Реализация модели внеурочной деятельности на основе институциональной и муниципальной системы дополнительного образования детей в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Доклад об организации внеурочной деятельности в МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Реализация модели внеурочной деятельности на основе институциональной и муниципальной системы дополнительного образования детей
в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО
Жукова Любовь Анатольевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский
Нам есть чему научить, нам есть чему учиться! |
Признавая социализацию в качестве одной из задач российского образования, важно вовремя сориентировать ребенка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях системы основного общего образования. Такая возможность общеобразовательным учреждениям, в том числе и нашему, предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) нового поколения. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-ориентированный процесс. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.
Каков же механизм реализации внеурочной деятельности на базе школы?
В первую очередь, это создание нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность ОУ по внеурочной деятельности.
В разделе №3 п.13 ФГОС НОО сказано: «… внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности». В нашей школе организована внеурочная деятельность, и не только предметная, в различных формах (индивидуальной, групповой) с целью создания образовательной среды, позволяющей учащимся проявить свои индивидуальные способности и таланты при:
- подготовке и проведении общешкольных предметных недель и олимпиад;
- выпуске научных и художественных печатных изданий;
- организации выставок по результатам творческой деятельности учащихся;
- проведении интеллектуальных конкурсов, игр и соревнований.
Большое значение для развития социальной адаптации, социального самоопределения и самореализации приобретают такие формы работы, которые позволяют учащимся выйти в реальное научно-образовательное пространство: Слайд 4.
- участие в городских предметных олимпиадах и выход на олимпиады более высокого уровня;
- участие в конкурсах и соревнованиях общероссийского и международного уровня («Кенгуру», «Медвежонок», «Инфознайка», «Золотое руно», «КИТ» и др.);
- проведение школьных научно-практических конференций;
- работа пресс-центра и выпуск печатного издания - газеты школы.
С целью овладения научными методами познания создается научное общество учащихся, организуется индивидуальная и групповая научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся.
В соответствии с целями общего образования первостепенной задачей является обеспечение условий для самоопределения личности. В связи с этим значимым является эффективная внеурочная деятельность и ранняя предпрофильная подготовка, которые способствуют решению следующих задач:
- выявление интересов, склонностей, способностей школьников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе;
- оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками представлений о жизненных, социальных ценностях в том числе, связанных с профессиональным становлением;
- развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности;
- формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.
Формы и модель организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основных образовательных программ начального и основного общего образования определяет образовательное учреждение.
Из предложенных организационных моделей внеурочной деятельности нашим общеобразовательным учреждением выбрана модель дополнительного образования (на основе институциональной и муниципальной системы дополнительного образования детей), которая опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей микрорайона.
Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов.
Выбор модели продиктован как недостаточным количеством свободных помещений для проведения кружков и секций, квалифицированных специалистов дополнительного образования, так и ранее сложившейся системой сотрудничества школы и других учреждений микрорайона.
При введении ФГОС НОО и ФГОС ООО в школе организация внеучебной деятельности обучающихся осуществляется силами образовательного учреждения с привлечением возможностей учреждений дополнительного образования, культуры и спорта (Центр развития детей, подростков и молодежи «Факел», детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва, Центр досуга «Вынгапур») на основе договоров и соглашений о совместной деятельности. В период летних каникул для продолжения внеурочной деятельности будут использоваться возможности летнего пришкольного лагеря.
Систему работы в контексте совместной деятельности Центра развития детей, подростков и молодежи «Факел» сегодня представит педагог-организатор Вальтер Ирина Викторовна.
