Системно - деятельностный подход на уроках в начальной школе
статья (4 класс)

Миненко Наталья Павловна

Системно-деятельностный подход – основа Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Он   предусматривает  активную учебно-познавательную деятельность обучающихся по овладению компетенциями, необходимыми для их дальнейшего саморазвития и непрерывного образования. Основная цель системно - деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе, не дать объем знаний, а научить учиться.  Приоритетом современного образования становится собственная деятельность ученика и овладение школьниками универсальными способами деятельности (универсальными учебными действиями).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья из опыта работы18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Системно – деятельностный подход на уроках в начальной школе

Системно-деятельностный подход – основа Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Он   предусматривает  активную учебно-познавательную деятельность обучающихся по овладению компетенциями, необходимыми для их дальнейшего саморазвития и непрерывного образования. Основная цель системно - деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а работе, не дать объем знаний, а научить учиться.  Приоритетом современного образования становится собственная деятельность ученика и овладение школьниками универсальными способами деятельности (универсальными учебными действиями). Принцип  системно-деятельностного подхода  заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. Системно - деятельностный подход в обучении призван помочь в воспитании именно человека деятельного: не только умеющего что-либо делать, но понимающего, что он делает, для чего и как.

Применение   системно-деятельностного подхода в воспитательном  процессе. Неделя начальных классов: Занимательный русский язык, Конкурс каллиграфического письма, Веселая буква, Нарисуй фразеологизм, математический брей-ринг, Калейдоскоп объемных фигур, Математика-царица наук, Задания королевы Математики, Школьный День науки, конкурс плакатов «Горжусь языком твоим, славная Россия, викторина «Открытия, которые изменили мир», викторина «Поиски сокровищ Мудрого Стрижа», Битва хоров) нацелено  на формирование эстетических взглядов обучающихся, патриотизма, толерантности, гуманизма, активной жизненной позиции.

Основными результатами  применения системно - деятельностного подхода являются:

- Личностные результаты - проявление учениками способности к самообучению и саморазвитию, развитие у детей мотивации к получению новых знаний, сформированность их индивидуальных взглядов и ценностей.

- Метапредметные результаты - освоение основных учебных действий: способность познавать науки, регулировать свою учебную деятельность и общаться с одноклассниками и педагогами в процессе обучения.

- Предметные результаты - получение базовых знаний по предмету, способность преобразовывать полученные знания, применять их на практике; сформированная целостная картина мира.

кроме апробированных  ранее технологий, необходимо реализовать в образовательном процессе следующие технологии полностью или отдельные их приемы.

-технология исследовательского обучения;

-информационно - коммуникационные технологии;

-технология развития критического мышления;

-игровая учебная деятельность;

-технология проблемного обучения;

- личностно-ориентированные технологии;

Эти технологии обогащают образовательный процесс за счёт внедрения активных, аналитических, коммуникативных способов обучения; обеспечивают связь теории  с практикой.

Во всех используемых технологиях присутствуют:

-включение обучающегося в деятельность за счёт специальных заданий аналитического или проектного характера;

-групповые, дискуссионные формы работы;

-возможность выбора задания или способа, режима его выполнения, формата представления;

-презентация продукта образовательной деятельности (проекта, исследования, эссе);

-рефлексия результата и процесса.

Методы обучения, используемые мной в учебной деятельности:

- словесные (рассказ, беседа, объяснение);

- практические (различные виды диктантов, упражнения с различными заданиями, практические работы, опыты, наблюдение, лепбук);

- наглядные (таблицы, схемы, портреты, картины, опорные конспекты, слайды на мультимедийном оборудовании);

- контроль, самоконтроль, взаимоконтроль  (тестирование, срез знаний,  самостоятельная и контрольная работа, изложение, сочинение, различные виды диктантов, творческое задание).

Структура моих уроков следующая:

- Мотивационно-целевой этап

- Этап актуализации знаний

- Этап изучения нового/закрепление старого  знания

- Этап самоконтроля

- Этап рефлексии учебной деятельности

Ставлю перед учащимися увлекательные задачи, задавая вопросы, которые вызывают живой отклик, искренние переживания. Создаю ситуацию успеха для каждого учащегося. Строю уроки как диалог с автором, своими сверстниками, своим временем. На уроках литературного чтения  использую такие методы и приёмы, которые позволяют выявить и развить впечатление учащихся о прочитанном произведении: выразительное чтение, пересказ отдельных глав, словесное рисование, беседу о роли героев в раскрытии идеи содержания произведения, слово учителя, анализ отдельных эпизодов, сообщения, сочинения, чтение стихотворений наизусть, письменные ответы на вопросы, применяю средства изобразительного искусства и музыки.

