РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности БУДУ НАСТОЯЩИМ ЧИТАТЕЛЕМ
рабочая программа (4 класс) на тему
Цель программы: общеинтеллектуальное развитие личности учащихся средствами технологии продуктивного чтения на основе совместной с педагогом (родителем) деятельности в процессе чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buduyushchiy_chitatel.docx | 29.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение Иркутского районного муниципального образования
«Хомутовская средняя общеобразовательная школа №2»
Согласовано на МО «____»__________2014г Руководитель МО _____________________ | Согласовано зам директора по УВР «___»________2014 _____________________ | Утверждаю _________________ Директор МОУ «ХСОШ №2» «____»__________2014г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
БУДУ НАСТОЯЩИМ ЧИТАТЕЛЕМ
для 4-х классов
на 2014-2015 учебный год
Жарикова Елена Васильевна
(Ф,И,О учителя-разработчика)
1 квалификационная категория
Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования заявляет ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ведущим направлением школьного образования. В Образовательной системе существует единая для всех уроков технология чтения текста, основанная на природосообразной технологии формирования типа правильной читательской деятельности. Рост эффективности применения названной технологии обусловлен специальной подготовкой учащихся в рамках внеурочной деятельности. Программа «Буду настоящим читателем» ориентирована на овладение учащимися данной технологией, в процессе освоения которой учащиеся изучат этапы работы с текстом, приобретут читательские умения, в результате чего у них появится интерес и мотивация к чтению. При этом обучение выступает не самоцелью, а условием интеллектуального развития детей. Данная программа имеет общеинтеллектуальную направленность и реализуется через систему внеурочных развивающих занятий, ориентированных прежде всего на формирование духовно- нравственной и социально ценной личности. Основным средством этого развития выступает содержание текстов и способы работы с ними. В ходе занятий учащиеся будут активно постигать весь спектр универсальных учебных действий. Отличительной особенностью программы является то, что в ней реализована авторская технология обучения детей продуктивному чтению, которая включает три этапа, каждый из которых опирается на закономерности развития мыслительной деятельности детей и логику работы с текстом:
– подготовка детей к чтению (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт);
– первичное чтение текста (чтение в классе или чтение-слушание в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся, выявление первичного восприятия, фиксации первичных впечатлений. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение, анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и др.);
– работа с текстом после чтения (концептуальная беседа по тексту, коллективное обсуждение прочитанного, соотнесение читательских интерпретаций произведения с авторской позицией, выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Выполнение творческих заданий, опирающихся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художествен- ной формы).
Каждый этап данной технологии взаимосвязан с возрастными особенностями интеллектуального развития детей 8–10 лет, но не имеет жёсткой привязки к определённой возрастной группе. Актуальность программы обусловлена тем, что в последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. Мифы о «кризисе детского чтения» далеко не случайны и имеют под собой реальную основу. В начале XXI века дети действительно читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Однако они, безусловно, читают. В то же время интенсивно идёт процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек юных читателей. Меняются практически все характеристики детского чтения: статус чтения, его длительность (время чтения на досуге), характер, способ работы с печатным текстом, репертуар чтения детей и подростков, мот вы и стимулы чтения, предпочитаемые произведения и др. В то же время в обществе нарастает убеждённость, что книга сегодня, независимо от формы её представления (печатной или электронной), по-прежнему остаётся основой культуры и грамотности. Тревогу вызывает и то, что сегодня в стране более 30% взрослого населения не читает книг. Занятость взрослых, их неумение и незнание основ совместного с ребёнком чтения способствует отторжению от него, эмоциональной и интеллектуальной неразвитости личности ребёнка. Проблемы чтения ныне встали в один ряд с важнейшими государственными задачами развития российской национальной культуры. Забота о детском чтении – это забота о будущем России. Новизна программы заключена в подходе к работе с текстом, обусловленном структурой и содержанием технологии продуктивного чтения.
Программа является естественным дополнением начального курса литературного чтения в школе. Она педагогически целесообразна, т.к. в процессе её реализации происходит не только усвоение определённого технологического содержания, но и обогащение опыта учебной деятельности, совершенствование умения учиться, социализация и воспитание учащихся.
Цель программы: общеинтеллектуальное развитие личности учащихся средствами технологии продуктивного чтения на основе совместной с педагогом (родителем) деятельности в процессе чтения.
Задачи программы:
– познакомить учащихся с авторской технологией продуктивного чтения;
– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;
– совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;
– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным;
– приобщать детей и родителей к проектной деятельности.
Теоретико-методологические основы программы строятся на системно-деятельностном подходе.
Объём: программа рассчитана на 34 часа и предполагает проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками 4-го класса. Участникам учебного процесса предложены занятия «Буду настоящим читателем» 1 раз в неделю.
