Статья на тему: "Особенности коррекционной работы учителя-логопеда с детьми-билингвами"
статья по логопедии (2 класс)
В статье рассматривается проблема обучения детей-билингвов, имеющих трудности в усвоении чтения и письма. Уделяется внимание логопедической помощи относительно данного вопроса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nikolaeva_logoped.docx | 24.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Николаева Ирина Сергеевна,
учитель-логопед СПБ ГБУ «СРЦ
для несовершеннолетних
«Воспитательный дом»
г. Санкт-Петербурга
Особенности коррекционной работы учителя-логопеда с детьми-билингвами.
Аннотация: в статье рассматривается проблема обучения детей-билингвов, имеющих трудности в усвоении чтения и письма. Уделяется внимание логопедической помощи относительно данного вопроса.
Ключевые слова: речевые ошибки, развитие речи, коррекционная работа, этапы логопедического воздействия.
В данное время наблюдается тенденция увеличения детей-мигрантов среди обучающихся и испытывающих сложности в усвоении школьных программ. Большинство из этих детей - это дети-билингвы или дети инофоны. Для которых русский язык не является родным и знакомым с детства. Двуязычие нередко становится причиной возникновения специфических речевых ошибок, обусловленных как особенностями взаимодействия языковых систем, так и нарушениями речевого и психического развития, что, в свою очередь, является причиной школьных трудностей при обучении.
У обучающихся часто встречается несформированная устная речь и смешение правил разных языков. Их словарный запас ограничен рамками обиходно-бытовой жизни, поэтому особая трудность в обучении у детей возникает при усвоении грамматического строя русского языка. Собственная речь этих детей чаще всего представлена простыми предложениями с большим количеством аграмматизмов, нарушением предложно-падежных и лексико-грамматических конструкций.
У учащихся с нарушением устной речи недостаточно сформированы значимые для обучения в школе коммуникативная и обобщающая функции речи. От своевременного появления этих функции зависит, как скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольности поведения. Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи ребенок не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Так, включаясь в процесс восприятия, она делает его более обобщенным и дифференцированным; вербализация запоминаемого материала способствует осмысленности запоминания.
Дети без специальной подготовки оказываются неспособными усваивать школьную программу. Эта категория учащихся входит в так называемую группу риска и составляет значительный процент неуспевающих по русскому языку.
Основной работой учителя-логопеда в школе, в социальном учреждении является предупреждение, выявление и коррекция специфических ошибок на письме дисграфического и дизографического характера, а также коррекция звукопроизношения, развитие фонематических процессов.
Коррекционные мероприятия начинаются с момента поступления в учреждение, включают в себя комплексную медико-психолого-педагогическую помощь. Основной целью взаимодействия является социальная адаптация ребенка и развитие речи детей – билингвов посредством повышения уровня владения русской речью, а также предупреждение и устранения ошибок. Работа с инофонами по развитию русской речи проводится в следующих направлениях: развитие высших психических функций, коррекция звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, связной речи.
Коррекционная работа состоит из трех этапов и строится на последовательном усложнении грамматического материала и постепенным наполнением словарного запаса.
На первом этапе привлекается внимание детей к работе артикуляционного аппарата с целью сделать его в достаточной степени управляемым. Также раскрывается взаимосвязь между буквой и звуком. Затем внимание направляется на развитие звукобуквенного анализа и синтеза. Ведется работа по дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство, и в первую очередь гласных I и II ряда. Завершается этап дифференциацией согласных звуков. Дается понятие о звонких и глухих звуках.
На втором этапе основное внимание учителя-логопеда уделяется расширению словарного запаса, вводятся понятия синонимы, антонимы, омонимы. Идет работа по слоговой структуре слова, слогообразующей роли гласных, выделению ударных и безударных гласных звуков.
Третий этап коррекции - работа над предложением: грамматическое оформление предложения; согласование различных частей речи; работа с предлогами; пересказ; составление рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по опорным словам, по плану.
Успех обучения зависит от поддержки, которую может оказать семья, а также от организации обучения. И педагоги, и родители должны знакомить детей с культурой нашего государства, традициями, народными промыслами, изучать детскую литературу. В условиях семейного воспитания родителям рекомендуется совместно проводить с детьми время: выполнять домашние задания, читать, обсуждать прочитанное или просмотренное, интересоваться их успехами. А педагоги, в свою очередь, наполняют свои занятия интересными заданиями с применением информационных технологий, речевых логопедических игр, наглядных и словесных методов логопедического воздействия.
Конспект логопедического занятия во 2ом классе СПБ ГБОУ для детей, нуждающихся в длительном лечении, школа-интернат № 68 Пушкинского района Санкт-Петербурга.
Тема занятия: звуки и буквы. Гласные и согласные звуки
Цель: профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи у школьников 2 – го класса, имеющих нарушения письма и чтения.
Задачи:
•развитие познавательных и психических процессов - восприятия, памяти, внимания, воображения;
•развитие языкового анализа и синтеза;
•развитие фонематического восприятия;
•развитие лексико-грамматического строя речи;
• формирование орфографической зоркости, навыков грамотного письма;
•формирование у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого, соблюдать правила коллективной игры; вырабатывать учебные навыки (умение отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего);
•совершенствование общей моторики; расширение словарного запаса
• повышение мотивации и интереса к учению;
• развитие коммуникативных навыков;
Материально-техническое обеспечение: доска, маркеры для доски, раздаточный материал по теме, на каждого ребенка(распечатки заданий), игра «чтениум», музыка для физкульминутки «чашеска с крышечкой».
