"Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС." (презентация)
презентация к уроку
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы. В рамках ФГОС логопедическая работа предполагает системно-деятельностный подход, который заключается в комплексной диагностике всех учащихся начальной школы; о существлении коррекционно-развивающей работы с учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи; к онсультирование родителей обучающихся, педагогов, самих детей; у частие в профилактически-просветительской работе.
В начальной школе у учащихся должно быть сформировано базовое умение – учиться, в основе которого лежат: коммуникативные действия: с лушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении , и нтегрироваться в группу сверстников, в ыстраивать коммуникативное взаимодействие. п ознавательные действия: обрабатывать полученную информацию, п редоставлять ее в устной и письменной формах.
В прошлом главной целью начального образования считали о бучение чтению, письму счёту, а критерием успешности – уровень сформированности этих умений и навыков детей. Сегодня , наряду со знаниевым компонентом, в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент (формирования деятельности в личностных, регулятивных, и, конечно, в познавательных и коммуникативных сферах).
Предметная область «Филология» в ФГОС предполагает следующие результаты : с овершенствование видов речевой деятельности а удирования, ч тения, г оворения, письма, о беспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; о богащение словарного запаса.
Усложнение дефектов речи Давно практикующие логопеды замечают, что характер, глубина, количество и структура дефектов речи изменились. Во-первых , если раньше был нарушен один звук, то сейчас, как правило, не одна группа. Во-вторых, усложнились дефекты в самой структуре речи. Нарушены не только звуки, фонетико-фонематическое различение звуков, но и грамматика, и связная речь.
Помимо всего этого, дети с речевыми проблемами имеют психологические особенности : д ефицит внимания; н изкий уровень развития самоконтроля; н изкий уровень познавательной активности; б ыстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность; особенности зрительно-пространственного восприятия; н изкий уровень мотивации к обучению.
Цели работы : оказание помощи, направленной на преодоление нарушений устной и письменной речи, в освоении учащимися общеобразовательных программ, способствующих развитию и саморазвитию личности, с охранению и укреплению здоровья обучающихся.
Задачи логопеда : о существлять диагностику речевого развития детей; о пределять уровень сформированности компонентов речи детей; н аметить подгрупповые и индивидуальные планы коррекции и компенсации речевых дефектов с учётом их структуры и степени тяжести; с пособствовать развитию детей для успешного освоения ими образовательной программы; п редупреждать нарушения устной и письменной речи; в заимодействовать с ППК и ПМПК; р аспространять логопедические знания среди педагогов и родителей.
Итог логопедического воздействия : ф ормирование ключевых компетенций учащихся; образовательных, личностных, к оммуникативных, и нформационных.
В практической деятельности учителей-логопедов сложилась определённая система работы в этом направлении . д оставлять обучающимся необходимый практический материал в доли секунды; а ктивизировать и сосредоточить внимание на самой сути выполнения задания; з адействовать как визуальный канал восприятия информации детьми (цветовая палитра, анимационные эффекты), так и аудиальный (звуковые файлы – дикторский текст, музыка), что помогает воспитанникам лучше понять и усвоить материал;
о птимизировать процесс формирования правильной речи и коррекции её недостатков; у величить объём выполнения тренировочных упражнений; а так же при подготовке к занятиям компьютер даёт возможность сэкономить время на поиск информации, иллюстративного материала, вариантов заданий.
Работа учителя-логопеда строится по четырём направлениям: организационному, д иагностическому, к оррекционно-развивающему и п росветительско-профилактическому. И в каждом из этих направлений можно использовать ИКТ.
Логопедическая работа по коррекции речевых нарушений, с применением интерактивных и демонстративных компьютерных технологий , с оздаёт ситуацию занимательности и заинтересованности, вызывает желание трудиться на занятии и осуществляется по следующим направлениям: р азвитие слухового внимания; а ктивизация артикуляционного аппарата и формирование правильного звукопроизношения; к оррекция просодичекской стороны речи; р азвитие фонематического слуха и навыков звукобуквенного анализа; у точнение, обогащение и активизация словаря; к оррекция и развитие грамматического строя речи; р азвитие связной речи.
Упражнения, направленные на развитие слухового внимания проводятся практически на каждом занятии . Для этого подобраны файлы по следующим темам: Звуки дома Звуки деятельности человека Звуки, которые издают животные и птицы Чей это звук?
Наиболее приемлемы в работе с детьми-логопатами следующие программы : Логопедический тренажёр «Дельфа-142» Мультимедийный проект «Развитие речи. Учимся говорить правильно» («Новый Диск»,2008) Представляет собой набор заданий для развития звуковой стороны речи.
