Статья на тему: "Особенности коррекционной работы учителя-логопеда с детьми-билингвами"
статья по логопедии (2 класс)

Николаева Ирина Сергеевна

В статье рассматривается проблема обучения детей-билингвов, имеющих трудности в усвоении чтения и письма. Уделяется внимание логопедической помощи относительно данного вопроса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nikolaeva_logoped.docx24.51 КБ

Предварительный просмотр:

Николаева Ирина Сергеевна,

учитель-логопед СПБ ГБУ «СРЦ

для несовершеннолетних

«Воспитательный дом»

г. Санкт-Петербурга

Особенности коррекционной работы учителя-логопеда с детьми-билингвами.

Аннотация: в статье рассматривается проблема обучения детей-билингвов, имеющих трудности в усвоении чтения и письма. Уделяется внимание логопедической помощи относительно данного вопроса.

Ключевые слова: речевые ошибки, развитие речи, коррекционная работа, этапы логопедического воздействия.

В данное время наблюдается тенденция увеличения детей-мигрантов среди обучающихся и испытывающих сложности в усвоении школьных программ.  Большинство из этих детей - это дети-билингвы или дети инофоны. Для которых русский язык не является родным и знакомым с детства. Двуязычие нередко становится причиной возникновения специфических речевых ошибок, обусловленных как особенностями взаимодействия языковых систем, так и нарушениями речевого и психического развития, что, в свою очередь, является причиной школьных трудностей при обучении.

 У обучающихся часто встречается несформированная устная речь  и смешение правил разных языков. Их словарный запас  ограничен рамками  обиходно-бытовой  жизни, поэтому особая трудность в обучении у   детей возникает при усвоении грамматического строя русского языка. Собственная речь этих детей чаще всего представлена простыми предложениями с большим количеством аграмматизмов, нарушением предложно-падежных и лексико-грамматических  конструкций.  

 У учащихся с нарушением устной речи недостаточно сформированы значимые для обучения в школе коммуникативная и обобщающая функции речи. От своевременного появления этих функции зависит, как скоро ребенок овладеет высшими уровнями сознания и произвольности поведения. Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи ребенок не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Так, включаясь в процесс восприятия, она делает его более обобщенным и дифференцированным; вербализация запоминаемого материала способствует осмысленности запоминания.

Дети без специальной подготовки оказываются неспособными усваивать школьную программу. Эта категория учащихся входит в так называемую группу риска и составляет значительный процент неуспевающих по русскому языку.

  Основной работой учителя-логопеда в школе, в социальном учреждении является предупреждение, выявление и коррекция специфических ошибок на письме дисграфического  и дизографического характера, а также коррекция звукопроизношения, развитие фонематических процессов.

Коррекционные мероприятия начинаются с момента поступления в учреждение, включают в себя комплексную медико-психолого-педагогическую помощь. Основной целью взаимодействия является социальная адаптация ребенка и развитие речи  детей – билингвов посредством повышения уровня владения русской речью, а также предупреждение и устранения ошибок. Работа с инофонами по развитию русской речи проводится в следующих направлениях: развитие высших психических функций, коррекция звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, связной речи.

Коррекционная работа состоит из трех этапов и строится на последовательном усложнении грамматического материала и постепенным наполнением словарного запаса.

На первом этапе привлекается внимание детей к работе артикуляционного аппарата с целью сделать его в достаточной степени управляемым.  Также раскрывается взаимосвязь между буквой и звуком.  Затем внимание направляется на развитие звукобуквенного анализа и синтеза.  Ведется работа по дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство, и в первую очередь гласных I и II ряда. Завершается этап   дифференциацией согласных звуков.   Дается понятие о звонких и глухих звуках.

На  втором этапе  основное внимание учителя-логопеда  уделяется расширению словарного запаса, вводятся понятия синонимы, антонимы, омонимы. Идет работа по слоговой структуре слова, слогообразующей роли гласных, выделению ударных и безударных гласных звуков.

Третий этап коррекции - работа над предложением: грамматическое оформление предложения; согласование различных частей речи; работа с предлогами; пересказ;   составление рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по опорным словам, по плану.  

Успех обучения зависит от поддержки, которую может оказать семья, а также от организации обучения.  И педагоги, и родители должны знакомить детей с культурой нашего государства, традициями, народными промыслами, изучать детскую литературу.  В условиях семейного воспитания родителям рекомендуется совместно проводить с детьми время: выполнять домашние задания, читать, обсуждать прочитанное или просмотренное, интересоваться их успехами. А педагоги, в свою очередь, наполняют свои занятия интересными заданиями с применением информационных технологий, речевых логопедических игр, наглядных и словесных методов логопедического воздействия.

Конспект логопедического занятия во 2ом классе СПБ ГБОУ для детей, нуждающихся в длительном лечении, школа-интернат № 68 Пушкинского района Санкт-Петербурга.

Тема занятия: звуки и буквы. Гласные и согласные звуки

 Цель:  профилактика  и коррекция  нарушений устной и письменной речи у школьников 2 – го класса, имеющих нарушения письма и чтения.

Задачи:

•развитие познавательных и психических процессов - восприятия, памяти, внимания, воображения;

•развитие языкового анализа и синтеза;

•развитие фонематического восприятия;

•развитие лексико-грамматического строя речи;

• формирование орфографической зоркости, навыков грамотного письма;

формирование у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого, соблюдать правила коллективной игры; вырабатывать учебные навыки (умение отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего);

совершенствование общей моторики; расширение словарного запаса

• повышение мотивации и интереса к учению;

• развитие коммуникативных навыков;

Материально-техническое обеспечение: доска, маркеры для доски, раздаточный материал по теме, на каждого ребенка(распечатки заданий), игра «чтениум», музыка для физкульминутки «чашеска с крышечкой».