В начальной школе реализуются представленные направления внеурочной деятельности:
Направление ВД | Формы организации | Кто проводит |
Спортивно-оздоровительное | Секции «Юный баскетболист» | МБОУ СОШ |
Мини-футбол | ||
Легкая атлетика | МБУ ЦРДПиМ «Факел» | |
Спортивные соревнования | ДЮСШОР, МБОУ СОШ, МБУ ЦРДПиМ «Факел» | |
Беседы, викторины, конкурсы рисунков, плакатов, проектные работы | МБОУ СОШ | |
Духовно-нравственное | Занятия в воскресной школе | Воскресная школа при храме Успения Святой Богородицы |
Кружок «Родничок» | МБОУ СОШ | |
Беседы, викторины, конкурсы рисунков, плакатов, проектные работы, посещение музеев, экскурсии, встречи, акции «Посылка солдату», «С добрым утром, ветеран!», «Георгиевская ленточка», Вахта памяти | МБОУ СОШ | |
Общеинтеллектуальное | «Учусь создавать проект» | МБОУ СОШ |
«Мир геометрии» | ||
«Проба пера» | ||
Легоконструирование | ||
Олимпиады, конкурсы, викторины, проектные работы | ||
Общекультурное | Танцевальный кружок «Ритмика и танец» | МБОУ СОШ |
Театральная студия «Арт-фантазия» | МБОУ СОШ | |
Вокальная студия «Улыбка» | ||
Кружок «Оригами» | МБУ ЦРДПиМ «Факел» | |
Танцевальный кружок «Вдохновение» | ||
Занятия в музыкальной школе | ДМШ №3 | |
Экскурсии, конкурсы, культпоходы, встречи, игры. праздники | МБОУ СОШ ДМШ №3 ЦД «Вынгапур» МБУ ЦРДПиМ «Факел» | |
Социальное | Кружок «Дорогой добра» | МБОУ СОШ |
Участие в акциях «Деревцо», «Чистый поселок», «Помощь далекому другу», «Чистый лес», «Акция добрых дел» | ||
Беседы, экскурсии, встречи с интересными людьми, проекты |
В 5-6 классах внеурочная деятельность на базе школы и учреждений микрорайона ориентирована, как и в начальной школе на спортивно-оздоровительное, общекультурное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное и социальное направления по следующим детским объединениям в формах, отличных от урочной:
На сегодняшний день это организация внеурочной деятельности в 5-х классах.
Направление | Программа | Кто проводит |
спортивно-оздоровительное | «Волейбол» | ДЮСШОР |
«Баскетбол» | МБОУ СОШ | |
Легкая атлетика | ДЮСШОР | |
социальное | «Мы на позитиве» | МБУ ЦРДПиМ «Факел» |
«Рука в руке» | МБОУ СОШ | |
общекультурное | «Северное сияние» (танцевальная студия) «Оригами» (декоративно-прикладное творчество) | ЦД «Вынгапур» МБУ ЦРДПиМ «Факел» |
общеинтеллектуальное | «Проектируем вместе» | МБОУ СОШ |
«Авиамоделирование» | МБОУ СОШ | |
духовно-нравственное | «Музейное дело» | МБОУ СОШ |
Духовно-нравственное направление детского объединения «Музейное дело» ориентировано на использование дополнительных возможностей социального партнерства с музеем Боевой Славы при Центре развития детей, подростков и молодежи «Факел» (руководитель Усенко Н. Н.).
В МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное)
Работа кружков, объединений планируется как в рамках одного класса, так и осуществляется не только для учащихся конкретного класса, а с учетом возможности привлечения обучающихся параллели в целом. Таким образом, внеурочная деятельность предполагает для каждого обучающегося индивидуальный образовательный маршрут, который разрабатывает классный руководитель и в письменном виде выдает обучающемуся и (или) его родителям (законным представителям).
В 7 - 9 классах рамки внеурочной деятельности расширятся следующими направлениями:
социальное направление:
- программа волонтерского движения «Мы вместе» (при ЦРДПиМ «Факел»)
- программа поисковой деятельности при музее Боевой Славы «Поиск» (при ЦРДПиМ «Факел»)
общекультурное направление:
- школьный вокально-инструментальный ансамбль (образцовый детский коллектив «Диалог» при МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский)
общеинтеллектуальное:
- школьное научное общество «Инсайт»: программа «Юный биолог»: естественнонаучное направление (при МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский)
Для успеха в организации внеурочной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности.
Воспитательный результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности, это духовно-нравственное приобретение ребенка, благодаря его участию в любом виде деятельности (приобрел нечто, как ценность, опыт самостоятельного действия).
