Рабочая программа внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю»
рабочая программа
Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федеральной образовательной программы начального общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №372), авторской программы внеурочной деятельности О.Н.Крыловой «Чтение. Работа с текстом», Рабочей программы воспитания «Успешный человек».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_stanovlyus_gramotnym_chitatelem_chitayu_dumayu_ponimayu_2023-2024.docx | 47.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федеральной образовательной программы начального общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №372), авторской программы внеурочной деятельности О.Н.Крыловой «Чтение. Работа с текстом», Рабочей программы воспитания «Успешный человек».
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 6 до 7 лет, направлена на развитие коммуникативной деятельности, формирования функциональной грамотности.
Цель данного курса – формирование информационно – коммуникативной компетентности школьника – блока умений, направленных на самостоятельное приобретение знаний с использование различных по характеру и знаковым системам источников информации.
Задачи:
- различать произведения фольклора и литературы; приводить примеры произведений национальной литературы и фольклора разных народов России; находить в них отражение нравственных ценностей (добро и зло, стремление к истине, Родина, планета Земля, народы и их культуры и др.), факты бытовой и духовной культуры;
- соотносить прочитанные художественные тексты с произведениями других видов искусства. Различать художественные произведения и научно-популярные тексты;
- владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать бегло, со скоростью, позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты, соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к различным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное, просмотровое);
- воспринимать фактическое содержание художественного, научно-популярного и учебного текстов, осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера; участвовать в беседе по прочитанному. Различать автора произведения, его героя и того, кто о нём рассказывает, определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения;
- определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить и самостоятельно составлять портретные характеристики персонажей, описание пейзажа, интерьера. Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато), включая в свой ответ повествования, описания или рассуждения. Составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный);
- находить в тексте средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении; использовать в речи выразительные средства языка для передачи своих чувств, мыслей, оценки прочитанного;
- объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием словарей и других источников информации;
- применять читательский опыт в речевой творческой деятельности: выразительно читать наизусть и участвовать в драматизации; создавать (и озаглавливать) собственный текст на основе прочитанных произведений (рассказ от имени одного из героев, с изменением лица рассказчика, с вымышленным продолжением, словесные иллюстрации), создавать произведения самостоятельно и по аналогии с прочитанными, на предложенную тему;
- выбирать книги для самостоятельного чтения, владеть библиографической культурой; при выборе издания и в процессе чтения опираться на его аппарат (обложку, оглавление, аннотацию, предисловие, иллюстрации).
Согласно плану внеурочной деятельности школы на изучение курса «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю» в 1 – 4 классах отведено всего 135 часов, из них в 1 классе -33 ч (1 час в неделю), во 2 – 4 классах – по 34 часа ( 1 час в неделю, 34 учебные недели).
Форма проведения – кружок.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая
Виды деятельности: работа с печатной продукцией, создание проектов, публичные выступления, практические занятия, экскурсии, в том числе виртуальные, викторины.
Содержание курса внеурочной деятельности
«Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю»
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий
осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выражен-ные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему.
Содержание в 1 классе
- Работа с текстом художественного произведения. Фактический уровень текста: тема текста, герои, заголовок. Вопросы по фактическому содержанию художественного текста. Способы толкования значения незнакомых слов: по контексту, с использование словарей. Последовательность событий, план для пересказа. Подробный пересказ текста по опорным словам, предложенному плану, коллективно составленному плану, серии рисунков, на основе вопросов.
- Характеристика героя произведения (поступки, причины поведения) под руководством учителя.
- Особенности диалогического общения: его цель, соблюдение этических норм; вежливая форма выражения своей точки зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт.
- Монологическое высказывание. Речевое высказывание: ответ на вопрос, высказывание на заданную тему. Культурные нормы речевого высказывания.
- Образная система произведения (без введения понятий): поиск в тексте и понимание значения и роли в тексте средств художественной выразительности. Средства изображения и выражения чувств героя. Звуковая и смысловая стороны слова.
