совместная коррекционная работа учителя-логопеда и учителя начальных класов.
проект по логопедии (2 класс) по теме

Лебедева Варвара Васильевна

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей – одна из самых актуальных задач  на сегодняшний день. Не секрет, что с каждым годом увеличивается число детей, испытывающих затруднения в овладении письменной речью. Отклонения в формировании речевой деятельности приводят к трудностям овладения письмом, которые проявляются в недостаточной способности осуществлять звукобуквенный анализ слов при чтении и письме, специфических заменах букв и искажениях структуры слова, недостаточном темпе чтения и письма, уровне понимания читаемого, а также недостаточной выразительности чтения.

Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма. Нарушение письма составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у обучающихся массовых школ. Это нарушение является серьёзным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения и в усвоении грамматики родного языка. Некоторые учителя считают дисграфические ошибки нелепыми и объясняют их личностными качествами учеников: неумением слушать учителя, невнимательностью, небрежным отношением к работе и др. На самом деле в основе этих ошибок лежат более серьёзные причины. Количество детей, нуждающихся в логопедической помощи, увеличивается с каждым годом. И для повышения эффективности коррекционной логопедической работы необходим комплексный подход, т. е. привлечение к решению проблемы родителей ребёнка, учителя, психолога.

Для предупреждения и коррекции специфических ошибок необходима планомерная и последовательная работа и учителя, и логопеда. Взаимодействие в работе логопеда и учителя начальных классов происходит практически во всех видах учебной деятельности. Многие из проблем, мешающих успешному овладению учебными навыками, поддаются корректировке на логопедических занятиях.  Логопед должен создать базу для понимания и применения, грамматических правил, закрепить учебный материал, связанный с коррекционным процессом, который даст учитель.    Самое важное для успешного сотрудничества – установление равноправных отношений. Обе стороны (логопед и учитель) являются одинаково компетентными в вопросах, касающихся организации помощи ребёнку.Замедленный темп физического и интеллектуального развития - децелерация появилась в нашем обществе на рубеже XX и XXI вв. Поступающие в 1 класс дети имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т.д. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения. Чтобы работа учителя-логопеда стала более эффективной, ему необходима тесная связь с учителем начальных классов. И тот, и другой являются партнёрами в процессе сопровождения ребёнка.  Оба они стремятся к общей цели - дать качественное образование школьникам. Для этого учителю начальных классов нужно, чтобы каждый учащийся имел достаточно высокий уровень общего (в том числе и речевого) развития.

Задача логопеда — устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он смог бы успешно обучаться в школе. В свою очередь, учитель продолжает речевое развитие ребенка в образовательно-воспитательном процессе, опираясь на усвоенные им речевые умения и навыки, т.е. происходит интеграция коррекционной логопедической работы и образовательно-воспитательного процесса.

Главной задачей логопеда является правильное определение причин, лежащих в основе нарушений письма и выработка необходимых условий для устранения этих нарушений, поскольку от этого зависит и эффективность коррекционной работы.

В настоящее время дети, приходящие в школу, имеют значительные речевые нарушения. В данной презентации отражены основные направления совместной коррекционной работы учителя логопеда и учителя начальных классов и результат этой работы.    Учитель-логопед Герасимчик Л.В. ГБОУ школа №315 Пушкинского района г. Санкт-Петербурга

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_prezent.pptx561.47 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ школа№315 Пушкинского района г. Санкт-Петербурга . Проект . « Совместная коррекционная деятельность учителя – логопеда и учителя начальных классов ». Разработали: учитель начальных классов Боченкова В.В Учитель-логопед Герасимчик Л.В 2013г.

Слайд 2

1. Показать, насколько важна интеграция логопедической работы и воспитательно- образовательного процесса. 2.Определение и коррекция речевых нарушений у школьников. 3.Реализация принципа: « полноценного обучения через максимальное развитие» 4.Повышение успеваемости и качества знаний у школьников, имеющих речевые нарушения . Цели проекта:

Слайд 3

В ходе реализации проекта логопед и учитель начальных классов проводят полное обследование состояния речи детей, анализируют полученные результаты, затем совместно разрабатывают методы коррекционной работы, проводят индивидуальные занятия с детьми с нарушениями речи и индивидуальные консультации родителей. Характер данной работы – показать эффективность совместной работы логопеда и учителя начальных классов в повышении успеваемости детей с речевыми нарушениями. Краткое описание проекта:

Слайд 4

- определение уровня общего и речевого развития каждого первоклассника; - выявление детей с речевыми нарушениями; - определение структуры и степени выраженности речевых нарушений у школьников; - планирование соответствующей коррекционной работы. - консультационная помощь родителям. План реализации проекта: 1 этап: оценочно- ориентировочный. Задачи:

Слайд 5

Было выявлено: Из 18 учащихся – 10 имеют речевые нарушения.

