Мастер-класс для педагогов «Использование сказки в детском экспериментировании»
опыты и эксперименты

Озиш Алена Юрьевна

Цель: создать условия для повышения профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе педагогического общения.

Задачи:

- дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей и возможности ее применения на практике;

- продемонстрировать некоторые виды  экспериментирования  с различными материалами;

- показать, как можно использовать сказочные истории в экспериментальной деятельности детей;

- распространение педагогического опыта.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов «Использование сказки в детском экспериментировании»

Цель: создать условия для повышения профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе педагогического общения.

Задачи:

- дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей и возможности ее применения на практике;

- продемонстрировать некоторые виды  экспериментирования  с различными материалами;

- показать, как можно использовать сказочные истории в экспериментальной деятельности детей;

- распространение педагогического опыта.

Ход мастер класса

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу продемонстрировать мастер-класс на тему использование сказок в детском экспериментировании.

2 слайд

Дошкольный возраст – это период, когда все познается, когда все новое, все интересное. Лучший способ познания – это потрогать, понюхать, попробовать, а также, известный факт, все дети любят сказки, они дышат сказочными историями. Если объединить эти два вида деятельности в одну, то есть сказочную историю и опыты с экспериментами, то получите удивительную историю. Использование сказки больше замотивирует детей, заинтересует их в работе с различными материалами.

               Мы знаем, что детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Именно это отражает всю сущность познания окружающего мира дошкольниками.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.

Сегодня я хочу в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, а так, же как при помощи совместной деятельности найти ответы на многие детские вопросы.

Сегодня мы с вами побудем немножко детьми и отправимся в сказку, а в какую вы скажете сами, отгадав загадку:

Так быстро девица от принца сбежала,

Что даже туфельку она потеряла, а звали красавицу… (Золушка)

Правильно, это сказка Шарля Перро «Золушка».

В очередной раз злая мачеха и её дочери отправляются на королевский бал, оставляя Золушку дома, но, чтобы она не сидела без работы, приготовили для нее задания. Золушка опечалилась, что опять не попадет на бал, что у нее очень много работы, но я думаю, что мы с вами сможем ей помочь, вы согласны со мной? Мачеха приказала Золушке приготовить к ужину торт, для этого Золушке нужны сырые яйца, Золушка берет корзину с яйцами, но что это? Сестры перемешали сырые и варенные яйца вместе. Я думаю, что мы с вами поможем Золушке.

Я для вас тоже, приготовила яйца, необходимо определить, какое из двух яиц варенное, а какое сырое? Возьмите по 2 яйца. Чтобы определить, что нам нужно для этого сделать? (покрутить) Покрутите, раскрутили, так какое же яйцо сырое, а какое вареное? Определили. В варенном яйце центр тяжести постоянно, поэтому оно крутится, а у сырого яйца внутри жидкая масса и центр массы все время перемещается и за счет этого тормозит наше яйцо. Вы определили? Какое быстрее, а какое медленнее крутится? (варенное - быстрее, а сырое - медленнее крутится)

Давайте варенные положим в мисочку, а сырые обратно в корзиночку.

Мы помогли с вами Золушке рассортировать яйца и Золушка вместе с нами справилась с заданием, и тут она увидела в окно, что любимые цветы мачехи, завяли, надо срочно спасать, как мы можем спасти цветы мачехи? (полить).

Я для вас тоже приготовила цветы из бумаги, возьмите каждый по цветку и опустите на воду, предлагаю понаблюдать, что произойдет с ним?

Что происходит? А как вы думаете почему цветы сначала сжались? Какой вывод можно сделать? Бумага состоит из целлюлозы, а это природный материал, поэтому она разбухает в воде и напитывается. Посмотрите пожалуйста мы помогли Золушке, у Золушки тоже распустились цветы.

Поливая цветы Золушка услышала громкий звук и поняла, что это королевский салют, ей очень хотелось увидеть салют, но дворец был очень далеко и она могла только слышать выстрелы салюта и тогда Золушка решила для себя устроить маленький салют. И мы сейчас с вами тоже устроим салют.

Подвиньте, пожалуйста подносы. Для того, чтобы салют получился ярким и красивым мы должны добавить гуашь. Размешаем. Теперь добавляем немножко жидкого мыла. Теперь  добавляем соду. Затем лимонную кислоту. Как вы думаете, за счет чего у нас получился такой салют? (Ответы)

Когда сода смешивается с лимонной кислотой, появляются пузырьки, происходит химическая реакция.