- Сочинение загадки по аналогии, продолжение истории. Составление рассказа по рисункам, серии рисунков. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов. Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, слова автора, слова героев, выразительное чтение.
- Выбор книг на основе рекомендованного списка. Распределение произведений по темам, жанрам. Выполнение групповых творческих проектов (под руководством учителя).
- Практическое освоение литературных понятий: художественное произведение, читатель, автор (рассказчик), тема, герой, прозаическая и стихотворная речь.
Содержание во 2 классе
- Фольклорные и литературные произведения разных жанров: пословицы, загадки, считалки, небылицы, сказки о животных, бытовые и волшебные сказки; рассказы, басни, стихотворения, сказки. Нравственно-этические понятия, раскрытые в литературно-художественных произведениях. Хорошие и плохие поступки героев произведений. Произведения народного творчества.
- Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседника, различных текстов). Цель речевого высказывания. Вопросы по содержанию прослушанного произведения, составление вопросов по услышанному тексту. Эмоциональный отклик (формулирование своего впечатления в устном высказывании).
- Чтение с установкой на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения, темпа чтения, при этом замедление его или ускорение в соответствии с речевой задачей и целями общения. Виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.
- Прогнозирование содержания текста по заголовку, иллюстрации, имени автора. Стили речи: художественный, учебный, научно-популярный. Сравнение художественных и научно-познавательных произведений.
- Работа с учебными, познавательными текстами. Заглавие произведения, соотнесение заглавия с содержанием. Подробный и выборочный пересказ учебного и познавательного текста.
- Работа с текстом художественного произведения. Фактический уровень текста: тема текста, герои, заголовок, портретные описания персонажей, диалог.
- Способы толкования значения незнакомых слов: по контексту, с использованием словарей и справочной литературы. Последовательность событий. Эпизод, смысловые части; план текста для пересказа. Пересказ текста подробный, выборочный. Пересказ от лица героя.
- Главная мысль, отношения автора к героям, поступкам, описанной картине (под руководством учителя); ответ на вопрос «Чему учит произведение?». Сравнение героев одного произведения, характеристика героев (портрет, характер, поступки). Вопросы проблемного характера, вопросы на установление взаимосвязей.
- Особенности диалогического общения: его цель, соблюдение этических норм; вежливая форма выражения своей точки зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт.
- Монологическое высказывание. Речевое высказывание: ответ на вопрос, рассказ по рисункам, прочитанному тексту, заданной теме, о книге с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания. Структура речевого высказывания.
- Образная система произведения (без введения понятий): средства художественной выразительности, их значение и роль в тексте.
- Звуковая и смысловая стороны слова.
- Рассказ по рисункам и иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов. Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя).
- Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение, устное словесное рисование; творческий пересказ (от лица героя).
- Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
- Практическое освоение литературных понятий: художественное произведение, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки, мысли); отношение автора к герою (с помощью учителя). Общее представление о композиционных особенностях построения волшебной сказки. Прозаическая и стихотворная речь, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Выполнение групповых творческих проектов (под руководством учителя).
Содержание в 3 классе
- Фольклорные и литературные произведения разных жанров: пословицы, сказки о животных, волшебные и бытовые сказки, народные песни; рассказы, басни, стихотворения, литературные сказки. Нравственно-этические понятия, раскрытые в литературно-художественных произведениях. Произведения живописи.
- Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседника, различных текстов). Ответы на вопросы по содержанию услышанного произведения. Составление вопросов по услышанным учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Описание своего впечатления от произведения в форме устного высказывания.
- Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Чтение с установкой на смысловое чтение, позволяющее связать звучащее слово (словосочетание и предложение) с его значением. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, при этом его замедление или ускорение в соответствии с речевой задачей и целями общения. Виды чтения: изучающее, выборочное, просмотровое.
- Прогнозирование содержания произведения по заголовку, автору. Стили речи: художественный, учебный, научно-популярный.
- Сравнение художественных и научно-познавательных произведений.