Слайд 6

1.Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма. (Не использование заглавных букв и знаков препинания, плохой почерк и т.д.) 2.Ошибки, обусловленные не сформированностью фонематических процессов и слухового восприятия: - пропуск букв и слогов и их перестановка; « онко » - не дописывание букв и слогов; «дела – делала» - наращивание слов лишними буквами и слогами. « тарава » - слитное написание слов и произвольное их деление; «устала» «у стала» - замена одной буквы на другую; « тельпан » - нарушение смягчения согласных; «кон» Основные речевые Нарушения :

Слайд 7

3.Ошибки, обусловленные несформированностью лексико - грамматической стороны речи. - аграмматизм ; Коля и Света собираитцвиты . - слитное написание предлогов и раздельное написание приставок;

Слайд 8

Диагностика уровня сформированности устной и письменной речи учащихся, а также выявление уровня развития их познавательной сферы и состояние сенсомоторных и психофизиологических процессов при поступлении в школу и в ходе дальнейшего обучения, позволяет сделать вывод: контингент детей, имеющих недостаточный уровень развития и сформированности вышеперечисленных процессов, увеличивается из года в год. Вывод:

Слайд 9

не все родители согласились на коррекционную работу с логопедом, были нарушены правила посещения занятий. Проблема:

Слайд 10

- устранение речевых нарушений; - развитие устной и письменной речи до уровня, на котором ребенок мог бы успешно обучаться в школе. Длительность данного этапа определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, а также динамикой его коррекции. Так, при нарушениях звукопроизношения он может идти от 2 до 6 мес., а при фонетико-фонематическом недоразвитии – 1 год. 2 этап: коррекционный. Задачи этапа:

Слайд 11

Задачи этапа: - подведение итогов; - проведение анализа коррекционной и учебно-воспитательной работы; - определение перспективы дальнейшей деятельности. 3 этап: оценочный.

Слайд 12

1.Ошибки звукового анализа. 2.Смешение букв по кинестетическому сходству. 3.Смещение букв по оптическом сходству. 4.Отсутствие обозначения границ предложения. Тип ошибок Коли чество ошибок Март Апрель Май. 1 10 5 2 2 5 3 0 3 7 5 2 4 4 3 1 Результаты этапа: Типы ошибок.

Слайд 13

Дети, участвующие в коррекционной деятельности. Дети, не участвующие в Коррекционной деятельности.

Слайд 14

“Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве...”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов,способствующая повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала детьми-логопатами

В материале содержится информация об эффективности взаимосвязи в работе учителя-логопеда и учителя начальной школы в лучшем усвоении учебного материала детей-логопатов....

Направления и содержание совместной работы учителя-логопеда и учителя начальных классов по коррекции нарушения письменной речи.

Данный материал предназначен для учителей начальных классов и учителей-логопедов, работающих с обучающимися начальной школы и содержит материал о направлениях и формах взаимодействия педагогов. Презен...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

В данной статье отражена взаимосвязь педагогической работы учителя логопеда и учителя начальных классов с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Совместная работа учителя – логопеда и учителя начальных классов по коррекции дисграфии и дизорфографии у младших школьников

Совместная работа учителя – логопеда и учителя начальных классов по коррекции дисграфии и дизорфографии  у младших школьников...

Взаимодействие в работе учителя логопеда и учителя начальных классов, способствующее повышению результативности логопедической работы и лучшему усвоению учебного материала детьми-логопатами

Поступающие в 1 класс дети имеют ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т.д. У многих наблюдаются стойкие речевые нарушения. Чтобы работа учителя-лого...

Статья на тему: «Совместная работа учителя – логопеда и учителя начальных классов при коррекции речевых нарушений у школьников».

Проблема нарушения устной и письменной речи у детей начальной школы - одна из самых актуальных проблем в наше время. Поскольку письмо и чтение на начальных  этапах обучения являются целью, а в да...