Система оценивания ученика 2 варианта. Ведение портфолио обучающегося
статья
Закономерные затруднения в освоении обучающимися отдельных предметов не рассматривается как показатель неуспешности их обучения и развития в целом. Оценка производится с учетом актуального психического и соматического состояния обучающегося. Оценка отражает степень самостоятельности обучающегося при выполнении действий, операций, направленных на решение жизненных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.62 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребёнок» г. Смоленска»
Выступление на МО начальных классов
«Система оценивания ученика 2 варианта.
Ведение портфолио обучающегося»
Классный руководитель
2 «А» класса
Катасонова Юлия Сергеевна
Смоленск 2021
- СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
На основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) (вариант 2), разработанной на основе ФГОС ОО УО (ИН) и одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию образовательное учреждение разрабатывает свою адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Стандарт устанавливает требования (ФГОС 4.1.) к результатам освоения АООП к личностным и предметным результатам освоения обучающимися.
Освоение обучающимися АООП (вариант 2) предполагает достижение ими двух видов результатов:
- личностных, включающих сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества;
- предметных, включающих освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания и его применению.
Предметные результаты не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный уровень достижения предметных результатов фиксируется в рабочих программах по предметам и курсам с ориентацией на всех обучающихся класса.
Достаточный уровень рассматривается как повышенный и не является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью.
В соответствии с требованиями ФГОС личностные и предметные планируемые результаты освоения обучающимися АООП (вариант 2) рассматриваются в качестве возможных (примерных, ожидаемых) результатов, соответствующих индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям обучающихся.
Система оценки достижения планируемых (возможных) результатов освоения АООП (вариант 2) решает следующие задачи:
*закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности, описывает объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
*обеспечивает комплексный подход к оценке предметных, базовых учебных действий и личностных результатов освоения АООП (вариант 2);
*позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.
Закономерные затруднения в освоении обучающимися отдельных предметов не рассматривается как показатель неуспешности их обучения и развития в целом. Оценка производится с учетом актуального психического и соматического состояния обучающегося. Оценка отражает степень самостоятельности обучающегося при выполнении действий, операций, направленных на решение жизненных задач.
Аттестация (оценивание) обучающихся подразделяется на текущую, которая происходит в конце полугодия в форме мониторинга запланированных достижений по установленным критериям.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения АООП и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Результаты промежуточной аттестации в конце учебного года фиксируются в форме характеристики. Исключается система балльного (отметочного) оценивания. В течение учебного года оценки обучающимся не выставляются
Предметом итоговой аттестации является достижение результатов освоения АООП последнего года обучения и развития жизненных компетенций обучающихся. Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения.
Оценка достижений предметных результатов по практической составляющей производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
0 – не выполняет, помощь не принимает.
1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.
2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.
3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.
4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.
5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.
Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:
0 – не воспроизводит при максимальном объеме помощи.
1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и пробелами.
2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками.
3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками.
4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок.
5 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.
Оценка достижений предметных результатов производится 1 раз в полугодие.
На основании сравнения показателей за полугодие текущей и предыдущей оценки учитель делает вывод о динамике усвоения АООП каждым обучающимся с у/о по каждому показателю по следующей шкале:
0 – отсутствие динамики или регресс.
1 – динамика в освоении минимум одной операции, действия.
2 – минимальная динамика.
3 – средняя динамика.
4 – выраженная динамика.
5 – полное освоение действия.
Словесная отметка обучающимся по варианту 2 АООП выставляется по двухуровневому принципу: «усвоено», «не усвоено». Отметке «усвоено» соответствует шкальная оценка от 1 до 5. Отметке «не усвоено» соответствует шкальная оценка 0 по обеим составляющим предметных результатов.
- ПОРТФОЛИО
Портфолио является способом фиксирования, накопления и оценки работ, результатов обучающегося, свидетельствующих о его усилиях, прогрессе и достижениях в различных областях за определенный период обучения.
Портфолио позволяет учитывать результаты обучающегося в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, спортивной, социальной, коммуникативной.
Портфолио обучающегося – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных или несертифицированых индивидуальных учебных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая является составляющей рейтинга обучающихся.
Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно – ориентированный подход в образовании. Основной смысл портфолио – «показать, на что способен ребенок с ОВЗ».
Цель портфолио – собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития обучающегося, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, продемонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.
Портфолио реализует следующие функции образовательного процесса:
− Диагностическую: фиксируются изменения и рост показателей за определенный период времени.
− Целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом.
− Мотивационную: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов.
− Содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ.
− Развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу.
− Рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений.
Положительный эффект от введения портфолио:
Для ребенка – это копилка личных достижений в речевом, психическом, физическом, творческом развитии, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни; это признание индивидуальной неповторимости ребенка, которая проявляется в его характере, разнообразии интересов, качестве познавательных процессов.
