Выступление на педагогическом совете
статья

Тема "Источники и составляющие процесса самообразования педагога"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аблахатова Г.С.

Источники и составляющие процесса самообразования педагога

«Учитель живет до тех пор,

 пока учится, как только он перестает

 учиться, в нем умирает учитель»
                                                                                                       Ушинский К.Д.


     Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем остальные. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.

    Учитель должен постоянно учиться, потому что в лицах его учеников каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗА. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

     Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя, это отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.

Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающее учителя к самообразованию:

  • Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
  • Желание творчества. Учитель - профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать
    по одному и тому же поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание
    большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
  • Стремительный рост современной науки. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
    Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках,
    формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как "несовременного
    человека".
    • Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному
    учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации,
    методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки и др.
  • Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его "хорошим" или "плохим". Плохим учителем
    быть стыдно и обидно.
  • Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а
    может быть даже звания и правительственные награды - все это зависит от квалификации и мастерства учителя.
    Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
  • Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться?
    Вправе ли он тогда преподавать?


                     Направления самообразования учителя.


    Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности учитель должен владеть
знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий
высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон, но без эти навыков учитель не может эффективно учить и воспитывать.

    Перечислим основные направления, в которых учитель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием.

  • Профессиональное (предмет преподавания);
  • Психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);
  • Психологическое (имидж, общение);
  • Методическое (формы, методы, приёмы обучения);
  • Правовое;
  • Эстетическое;
  • Информационно-компьютерные технологии;
  • Охрана здоровья;
  • Интересы и хобби.

Эти направления являются обязательным перечнем, составленным на основании тех должностных функций, которые учитель выполняет в школе. Креативный учитель дополнит этот список собственными направлениями.


Источники самообразования 

    В чем заключается суть процесса самообразования?

    Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной
деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. К этим источникам знаний относятся: курсы
повышения квалификации, семинары и конференции, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом,
телевидение, литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.), Интернет,
видео, аудио информация, экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты, путешествия.
   В общем случае, все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники,
способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

Формы самообразования учителя 

    Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая.

    В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и
административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс.

    Групповая форма в виде
деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации
обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.


Составляющие процесса самообразования учителя


    Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать,
изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать.

    Какова же предметная область приложения этих
глаголов?
   Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения:

  •  посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом;
  • периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности;
  • совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики;
  • систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни;
  • повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

    Сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту учителя:

  • изучение информационно-компьютерных технологий;
  • систематический просмотр определенных телепередач;
  • чтение конкретных педагогических периодических изданий;
  • чтение методической, педагогической и предметной литературы;
  • обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогическим
    технологиям;
  • решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной
    сложности, или нестандартной формы;
  • посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
  • дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
  • систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
  • проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
  • организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;
  • изучение информационно-компьютерных технологий;
  • посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету;

    На основании вышеперечисленных пунктов, конкретизировав наименования и названия, каждый учитель
составляет личный план самообразования для профессионального роста.

Результат самообразования


   Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо
достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов,
которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования?

  • повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться
    эффективность и качество);
  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения;
  • доклады, выступления;
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;


Продуктивность процесса самообразования

    Самообразование педагога будет продуктивным, если:

  • в процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
  • педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта.


Информационно-компьютерные технологии

    Каковы преимущества использования современных информационно-компьютерных технологий в
вопросах самообразования перед традиционными способами?
Интернет - универсальный и самый дешевый источник педагогической, методической и научной информации;
Средства коммуникации Интернет позволяют обмениваться опытом, учиться, советоваться с коллегами во всем
мире. Обсуждение в форумах, конференциях сети Интернет значительно расширяет аудиторию заинтересованных
лиц, работающих над аналогичными проблемами;
Программное обеспечение компьютера позволяет более эффективно и наглядно вести учительскую
документацию, отчетность и мониторинг при работе над темой;
     Компьютер является универсальным и емким хранилищем материалов, необходимых учителю в работе; Информационно-компьютерные технологии значительно расширяют перечень тем для работы учителя в процессе
самообразования. Имидж современного учителя немыслим без знания им информационно компьютерных
технологий. А когда учителем приобретаются необходимые знания и навыки, то компьютер становится
незаменимым инструментом в работе, значительно облегчающим ее, повышающим эффективность и качество.
    С появлением в работе учителя компьютера и Интернета значительно повышаются возможности учительского
самообразования. Появляются новые темы, интересные задачи и способы их реализации. Напомним, что цель и в
этом случае остается прежней - повышение эффективности обучения. Какие новые способы самореализации
открываются перед учителем при условии использования компьютера и Интернета?

  • Разработка комплекта электронных уроков, объединенных предметной тематикой или методикой
    преподавания.
  • Разработка пакета тестового материала в электронном виде.
  • Разработка пакета стандартного поурочного планирования по теме или группе тем.
  • Комплект дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы).
  • Разработка комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету).
  • Создание электронного учебника.

    Конечно, самым эффективным способом показать результаты учительского творчества является размещение
материалов в сети Интернет. Возможность разместить свои уникальные разработки, методики, статьи,
дидактический материал в сети позволяет учителю аккумулировать свои работы в некой виртуальной
учительской библиотеке, где его коллеги могут посмотреть работу педагога, воспользоваться ее результатами,
дополнить, оставить отзыв и обсудить. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым
от времени и пространства.

    Подводя итого вышесказанному, можно утверждать, что чем больше информации, методов и инструментов в
своей работе использует учитель, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и
самый быстрый Интернет учителю не обеспечить. самое главное — это желание учителя работать над собой и способность учителя творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом,
приобретенными в процессе самообразования.

    В заключении отмечу, что современный учитель — это профессионал и личность одновременно. Он не просто
занимает рабочее место, но и украшает своим личным отношением то, что составляет смысл его работы. Учитель
постоянно должен саморазвиваться как в профессиональном, так и в личностном плане. Так как самообразование
составляет основу успешности учителя в современных условиях.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников". Выступление на педагогическом совете (из опыта работы)

С первых дней первоклассникам необходима педагогическая поддержка. Моя задача - создание условий для развития индивидуальности ребёнка, благоприятной нравственно-психологической атмосферы. Я должна ст...

Выступление на педагогическом совете "Педагогическая поддержка одаренных детей"

Данная статья раскрывает содержание различных приемов для осуществления поддержки одаренных детей....

Выступление на педагогическом совете. Тема: "Современные педагогические технологии как эффективное средство совершенствования образовательного процесса в условиях реализации ФГОС".

Данный материал представляет собой отчет работы кафедры начального образования с 2013 по 2015 гг. В нем даны современные  технологии обучения, разработанные учителями задания и проекты с сылками,...