- Работа с учебными, познавательными текстами. Простейшими приемы анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей; определение главной мысли текста; деление текста на части; выделение ключевых (опорных) слов. Алгоритм деятельности по воспроизведению текста. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
- Работа с текстами художественного произведения. Фактический уровень текста: тема текста, герои, заголовок, описания, время и место описанных событий, ключевые события. Вопросы по фактическому содержанию. Способы толкования значения незнакомых слов: по контексту, с использованием словарей и справочной литературы. Пересказ текста подробный, выборочный.
- Главная мысль, отношения автора к героям, поступкам. Сравнение героев (сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту; нахождение в тексте соответствующих слов и выражений), характеристика героев произведения (портрет, характер, поступки). Вопросы проблемного характера, а также на установление взаимосвязей.
- Особенности диалогического общения: его цель, соблюдение этических норм; вежливая форма выражения своей точки зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт.
- Монологическое высказывание. Речевое высказывание: ответ на вопрос, на заданную тему. Составление рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания. Структура речевого высказывания.
- Образная система произведения (без введения понятий): средства художественной выразительности, их значение и роль в тексте.
- Прямое и переносное значение слов.
- Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя); высказывание по репродукции картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов. Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение.
- Выбор книг на основе рекомендованного списка. Самостоятельное обращение к словарям и справочной литературе, соответствующим возрасту. Аннотация и отзыв, рассказ о книге (без пересказа содержания).
- Практическое освоение литературных понятий: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки), отношение автора к герою (с помощью учителя). Общее представление о композиционных особенностях построения повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет), рассуждения (монолог героя, диалоги героев). Выполнение групповых творческих проектов (под руководством учителя)
Содержание в 4 классе
- Фольклорные и литературные произведения разных жанров: пословицы, народные песни, былины; рассказы, басни, стихотворения, литературные сказки, произведения древнерусской культуры. Нравственно-этические понятия, раскрытые в литературно-художественных произведениях. Обсуждение и толкование значения этих понятий на примере поступков и отношения литературных героев к людям, природе, окружающему миру. Произведения живописи.
- Восприятие на слух звучащей речи (высказываний собеседника, различных текстов). Цели высказывания, особенности (жанровые, стилистические). Главная мысль, тема, структура текста.
- Сознательное, правильное чтение слов, предложений и текстов без пропусков и перестановок букв и слогов в словах. Чтение с установкой на смысловое чтение. Выразительное чтение небольшого текста: соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения, использование интонации, передающей отношение читающего к прочитанному произведению, и темпа чтения, при этом его замедление или ускорение в соответствии с речевой задачей и целями общения. Использование различных видов чтения (изучающее, выборочное, просмотровое) в соответствии с учебной задачей.
- Прогнозирование содержания текста по заголовку, автору. Стили речи: художественный, учебный, научно-популярный. Сравнение художественных и научно-познавательных произведений.
- Работа с учебными, познавательными текстами. Особенности текстов разных типов, выполнение элементарного анализа. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
- Работа с текстом художественного произведения. Фактический уровень текста: тема, герои, заголовок, описания, время и место описанных событий; фрагмент текста, эпизод. Выборочный пересказ по заданному фрагменту, отбор слов и выражений в тексте, позволяющих составить рассказ. Способы толкования значения незнакомых слов: по контексту, с использованием словарей и справочной литературы.
- Главная мысль, отношения автора к героям, поступкам, описанной картине. Сравнение героев, характеристика героев произведения (портрет, характер, поступки). Вопросы проблемного характера, на установление взаимосвязей.
- Особенности диалогического общения: его цель, соблюдение этических норм; вежливая форма выражения своей точки зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт.
- Монологическое высказывание. Речевое высказывание: на заданную тему или поставленный вопрос. Передача прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Самостоятельное построение плана собственного высказывания; отбор речевых средств языка в соответствии с целью высказывания. Составление устного короткого рассказа по рисункам, прочитанному тексту или заданной теме с соблюдением последовательности и связности изложения, культурных норм речевого высказывания.
- Образная система произведения (без введения понятий): средства художественной выразительности, значение и роль в тексте. Прямое и переносное значение слов.
