Развитие читательских умений младших школьников при работе с художественными и информационными текстами
учебно-методический материал на тему

Магрычева Марина Александровна

Умение работать с научным текстом складывается из трех составляющих: поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации, оценка информации. Научиться понимать текст – это значит овладеть определенными навыками и технологиями работы с информацией на каждом этапе ее прочтения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Работа с текстом1.7 МБ

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие читательских умений младших школьников при работе с художественными и информационными текстами

Слайд 2

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОГО ВКЛАДА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Научно-исследовательские условия Изучение работ педагогов , психологов и методистов (В.А.Сухомлинский, Л.С.Выготский, М.М.Безруких ,С.К. Тивикова, В.Ф.Одегова, М.И.Оморокова, Н. Н. Светловская, Т.В.Рыжкова, Н.Н. Сметанникова, О.В. Кубасова, Л.Д. Мали, Г.Н. Кудина, A.A. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, В.А. Левин, О.В. Джежелей, Л.Е. Стрельцова, Н.Д. Тамарченко, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, М.П.Воюшина и др.); Изучение статей в журналах «Нижегородское образование», «Интернаука», «Начальная школа»; Изучение и анализ практического опыта учителей; Методические пособия (О.Б.Панкова «Литературное чтение. Диагностика читательской грамотности») Методические условия Повышение квалификации (2017 г. - ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»); Представление собственного опыта на ШМО учителей начальных классов, представление опыта на городских семинарах, круглых столах, на личном сайте, в социальных сетях; Образовательная среда МБОУ СШ №37, соответствующая материально-техническая база и ЭОР (имеющиеся и разработанные самостоятельно); Сотрудничество с родителями учащихся, школьной библиотекой и библиотеками им. К.Симонова, им. А.Гайдара и им. Ю.Гагарина г.Дзержинска Организационно-педагогические условия

Слайд 3

Актуальность личного вклада в развитие образования Противоречие в основе проблемы Практические пути решений противоречий Соответствие основным требованиям ФГОС НОО по формированию читательской компетентности Недостаточная сформированность уровня навыка чтения Отсутствие систематического чтения детей в домашних условиях Затруднение при работе с текстовой информацией Методологические знания оторваны от практического применения Наблюдение за динамикой уровня сформированности компонентов навыка чтения Формирование положительной мотивации младших школьников к читательской деятельности путём использования активных форм и методов обучения Совершенствование читательской деятельности младших школьников в работе с книгой Повышение квалификации учителей с учетом нового методологического образования

Слайд 4

Программа международной оценки обучающихся PISA (2015 г) свидетельствует о том, что Россия занимает 26 место по читательской грамотности из 70 стран. Российские учащиеся, которым для выполнения задания необходимо было извлечь информацию из таблицы, схемы или графика, затруднялись найти даже информацию, представленную в явном виде, соотнести информацию из разных источников, объединить её. Теоретическое обоснование вклада педагога Научиться понимать текст – это значит овладеть определенными навыками и технологиями работы с информацией на каждом этапе ее прочтения. (Н. Н. Светловская «Основы науки о читателе», М., 1993г) Умение работать с научным текстом складывается из трех составляющих: поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации, оценка информации. (Г.А. Цукерман «Оценка читательской грамотности», М., 2010 г)

Слайд 5

Цели и задачи педагогической деятельности Цель : обосновать эффективность использования различных технологий смыслового чтения при работе с художественными и информационными текстами, способствовать развитию читательских умений младших школьников. Задачи: Изучить научно-методическую литературу по данной проблеме; Выявить основные технологии развития смыслового чтения при работе с информационным текстом; Рассмотреть основной комплекс приемов, заданий и упражнений по развитию читательских умений; Доказать правильность системы работы на основе определения эффективности работы

Слайд 6

В едущая педагогическая идея Развитие читательских умений у младших школьников на основе использования технологий смыслового чтения при работе с художественными и информационными текстами

Слайд 7

Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования Развитие читательских умений у младших школьников Урочная деятельность Внеурочная деятельность Использование методов и приёмов с учетом возрастных особенностей детей Использование разнообразных информационных текстов Внедрение технологии продуктивного чтения Проведение нестандартных уроков Реализация плана внеурочной деятельности и программы воспитания и социализации школы Участие в социальных проектах Сотрудничество Родители учащихся; Библиотеки г.Дзержинска Школьная библиотека Работа сетевой инновационной площадки

Слайд 8

Основные читательские умения учащихся при работе с информационным текстом Работа с информационным текстом (Бунеева Е.В., Чиндилова О.В.): Поиск информации и понимание прочитанного. Преобразование и интерпретация информации. Оценка информации. Выделение направлений при работе с текстом позволяет выделить основные читательские умения младших школьников: -понимать коммуникативную цель чтения текста; -фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, полного или сжатого пересказа (устного или письменного); -определять основную мысль текста; -дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию; -выделять информацию, иллюстрирующую языковые факты, явления или аргументирующую выдвинутый тезис; - комментировать и оценивать информацию текста.