Эффект внеурочной деятельности - это последствие результата, то, к чему привело достижение результата: приобретенные знания, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили ребенка как личность, способствовали развитию его компетентности, идентичности.
Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности.
Третий уровень результатов – получение опыта самостоятельного общественного действия. Взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
«Кто не видит конечной цели, очень удивляется, придя не туда». Это высказывание Марка Твена предостерегает нас от ошибок в организации учебно-воспитательного процесса и заставляет конкретизировать и операционализировать цели современного образования и в контексте реализации программ внеурочной деятельности.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования http://standart.edu.ru
- «Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования» http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=6855
- Оценка достижения планируемых результатов в основной школе. Система заданий. В 2ч. Ч. 1/[М.Ю. Демидова, С.В.Иванов, О.А. Кабанова и др.] /под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой.–2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 454 с.
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский.
- Степанов Е.Н. «Методические советы по организации внеурочной деятельности обучающихся» http://www.openclass.ru/pages/221595.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
- План действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы.
- ФЦПРО на 2011–2015 годы.
- Постановление Правительства РФ от 31 мая 2011 года № 436 «О порядке предоставления в 2011–2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования».
- Приказ Минобрнауки России от 24 декабря 2010 года № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/12 учебный год».
- Приказ Минобрнауки России от 14 декабря 2009 года № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях».
- Приказ Минобрнауки России от 13 января 2011 года № 2 «О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях».
- Федеральный закон от 8 мая 2010 года № 83ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
- Приказ Минобрнауки России от 24 марта 2010 года № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».
- Приказ Mинздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих».
- Приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 года № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.282110 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 года № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
Если под метапредметными результатами в начальной школе мы подразумеваем освоенные универсальные учебные действия, ключевые компетенции и межпредметные понятия, то в среднем звене мы добавляем способность использовать их в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельно планировать, осуществлять учебную деятельность, строить индивидуальную образовательную траекторию.
Документы федерального значения, которыми необходимо руководствоваться при введении ФГОС ООО
Примерные основные образовательные программы начального и основного общего образования.
Инструктивно-методические письма Департамента общего образования Минобрнауки России:
- О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (от 19.04.2011 № 03255);
- Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (от 12.05.2011 № 03296);
- Разъяснения по применению Порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (от 18.08.2010 № 0352/46 и от 15.08.2011 № 03515/59);
- О методике оценки уровня квалификации педагогических работников (от 29.11.2010№ 03339);
- Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (приложение к письму Минобрнауки России от 24.11.2011 № МД1552/03).
Модельная методика формирования системы оплаты труда и стимулирования работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений.
Модельная методика введения нормативного подушевого финансирования реализации государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления взаимодействия общего и дополнительного образования детей в условиях реализации ФГОС
Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности детей является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, а воспитание рассматривается как миссия образования, как ценностно-о...
Реализация модели внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО в МОУ «Школа-гимназия №6» г. Джанкоя
Реализация модели внеурочной деятельности в условиях ФГОС НОО в МОУ «Школа-гимназия №6» г. Джанкоя...
Доклад на тему: «Одарённые дети в рамках реализации ФГОС 2 поколения»
Доклад на тему: «Одарённые дети в рамках реализации ФГОС 2 поколения»...
Реализация модели внеурочной деятельности на основе институциональной и муниципальной системы дополнительного образования детей в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО
Значение эффективной внеурочной деятельности и ранней профподготовки для развития социальной адаптации, социального самоопределения и самореализации на премере организации внеурочной деятельности в МБ...
Духовно-нравственное воспитание детей в рамках реализации ФГОС НОО
Внеклассная работа – «живое» общение с русским, духовным, чистым источником. Здесь просто кладезь возможностей для формирования и становления таких ценностей, как: доброта, увереннос...
«Новые формы оценки качества образования в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО»
laquo;С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребёнком появляется идол — отметка. Для одного ребёнка — он добрый, снисходительный, для другого — жёсткий, безжало...