Ход занятия:
Упражнение 1. Помнишь ли ты, чему научился?
Логопед: «дети мы живем в мире слов. Каждое слово - маленькое чудо. У слова долгая и интересная жизнь. Подружившись со словом мы откроем удивительную страну родного языка.
Сколько звуков в слове жизнь! А сколько в нем букв? Почему букв больше, чем звуков?
Помните: звуки мы слышим и говорим, а буквы мы пишем.
Как обозначается мягкость согласных на письме?
Упражнение 2. Что мы знаем о звуках и буквах?
Звуки - это материал, из которого строятся слова. Сами по себе звуки ничего не значат. Зато они различают слова. Поменяешь звук - получится совсем другое слово или совсем слова не будет.
Звуки бывают гласными и согласными. Они помогают друг другу.
Дети выполняют задание из учебно-методического пособия «Рабочая тетрадь по коррекции дизорфографии у младших школьников»/ А.В. Китикова; под науч. ред. О.В. Елецкой. – ч. 1. – М. : Редкая птица, 2017. – 112 с.
Проведи волнистую линию так, чтобы гласные оказались с одной стороны, а согласные – с другой (стр.27)
Упражнение 3. Кто главнее?
Вот два слова без согласных :у_е_ «_; у_ и_ е_. Какие это слова?
А вот те же слова без гласных: __ч_н_к; _ч_т_ль. Догадались?
Значит, согласные звуки главнее гласных? Пожалуй. Но без гласных они не могут соединиться, гласные звуки соединяют согласные в слоги, поэтому и называются согласными. Значит, ни согласным, ни гласным друг без друга нельзя.
А из слогов, как из кирпичиков, составляются слова.
В каждом слове один кирпичик самый главный. Это ударный слог. Если неправильно поставлено ударение, можно совсем не понять слово.
Физкульминутка с музыкальным сопровождением
«Чашечка с крышечкой»
Упражнение 4. Как стать волшебником
Дети выполняют задание по распечатке из пособия «Тетрадь для коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников»/ Оглоблина И.Ю. – М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2015-64с.
Упр. «Добавим буквы»
Упражнение 5. Прочитайте слоги в таблице.
ПА | ЦА | ЛЫ | ША | ВУ | ХА |
БА | БЭ | РУ | ПО | КА | СО |
ТА | ФУ | КЭ | ГА | ВО | ЩА |
ДА | ЛЫ | ТА | МО | НА | РА |
ШИ | ША | МА | ТУ | ЗО | МЫ |
Упражнение 6.
Составь слова, соединяя слоги из первой строчки со второй. Запиши получившиеся слова. Подчеркни гласные звуки красным карандашом согласные – синим.
ЛУ СА ЛА РА НО ДЫ ПО
МА НА ЛО МА ЛЫ СЫ РЫ
Упражнение 7.
Игра «ЧТЕНИУМ» Автор: Мазина В.Д.
Итог занятия. Рефлексия
Занятие окончено.
Понравилось вам сегодняшнее занятие?
Какое из упражнений понравилось больше всего?
Спасибо.
Список литературы.
- Аникина А.Е., Павлова Н.В. Обучение детей с двуязычием русскому языку // Школьный логопед. – 2014. – № 3.
- Ганькина М.В. Грамматическая аптечка. Неотложная помощь в правописании. Генезис; Москва; 2016
- Ефимeнкoвa Л. H. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов; кн. для логопедов.- М.: Просвещение l99l
- Ефимeнкoвa Л. H Корекция ошибок, обусловленная несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 1. Дифференциация гласных. М.: Книголюб, 2005
- Ефимeнкoвa Л. H Корекция ошибок, обусловленная несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Дифференциация звонких и глухих согласных. Часть 2. М.: Книголюб, 2005
- Китикова А.В. Рабочая тетрадь по коррекции дизорфографии у младших школьников: учебно-метод. пособие / А.В. Китикова; под науч. ред. О.В. Елецкой. – ч. 1 – М. : Редкая птица, 2017. – 112 с.
- Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения у детей с ОНР/ Практическое пособие для логопедов. Воронеж: издательство «Учитель» 2003
- Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками / Е.В. Мазанова. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006. — 88 с.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Книга для логопеда М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 1997
- Яворская О.В. Занимательные занятия логопеда для школьников (2-3 класс) СПб,: «КАРО» 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
совместная коррекционная работа учителя-логопеда и учителя начальных класов.
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей – одна из самых актуальных задач на сегодняшний день. Не секрет, что с каждым годом увеличивается число детей, испыт...
Технология коррекционной работы учителя-логопеда на школьном логопункте.
Описание опыта коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда с учащимися начальных классов....
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ЛОГОПЕДА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ УСТНОЙ РЕЧИ
В плане прописаны этапы и содержание коррекционной работы...
Использование нейропсихологических методов и приемов в работе в коррекционной работе учителя- логопеда.
Нейропсихологические методы в настоящее время успешно применяются для диагностики и коррекции трудностей в обучении [1, 2]. На наш взгляд, эти методы могут быть продуктивны и в работе с детьми с систе...
Статья "Организация коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС"
В статье описывается организация коррекционной работы в условиях ФГОС из опыта учителя-логопеда школы-интерната....
Статья: «Биоэнергопластика в коррекционной работе учителя-логопеда».
О применении биоэнергопластики в логопедической работе....
Статья «Игровые технологии в коррекционной работе учителя – логопеда»
Использование игровой технологии в логопедической практике служит повышением мотивации к занятиям, увлеченностью в занятии, кроме того, обеспечивает результативность коррекционно-развивающей работы....