Слайд 9

Основные способы осмысления текста Выделяют четыре основных способа осмысления текста : постановка вопросов (о незнаемом) к тексту; построение смысловых опор (планов, таблиц, схем, опорных конспектов и т.д); создание вторичных текстов (например, в результате конспектирования, пересказа и других видов сжатия); конструирование собственных высказываний о прочитанном О достаточно полном понимании текста могут свидетельствовать следующие умения: общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла (определение главной темы; умение выбрать из текста или придумать к нему заголовок; сформировать тезис; сопоставить основные части графика или таблицы; объяснить назначение карты, рисунка и т.д.); нахождение информации (умение пробежать текст глазами, определить его основные элементы и заняться поисками необходимой информации); интерпретация текста (умение сравнивать и противопоставлять заключённую в нём информацию разного характера; сделать выводы, вывести заключение о намерении автора); рефлексия содержания текста (умение связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценить утверждения, сделанные в тексте, найти доводы в защиту своей точки зрения); рефлексия на форму текста (умение оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения).

Слайд 10

Применение современных технологий

Слайд 11

Приемы технологии продуктивного чтения Цель: формирование типа правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст Технология продуктивного чтения формирует Коммуникативные УУД ( умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя Познавательные УУД ( умения извлекать информацию из текста) Структура технологии продуктивного чтения I этап . Работа с текстом до чтения II этап . Работа с текстом во время чтения III этап . Работа с текстом после чтения

Слайд 13

Использование приемов работы с информационными текстами в 1-4 классах Словарная работа. Приемы: объяснить понятие по контексту, из подробного описания понятия сделать краткое; найти словарную статью в тексте, словаре, Интернете; дать определение при помощи заданной части речи (имени существительного, прилагательного, глагола, наречия); определить прямое и переносное значение слова; найти использование заданного слова в пословицах, поговорках, фразеологизмах.

Слайд 14

Поиск информации, понимание прочитанного Работа с текстом Использование тестов на уроках литературного чтения и русского языка при работе с информацией об авторах произведения, при закреплении новой темы, самостоятельное составление тестов по изученному материалу. Проведение сочинения – теста (Г.А. Бакулина) по дополнительно прочитанным произведениям. Восстановление деформированного текста на уровне деформации частей текста, предложений, перестановки слогов или букв. Использование разных видов чтения.

Слайд 16

Поиск информации, понимание прочитанного Составление паспорта героя (внешний вид, характер, поступки, оценка); Выражение основной мысли разными способами (через пословицы, синквейн, цепочку понятий); Выделение ключевых слов. Составление вопросов по тексту на разных уровнях (содержательном, причинно-следственном, уровне идеи)

Слайд 17

Преобразование и интерпретация информации Составление разных видов кластеров (приём критического мышления). Существуют различные виды кластеров: планета и её спутники, блок-схемы, бумажный кластер, кластер с нумерацией слов для составления рассказа, кластер с использованием отдельных или сюжетных картинок вместо записи слов, групповые кластеры с использованием в каждой группе разных фрагментов одной темы с целью составления коллективного рассказа , обратный кластер (показать кластер и задать вопрос), грамматический кластер,

Слайд 18

Кластер способствует развитию смыслового чтения младших школьников, так как развивает : умение ставить вопросы; умение выделить главное; умение делать сравнение; умение устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения; умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом; способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации. Кластер-характеристика героя («Волшебное слово» В.Осеева) Каким был Павлик до встречи со стариком, а каким стал после встречи?