Посмотрите, у Золушки тоже появился салют.

Золушке так понравился салют. Что она решила его нарисовать. Но так как бумаги у неё не оказалось, она придумала рисовать на молоке. Давайте пододвинем себе тарелочку с молоком, теперь нам для этого понадобится краска, берем цвета, которые вам нравятся и наливаем в середину тарелки. А теперь берем ватную палочку, хорошенько её окунаем в жидкое мыло и добавляем её в середину нашей тарелочки. Посмотрите, какая реакция произошла? Какое чудо, очень красивый салют. А как вы думаете, как у нас это произошло? Что нам в этом помогло? (жидкое мыло с чем соединилось? С молоком, молоко состоит из молекулы жира и при появлении моющего средства, молекулы разрываются, что приводит их к быстрому движению).

Рисуя узоры Золушка все равно мечтала попасть на бал, тут она и вспомнила, про свою крестную фею, только она могла ей помочь, она решила послать ей весточку, но у неё был только лист бумаги и лимон. Как вы думаете, что придумала сделать Золушка? (ответы)

Золушка написала письмо и свернула его самолетиком и отправила его фее крестной, фея крестная поймала самолетик и нечаянно поранила палец о край бумаги, тогда она решила обработать ранку йодом и тут вдруг йод пролился на бумагу, и фея увидела и прочитала послание от Золушки, а что она ей написала, мы с вами сейчас узнаем.

Для этого нам понадобится раствор йода, подвиньте его к себе возьмите кисточку и хорошенько нанесите на бумагу. Как вы думаете, что произойдет? Покажите все что у вас получилось. Что у Ирины Ивановны получилось грустная Золушка, грустное слово написано, карета и платье нарисовано.

А как вы думаете, с помощью чего у нас произошла такая реакция, что с чем соединились? (А я вам так скажу, бумага содержит крахмал и при соприкосновении с йодом, происходит такая реакция, бумага окрашивается в синий цвет, а лимон у нас окрасился? Значит он не вступает в реакцию.

Вот такой опыт вы можете показать своим детям, ребяткам, дети которые умеют читать, можно написать слово на листе, а дети которые не умеют еще читать, можно нарисовать картинку.

И фея сразу прочитала письмо и поспешила на помощь к Золушке, она взмахнула своим волшебной палочкой, превратила нашу Золушку в принцессу, подарила ей карету и красивое платье с туфельками и отправила ее на бал.

А теперь скажите, пожалуйста, помогли мы Золушке?

А справились мы со всеми заданиями?

А что нам в этом помогло? (эксперименты)

Уважаемые коллеги в заключении хотелось бы сказать опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность, пытливость ума, стремление к познанию мира, а также умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях.

Спасибо вам большое, что присутствовали на данном мастер-классе, за вашу активность.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Сказка в экспериментальной деятельности школьников » Мастер-класс для педагогов Подготовила учитель МКОУ « Таборинская СОШ»: Озиш Алена Юрьевна

Слайд 2

Создать условия для повышения профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе педагогического общения. Цель мастер – класса:

Слайд 3

дать участникам мастер-класса практические знания об опытно-экспериментальной деятельности детей и возможности ее применения на практике; продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с различными материалами; показать, как можно использовать сказочные истории в экспериментальной деятельности детей; распространение педагогического опыта. Задачи мастер - класса:

Слайд 4

Опыт №3: Невидимые чернила Для этого нам понадобятся: вода, половинка лимона, стаканчик, кисточка, белый лист бумаги. Выдавим сок из лимона в стакан, добавили такое же количество воды, перемешаем, у нас получились невидимые чернила. Обмакнем кисточку в раствор лимонного сока и воды и сделаем надпись на бумаге. После того, как надпись сделана, ей надо дать высохнуть. Чтобы проявить надпись, мы нагреем листок бумаги огнем свечи, и тогда получится прочитать послание. Выводы: Лимонная кислота темнеет при воздействии температуры и таким образом, чернила становятся видимыми.

