"Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС." (презентация)
презентация к уроку

Юрченко Ирина Федоровна

Выступление на МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx1.48 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СОГБОУ «Гагаринская общеобразовательная школа-интернат» «Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС» «Новое содержание работы учителя-логопеда школы с введением ФГОС» Учитель-логопед Юрченко И.Ф .

Слайд 2

Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы. В рамках ФГОС логопедическая работа предполагает системно-деятельностный подход, который заключается в комплексной диагностике всех учащихся начальной школы; о существлении коррекционно-развивающей работы с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи; к онсультирование родителей обучающихся, педагогов, самих детей; у частие в профилактически-просветительской работе.

Слайд 3

В начальной школе у учащихся должно быть сформировано базовое умение – учиться, в основе которого лежат: коммуникативные действия: с лушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении , и нтегрироваться в группу сверстников, в ыстраивать коммуникативное взаимодействие. п ознавательные действия: обрабатывать полученную информацию, п редоставлять ее в устной и письменной формах.

Слайд 4

В прошлом главной целью начального образования считали о бучение чтению, письму счёту, а критерием успешности – уровень сформированности этих умений и навыков детей. Сегодня , наряду со знаниевым компонентом, в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент (формирования деятельности в личностных, регулятивных, и, конечно, в познавательных и коммуникативных сферах).

Слайд 5

Предметная область «Филология» в ФГОС предполагает следующие результаты : с овершенствование видов речевой деятельности а удирования, ч тения, г оворения, письма, о беспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; о богащение словарного запаса.

Слайд 6

Усложнение дефектов речи Давно практикующие логопеды замечают, что характер, глубина, количество и структура дефектов речи изменились. Во-первых , если раньше был нарушен один звук, то сейчас, как правило, не одна группа. Во-вторых, усложнились дефекты в самой структуре речи. Нарушены не только звуки, фонетико-фонематическое различение звуков, но и грамматика, и связная речь.

Слайд 7

Помимо всего этого, дети с речевыми проблемами имеют психологические особенности : д ефицит внимания; н изкий уровень развития самоконтроля; н изкий уровень познавательной активности; б ыстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность; особенности зрительно-пространственного восприятия; н изкий уровень мотивации к обучению.

Слайд 8

Цели работы : оказание помощи, направленной на преодоление нарушений устной и письменной речи, в освоении учащимися общеобразовательных программ, способствующих развитию и саморазвитию личности, с охранению и укреплению здоровья обучающихся.

Слайд 9

Задачи логопеда : о существлять диагностику речевого развития детей; о пределять уровень сформированности компонентов речи детей; н аметить подгрупповые и индивидуальные планы коррекции и компенсации речевых дефектов с учётом их структуры и степени тяжести; с пособствовать развитию детей для успешного освоения ими образовательной программы; п редупреждать нарушения устной и письменной речи; в заимодействовать с ППК и ПМПК; р аспространять логопедические знания среди педагогов и родителей.

Слайд 10

Итог логопедического воздействия : ф ормирование ключевых компетенций учащихся; образовательных, личностных, к оммуникативных, и нформационных.

Слайд 11

В практической деятельности учителей-логопедов сложилась определённая система работы в этом направлении . д оставлять обучающимся необходимый практический материал в доли секунды; а ктивизировать и сосредоточить внимание на самой сути выполнения задания; з адействовать как визуальный канал восприятия информации детьми (цветовая палитра, анимационные эффекты), так и аудиальный (звуковые файлы – дикторский текст, музыка), что помогает воспитанникам лучше понять и усвоить материал;

Слайд 12

о птимизировать процесс формирования правильной речи и коррекции её недостатков; у величить объём выполнения тренировочных упражнений; а так же при подготовке к занятиям компьютер даёт возможность сэкономить время на поиск информации, иллюстративного материала, вариантов заданий.

Слайд 13

Работа учителя-логопеда строится по четырём направлениям: организационному, д иагностическому, к оррекционно-развивающему и п росветительско-профилактическому. И в каждом из этих направлений можно использовать ИКТ.

Слайд 14

Логопедическая работа по коррекции речевых нарушений, с применением интерактивных и демонстративных компьютерных технологий , с оздаёт ситуацию занимательности и заинтересованности, вызывает желание трудиться на занятии и осуществляется по следующим направлениям: р азвитие слухового внимания; а ктивизация артикуляционного аппарата и формирование правильного звукопроизношения; к оррекция просодичекской стороны речи; р азвитие фонематического слуха и навыков звукобуквенного анализа; у точнение, обогащение и активизация словаря; к оррекция и развитие грамматического строя речи; р азвитие связной речи.

