Интегрированное занятие - одно из средств осуществления межпредметных связей и формирования мотивов учения
статья
В связи с новыми стандартами образования межпредметные связи становятся очень перспективными, так как они позволяют отрабатывать и формировать универсальные учебные действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_2022.docx | 20.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГЛЕБОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
МОУ «Глебовская СОШ»
Выступление на педсовете по теме:
«ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ - ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ И ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВОВ УЧЕНИЯ»
Подготовила: Миронова Елена Алексеевна
учитель начальных классов
2018 г.
Интегрированное занятие - одно из средств осуществления межпредметных связей и формирования мотивов учения
Введение.
Проблема межпредметных связей интересовала педагогов еще в далеком прошлом. Ян Амос Коменский выступал за взаимосвязанное изучение грамматики и философии, философии и литературы, Джон Локк - истории и географии. В России значение межпредметных связей обосновывали В.Ф. Одоевский, К.Д.Ушинский и другие педагоги. В настоящее время это не менее актуально.
Межпредметные связи помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Учитель имеет возможность опереться на определенный круг интересов и увлечений учащихся. При этом учитываются основные принципы современного образовательного процесса (принцип вариативности обучения, принцип интеграции, принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип развивающего обучения, принцип самостоятельности и творческой активности учащихся).
В связи с новыми стандартами образования межпредметные связи становятся очень перспективными, так как они позволяют отрабатывать и формировать универсальные учебные действия.
В каждом ребенке с детства горит огонек любопытства и любознательности. Он готов впитывать в себя все еще неизвестное, радуется всем своим новым знаниям и навыкам. С приходом в школу, к сожалению, мы наблюдаем, что этот огонек постепенно угасает, а не разгорается, как этого следовало ожидать. Учителя пытаются ответить на непростые вопросы: «Что делать? Как изжить пассивность на уроке? Чем увлечь? Как увлечь? Что предложить или сделать такое, чтобы загорелись глаза, и открылась навстречу тебе душа? Как свой урок сделать их уроком? Как учительское «надо» превратить в ученическое «хочу» и «буду»? Кто или что поможет увлечь детей в мир знаний; детей, только-только перешагнувших порог школы?» Мы зачастую учим детей так, как учили нас. Однако сейчас подрастает совершенно другое поколение учеников. Современные дети растут в мире современных информационных технологий, таких как Интернет и мобильные телефоны.
В современных условиях возникает необходимость формирования у учащихся не частных, а обобщенных умений, обладающих свойством широкого переноса. Такие умения, будучи сформированными в процессе изучения какого-либо предмета, затем свободно используются учащимися при изучении других предметов и в практической деятельности. Реализация межпредметных связей способствует систематизации, а, следовательно, глубине и прочности знаний, помогает дать ученикам целостную картину мира.
Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе.
На основе межпредметных связей рождаются разнообразные методические приемы проблемного обучения:
- постановка межпредметной проблемы на уроке по одному предмету и решение ее на уроках по другому предмету;
- серия уроков по разным предметам, нацеленная на решение определенной мировоззренческой проблемы;
- серия поисковых самостоятельных работ, требующих привлечения знаний из различных предметов;
- специальные межпредметные обучающие уроки, семинары, конференции и другие пути.
Межпредметные связи в учебном процессе позволяют:
- исключить повторы в разных учебных предметах;
- углубить изучение материала без дополнительных временных затрат;
- реализовать взаимную систематизированную согласованность;
- стимулировать учащихся к применению знаний в повседневной жизни;
- рационализируют учебный процесс в целом.
Межпредметные связи дают преподавателям:
1.Быстрее и глубже приобщить обучающихся к знаниям изучаемого материала.
2.Обеспечить увязку одного предмета с другими по темам, имеющими одинаковое значение.
Метапредметные связи позволяют обучающимся:
1. Понять, что знания по специальным предметам и общеобразовательным дисциплинам составляет одно целое в их будущей самостоятельной деятельности.
Интегрированное занятие - одно из средств осуществления межпредметных связей и формирования мотивов учения.
Одним из средств осуществления межпредметных связей и формирования мотивов учения является интегрированный урок.
Интеграция – объединение, слияние в известных пределах обобщенных знаний той или иной области.
