskie | |
Научно-познавательный текст «Скорость бега животных». | беседа, составление таблицы | https://infourok.ru/metodicheskij-material-po-leksicheskoj-teme-cvety-v-podgotovitelnoj | |
Рассказ Н.Сладков «Домики на ножках». | беседа, словесное рисование | https://infourok.ru/prezentaciya-po-literaturnomu-chteniyu | |
Рассказ Г.Скребицкий «Любитель песни» (отрывок). | беседа, работа в группе | https://infourok.ru/urok-obucheniya-gramote-bukva-m-3920050.html https://multiurok.ru/index.php/files/ | |
Научно-познавательный текст «Тюлень». | беседа, деление текста на части | https://infourok.ru/prezentaciya-osnovi-smislovogo-chteniya-klass | |
Рассказ Л.Каминский «Падежи Юры Сережкина». | беседа, развитие речи | https://stihiproigrushki.ru/aleksandr-mecger-nadezhnaya-zashhita.html | |
Рассказ Л.Каминский «Падежи Юры Сережкина». Постановка рассказа. | беседа, практикум | https://infourok.ru/konspekt-po-chteniyu-hudozhestvennoj | |
Учебный текст «Как определить падеж имени существительного? | работа в парах и группах | https://infourok.ru/mnemotablici-uchim-zimnie-i-novogonie-stihi | |
Рассказ Н.Носов «Заплатка». | беседа, чтение по ролям | https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-znakomstvo-doshkolnikov | |
Стихотворение Е.Евсеева «Каникулы». | беседа, выразительное чтение | https://infourok.ru/urok-vechnozelyonie-rasteniya-el-sosna | |
Г.Скребицкий «Синица». | беседа, «разговор с автором» | https://infourok.ru/ | |
Э.Бауэр «Фламинго». | беседа, выборочное чтение | https://multiurok.ru/files/urok-prezentatsiia-dlia-1-klassa | |
А.Чехов «Белолобый» (отрывок). | беседа, ответы на вопросы | https://www.maam.ru/blogs/download75085.html | |
С.Михалков «Ответ». | работа в парах и группах | ||
Э.Шим «Живые цветы». | беседа, «чтение между строк» | https://infourok.ru/prezentaciya-po-literaturnomu-chteniyu | |
Л.Киселева «И так бывает». | беседа, разбить текст на части | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/ | |
А.Тихонов «Клонится к закату благодатное лето». | беседа, иллюстрации | https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-russkogo-yazika-po-teme-razvitie-rechi | |
И.Соколов-Микитов «Сосновый бор». | беседа, выборочное чтение | http://www.myshared.ru/slide/748925/ | |
Л.Киселева Башмачки». | беседа, инсценирование | https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2016/11/05/moi-publikatsii | |
Э.Бауэр «Немецкая овчарка». | беседа, определить тип текста | https://infourok.ru/razvitie-chitatelskih-umeniy-smislovogo-chteniya | |
С.Михалков «Осел и бобр». | беседа, «разговор с автором» | https://multiurok.ru/index.php/files/prezentatsiia-k-uroku-literaturnogo-chteniia | |
В.Васильева «Олененок». | беседа, иллюстрации | https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literature-anglichanin-pavlya-vdragunskiy | |
Рассказ «На катке». | беседа, пересказ | https://multiurok.ru/files | |
Рассказ И.Соколов-Микитов «Калина». | беседа, выборочное чтение | https://infourok.ru/prezentaciya-po-literaturnomu-chteniyu | |
Русская народная сказка «Сивка-Бурка». | беседа, выразительное чтение | https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/ | |
Басня И.Крылов «Квартет». | творческие конкурсы | https://multiurok.ru/files/ | |
Рассказ Л.Толстой «Прыжок». | беседа, ответы на вопросы | https://easyen.ru/load/nachalnykh/klassnye_chasy/ura_kanikuly | |
Итоговое занятие. К.Паустовский «Растрепанный воробей». Конкурс чтецов. | беседа, контроль знаний и умений | https://multiurok.ru/files |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности БУДУ НАСТОЯЩИМ ЧИТАТЕЛЕМ
Цель программы: общеинтеллектуальное развитие личности учащихся средствами технологии продуктивного чтения на основе совместной с педагогом (родителем) деятельности в процессе чтения....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для 1-4 классов «Думаем вместе»
Рабочая программа...
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «БУДУ НАСТОЯЩИМ ЧИТАТЕЛЕМ» 1-4 класс
Программа «Буду настоящим читателем» ориентирована на овладение учащимися данной технологией, в процессе освоения которой учащиеся изучат этапы работы с текстом, приобретут читательские ум...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СТАНОВЛЮСЬ ГРАМОТНЫМ ЧИТАТЕЛЕМ: ЧИТАЮ, ДУМАЮ, ПОНИМАЮ»
Программа внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю» - это создание условий для использования приобретенных знаний и умений на уроках литерат...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю»
Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образ...
Рабочая программа внеурочной деятельности: "Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю".
Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Становлюсь грамотным читателем" 4 класс.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Становлюсь грамотным читателем" 4 класс....