Создание коррекционно-развивающей среды в кабинете учителя-логопеда. Коррекционно-развивающая среда в отличие от предметно-развивающей решает основную задачу коррекционной помощи и организацию условий для исправления и преодоления, адаптации детей с отклонениями в развитии. Результаты логопедической работы зависят от многих факторов, но немаловажным моментом успешной коррекции речевых нарушений является создание оптимальной коррекционно-развивающей среды в логопедическом кабинете учреждения.
Преодоление различных видов речевых нарушений - процесс долгий, трудоёмкий, требующий от ребёнка длительного и устойчивого внимания, сосредоточенности, напряжения и волевых усилий. Детям с нарушениями речи это даётся очень нелегко, поэтому логопеды вынуждены искать н овые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками. Одна из таких форм - создание максимально комфортной, эстетичной, соответствующей современным требованиям образовательной среды для индивидуальной, фронтальной и подгрупповой логопедической работы.
Принципы создания коррекционно-развивающей среды Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком («глаза в глаза»). Принцип активности – возможность совместного участия взрослого с ребёнком в создании окружающей среды: использование больших модульных наборов, центров песка и воды, мастерских, инструментов для уборки, использование стен.
3. Принцип стабильности - динамичности ориентирован на создание условий для изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями. Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов, т.е. эстетическая организация среды. Принцип свободы достижения ребёнком своего права. Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего развития» ребёнка.
Основные зоны кабинета учителя-логопеда П ри планировании коррекционной среды необходимо учитывать комфортность и эстетичность, компактность размещения всех компонентов, максимально задействовать стены кабинета, создавая в основном настенные игровые панно и пособия. - Учебная зона для проведения фронтальных и подгрупповых коррекционных занятий, включающая в себя рабочие места детей, настенные панно и демонстрационные поверхности.
Для учебной зоны по обучению грамоте в логопедическом кабинете – настенный «Город звуков и букв» – игровое панно со схемами артикуляции гласных звуков, условными обозначениями цветом согласных и окошками-карманчиками для «заселения» букв. - Звукокоррекционная зона или зона для индивидуальной работы предполагает наличие настенного зеркала, стеллажа для инструментов, игр и пособий, приспособлений для дыхательной гимнастики, массажа и т.д.
Рабочая зона учителя-логопеда оборудована столом, стулом, принтером, сканером, магнитофоном с аудиозаписями, CD дисками, обучающими программами, компьютером. Консультативная зона включает в себя различные стенды с материалами для родителей учеников . В зоне хранения наглядно-дидактических пособий и документации учителя-логопеда имеются необходимые наглядные и методические пособия, методическая литература по постановке, автоматизации и дифференцияции дефектных звуков, карточки с артикуляционными укладами речевых профилей (свистящие, шипящие, соноры), наглядный материал, комплексы дыхательных упражнений, дидактические игры и т.д.
Карта самонаблюдений. Я на занятии Старался писать без ошибок Проверял свою работу Следил за осанкой и правильной посадкой Работал внимательно Писал аккуратно, разборчиво Соблюдал чистоту и порядок в тетради Соблюдал дисциплину Работал активно, поднимал руку
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
совместная коррекционная работа учителя-логопеда и учителя начальных класов.
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей – одна из самых актуальных задач на сегодняшний день. Не секрет, что с каждым годом увеличивается число детей, испыт...
Статья "Организация коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС"
В статье описывается организация коррекционной работы в условиях ФГОС из опыта учителя-логопеда школы-интерната....
Особенности организации коррекционной работы по формированию внятной выразительной устной речи младших школьников в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ (ТНР)
Главной целью ФГОС для детей с ОВЗ (ТНР)стало раскрытие личности ребенка, его талантов, способности к самообучению и коллективной работе, формирование ответственности за свои поступки, создание дружел...
Презентация «Коррекционная работа учителя-логопеда по устранению нарушений темпо-ритмической организации речи (заикание) в условиях школьного логопедического пункта»
Заикание — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое ...
Особенности организации коррекционной работы в условиях карантина
Особенности организации корррекционной работы в условиях карантина...
Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС.
Выступление на МО...
Статья на тему: "Особенности коррекционной работы учителя-логопеда с детьми-билингвами"
В статье рассматривается проблема обучения детей-билингвов, имеющих трудности в усвоении чтения и письма. Уделяется внимание логопедической помощи относительно данного вопроса....