Слайд 19

Памятка- эффективное средство организации самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения и выработки умений . «Памятка – это вербальная модель приема учебной деятельности, то есть словесное описание того, зачем, почему и как следует выполнять и проверять какое-либо учебное задание (упражнение)». По характеру представления содержания можно выделить определенные виды памяток: 1. Памятка-алгоритм, в которой рекомендуется работа алгоритмического характера: все предлагаемые действия довольно жестко фиксированы, их последовательность обязательна. 2. Памятка-инструкция, в которой даются вполне конкретные указания о необходимости конкретных действий (шагов), но учащиеся имеют возможность перестановки одного-двух действий или даже пропуска одного из них. 3. Памятка-совет. В ней учащиеся получают рекомендации о том, при каких условиях то или иное действие (деятельность) осуществляется успешно. Выбрать действия, наиболее подходящие для него лично, - дело самого учащегося. 4. Памятка-показ, в которой доминирует (не по месту, а по значимости) пример выполнения тех или иных действий с соответствующим их контролем. 5. Памятка-стимул, доминантой которой является стимулирование учащихся, раскрытие перспектив их деятельности и т.п. Памятка впервые предъявляется или создается учениками под руководством учителя на уроке. Наиболее продуктивной, на наш взгляд, является совместная деятельность учащихся и учителя по составлению памяток

Слайд 20

Составление памяток и инструкций

Слайд 21

Работа с таблицами и схемами

Слайд 22

Оценка информации Работа с пословицами Игра «Верите ли вы, что…» Поиск и исправление ошибок в тексте Проблемный вопрос Составление отзыва о произведении

Слайд 23

Литература Безруких ,М.М. Трудности обучения в начальной школе. Причины, диагностика, комплексная помощь/М.М.Безруких. – М.: Эксмо, 2009. Бунеева Е.В. Технология продуктивного чтения: её сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. – М. : Баласс, 2014 – 43 с. Воюшина М.П. Методика литературного чтения.-М.: Академия, 2013. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М: «Наука» – 1981. Гончарова,Е.Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса/Е.Л.Гончарова. – М.:Школа-Пресс, 2007 Граник, Г.Г. Как учить работать с книгой / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. – М : Просвещение, 1995 Жесткова, Е.А. Технология веб-квеста на уроках литературного чтения в начальной школе / Е.А. Жесткова, В.В. Казакова// Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 9-4 – С. 723-725. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках. – М.: Просвещение, 2004. – 236 с. Левин В.А. Когда маленький школьник становится большим читателем. - М., 1994 Наволенко Г.Я. Работа с научно-популярными текстами в начальной школе// Начальная школа. – 2012. - №8 Одегова, В.Ф. Особенности формирования читательской компетентности на основе литературного краеведения/ В.Ф.Одегова. – Н.Новгород, 2016. Оморокова, М.И. Совершенствование чтения младших школьников/ М.И.Оморокова. – М.:АРКТИ, 2001. Рыжкова Т.В. Литературное развитие младших школьников: Учебное пособие. - СПб.:Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006. Светловская, Н.Н. Введение в науку о читателе/ Н.Н.Светловская. – М.: МГПУ, 2003. Сметанникова , Н.Н. Как разорвать замкнутый круг/ Н.Н.Сметанникова// Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения/ сост.: Е.И.Кузьмин, О.К.Громова. – М., 2007. – с. 53- 61. Тивикова С.К. Развитие коммуникативной компетентности педагога в системе дополнительного профессионального образования :монография / С. К. Тивикова, О. Ю. Дедова, Н. Ю. Яшина. Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности. – М., 2010 Чиндилова О.В., Бунеева Е.В. Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования/ утв. Приказом Министерства образования и науки РФ №373 от 6 октября 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» - мастер-класс для педагогов.

Мастер-класс для педагогов  на секции «Развитие читательской культуры младших школьников через систему внеклассной работы. Приём «Фишбон» как одна из форм работы с текстом в начальной школе» ...

Система работы по формированию читательских умений младших школьников в рамках реализации ФГОС

Опыт работы учителя начальных классов по формированию читательских навыков. Система заданий, упражнений....

Основы формирования у младших школьников навыков работы с художественным текстом.

Одна из важнейших задач начальной школы - формирование у детей умения работать с художественным текстом.От  результативности этого сложного и кропотливого процесса  зависит фундамент в...

Использование игровых технологий на уроках литературного чтения, способствующих развитию читательских умений младших школьников.

В статье представлены формы и приёмы использования игровых технологий на уроке литературного чтения в начальной школе. Представлены художественные примеры игр, используя произведения, изучаемые...

Формирование читательских компетенций младших школьников при работе с художественным текстом.

В материале  на основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыто понятие «читательская компетентность» как метапредметный образовательный результат и  «читательс...