Для педагога – «портфолио как инструмент комплексной диагностики», обеспечит отслеживание индивидуального прогресса ребенка в развитии.
Портфолио, является доступным, мобильным, творческим началом как для ребёнка, так и для остальных субъектов образовательного процесса. Дети с ОВЗ развиваются и обучаются медленнее других детей и в меньшем объёме. Поэтому важно отразить в портфолио даже небольшую динамику.
Порядок формирования портфолио
*Портфолио ученика является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения АООП.
*Период составления портфолио (1-4 класс, 5-9 класс, 10-11 класс).
*Портфолио оформляется в папке-накопителе с файлами на бумажных носителях.
* Ответственность за организацию формирования портфолио, систематическое заполнение и знакомство родителей (законных представителей) возлагается на классного руководителя.
* Портфолио хранится в классном помещении в течение всего времени пребывания ребенка в нём.
Структура портфолио не является жесткой и определенной раз и навсегда.
Первый лист –титульный лист, который содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество, учебное заведение, класс, фото ученика).
Первый раздел «Мой мир».
Второй раздел называется « Школьная жизнь».
Третий раздел «Мои достижения. Моё творчество».
- по чтению и развитию речи — качество чтения, оценка устных ответов, «дневники читателя»;
- письму и развитию речи — диктанты и изложения, словарные диктанты, письменные творческие работы;
- по математике — контрольные и самостоятельные работы, математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, оценка устных ответов, материалы самоанализа и рефлексии;
- по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами окружающей действительности — дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, оценка устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии;
- по предметам эстетического цикла (музыка и ритмика, изобразительное искусство) - иллюстрации к музыкальным произведениям, на заданную тему, продукты собственного творчества;
- по трудовому обучению - продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии;
- по физкультуре - дневники наблюдений и самоконтроля, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии.
Четвёртый раздел «Отзывы» включает в себя:
- систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, листы наблюдений) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут участники образовательного процесса;
- характеристики отношения ученика к различным видам деятельности;
Работа с портфолио способствует формированию универсальных учебных действий.
Личностные УУД обеспечивают воспитание личности, нравственное развитие и формирование познавательного интереса; оценивает себя; готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки учащегося.
Регулятивные УУД направлены на формирование навыков самоорганизации, включают в себя постановку цели сбора портфолио; планирование разделов и необходимых материалов для их заполнения; прогнозирует результат, который получит, придя к цели; выбирает метод контроля и коррекции заполнения своего портфолио.
Познавательные УУД формируют информационную и исследовательскую культуру обучающегося.
Коммуникативные УУД способствуют формированию культуры общения; ставит перед собой цель рассказать о себе; собирает информацию и систематизирует её; сотрудничает и взаимодействует с разными людьми (родителями, учениками, учителями); развивает свои коммуникативные навыки; совершенствует умение самостоятельно добывать и систематизировать нужную информацию.
Предметные результаты:
- Стартовая диагностика по предмету;
- Таблицы предметных результатов из Дневников с ответами ученика по опроснику самоанализа о своих текущих достижениях и недостатках;
- Итоговые стандартизированные работы по предмету:
Часть, которая пополняется учеником:
– изложения, сочинения, диктанты, записи решения задач, созданные математические модели (рисунки, схемы), результаты мини-исследований, дневники наблюдений, творческие работы.
Каждый материал может сопровождаться листом самооценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/10/picture-114948-1515561571.jpg)
Модель портфолио ученика начальной школы в условиях введения нового ФГОС. Положение о «портфолио» обучающегося.
1. Общие положения. 2. Цель и задачи «портфолио». 3. Оформление «портфолио». 4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении «портфолио» обучающегося. 5. Учёт резуль...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/19/picture-268225-1371648084.jpg)
Использование накопительной системы оценивания (портфолио) характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений
Использование накопительной системы оценивания (портфолио) характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/14/picture-208101-1452768691.jpg)
Портфолио ученика как система оценивания достижений учащихся
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио. ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/25/picture-837125-1477397460.jpg)
Портфолио как новая система оценивания результатов по ФГОС.
В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребёнка в учебном в процессе, ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/14/picture-156668-1479146393.jpg)
«Преемственность в системе оценивания предметных результатов обучающихся, в развитии системы самооценки обучающихся, структуре урока в рамках реализации ФГОС НОО»
Краткое описание применения метода самооценки на уроках математики в начальной школе...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/20/picture-1436713-1668975282.jpg)
«Портфолио обучающихся, как ресурс оценивания образовательных достижений обучающихся с ОВЗ и результатов учебно-воспитательной работы педагогов»
Статья ориентирована на работу с обучающимися с ОВЗ...