Реализация модели командного наставничества в ГБОУ школе № 411 «Гармония»
статья
На современном этапе наставничество в образовании является стратегически значимым элементом системы развития кадровой политики. Это универсальная модель построения отношений внутри организации, направленная на методическое сопровождение начинающего специалиста, а также повышение педагогического мастерства (в том числе и педагога – наставника). В данной статье представлен опыт работы образовательного учреждения по направлению "Командное наставничество"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Реализация модели командного наставничества в ГБОУ школе № 411 «Гармония» | 376.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация модели командного наставничества в ГБОУ школе № 411 «Гармония»
Учитель начальных классов: Егорова Любовь Ильинична
На современном этапе наставничество в образовании является стратегически значимым элементом системы развития кадровой политики. Это универсальная модель построения отношений внутри организации, направленная на методическое сопровождение начинающего специалиста, а также повышение педагогического мастерства (в том числе и педагога – наставника).
Дополнение традиционных форм работы с молодыми специалистами в соответствии с целями и задачами развития потенциала начинающего педагога позволяет успешнее адаптировать его к условиям работы в культуротворческой школы.
Наставничество — это универсальная технология передачи жизненного, личностного и профессионального опыта, формирования навыков, компетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве
Наставник оказывает педагогическое воздействие на базовые процессы развития не непосредственно, а путем вовлечения сопровождаемого, в ту или иную деятельность, с последующей организацией ее обсуждения и осмысления полученного опыта.
В наставничестве принято выделять следующие роли: коуч, ментор, тьютор, эдвайзер, фасилитатор. Педагогам нашей школы близка роль наставника - фасилитатора (человека, обеспечивающего успешную групповую коммуникацию), так как ведущей моделью работы с начинающими специалистами стало командное наставничество, где каждый наставник выбирает для себя направление работы с начинающим педагогом (наставник-консультант, наставник-предметник). Составной частью является виртуальное наставничество. На сайте школы размещен раздел, посвященный работе педагогического коллектива в режиме пилотной площадки (https://school411.spb.ru/view_text.php?page=nastavnichestvo).
С 2020 года ГБОУ школа № 411 «Гармония» Петродворцового района Санкт-Петербурга, работает в режиме пилотной площадки, где активно внедряется целевая модель проекта «Наставничество».
Проект нацелен на создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации, раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимого для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях. Опытные педагоги стремятся сформировать такое образовательное пространство, в котором может профессионально и личностно самореализоваться каждый педагог и обучающийся, т.к. в школе реализуются две модели наставничества: «учитель-учитель», «ученик-ученик».
Структура школьной методической службы культуротворческого типа включает в себя: методический совет, который объединяет предметные методические объединения, совет лидеров, совет экспертов. (см. рис.1)
Рис.1Схема«Методическая служба»
В школе создан методический совет, одним из направлений работы которого является – наставничество. Созданная творческая группа «Грани таланта» обеспечивает работу педагогов по реализации командного наставничества в модели «учитель - учитель». Я, как куратор этого направления, организую координацию развития кадрового потенциала в школе. (см. рис. 2)
Рис. 2. Развитие кадрового потенциала в школе
Направления работы наставников в модели «учитель – учитель» в ГБОУ школа №411 «Гармония» определяются с учетом диагностики дефицитов, индивидуальных запросов молодых педагогов и психологической совместимости с наставником.
На этапе диагностики дефицитов молодого педагога (предметные, общекультурные, коммуникативные, познавательно-творческие, личностного самосовершенствования, ИКТ-компетенции) идет выбор личного направления наставляемого и планирование работы.
Примером построения работы с молодым педагогом может служить разработка методической службы школы «Дефицит IT- компетенций».
Рассмотрим построение работы с наставляемым по восполнению дефицитов IT-компетенций (см. рис. 3).
Рис. 3. Дефицит IT-компетенций
На втором этапе работы наставники проводят мастер-классы по формированию различных компетенций (общекультурных, личностного самосовершенствования, познавательно-творческие). Молодые педагоги посещают уроки, занятия внеурочной деятельности опытных учителей, знакомятся с материалами на электронных носителях в удобное для них время. Далее на встречах идёт анализ занятий.
На третьем этапе начинающие педагоги самостоятельно разрабатывают уроки и представляют их на потоковых мастермайндах.
Результатом этой работы становится школьный фестиваль ЦОР и создается БЦС «Молодые-молодым».
В коллектив наставников ГБОУ школа №411 «Гармония» включены опытные специалисты – педагоги, обладающие ресурсами и оказывающие разностороннюю поддержку (психологическую и профессиональную) начинающим учителям. В команду наставников входят: опытные учителя, председатели предметных методических объединений, заместители директора по УВР, педагог-психолог, социальный педагог.
Молодые специалисты в начале профессионального развития, а также учителя, попавшие на новое место работы, нуждаются одновременно в личностной и профессиональной поддержке. Наибольшие трудности вызывает психологическая и компетентностная адаптация, формирование собственной позиции и системы преподавания, выстраивание гармоничных отношений с педагогическим коллективом, родительским и ученическим сообществом.
Целью командного наставничества является успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри учебного заведения, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.
Результатом эффективной организации работы наставников является высокий уровень включенности начинающих специалистов в педагогический процесс, усиление уверенности в собственных силах и развитие личного, творческого и педагогического потенциала. Это оказывает влияние на уровень образовательной подготовки и психологический климат в коллективе. Учителя-наставляемые получают необходимые для данного периода профессиональной реализации компетенции, профессиональные советы и рекомендации, а также стимул и ресурс для комфортного становления и развития внутри организации.
