Урок - практикум по развитию читательских умений. В.Бианки "Неслышимка"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Урок - практикум по развитию читательских умений.

Тема: В.Бианки "Неслышимка" 

Автор учебника: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. "Литературное чтение" Учебник для 3го класса в 2х частях. Часть 1. - М.:Изд: Баласс,2013.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                          Конспект урока

Учитель: Коба Юлия Сергеевна

Учебный предмет: Литературное чтение

Класс: 3 «В», МАОУ СОШ № 37

Автор УМК: ОС «Школа 2100»: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «Литературное чтение». Учебник для 3го класса в 2х частях. Часть 1. – М.: Изд.: Баласс, 2013

Тема урока: Урок – практикум по развитию читательских умений В.Бианки «Неслышимка».

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений.

          Используемые методы:

         по характеру познавательной деятельности:

  • репродуктивный
  • продуктивный
  • частично-поисковый

                  по источнику передачи и восприятия:

  • беседа
  • объяснения
  • упражнения

по способу организации учебной деятельности:

  • работа под непосредственным руководством учителя
  • самостоятельная работа
  • работа в группах
  • учебно-исследовательская работа

               методы контроля:

  • фронтальный

Развивающий компонент цели урока: Развивать речь учащихся, используя технологию критического мышления, через чтение и письмо.

Образовательный компонент цели урока: Формировать культуру чтения через умение ориентироваться в источнике информации, систематизировать информацию.

Воспитательный компонент цели урока: Воспитывать чувство доброты, уважения, любви ко всему живому

Практический компонент цели урока: Умение сотрудничать и работать в группе.

Оснащенность урока: учебник, интерактивная доска, информационные карточки.

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникатив-

ные

1.

Организационный момент.

1 мин.

Эмоционально настроить учащихся на работу.

- Начать урок я хочу с эпиграфа:(слайд 1)

«Человек – творение природы. Любовь к природе естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждет момента, чтобы раскрыть им свои тайны. Таким человеком был писатель и ученый____________.

Слушают чтение эпиграфа учителем.

Самоопределение

-  формируем умение устанавливать причинно-следственные связи

2.

Постановка целей и задач урока.

4 мин.

Погружение в проект.

- Я специально оставила пропущенным имя писателя, т.к. вы сами должны его определить. Эпиграф – это первая вам подсказка.

Посмотрите перед вами фамилии авторов:

(слайд2)

Э.Успенский, Б. Заходер, В.Бианки, С. Маршак.

- Назовите фамилию, которую вы считаете, наиболее подходящей к данному эпиграфу. Обоснуйте свой ответ.

- Правильно. Это В.Бианки.

Кроме этого, В.Бианки был еще и журналистом. Писал очень много заметок и статей для газет.

Хотите и вы побывать в роли журналистов и создать свою газету?

- Как вы думаете, какую газету будем создавать мы?

Выбирают фамилию автора, обосновывают свой выбор.

Птичью.

- формируем умение устанавливать причинно-следственные связи;

- формируем умение строить рассуждения;

- формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

- формируем умение самостоятельно формулировать цели урока;

3.

Анализ произведения до чтения.

10 мин.

Усиливать эмоциональное воздействие текста.

- С каким произведением В. Бианки вы познакомились дома?

-О ком это произведение?

Ребята, используя текст произведения и дополнительную литературу, мы вместе будем работать над созданием газеты. Любой журналист сначала собирает информацию.

У каждой группы лежат листочки с информацией и заданиями к ней. Поработайте вместе и выполните задания.

- Итак, время вышло. Начинаем верстать газету.

- Знакомы ли вы с жизнью и творчеством В. Бианки? Хотите больше о нем узнать?

Поможет нам в этом 1 группа.

- Можем ли мы поместить эту информацию в нашу газету?

- Ребята в любом произведении нам встречаются слова, значения которых нам неизвестны. Я попыталась все эти слова выписать на карточку. Найти значения слов необходимо было 2 группе. Давайте посмотрим, что у них получилось. Можем мы эту информацию поместить в нашу газету?

«Неслышимка»

О птичке

Ребята в группе читают информацию и выполняют задания к ней.

Отчет 1 группы: докладчик выступает с информацией, которую приготовила группа, размещает свой отчет на листе ватмана.

Отчет 2 группы: докладчик выступает с информацией, которую приготовила группа, размещает свой отчет на листе ватмана.

 - формируем умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- формируем умение вычитывать все виды текстовой информации;

- формируем умение извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, таблица, схема);

- формируем умение строить рассуждения;

- формируем умение планировать, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и последовательность целей;

- формируем умение прогнозировать

- формируем умение слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- формируем умение договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности

4.

Работа с тестом во время чтения.

10 мин.

Углублять понимание прочитанного, учить  вычитывать подтекст. Обращать внимание детей на некоторые особенности языка, авторского стиля.

- Я думаю, теперь мы можем перейти к работе с произведением.  

- О ком это произведение?

- Кто дал ей такое удивительное название и почему? Найдите и прочитайте.

- Каким удивительным даром обладала девочка?

- Объясните выражение ученого «занимался с нею включением слуха и зрения на птицу в природе».

- Прочитайте как рассказчик ученый объясняет это выражение.

- Сколько птиц девочка уже хорошо различала по голосу?

- Что значит выражение «сейчас все птицы при гнездах»?