Цель интегрированного урока – достичь целостного представления об изучаемом (явлении, событии, процессе, которые отображаются в теме, разделе программы). Если стоит цель сформировать целостные пропедевтические знания в начале изучения темы или раздела, программы, то интегрированный урок проводится как вводный в тему или раздел. Если урок проводится в конце изучения раздела, то он проводится как обобщающий. Вводно-обзорный урок создает у учащихся целостную картину изучаемого. На последующих уроках материал детально рассматривается и анализируется. На заключительных уроках по разделу программы делаются обобщения и выводы.
В процессе календарно-тематического планирования необходимо определить оптимальное количество интегрированных предметов. Слишком большое их число может привести к следующим проблемам:
- перегруженности материала урока, излишней детализации и отсутствию целостности подаваемого материала;
- переутомлению учащихся вследствие перегруженности информацией, отсюда к потере внимания учащихся на уроке;
Интегрированные уроки имеют самые различные формы:
На уроке обмена знаниями ребята делятся по группам, и каждая сообщает другим о своих изысканиях на заданную тему. Наиболее эффективна такая форма при совпадении тем учебных предметов.
На уроках взаимопроверки идет работа в группах и парах. Она требует большой предварительной подготовки учащихся. Особенно важно выработать объективные и точные критерии оценки.
Урок творческого поиска предполагает, что учащиеся и самостоятельно ищут решение поставленной проблемы. Но методы поиска предварительно хорошо продуманы преподавателем и освоены учащимися на предыдущих занятиях.
Контрольные уроки по курсу могут проходить как защита творческих работ (проектов) или зачет.
Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания – повышение роли самостоятельной работы учащихся.
Интегрированными являются и нетрадиционные типы уроков:
Интегрированные двух-, трёх-, четырёхпредметные уроки, урок-погружение, урок-экскурсия, урок-поход, урок-путешествие.
Уроки в форме соревнований и игр: урок-конкурс, урок-турнир, урок-эстафета, урок - деловая или ролевая игра, урок-кроссворд, урок-викторина.
Уроки творчества: урок-исследование, урок - мозговая атака, урок-интервью, урок-проект.
Уроки на основе нетрадиционной ориентации учебного материала: урок мудрости, урок любви, урок откровение, урок–презентация, урок- «дублёр начинает действовать».
Уроки с имитацией публичных форм общения: урок-пресс-конференция, урок-аукцион, урок-семинар, урок-телепередача.
Уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз.
Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: урок-суд, урок-следствие, урок-выборы.
Перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: урок КВН, урок - «Что? Где? Когда?», урок-концерт, урок-утренник.
Интегрированные уроки в начальной школе
Специфика работы учителя начальных классов такова, что он один обучает детей по нескольким дисциплинам. Чем это интересно? С учетом возрастных особенностей младших школьников и современным уровнем развития науки каждый предмет представляет собой систему знаний и умений из разных областей действительности. Каждый учебный предмет по сути своей несет в себе интеграцию разных областей знаний.
Интегрированные уроки в начальной школе призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.
В начальных классах эти уроки имеют свои особенности и носят обобщающий характер, т.е. "немного обо всём". Дети знакомятся со многими явлениями, понятиями, предметами уже на раннем этапе обучения, но имеют о них самые элементарные представления. По мере обучения они получают всё новые и новые знания, пополняя и расширяя уже имеющиеся.
В начальной школе интегрированные уроки целесообразно строить на объединении достаточно близких областей знаний.
Как известно, метод обучения грамоте, созданный К.Д. Ушинским посредством интеграции письма и чтения, оказался столь хорош, что в основе своей используется и поныне.
На интегрированных уроках русского языка и природоведения в начальных классах чувственное восприятие предметов и явлений природы все время сопровождается работой по развитию речи детей. Учитель учит их правильно называть растения, животных, части тела, предлагает рассказать о результатах наблюдений. Возможно сочетание русского языка с ИЗО, музыкой.
Благодаря такой работе новые слова, которыми овладевают дети, соединяются в их сознании с конкретными представлениями о предметах и явлениях природы, наполняются богатым жизненным содержанием. Все это подготавливает детей к сознательному чтению рассказов, статей, стихотворений, посвященных описанию природы. Дети с большим интересом читают и лучше понимают то, что перед этим сами видели, о чём беседовали с учителем.