Слайд 15

Упражнения, направленные на развитие слухового внимания проводятся практически на каждом занятии . Для этого подобраны файлы по следующим темам: Звуки дома Звуки деятельности человека Звуки, которые издают животные и птицы Чей это звук?

Слайд 16

Наиболее приемлемы в работе с детьми-логопатами следующие программы : Логопедический тренажёр «Дельфа-142» Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно» («Новый Диск»,2008) Представляет собой набор заданий для развития звуковой стороны речи.

Слайд 17

Создание коррекционно-развивающей среды в кабинете учителя-логопеда. Коррекционно-развивающая среда в отличие от предметно-развивающей решает основную задачу коррекционной помощи и организацию условий для исправления и преодоления, адаптации детей с отклонениями в развитии. Результаты логопедической работы зависят от многих факторов, но немаловажным моментом успешной коррекции речевых нарушений является создание оптимальной коррекционно-развивающей среды в логопедическом кабинете учреждения.

Слайд 18

Преодоление различных видов речевых нарушений - процесс долгий, трудоёмкий, требующий от ребёнка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий. Детям с нарушениями речи это даётся очень нелегко, поэтому логопеды вынуждены искать н овые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками. Одна из таких форм - создание максимально комфортной, эстетичной, соответствующей современным требованиям образовательной среды для индивидуальной, фронтальной и подгрупповой логопедической работы.

Слайд 19

Принципы создания коррекционно-развивающей среды Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком («глаза в глаза»). Принцип активности – возможность совместного участия взрослого с ребёнком в создании окружающей среды: использование больших модульных наборов, центров песка и воды, мастерских, инструментов для уборки, использование стен.

Слайд 20

3. Принцип стабильности - динамичности ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями. Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов, т.е. эстетическая организация среды. Принцип свободы достижения ребёнком своего права. Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития» ребёнка.

Слайд 21

Основные зоны кабинета учителя-логопеда П ри планировании коррекционной среды необходимо учитывать комфортность и эстетичность, компактность размещения всех компонентов, максимально задействовать стены кабинета, создавая в основном настенные игровые панно и пособия. - Учебная зона для проведения фронтальных и подгрупповых коррекционных занятий, включающая в себя рабочие места детей, настенные панно и демонстрационные поверхности.

Слайд 22

Для учебной зоны по обучению грамоте в логопедическом кабинете – настенный «Город звуков и букв» – игровое панно со схемами артикуляции гласных звуков, условными обозначениями цветом согласных и окошками-карманчиками для «заселения» букв. - Звукокоррекционная зона или зона для индивидуальной работы предполагает наличие настенного зеркала, стеллажа для инструментов, игр и пособий, приспособлений для дыхательной гимнастики, массажа и т.д.

Слайд 23

Рабочая зона учителя-логопеда оборудована столом, стулом, принтером, сканером, магнитофоном с аудиозаписями, CD дисками, обучающими программами, компьютером. Консультативная зона включает в себя различные стенды с материалами для родителей учеников . В зоне хранения наглядно-дидактических пособий и документации учителя-логопеда имеются необходимые наглядные и методические пособия, методическая литература по постановке, автоматизации и дифференцияции дефектных звуков, карточки с артикуляционными укладами речевых профилей (свистящие, шипящие, соноры), наглядный материал, комплексы дыхательных упражнений, дидактические игры и т.д.

Слайд 24

Карта самонаблюдений. Я на занятии Старался писать без ошибок Проверял свою работу Следил за осанкой и правильной посадкой Работал внимательно Писал аккуратно, разборчиво Соблюдал чистоту и порядок в тетради Соблюдал дисциплину Работал активно, поднимал руку

Слайд 25

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

совместная коррекционная работа учителя-логопеда и учителя начальных класов.

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей – одна из самых актуальных задач  на сегодняшний день. Не секрет, что с каждым годом увеличивается число детей, испыт...

Статья "Организация коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС"

В статье описывается организация коррекционной работы в условиях ФГОС из опыта учителя-логопеда школы-интерната....

Особенности организации коррекционной работы по формированию внятной выразительной устной речи младших школьников в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ (ТНР)

Главной целью ФГОС для детей с ОВЗ (ТНР)стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружел...

Презентация «Коррекционная работа учителя-логопеда по устранению нарушений темпо-ритмической организации речи (заикание) в условиях школьного логопедического пункта»

Заикание — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое ...

Особенности организации коррекционной работы в условиях карантина

Особенности организации корррекционной работы в условиях карантина...

Статья на тему: "Особенности коррекционной работы учителя-логопеда с детьми-билингвами"

В статье рассматривается проблема обучения детей-билингвов, имеющих трудности в усвоении чтения и письма. Уделяется внимание логопедической помощи относительно данного вопроса....