Использование накопительной системы оценивания (портфолио) характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений
статья по теме
Использование накопительной системы оценивания (портфолио) характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio_ocenka_deyatelnosti_redaktirovannaya.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование накопительной системы оценивания (портфолио) характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся.
Система оценки — сложная и многофункциональная система, включающая как текущую, так и итоговую оценку результатов деятельности младших школьников.
Одной из составляющих итоговой оценки является накопленная оценка. Оптимальным способом организации системы накопительной оценки является Портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях, что позволяет:
• поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
• поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
• развивать навыки рефлексивной и оценочной (в том числе самооценочной) деятельности учащихся;
• формировать умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
В состав Портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, — протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами.
В Портфолио учеников начальной школы целесообразно включать следующие материалы.
1. Выборки детских работ — формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых учащимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы школы (как ее общеобразовательной составляющей, так и программы дополнительного образования).
Примерами такого рода работ могут быть:
• по русскому языку и литературному чтению, иностранному языку — диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т. п.;
• по математике — математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счета, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
• по окружающему миру — дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
• по предметам эстетического цикла — аудиозаписи, фото и видео-изображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний, описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;
• по технологии — фото и видео изображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний, описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии;
• по физкультуре — видео изображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.
2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя предметники, школьный психолог, организатор
воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса.
3. Материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов Портфолио, делаются выводы о:
1) сформированности универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
2) сформированности основ умения учиться, т. е. способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно_познавательных и учебно-практических задач;
3) индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции.
2.3 Структура и содержание Портфолио младшего школьника (из опыта работы)
В 2012 году мои ученики пришли в первый класс. При выборе методической темы остановилась на формировании учебной самооценки младших школьников, так как в предыдущем выпуске были проблемы с адекватным восприятием оценки собственной деятельности детьми и их родителями. На первом родительском собрании мы определили круг задач учебно-воспитательного процесса в классе, которые будем решать сообща. Родители были ознакомлены с Требованиями к уровню усвоению знаний детей, каждому было распечатаны планируемые уровни подготовки в соответствии со стандартом обучении (знания и умения) по каждому предмету. Было принято решение о создании Портфолио ученика. Затем родительским комитетом мы разработали структуру Портфолио и примерное содержание. На втором родительском собрании мы рассмотрели предложенный вариант и далее родители активно включались в оформление Портфолио своих детей.
Цель создания Портфолио:
1.Портфолио – портфель образовательных достижений школьников.
2.Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства. 3.Позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, коммуникативной, социальной и других сферах
Портфолио помогает решать следующие педагогические задачи:
- формировать умение учиться - ставить цели, планировать, организовывать собственную учебную деятельность.
- поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
- поощрять их активность и самостоятельность;
- расширять возможность обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;
Содержание Портфолио
1 раздел. Моя учёба.
2 раздел. Моё творчество.
3 раздел. Мои достижения.
4 раздел. Работа, которой я горжусь.
Заключение
Подводя итог, отметим, что новым направлением в системе оценивания является следующее:
1. Инструментальное ядро государственного образовательного стандарта.
- Оценка предметных, метапредметных и личностных результатов начального образования
- Ориентация оценки на деятельностный подход.
- Комплексный подход к оценке результатов образования.
- Встроенность оценивания в образовательный процесс и оценка индивидуального прогресса.
В итоговой оценке выпускника необходимо выделять две составляющие:
- Накопленные оценки, характеризующие динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся, их продвижение в освоении планируемых результатов.
2. Оценки за стандартизированные итоговые работы, характеризующие уровень присвоения учащимися основных формируемых способов действий в отношении опорной системы знаний на момент окончания начальной школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений"
Каждый учитель в своем классе ведет ПОРТФОЛИО. Я представляю, как должно выглядить портфолио при реализации ФГОС НОО....
Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений
Выступление на педагогическом совете. Из опыта работы по ФГОС НОО....
Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся
Прочитав данную статью Вы сможете проанализировать портфели достижений ваших обучающихся и может быть что-то подкорректируете. Хочу отметить, что структура портфеля достижений в каждой образовательной...
Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений
Показатель динамики образовательных достижений – один из основных показателей в оценке образовательных достижений. На основе выявления характера динамики образовательных достижений обучающихся можно о...
Портфель достижений как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений»
Проект по теме самообразования....
Тема: «Портфель достижений, как инструмент оценки динамики индивидуальных образовательных достижений»
скачать презентацию...
Портфолио как инструменте оценки динамики индивидуальных образовательных достижений обучающихся
Сейчас в школах от каждого ученика требуют портфолио, но для чего это надо ребенку, многие родители не понимают. На самом деле, в этом документе будет собрана максимально полезная информация о ребенке...