Ход занятия:

Упражнение 1. Помнишь ли ты, чему научился?

        Логопед: «дети мы живем в мире слов. Каждое слово - маленькое чудо. У слова долгая и интересная жизнь. Подружившись со словом мы откроем удивительную страну родного языка.

Сколько звуков в слове жизнь! А сколько в нем букв? Почему букв больше, чем звуков?

 Помните: звуки мы слышим и говорим, а буквы мы пишем.

Как обозначается мягкость согласных на письме?

Упражнение 2. Что мы знаем о звуках и буквах?

Звуки - это материал, из которого строятся слова. Сами по себе звуки ничего не значат. Зато они различают слова. Поменяешь звук - получится совсем другое слово или совсем слова не будет.

Звуки бывают гласными и согласными. Они помогают друг другу.

Дети выполняют задание из учебно-методического пособия «Рабочая тетрадь по коррекции дизорфографии у младших школьников»/ А.В. Китикова; под науч. ред. О.В. Елецкой. – ч. 1. – М. : Редкая птица, 2017. – 112 с.  

Проведи волнистую линию так, чтобы гласные оказались с одной стороны, а согласные –  с другой (стр.27)

Упражнение 3. Кто главнее?

Вот два слова без согласных :у_е_ «_; у_ и_ е_. Какие это слова?

А вот те же слова без гласных: __ч_н_к; _ч_т_ль. Догадались?

Значит, согласные звуки главнее гласных? Пожалуй. Но без гласных они не могут соединиться, гласные звуки соединяют согласные в слоги, поэтому и называются согласными. Значит, ни согласным, ни гласным друг без друга нельзя.

А из слогов, как из кирпичиков, составляются слова.  

В каждом слове один кирпичик самый главный. Это ударный слог. Если неправильно поставлено ударение, можно совсем не понять слово.

Физкульминутка с музыкальным сопровождением

«Чашечка с крышечкой»

Упражнение 4. Как стать волшебником

Дети выполняют задание по распечатке из пособия «Тетрадь для коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников»/ Оглоблина И.Ю. – М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2015-64с.

Упр. «Добавим буквы»

Упражнение 5. Прочитайте слоги в таблице.

ПА

ЦА

ЛЫ

ША

ВУ

ХА

БА

БЭ

РУ

ПО

КА

СО

ТА

ФУ

КЭ

ГА

ВО

ЩА

ДА

ЛЫ

ТА

МО

НА

РА

ШИ

ША

МА

ТУ

ЗО

МЫ

Упражнение 6.

Составь слова, соединяя слоги из первой строчки со второй. Запиши получившиеся слова. Подчеркни гласные звуки красным карандашом согласные – синим.

ЛУ          СА         ЛА       РА       НО        ДЫ        ПО  

           МА         НА         ЛО      МА       ЛЫ       СЫ        РЫ    

Упражнение 7.

Игра «ЧТЕНИУМ» Автор: Мазина В.Д.

Итог занятия. Рефлексия

Занятие окончено.

Понравилось вам сегодняшнее занятие?

Какое из упражнений понравилось больше всего?

Спасибо.

Список литературы.

  1. Аникина А.Е., Павлова Н.В. Обучение детей с двуязычием русскому языку // Школьный логопед. – 2014. – № 3.
  2. Ганькина М.В. Грамматическая аптечка. Неотложная помощь в правописании. Генезис; Москва; 2016
  3. Ефимeнкoвa Л. H. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов; кн. для логопедов.- М.: Просвещение l99l
  4. Ефимeнкoвa Л. H Корекция ошибок, обусловленная несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 1. Дифференциация гласных. М.: Книголюб, 2005
  5. Ефимeнкoвa Л. H Корекция ошибок, обусловленная несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Дифференциация звонких и глухих согласных. Часть 2. М.: Книголюб, 2005
  6. Китикова А.В. Рабочая тетрадь по коррекции дизорфографии у младших школьников: учебно-метод. пособие / А.В. Китикова; под науч. ред. О.В. Елецкой. – ч. 1 – М. : Редкая птица, 2017. – 112 с.
  7. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения у детей с ОНР/ Практическое пособие для логопедов. Воронеж: издательство «Учитель» 2003
  8. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий с младшими школьниками / Е.В. Мазанова. — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006. — 88 с.
  9. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Книга для логопеда М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 1997
  10. Яворская О.В. Занимательные занятия логопеда для школьников (2-3 класс) СПб,: «КАРО» 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

совместная коррекционная работа учителя-логопеда и учителя начальных класов.

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей – одна из самых актуальных задач  на сегодняшний день. Не секрет, что с каждым годом увеличивается число детей, испыт...

Технология коррекционной работы учителя-логопеда на школьном логопункте.

Описание опыта коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда с учащимися начальных классов....

Использование нейропсихологических методов и приемов в работе в коррекционной работе учителя- логопеда.

Нейропсихологические методы в настоящее время успешно применяются для диагностики и коррекции трудностей в обучении [1, 2]. На наш взгляд, эти методы могут быть продуктивны и в работе с детьми с систе...

Статья "Организация коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС"

В статье описывается организация коррекционной работы в условиях ФГОС из опыта учителя-логопеда школы-интерната....

Статья: «Биоэнергопластика в коррекционной работе учителя-логопеда».

О применении биоэнергопластики в логопедической работе....

Статья «Игровые технологии в коррекционной работе учителя – логопеда»

Использование игровой технологии в логопедической практике служит повышением мотивации к занятиям, увлеченностью в занятии, кроме того, обеспечивает результативность коррекционно-развивающей работы....