При взаимодействии с детьми в процессе их общеинтеллектуального развития используются следующие виды деятельности: игровая, исследовательская, поисковая, предметная, коммуникативная, проектная, конструктивная. Методы, используемые в процессе реализации программы:
– методы, повышающие познавательную активность младших школьников;
– методы, направленные на повышение эмоциональной активности и мотивации деятельности детей при овладении универсальными учебными действиями;
– методы и приёмы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности;
– методы коррекции и уточнения.
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
– создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
– организацию рефлексии деятельности детей на занятии;
– применение парных и групповых форм обучения с учётом индивидуально-типологических особенностей учащихся.
. Формы подведения итогов реализации программы:
тесты, крос- сворды, викторины, выставки рисунков.
Закончить и обобщить полученные детьми знания рекомендуется в ходе выполнения и защиты проектов по теме «Дружим с книгой».
Итак, система занятий дополнительной образовательной программы «Буду настоящим читателем» последовательно обучает детей продуктивному чтению, позволяющему прогнозировать содержание текста по заголовку и иллюстрации, «вести диалог с автором», выявлять авторскую точку зрения и соотносить её со своей, корректируя своё понимание авторским смыслом. Развивающиеся при этом навыки работы с текстом являются эффективным «орудием», позволяющим ребёнку успешно читать и понимать прочитанное на уроках любой предметной направленности: математики и истории, окружающего мира и русского языка. Включение детей младшего школьного возраста в активную деятельность при работе с текстом будет способствовать как интеллектуальному развитию в целом, так и развитию творческих способностей, что позволит учащимся в будущем успешно решать жизненные задачи
Содержание разделов программы
Раздел 1. Настоящий читатель (10 ч)
Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Любимая книга. Обложка любимой книжки. Книги С.Я. Маршака, В.Г. Короленко. Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечение книг». Домашняя библиотека. Личная библиотека. Корешки книг твоей библиотеки. Члены семьи – собиратели книг. Настоящий читатель много читает. Лента времени для учёта длительности чтения. Писатели и их книги. Портреты писателей. Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и качества чтения. Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов. Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе». Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации.
Раздел 2. Технология продуктивного чтения (17 ч)
Продуктивное чтение – что это? Высказывание предположений. Опрос взрослых друзей, одноклассников. Запись ответов. Продуктивное чтение и значение слова «продукт». Глубокое восприятие и понимание текста. Восприятие – активное включение человека в чтение. Читаем и переживаем. Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. Технология – последовательность этапов (шагов) при чтении. Шаг первый. Чтение до чтения. Знакомство с книгой до чтения. Выбор книги для чтения. Название, автор, обложка, иллюстрации. Аннотация книги (краткое содержание). Прогнозирование и предвосхищение чтения. Высказывание своих первоначальных предположений. Шаг второй. Чтение во время чтения. Умение видеть незнакомые слова и уточнять их смысл. Вопросы к автору текста. Читательские умения. Читаем и воображаем. Читаем и чувствуем. Известные чувства. Передача восприятия через цвет. Эмоции и чувства – главное при чтении стихов. Радость, восхищение, любование. Смена настроения: грусть, печаль. Практическая работа с текстом Л.Н. Толстого «Акула». Чувства и эмоции читателя. Читаем и думаем, размышляем. Медленное вдумчивое чтение. Практическая работа с текстом Е. Пермяка «Самое страшное». Вопросы автору, возникающие по ходу чтения. Ответы на вопросы текста. Диалог с автором. Комментирование. Разметка текста. Умения настоящего читателя: читать, мысленно рисовать, представлять события и их героев. Практическая работа с текстом Д. Биссета «Мистер Крококот». Слова в круглых скобках – подсказки и комментарии. Практическая работа с текстом Ю. Коваля «Букет». Творческая работа по развитию читательских умений. Шаг третий. Книга дочитана. Чтение после чтения. Читательская работа продолжается. Умение перечитать нужное, интересное, при- думать продолжение, помечтать, сделать выводы. Практическая работа с текстом Энн Хогарт «Мафин и паук». Знакомство с жизнью автора, его творчеством, историей создания книги.
Раздел 3. Проект «Дружим с книгой» (7 ч)
Обсуждение общей темы. Уточнение, выбор подтем проекта: «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Участие и помощь родителей. Составление плана работы над проектом. Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта. Фиксация хода работы над проектом. Плакат для защиты проекта. Подготовка презентации к защите проекта. Защита проекта. Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!».
Предполагаемые результаты реализации программы
1. Результаты первого уровня (ознакомление школьников с конкретным направлением, с социальной реальностью в повсе- дневной жизни): получение школьниками знаний о содержании трёх шагов технологии продуктивного чтения, читательских умениях и способах раз- метки текстов для ведения «диалога с автором».