- Придумывание сказок и составление рассказов по аналогии с прочитанным произведением, включение в рассказ элементов описания или рассуждения; придумывание возможного варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя), по репродукциям картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. Составление рассказа по рисункам и иллюстрациям. Словесное рисование по эпизодам и фрагментам прочитанных текстов. Интерпретация текста литературного произведения: чтение по ролям, инсценирование; выразительное чтение.
- Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог.
- Аннотация, отзыв, рассказ о книге (без пересказа содержания).
- Практическое освоение литературных понятий: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), тема, герой (его портрет, поступки); отношение автора к герою (с помощью учителя). Выполнение групповых творческих проектов (под руководством учителя)
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю»
Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Целевые ориентиры
Гражданско-патриотическое воспитание
- Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о Родине - России, её территории, расположении.
- Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России, проявляющий уважение к своему и другим народам.
- Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, своей Родины — России, Российского государства.
- Понимающий значение гражданских символов (государственная символика России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение.
- Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в обществе, гражданских правах и обязанностях.
- Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в доступной по возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание
- Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
- Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека.
- Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших.
- Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки.
- Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий.
- Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание
- Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве, творчестве людей.
- Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной культуре.
- Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия
- Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в информационной среде.
- Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе.
- Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья, занятия физкультурой и спортом.
- Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста.
Трудовое воспитание
- Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
- Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам труда, ответственное потребление.
- Проявляющий интерес к разным профессиям.
- Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой деятельности.
Экологическое воспитание
- Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние людей на природу, окружающую среду.
- Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам.
- Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических норм.
Ценности научного познания
- Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.
- Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о науке, научном знании.
Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знания.
Метапредметными результатами изучения программы являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Познавательные:
- осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
- использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
- овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу;
- планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
- оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
1 класс (33 часа, 1 час в неделю)
№п/п | Коли чество часов | Дата | Факт. дата | Тема |
1 | Инструкция по ТБ. «Спала кошка на крыше…» Л.Толстой | |||
1 | «Спала кошка на крыше…» Л.Толстой | |||
1 | «Была у Насти кукла…» Л.Толстой | |||
1 | «Медведь» По Е.Чарушину | |||