- Как вы думаете. Какие отношения сложились между внучкой и дедушкой?

- Найдите и прочитайте, почему внучки не было в лесу с дедом?

Что такое купальницы? Давайте послушаем отчет 3 группы.

Чтение учителем предложения: «Уже я возвращался домой, когда мой слух поразила неожиданно наступившая в лесу тишина…»

- Почему в лесу наступила тишина?

-Какой был ветер? Каким был дождь? Прочитайте.

 - Прочитайте. Как описывает тишину рассказчик?

-Какие же звуки слышит ученый после дождя?

- Что узнали наши журналисты 4 группы о кузнечиках?

-Можем мы поместить эту информацию в нашу газету.

- В какой период летний или весенний кузнечик начинает стрекотать?

- Давайте обратимся к 3 части нашего рассказа.

- Что произошло с ученым? Кого он увидел?

- Как зовут нашего немого певца?

- О каких еще птичках говорилось в этом рассказе?

- Давайте послушаем журналистов 5 группы. Что они приготовили для нашей газеты?

О птичке.

Дети находят ответ в учебнике и выборочно читают.

- Она была фантазеркой.

Дети высказывают и обосновывают свое мнение.

Дети находят ответ в учебнике и выборочно читают.

- Десяток.

Дети высказывают и обосновывают свое мнение.

Дети находят ответ в учебнике и выборочно читают.

Отчет 3 группы: докладчик выступает с информацией, которую приготовила группа, размещает свой отчет на листе ватмана.

- Должен был начаться дождь.

Дети находят ответ в учебнике и выборочно читают.

Отчет 4 группы: докладчик выступает с информацией, которую приготовила группа, размещает свой отчет на листе ватмана.

- Он увидел птичку.

- Неслышимка

- Дрозд.

Отчет 5 группы: докладчик выступает с информацией, которую приготовила группа, размещает свой отчет на листе ватмана.

- формируем умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- формируем умение строить рассуждения;

-формируем умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить

- формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

- формируем умение слушать и понимать других

5.

Физминутка.

2мин.

6.

Работа с текстом после чтения

5мин.

Учить высказывать свое отношение к прочитанному.

- Давайте ответим на вопросы в учебнике.

-Какое маленькое открытие сделал главный герой с помощью внучки?

Отвечают на вопросы.

- формируем умение высказывать свое отношение героям, выражать свои эмоции

- формируем умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника;

-формируем умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить

- Что нового для себя открыли вы, прочитав этот рассказ?

Ребята высказываются, обосновывая свой выбор

- формируем умение строить рассуждения;

- формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

.

7.

Итог урока.

5 мин.

Учить делать выводы из прочитанного.

-Какова основная идея этого произведения?

- Всегда ли человек бережно относится к природе?

- Чем мы с вами можем помочь птицам? Обсудите в группах и придумайте знак в нашу газету.

Работа в творческих группах

-формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

- формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

- формируем умение договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.

8.

Рефлексия.

5мин.

Формировать  умение выражать свои эмоции.

- Какую задачу ставили перед собой в начале урока?

- Получилась ли она у нас?

- Давайте оценим свою работу на уроке. Если вам понравился урок, и вы считаете, что у вас все получалось, возьмите веселую птичку, если вам не понравилось или вы затруднялись, возьмите грустную птичку.  Выберите картинку с птичкой по своему настроению. Покажите.

Вы подарили мне тепло и радость хорошей работы.

Дети выбирают либо веселую, либо грустную птичку.

- формируем умение выражать свои эмоции;

- самоопределение

- формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

- формируем умение оценивать результаты работы.

9.

Домашнее задание.

3 мин.

На  выбор:

- выполнить тест в рабочей тетради;

- подготовить пересказ самого интересного отрывка;

- проиллюстрировать понравившийся эпизод


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Таблица оценивания по развитию читательских умений в 3 классе.

В 3 классе по УМК " Школа 2100" в литературном чтении есть урок практикум по развитию читательских умений. Детям предлагается самостоятельно прочитать рассказ  В. Бианки " Неслышимка" и дать отве...

Формирование и развитие читательских умений средствами выразительности.

Доклад по литературномучтению "Формирование и развитие читательских умений средствами выразительности"...

Урок по литературному чтению в 3 классе. Урок-практикум по развитию читательских умений (В.Бианки "Неслышимка")

Презентация к уроку №8 из раздела "Природа летом" (В.Бианки "Неслышимка")....

Развитие читательских умений младших школьников при работе с художественными и информационными текстами

Умение работать с научным текстом складывается из трех составляющих: поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации, оценка информации. Научиться понимать те...

Памятки для развития читательских умений у младших школьников и подготовки к урокам литературного чтения.

   Методическая разработка «Памятки для развития читательских умений у младших школьников и подготовки к урокам литературного чтения» предназначена: для учащихся 2-4 класс...

Использование игровых технологий на уроках литературного чтения, способствующих развитию читательских умений младших школьников.

В статье представлены формы и приёмы использования игровых технологий на уроке литературного чтения в начальной школе. Представлены художественные примеры игр, используя произведения, изучаемые...

Разработка урока литературного чтения по теме: Александр Иванович Куприн «Слон» (урок № 3) для обучающихся 3 класса с ТНР на предмет развития читательских умений

АннотацияВ исследовании PISA «читательская грамотность трактуется, как способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для то...