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): демонстрация навыков по применению читательских умений и знаний о трёх этапах технологии работы с текстом в коллективной деятельности под руководством взрослых. Осознание содержания и структуры технологии; усвоение таких понятий технологии, как «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение», и др. Способность самостоятельно мыслить в процессе обсуждения прочитанного, про- являть интерес к чтению книг, любовь к добру, к благородным, бес- корыстным поступкам, к природе, науке и искусству
. 3. Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия): приобретение опыта использования в практике основных читательских умений, приёмов работы с текстом, аргументирования своей точки зрения, ведения диалога с автором, проявление способности уважать всякий честный труд, талант, гений, сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным. Демонстрация интереса и мотивации к чтению книг.
Способы определения результативности программы: беседа, наблюдение, анализ работ учащихся, тестирование уровня читательских умений, качественное освоение учебного пособия для детей «Буду настоящим читателем» – пособия из серии «Как мы учимся» (авторы Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова).
Методическим обеспечением программы служат следующие издания:
• Буду настоящим читателем: Пособие из серии «Как мы учимся» (образовательные технологии). – М.: Баласс, 2012;
• Новые результаты и их проверка (диск);
• Образовательные технологии: Сборник. – М.: Баласс, 2012.
Основные разделы программы внеурочной деятельности «Буду настоящим читателем»
п\п | содержание | Теоретич часы | практические | Всего часов |
Раздел 1. Настоящий читатель | 10 | 10 | ||
Раздел 2. Технология продуктивного чтения | 17 | 17 | ||
Раздел 3. Проект «Дружим с книгой | 7 | 7 | ||
34 | 34 |
№ | разделы | Кол-во часов | корректировка | ||
Раздел 1. Настоящий читатель (10 ч) | |||||
1 | Введение. Кого можно считать настоящим читателем | 1 | |||
2 3 | Какой я читатель? Моя любимая книга | 2 | |||
4 5 | Экскурсия в библиотеку | 2 | |||
6 | Домашняя библиотека | 1 | |||
7 | Надо много читать | 1 | |||
8 | Быстрое чтение | 1 | |||
9 | Читаем всё, что задано | 1 | |||
10 | Итоговое занятие: «Твоё представление о настоящем читателе» | 1 | |||
Раздел 2. Технология продуктивного чтения (17 ч) | |||||
11 | Продуктивное чтение: глубокое восприятие и понимание текста | 1 | |||
12 13 | Шаг первый. Чтение до чтения | 2 | |||
14 | Шаг второй. Чтение во время чтения | 1 | |||
15 | Читаем и воображаем | 1 | |||
16 | Читаем и чувствуем | 1 | |||
17 | Эмоции и чувства – главное при чтении стихов | 1 | |||
18 | Практическая работа с текстом Л.Н. Толстого «Акула» | 1 | |||
19 20 | Читаем и думаем, размышляем | 2 | |||
21 | Практическая работа с текстом Е. Пермяка «Самое страшное» | 1 | |||
22 | Читаем, мысленно рисуем, представляем | 1 | |||
23 | Практическая работа с текстом Д. Биссета «Мистер Крококот» | 1 | |||
24 | Практическая работа с текстом Ю. Коваля «Букет» | 1 | |||
25 | Шаг третий. Чтение после чтения | 1 | |||
26 | Практическая работа с текстом Энн Хогарт «Мафин и паук» | 1 | |||
27 | Итоговое занятие | 1 | |||
Раздел 3. Проект «Дружим с книгой» (7 ч) | |||||
28 | Выбираем тему проекта | 1 | |||
29 30 | Работа с источниками | 2 | |||
31 32 | Подготовка проекта | 2 | |||
33 | Защита проекта | 1 | |||
34 | Праздник «Я – настоящий читатель!» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности "Буду настоящим читателем"
Программа внеурочной деятельности "Буду настоящим читателем"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Буду настоящим читателем"
Проектная деятельность-рабочая программа: "Буду настоящим читателем"....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Буду настоящим читателем»
Актуальность программы обусловлена тем, что в последние годы произошло ухудшение целого ряда характеристик чтения у детей и подростков, снижение их уровня грамотности. Мифы о «кризисе детского чтения»...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Клуб юных читателей"
Данная рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю. Занятия помогают привить любовь к чтению у обучающихся, повысить их читательский кругозор....
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности " Буду настоящим читателем" 4 класс.
Данная методическая разработка представляет вариант программы организации внеурочной деятельности для работы с учащимися 4 классов....
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «БУДУ НАСТОЯЩИМ ЧИТАТЕЛЕМ» 1-4 класс
Программа «Буду настоящим читателем» ориентирована на овладение учащимися данной технологией, в процессе освоения которой учащиеся изучат этапы работы с текстом, приобретут читательские ум...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СТАНОВЛЮСЬ ГРАМОТНЫМ ЧИТАТЕЛЕМ: ЧИТАЮ, ДУМАЮ, ПОНИМАЮ»
Программа внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем: читаю, думаю, понимаю» - это создание условий для использования приобретенных знаний и умений на уроках литерат...