В ГБОУ школе №411 «Гармония», основными вариантами взаимодействия между наставником и начинающим педагогом стали:
– «опытный - начинающему», классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных компетенций (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы;
– «скованный – коммуникабельный», конкретная психоэмоциональная поддержка («не могу найти общий язык с учениками», «испытываю стресс во время уроков»), сочетаемая с профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и инициатив;
– «математик – гуманитарию», в течение которого происходит обмен навыками, необходимыми для развития метакомпетенций.
– «начинающий – опытному», в рамках которого, более молодой учитель помогает опытному представителю «старой школы» овладеть современными программами и цифровыми навыками - технологиями.
– «сведущий предметник – неопытному предметнику», в рамках которого опытный педагог оказывает методическую поддержку по конкретному учебному предмету (поиск пособий, составление рабочих программ и тематических планов и т. д).
Работа команды наставников включает в себя этапы:
- Диагностика дефицитов начинающего педагога кураторами: анкетирование, посещение уроков, личные запросы начинающего педагога.
Это этап самоанализа и совместного анализа компетенций как куратора, наставника, так и наставляемого.
Среди обсуждаемых тем:
- выявление сильных сторон и дефицитов с перспективными зонами роста по метакомпетенциям / профессиональным компетенциям;
- определение приоритетной сферы деятельности наставляемого (помимо конкретных профессиональных задач), что позволит выстраивать работу на перспективу и послужит дополнительной мотивацией для наставляемого;
- формулировка приоритетных целей развития, таких как организация культуротворческого урока, учебной дисциплины, работа с детьми с ОВЗ и с талантливой молодежью, организация работы с родительской общественностью,
- организация культуротворческой образовательной среды в условиях цифровизации.
- Отбор наставников из числа активных и опытных педагогов (обсуждение на заседаниях МО и педсовете). Назначение добровольное.
- Обучение наставников: дистанционные курсы, вебинары, интенсивы,
- Формирование групп «наставник–наставляемый» на основе дефицитов
формируются пары классические (работа один на один), виртуальное (работа через мессенджеры, онлайн-платформы) и командное сопровождение.
При командном наставничестве идет распределение ролей среди наставников одновременно в трех основных сферах - методической, профессиональной, коммуникативной. Ключевое значение в деятельности участников командного наставничества заключается в передаче своего личного опыта, а не только имеющегося в теории и практике образования представления об этом опыте.
Команда наставников формирует и организует свою деятельность на принципах командообразования, где каждый ее участник разделяет цели, ценности и общие подходы к совместной деятельности в культуротворческой школе, члены команды принимают на себя ответственность за конечные результаты.
Команда наставников характеризуется:
- единством цели;
- значительной автономностью деятельности в процессе наставничества;
- следование общим правилам командной работы и оптимальное распределение функций и объемов работ при организации наставничества;
- слаженность работы наставников: взаимодополняемость и взаимозаменяемость ролей за счет высокого профессионализма участников команды наставников;
5. Мотивация наставников – выдвижение для участия в профессиональных конкурсах, получение статуса учитель – инноватор, представление опыта педагогическому сообществу на районном, региональном, всероссийском уровне.
6. Работа в паре, в группе
Работа «наставник – наставляемый» по индивидуальному плану с использованием материалов «Портфеля Наставника 411», который включает в себя: Паспорт наставника, Дневник наставника и наставляемого, Методическую тетрадь, Толковый словарь.
- создание специальных ситуаций (развивающих, деятельностных, коммуникативных, проблемных, конфликтных), расширяющих опыт сопровождаемого и активизирующих процессы его развития;
Методическое сопровождение в форме командного наставничество способствует профессионально-творческой самореализации молодых педагогов школы (формированию эффективных механизмов взаимодействия наставника и начинающего педагога).
В ходе командной работы у участников творческих групп повышаются профессиональные компетентности, культура, мастерство, формируется позитивное мировоззрение, создается особая атмосфера культуротворческой школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад " Технология деятельностного метода, как основа реализации ценностной модели современного воспитательного процесса в школе"
Ознакомить учителей с педагогической технологией - ТДМ как одной из ведущих технологий обучения при реализации ФГОС НОО....
Реализация принципов непрерывности выстраиваемой системы взаимодействия между дошкольным и школьным образованием ГБОУ Школы №1430
В данной презентации раскрывается реализация принципов непрерывности выстраиваемой системы взаимодействия между детским садом и школой....
Реализация модели внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО в МОУ «Школа-гимназия №6» г. Джанкоя
Реализация модели внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО в МОУ «Школа-гимназия №6» г. Джанкоя...
Реализация модели внеурочной деятельности на основе институциональной и муниципальной системы дополнительного образования детей в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО
Доклад об организации внеурочной деятельности в МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский....
Реализация модели внеурочной деятельности на основе институциональной и муниципальной системы дополнительного образования детей в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО
Значение эффективной внеурочной деятельности и ранней профподготовки для развития социальной адаптации, социального самоопределения и самореализации на премере организации внеурочной деятельности в МБ...
Статья из сборника методических материалов "Модель формирования ценности здорового образа жизни участников образовательного процесса и её методическое обеспечение." Региональная инновационная площадка. ГБОУ школа-интернат № 49. Санкт-Петербург 2016 г.
Статья "Здоровьесозидающий потенциал учебной исследовательской деятельности в начальной школе"....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Модель реверсивного наставничества «Учи↔Учись»
Проект направлен на переход от классической методической модели наставничества к реверсивному наставничеству.Реверсивное наставничество – н...