1 | «Хотела галка пить…» Л.Толстой | |||
1 | «Старик сажал яблони…» Л.Толстой | |||
1 | «Лиса» По Е.Чарушину | |||
1 | Комплексная работа | |||
1 | «Весной скворец весь горит…» А.Тихонов | |||
1 | «Весной скворец весь горит…» А.Тихонов (продолжение) | |||
1 | Хороша весна в лесу…» А.Тихонов | |||
1 | «Пошла Катя по утру по грибы…» По Л.Толстому | |||
1 | Комплексная работа | |||
1 | «Слон» Е.Чарушин | |||
1 | «Надя приехала к бабушке в колхоз…» Я.Тайц | |||
1 | «Издали горы кажутся строгими…» А.Тихонов | |||
1 | «Охотился кит как-то близ устья реки…» С.Сахарнов | |||
1 | «Всё здесь» Я.Тайц | |||
1 | «Просто старушка» В.Осеева | |||
1 | «По пояс» По Я.Тайцу | |||
1 | «По пояс» По Я.Тайцу ( продолжение) | |||
1 | Комплексная работа | |||
1 | «Зимой» С.Редозубов и др. | |||
1 | «Почему с тополей падает снег?» По материалам энциклопедии «Хочешь знать почему?» | |||
1 | «Дома у бабушки были куры…» Я.Тайц | |||
1 | «Что касается сообразительности…» А.Тихонов | |||
1 | «По грибы» Я.Тайц | |||
1 | «Три товарища» В.Осеева | |||
1 | «Собака – близкий родственник волку…» По И.Шустовой | |||
1 | «Издали на лесной опушке…» По Н.Юрцевичу | |||
1 | «Дедушка рассказывал…» По Н.Юрцевичу | |||
1 | «Дедушка рассказывал…» По Н.Юрцевичу. | |||
1 | Итоговое занятие |
2 класс (34 часа, 1 час в неделю)
№п/п | Коли чество часов | Дата | Факт. дата | Тема |
1 | Работа над текстом. И.Соколова – Микитова «В лесу». | |||
1 | Работа над текстом. В. Осеевой «Плохо» | |||
1 | Работа над текстом. Л.Толстого «Два товарища» | |||
1 | Работа над текстом. В. Бурлакова «На рассвете» | |||
1 | Работа над текстом. А.Тихонова «Где вода, там жизнь» | |||
1 | Работа над текстом. С.Михалкова «Аисты и лягушки». | |||
1 | И.Пузанова «На рыбалке». | |||
1 | «Медведко» Д.Н.Мамин-Сибиряк | |||
1 | Работа над текстом В. Бехревского «Мишка под деревом» | |||
1 | Работа над текстом И.Соколова Микитова «На лесной дороге» | |||
1 | Работа над текстом Л.Яхнина «Силачи». | |||
1 | Работа над текстом А.Тихонова «Сороки». | |||
1 | Работа с текстом из детской энциклопедии. | |||
1 | Работа над текстом К.Ушинского «Играющие собаки» | |||
1 | Работа над текстом К.Ушинского «Четыре желания» | |||
1 | Работа с текстом И. Соколова – Микитова «Утром в лесу» | |||
1 | Работа над текстом Е.Пермяка «Первая рыбалка» | |||
1 | Работа с текстом И.Сокола –Микитова«Белка» | |||
1 | Работа над текстом С.Михалкова «Не стоит благодарности» | |||
1 | Работа над текстом Г.Цыферова «Жил на свете слоненок». | |||
1 | Работа с текстом В.Кологрива «Жизнь кузнечика» | |||
1 | Работа с текстом С.Аксакова «Щенок». | |||
1 | Работа с текстом Ш.Перро «Золушка» | |||
1 | Работа с текстом Ш.Перро «Золушка» | |||
1 | Работа с текстом Н.Юрцевича «Красавица русских лесов» | |||
1 | Работа над текстом С.Юцзунь «Светлячок и Муравей» | |||
1 | Работа над текстом В.Танасийчук «Лосось». | |||
1 | Работа с текстом В.Коржикова «Прогулка по лесу» | |||
1 | Работа над арабской народной сказкой «Хлеб и золото» | |||
1 | Работа с текстом К.Ушинского «Гадюка» | |||
1 | Работа с текстом М.Садовского «Зима на колесах» | |||
1 | Работа над текстом В. Осеевой «Кто хозяин?» | |||
1 | Работа по тексту И.Соколова – Микитова «Лоси» | |||
1 | Работа над текстом басни И.Крылова «Кукушка и Петух» |
3 класс (34 часа, 1 час в неделю)
№п/п | Коли чество часов | Дата | Факт. дата | Тема |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | |||
1 | Работа с текстом «Синица» | |||
1 | Работа с текстом «Птицы» | |||
1 | Работа с текстом «Фламинго» | |||
1 | Работа с текстом «Грызуны» | |||
1 | Работа с текстом «Бактерии» | |||
1 | Работа с текстом «Волчиха» | |||
1 | Работа с текстом «Ответ» | |||
1 | Работа с текстом «Диковинное дерево» | |||
1 | Работа с научно- популярным текстом «Воздух» | |||
1 | Комплексный анализ текста ( продолжение) | |||
1 | Работа с текстом «Олени» | |||
1 | Работа с текстом «Змеи» | |||
1 | Работа с текстом «Синички» | |||
1 | Работа с текстом «Дрессировка» | |||
1 | Работа с текстом «И так бывает» | |||
1 | Работа с научно- популярным текстом «Радуга» | |||