При повторении темы "Предложение" ведётся разговор о русской белоствольной берёзе. Даётся словесное описание, определяется цвет, форма листа (у каждого на парте лист берёзы), обращается внимание на яркую белизну ствола, на его красоту. Затем с помощью магнитофонной записи прослушивается шелест листвы при дуновении ветра. После этого учащиеся составляют повествовательное, восклицательное и вопросительное предложения о берёзе. Лучшие записываются на доске и в тетрадях. Одно из них дети разбирают по членам предложения. Урок проходит живо и интересно, учащиеся быстро повторяют материал о предложении. Итогом работы является разговор и о русской берёзе, о её удивительной красоте, о бережном отношении человека, как к берёзе, так и к другим деревьям.
На интегрированном уроке природоведения учащиеся получают научные знания в доступней, интересной для них форме. Они узнают, что птицы наши друзья, которые уничтожают вредных насекомых, оберегают урожай. Поэтому нельзя убивать птиц, разорять их гнёзда, подбирать выпавших из гнёзд здоровых птенцов и приносить их домой. Воздействуя на чувства детей, художественные произведения воспитывают у них бережное отношение к природе.
Эти уроки позволяют учителю:
- сократить сроки изучения отдельных тем;
- ликвидировать дублирование материала по разным предметам;
- уделить больше внимания (в разнообразных формах) тем целям, которые. учитель выделяет в данный момент обучения (развитие речи, мышления, орфографической зоркости, творческого потенциала)
- снять утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой.
С психолого-педагогической точки зрения:
- способствует активизации познавательной деятельности школьников;
- стимулирует их познавательную активность;
- является условием успешного усвоения учебного материала;
-расширяют их кругозор;
-способствуют целостному восприятию мира.
Вывод.
Бесспорно, проведение интегрированных занятий требует, серьезной подготовки.
Залогом успеха работы являются: систематичность, планомерность, согласованность. Частота проведения занятий зависит от многих причин, но основное требование – системность.
По оценке специалистов, интегрированные занятия приносят, несомненно, пользу. У детей расширяется объем умений и навыков, внимание становится более концентрированным. Кроме того, смена видов деятельности обеспечивает эффективность воздействия и стимулирует эмоциональный отклик у детей.
Кроме основных образовательных и воспитательных задач на интегрированных занятиях становится возможным в полной мере решать и здоровьесберегающие задачи:
- Предотвращение перегрузки детей путем переключения их на разные виды деятельности, смены поз при выполнении заданий, их дозировка, организация релаксации на занятии.
- Учет индивидуальных особенностей восприятия, запоминания, понимания учебного материала детьми, индивидуального темпа, работоспособности и утомления при выполнении заданий в группе, уважение к личности ребенка.
- Учет актуального состояния здоровья, профилактика нарушения зрения, слуха, дыхания, осанки, мелкой и крупной моторики.
- Учет стиля общения с детьми: личностно-ориентированный, направленный на сотрудничество и поддержку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование межпредметных связей и интегрированного обучения для формирования целостного представления об окружающем мире.
При проведении интегрированных уроков успешнее решается такая проблема, как индивидуальный дифференцированный подход в обучении детей с разными способностями. Интеграция позволяет научить ...
"ЖИВАЯ СТЕНА" Наглядное пособие, отражающее межпредметные связи и способствующее формированию и развитию УУД учащихся начальной школы.
Автор предлагает практический материал по созданию и организации работы с пособием на уроках и на внеурочных мероприятиях, успешно апробируемый в течение пяти лет. Данное пособие позволяет...
Интегрированное бинарное внеклассное занятие с использованием межпредметных связей «Курить- здоровью вредить»
Перед начальной общеобразовательной школой сегодня встала важная проблема: организация образовательного процесса с учётом всех норм и правил, которые способствуют сохранению и ...
Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ
Современный уровень формирования культуры здоровья и безопасного уровня жизни обеспечивается при изучении базовых предметов начальной школы.На сегодняшний день очень важно вводить вопросы ...
Статья на тему: «Роль межпредметных связей в формировании и развитии системного мышления младших школьников в ходе проведения внеурочных занятий».
Межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании младших школьников....
«МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ»
Актуальность межпредметных связей в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнона...
"Использование межпредметных связей на уроках литературного чтения как средства формирования нравственных качеств младшего школьника".
quot;Использование межпредметных связей на уроках литературного чтения как средства формирования нравственных качеств младшего школьника"....