В выборе учебного материала особое место уделяю развитию речи учащихся, обогащению их словаря, учу вдумываться в содержание прочитанного задания, делать самостоятельные суждения, вовлекаю в процесс поиска, дискуссии, размышления на основе проведения наблюдений. Учебную деятельность строю так, чтобы дети сами находили ответы на поставленный вопрос, либо обращались к источникам, либо за помощью к взрослым.

Ход и содержание каждого урока  ориентированы на достижение конечного результата. Для этого целенаправленно отбираю материал, выбираю формы его подачи, приёмы и виды работ, определяю композиционную структуру урока, его этапы, устанавливаю связи между ними, строю систему тренировочных, проверочных и других видов работ.

В закрепительно- тренировочных упражнениях избегаю однотипных заданий, включаю задания, связанные с различными видами работы.

Одна из важных задач учителя - формирование познавательной активности школьников в ходе обучения. Стремление к знанию, учебной деятельности может быть вызвано разнообразными педагогическими приёмами, методиками, современными технологиями развивающего обучения. Поэтому осуществляю выбор методов обучения исходя из индивидуальных психолого-педагогических особенностей учащихся.

В своей работе использую УМК  «Школа России», соответствующие  требованиям ФГОС. УМК «Школа России» включает в себя завершенные линии учебников по всем основным предметам начального образования: 

Русская азбука. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф.

Канакина В.П., Горецкий В.Г.: Русский язык.    учебник.  Ч.1,2.  М., Просвещение, 2020-2022

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В..: Литературное чтение  - М., Просвещение, 2020-2022

 Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др.:  Математика - М., Просвещение, 2020-2022г  

Плешаков А.А.: Окружающий мир – М., Просвещение, 2020-2022

Роговцева Н.И. Технология– М., Просвещение, 20202-2022

Неменская Л.А., А. Горячева «Изобразительное искусство» 2020-2022г.

В содержание УМК «Школа России» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Важнейшая задача российской школы — становление российской гражданской идентичности обучающихся, в комплексе учебников «Школа России» реализуется различными средствами. Во-первых, отбор содержания учебного материала осуществлен с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Во-вторых, родиноведческие и краеведческие знания, содержательное, дидактическое и методическое обеспечение которых составляет значительную часть содержания учебников. Учитывая особенности предметных областей учебного плана начального общего образования ФГОС и возрастные психологические особенности младших школьников, одной из важнейших задач является развитие у ребенка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, ее прошлого и настоящего, ее природы и общественной жизни, ее духовного и культурного величия. В третьих, поликультурность содержания системы учебников «Школа России» носит сквозной характер. Она обеспечивается в каждой предметной линии, с учетом предметной специфики и отражает многообразие и единство национальных культур народов России, содействуя формированию у обучающихся толерантности, способности к межнациональному и межконфессиональному диалогу, знакомству с культурами народов других стран мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе »

Данный урок способствует развитию у обучающихся первоначальных навыков исследовательской работы, стимулирует познавательный интерес с помощью разнообразных заданий....

Особенности реализации системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе

В материале рассмотрены приемы организации учебных ситуаций в  системно-деятельностном уроке, отражены показатели эффективности организации урока в рамках деятельностного подхода....

Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе

Актуализация системно - деятельностного подхода при разработке концепции стандартов обще­го образования второго поколения обуслов­лена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность о...

Системно -деятельностный подход на уроках в начальной школе согласно ФГОС

Презентация   подготовлена для выступления на ШМО учителей начальных классов в свете изучения Стандартов нового поколения....

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе

Ключевые слова:Педагогика, начальная школа, система, деятельность, подход.  Ключевые слова:Педагогика, начальная школа, система, деятельность, подход.  ...

Мастер-класс" Системно - деятельностный подход на уроках в начальной школе"(в рамках педсовета школы)

Деятельностный подход лежит в основе развивающего образования в любом его варианте - будь это система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, система Л.В. Занкова, или любой современный учебно-методический комп...

Проектная технология в основе системно – деятельностного подхода на уроках в начальной школе (выступление на педагогическом совете по теме: «Системно – деятельностный подход как основа образовательных стандартов»)

Проектную деятельность в начальной школе я считаю актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в Федеральных государственных образовательных стандартах.Проектная дея...