Развитие читательских умений как условие формирования функциональной грамотности младшего школьника
статья

Статья о развитии читательских умений с упражнениями по развитию функциональноо навыка техники  чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья27.91 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие читательских умений как условие формирования  функциональной грамотности  младшего школьника.

 «Наши дети умеют читать! Они просто не умеют понимать прочитанное…» - такой вывод сделали учёные по результатам международных исследований PISA в области читательской грамотности.

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей.

Следовательно, обществу необходим человек функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.

Грамотность – степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Это фундамент, на котором можно построить дальнейшее развитие человека.

Читательская грамотность ― способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять  над содержанием, оценивать прочитанное и заниматься чтением для того, чтобы   расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Функциональная грамотность - это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть  это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.

Чем понятие «чтение» отличается от понятия «функциональное чтение»?

Чтение – это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни.

Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. 

Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным). Он способен переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и данному виду текстов.

Т.е. умение работать с текстом - основной способ развития навыков функционального чтения.

В своей деятельности я использую различные методы и приемы работы с текстом, которые способствуют формированию функционального навыка чтения.

Предлагаю специальные упражнения по развитию функционального навыка техники чтения.

Упражнение  «Пол-арбуза».

- Сможете ли вы, увидев пол-арбуза, представить себе, как выглядит целый арбуз?

- Конечно же, ответ будет положительным.

 Ученикам предлагается провести такой же эксперимент со словами.

Они берут  книжку и непрозрачную линейку. Прикрывают линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.

Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.

Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация - это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.

Для  развития читательских умений первоклассников можно предложить следующие задания.

Упражнение  «Потерянные буквы».

Еще одно упражнение на развитие антиципации.

- Буквы и слова иногда теряются. Но даже без некоторых букв и слов мы можем читать.

Задача: прочитать, угадывая буквы и слова, которых нет. Целесообразно использовать новые фразы, крылатые выражения, чистоговорки.

Упражнение  «Шерлок».

Перед детьми в произвольном порядке разбросаны разные, не очень длинные слова. Называю одно из слов и прошу ребенка его найти.

Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. А нам только этого и нужно.

Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения. И скорость чтения.

Упражнение  «Зазеркалье».

- Попали мы в зазеркальный мир, и всё тут наоборот. И даже читают все не слева направо, а справа налево.

При таком способе чтения теряется смысл текста.  Поэтому все внимание переключается на правильное и четкое произношение слов.

Для второклассников можно предложить такие задания:

        Упражнение  «Бешеная книга».

- Иногда некоторые невоспитанные книжки ведут себя довольно странно. Они вдруг берут и переворачиваются вверх ногами.

        Изначально начинаем чтение с короткими простыми словами, далее увеличиваем до пословиц и текстов. Более сильным учащимся можно предложить следующее. Ребенок читает вслух. Через какое-то время учитель   хлопает в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать пометки карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги.

Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И улучшится переработка информации мозгом.

Упражнение  «Птицы прилетели».

Ученикам предлагается прочитать фразу «птицы прилетели».

  • спокойно;
  • радостно;
  • громко;
  • тихо;
  • грустно;
  • с раздражением;
  • со страхом;
  • с издевкой;
  • со злостью.

Данное упражнение развивает умение читать выразительно и передавать голосом чувства и эмоции. С разной интонацией читаем пословицы, поговорки, скороговорки.

Упражнение  «Путаница».

Ученику предлагается текст, в котором содержатся смысловые ошибки. Задача ребёнка состоит в том, чтобы быстро выделить неточности, тем самым понять прочитанное. Упражнение направлено на формирование умения анализировать смысловую структуру текста.

Упражнение  «Тайна пропавшего предложения» («Зрительные диктанты профессора И.Т. Федоренко»).

- Для того, чтобы разгадать тайну нам потребуются карточки с предложениями. Всего карточек 6. На каждой по одному предложению. Шрифт крупный легко читаемый.

Учитель показывает первую карточку.

Ученики читают предложение и старается запомнить.

Через 4-6 секунд  карточку нужно убрать.

Ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь.

Далее нужно показать ученикам вторую карточку и т.д. до шестого предложения.

В чем здесь смысл?

На самом деле это не игра, а зрительные диктанты, разработанные профессором И.Т. Федоренко. Всего таких диктантов 18 штук. В каждом по шесть предложений.

В данном примере я использовала самый первый диктант. В чем же  особенность этих диктантов? В первом диктанте в каждом предложении   8 или 9 букв. На запоминание одного предложения даётся 4 секунды. В последующих диктантах количество букв в каждом предложении постепенно увеличивается и в конце концов в 18 диктанте достигает отметки 46 букв в одном предложении. А время на запоминание даётся 6 секунд.

 Один диктант можно использовать дважды, трижды, если ребенку никак не удается всё сделать правильно. К четвертому разу обычно уже все получается.  Тексты диктантов Федоренко легко найти в интернете.

Заключение

Чтение является сложной деятельностью, которая включает в себя технические навыки и процесс понимания смысла читаемого. Эти две стороны находятся между собой в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга.

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования.

Чтение, - говорил выдающийся педагог В. А. Сухомлинский, - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.

Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу.

Если мы будем использовать приемы и методы быстрого и эффективного чтения, то получим функционально грамотного читающего ученика.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Таблица оценивания по развитию читательских умений в 3 классе.

В 3 классе по УМК " Школа 2100" в литературном чтении есть урок практикум по развитию читательских умений. Детям предлагается самостоятельно прочитать рассказ  В. Бианки " Неслышимка" и дать отве...

Формирование и развитие читательских умений средствами выразительности.

Доклад по литературномучтению "Формирование и развитие читательских умений средствами выразительности"...

Урок по литературному чтению в 3 классе. Урок-практикум по развитию читательских умений (В.Бианки "Неслышимка")

Презентация к уроку №8 из раздела "Природа летом" (В.Бианки "Неслышимка")....

Развитие читательских умений младших школьников при работе с художественными и информационными текстами

Умение работать с научным текстом складывается из трех составляющих: поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации, оценка информации. Научиться понимать те...

Урок - практикум по развитию читательских умений. В.Бианки "Неслышимка"

Урок - практикум по развитию читательских умений.Тема: В.Бианки "Неслышимка" Автор учебника: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. "Литературное чтение" Учебник для 3го класса в 2х частях...

Памятки для развития читательских умений у младших школьников и подготовки к урокам литературного чтения.

   Методическая разработка «Памятки для развития читательских умений у младших школьников и подготовки к урокам литературного чтения» предназначена: для учащихся 2-4 класс...

Использование игровых технологий на уроках литературного чтения, способствующих развитию читательских умений младших школьников.

В статье представлены формы и приёмы использования игровых технологий на уроке литературного чтения в начальной школе. Представлены художественные примеры игр, используя произведения, изучаемые...