1 | Комплексный анализ текста ( продолжение) | |||
1 | Работа с текстом «Конец лета» | |||
1 | Работа с текстом «Сосновый бор» | |||
1 | Комплексный анализ текста ( продолжение) | |||
1 | Работа с текстом «Дельфины» | |||
1 | Работа с текстом «Башмачки» | |||
1 | Работа с текстом «Немецкая овчарка» | |||
1 | Работа с текстом « Осёл и бобр» | |||
1 | Работа с текстом «Весна» | |||
1 | Комплексный анализ текста ( продолжение) | |||
1 | Работа с текстом «На катке» | |||
1 | Работа с научно- популярным текстом «Растения» | |||
1 | Комплексный анализ текста ( продолжение) | |||
1 | Работа с текстом «Калина» | |||
1 | Комплексный анализ текста ( продолжение) | |||
1 | Обобщение | |||
1 | Итоговое занятие |
4 класс (34 часа, 1 час в неделю)
№п/п | Коли чество часов | Дата | Факт. дата | Тема |
1 | Инструктаж по ТБ. Текст-описание Г. Николаева «Ливень» | |||
1 | Текст-описание Г.Скребицкий «Солнечный день в самом начале лета» | |||
1 | Работа с текстом К.Ушинского «Гнездо ласточки» | |||
1 | Работа с текстом К.Ушинского «Гнездо ласточки». | |||
1 | Публицистический текст «Хочу всё знать. Сахар» | |||
1 | Повествовательный текст А.Бострома «Кошка и еж» | |||
1 | Текст-описание С.Аксаков «Осень» | |||
1 | Текст-описание С.Аксаков «Осень». | |||
1 | Работа с текстом И.Соколова-Микитова «Клены» | |||
1 | Работа с текстом Р. Киплинга «Слоненок» | |||
1 | Работа с текстом Р. Киплинга «Слоненок». | |||
1 | Работа с текстом-описанием А.Тихонова «Колибри» | |||
1 | Публицистический текст. Хочу все знать. Экология | |||
1 | Работа с текстом «Осень» по И.Соколову-Микитову | |||
1 | Работа с текстом «Осень» по И.Соколову-Микитову. | |||
Публицистический текст. Хочу все знать. Планеты. | ||||
1 | Публицистический текст. Хочу все знать. Планеты. | |||
1 | Работа с текстом- рассуждением «Жираф» (по Э.Бауэру) | |||
1 | Работа с текстом С.Михалкова «Жадный Заяц» | |||
Работа с текстом К.Ушинского «Четыре желания» | ||||
1 | Текст-описание. И.Соколов-Микитов «Рябина» | |||
1 | Повествовательный текст И.Дудникова «Весенняя вода» | |||
1 | Повествовательный текст И.Дудникова «Весенняя вода». | |||
1 | Работа с текстом К.Ушинского «Утренние лучи» | |||
1 | Работа с текстом Е.Пермяка «Как Маша стала большой» | |||
1 | Работа с текстом сказки С.Михалкова «Просчитался» | |||
1 | Работа с текстом сказки С.Михалкова «Просчитался». | |||
1 | Работа с текстом В.Осеевой «Злая мать и добрая тетя» | |||
1 | Работа с текстом «Однажды в лесу» по Г.Скребицкому | |||
1 | Работа с текстом П.Молчанова «Рыбалка» | |||
1 | Работа с текстом П.Молчанова «Рыбалка». | |||
1 | Работа с текстом Г.Скребицковго «Художник-Осень» | |||
1 | Работа с текстом Г.Скребицковго «Художник-Осень» | |||
1 | Чему научились на курсе «Чтение. Работа с текстом». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Буду настоящим читателем"
Проектная деятельность-рабочая программа: "Буду настоящим читателем"....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Клуб юных читателей"
Данная рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю. Занятия помогают привить любовь к чтению у обучающихся, повысить их читательский кругозор....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СТАНОВЛЮСЬ ГРАМОТНЫМ ЧИТАТЕЛЕМ: ЧИТАЮ, ДУМАЮ, ПОНИМАЮ»
Программа внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю» - это создание условий для использования приобретенных знаний и умений на уроках литерат...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю»
Пояснительная записка Актуальность и назначение программы курса внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю»:Программа курса внеурочной деятель...
Рабочая программа внеурочной деятельности . Кружок " Грамотный читатель"
Программа внеурочной деятельности во 2 классе....
Рабочая программа внеурочной деятельности: "Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю".
Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Становлюсь грамотным читателем" 4 класс.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Становлюсь грамотным читателем" 4 класс....