Слайд 5

Надуваем требуемое количество шариков, которые будут безвозвратно испорчены в ходе опыта, и выжимаем цедру мандарина над шариком… Воздушные шарики лопаются, лишь только сок с цедры попадает на них! Вывод: Сок, который мы выдавливаем из шкурки мандарина, содержит особое вещество — лимонен . Лимонен содержится во многих эфирных маслах цитрусовых. Лимонен обладает удивительной способностью растворять резину, а из резины, как известно, и изготовлены наши бедные шарики. Опыт №4: Почему лопнул шарик

Слайд 6

Проведем опыт. Аккуратно наливаем в бутылку примерно 50 мл уксуса. Насыпаем в шарик две-три чайные ложки соды. Надеваем шарик на горлышко бутылки и высыпаем соду из шарика в уксус. Смотрим, что происходит – шарик надувается. Завязываем воздушный шарик. Объяснение: При смешивании соды и уксуса возникает химическая реакция, в результате которой выделяется углекислый газ. Опыт №5: Надуваем шарик без насоса

Слайд 7

Для опыта нам понадобится: Положите в миску ложку гуаши, налейте жидкого мыла, смешанного с водой. Опустите трубочки в полученную смесь и медленно подуйте в нее, оставляя конец трубочки на дне миски. Дуйте до тех пор, пока над миской не получится мыльная цветная шапка. Дыхание медленное, при сильном выдохе пузыри лопаются. Положите лист бумаги на миску сверху. Оторвите лист бумаги от миски. У вас получится изображение – отпечаток. Наши волшебные облака готовы. Опыт №6: Волшебные облака

Слайд 8

Опыт №7: Салют в банке Все, что нужно для этого опыта, уже есть на столах: банка, вода, растительное масло и краска. А выглядит все эффектно и много времени и сил не потребует. Наберите краску в шприц (пипетку) и потихоньку капайте раствор краски в масло, повторите тоже самое с другими красками. Перемешайте масло и краситель вилкой, чтобы получились более мелкие разноцветные капли. Вода с маслом не смешается, так что бояться нечего. Аккуратно вылейте масло с краской в воду и следите за тем, что происходит. Краска начнет медленно растворяться в воде, образуя цветные потеки, а потом смешиваться, создавая новые цвета.

Слайд 9

Опыт №7: Салют в банке Суть происходящего в том, что масло всегда будет плавать на поверхности, а вот краска будет тонуть, потому что она тяжелее масла. Выглядит это все, как маленькие цветные взрывы — отсюда и название: салют в банке

Слайд 10

Вам удалось почувствовать себя детьми? Выразите своё отношение к тому, что вы делали сегодня 1— тремя существительными 2 — тремя прилагательными 3 — тремя глаголами Рефлексия

Слайд 11

В заключение процитирую слова Генри Форда: «Собраться вместе – это начало. Держаться вместе – это прогресс. Сотрудничать вместе – это успех».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Профессиональная компетентность педагога, работающего с детьми, имеющими устойчивые трудности в обучении"

В системе общего образования особой проблемой является постоянное увеличение числа школьников , не справляющихся со стандартнми требованиями учебной программы.Отсюда цель:находить в теории обучения и ...

Городской семинар, мастер-класс "Инновационная деятельность педагога как одно из условий победы в конкурсе."

МАСТЕР-КЛАССпроводит учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы №3» г. КогалымаГурина Светлана Николаевна. ЦЕЛЬ: повыси...

Мастер-класс для конкурса "Педагог года" "Как играть с гиперактивными детьми?"

Данный материал включает разработку занятия  и сопроводительную презентацию....

Мастер-класс рисования витражными красками учителем в кожуунной детской библиотеке во время сетевой акции "Библионочь-2014"

На мастер - класс приглашены учащиеся. которые нарисовали картины витражными красками для кожуунной библиотеки под руководством учителя начальных классов Дазырбан Ч.В....

Мастер-класс по обучению педагогов использованию "виртуальной доски"

Мастер-класс по обучению педагогов использованию "виртуальной доски"...

Мастер-класс для учителей - педагогов «Сказкотерапия как метод коррекции речи»

Цель: освоение и последующее применение методики в практической деятельности педагога.В жизни много чудес. Разве не чудо, что солнце всходит и заходит, что меняются времена года, рождаются дети?.. Пра...

Мастер-класс для аудитории педагогов «Технология развития критического мышления у младших школьников»

В данном мастер - классе вы познакомитесь с методами и приёмами Технологии критического мышления....