Преемственность начального образования и среднего общего при формировании географических знаний..
статья

В условиях преобразования всех сторон жизни общества, перестройка общеобразовательной школы обуславливает необходимость адекватных изменений в отдельных предметах, в том числе, школьной географии. Изменяются цели, содержание и структура предмета. Эти изменения порождают проблему обеспечения преемственности знаний при переходе от курса к курсу и особенно от одной ступени обучения к другой, в то время, когда именно соблюдение преемственности является одним из важнейших условий формирования географических знаний и умений. Проблема преемственности возникает и существует там, где обнаруживается неполнота или односторонность связей образовательной системы с общей социально-культурной ситуацией.

Разгрузка школьной географии от излишне сложного теоретического материала, формирование у школьников гуманистического мировоззрения, умения и навыков ориентации и социально ответственного поведения в окружающей среде отражают новые взгляды на среднее географическое образование, т.к. современная школьная география не представляет собой механически приспособленную к учебным целям проекцию науки на школу.

Согласно теории содержания общего образования, И. Я. Лернера и М. Н. Скаткина, элементами содержания школьной географии являются знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Преемственная связь из темы в тему, из года в год, от одной ступени обучения к другой должна прослеживаться в каждом из четырех элементов содержания. 

Преемственность географических знаний и умений нами рассматривается на этапе перехода от начальной школы к основной в различных системах школьного образования, в курсах «Окружающий мир», «Природоведение», «Естествознание». Условия реализации преемственности разработаны для традиционной школы с учетом положительного опыта, наработанного в развивающих системах обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr.zan_mihaylichenko_n.a.docx53.59 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

     Введение………………………………………………………………...3-6 стр.

  1. Преемственность содержания географических знаний и

умений начальной и основной школ.

  1. Преемственность и ее значение для школьной географии……...7-10 стр.
  2. Вопросы преемственности географических знаний и умений

в традиционной системе обучения……………………………...10-15 стр.

  1. Решение вопросов преемственности географических знаний

и умений в период модернизации содержания географического

образования……………………………………………………...15-17 стр.

  1. Условия реализации преемственности географических знаний и умений.
  1. Усовершенствованная система географических знаний и умений в начальной школе и 5 классе…………………………………….18-23 стр.
  2. Условия реализации усовершенствованной системы географических знаний и умений в начальной школе и 5 классе………………23-31стр.

Заключение…………………………………………………………..32-35 стр.

Список используемой источников………………………………….36-38стр.

Введение

В условиях преобразования всех сторон жизни общества, перестройка общеобразовательной школы обуславливает необходимость адекватных изменений в отдельных предметах, в том числе, школьной географии. Изменяются цели, содержание и структура предмета. Эти изменения порождают проблему обеспечения преемственности знаний при переходе от курса к курсу и особенно от одной ступени обучения к другой, в то время, когда именно соблюдение преемственности является одним из важнейших условий формирования географических знаний и умений. Проблема преемственности возникает и существует там, где обнаруживается неполнота или односторонность связей образовательной системы с общей социально-культурной ситуацией.

Разгрузка школьной географии от излишне сложного теоретического материала, формирование у школьников гуманистического мировоззрения, умения и навыков ориентации и социально ответственного поведения в окружающей среде отражают новые взгляды на среднее географическое образование, т.к. современная школьная география не представляет собой механически приспособленную к учебным целям проекцию науки на школу.

Согласно теории содержания общего образования, И. Я. Лернера и М. Н. Скаткина, элементами содержания школьной географии являются знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Преемственная связь из темы в тему, из года в год, от одной ступени обучения к другой должна прослеживаться в каждом из четырех элементов содержания. (13)

Преемственность географических знаний и умений нами рассматривается на этапе перехода от начальной школы к основной в различных системах школьного образования, в курсах «Окружающий мир», «Природоведение», «Естествознание». Условия реализации преемственности разработаны для традиционной школы с учетом положительного опыта, наработанного в развивающих системах обучения.

Изменение подходов и целей школьного географического обучения повлекло совершенствование программ, как основного, так и начального образования. В этой связи актуализировалась проблема преемственности географических знаний и умений, осваиваемых учащимися в начальной и основной школах.

Специфика школьной географии заключается в том, что содержание предмета состоит из ряда систем знаний. Следовательно, в пропедевтической подготовке к начальному курсу географии должны быть представлены знания из всех систем. В существующей сегодня системе географических знаний и умений в 1-5 классах элементарные представления из геолого-геоморфологической, гидрологической, климатологической систем, а также из системы знаний о биосфере и географической оболочке, включены в достаточном объеме. Вместе с тем, картографические знания и умения в существующей системе начального обучения и 5 класса представлены недостаточно для реализации целей начального, а вслед за этим и основного образования.

Цель данного исследования: разработать и проверить условия обеспечения преемственности географических знаний и умений между начальной и основной школами (между 1-5 и 6 классами).

 Цель обусловила задачи исследования:

1. Выявить особенности структуры и содержания пропедевтических курсов, предшествующих начальному курсу географии с позиций обеспечения преемственности.

2. Усовершенствовать содержание географических знаний и умений в начальной школе и в 5 классе посредством расширения картографической составляющей с целью повышения качества пропедевтической подготовки учащихся.

3. Определить эффективные методические условия, обеспечивающие усвоение усовершенствованной системы географических знаний и умений на основе овладения учащимися элементарными картографическими знаниями и умениями.

Объект исследования: процесс усвоения географического содержания начального обучения и 5 класса и влияние полученных знаний и умений на эффективность изучения школьниками начального курса географии.

Предмет исследования: содержание географических знаний и умений в начальной школе и в 5 классе.

Гипотеза исследования: преемственность географических знаний и умений между начальной и основной школами будет установлена: при условии совершенствования содержания географических знаний и умений в начальной школе и 5 классе посредством включения блока картографических знаний и умений; при условии реализации усовершенствованной системы географических знаний и умений посредством учебных задач, ролевых игр, уроков-диалогов.

Методы исследования.

Теоретические методы включили анализ психологической и методической литературы по проблемам: организации обучения в начальной школе; формирования учебной деятельности школьников, динамики возрастного развития пространственного мышления школьников, обеспечения преемственности в обучении.

Для определения направлений совершенствования подготовки учащихся к курсу физической географии и путей осуществления преемственности между начальной и основной школами были рассмотрены современные концепции развития школы. (76, 132, 113, 145) Тщательному анализу были подвергнуты программы и школьные учебники в разных системах обучения, принятые сегодня за основу.

Логике исследования подчинены эмпирические методы: наблюдение за процессом обучения, знакомство с опытом творчески работающих учителей по проблеме исследования, беседы с учителями и учащимися, проведение их анкетирования, уточняющие собеседования, устные и письменные опросы, проверочные работы.

Научная новизна исследования заключается в:

1. Определении условий обеспечения преемственности географических знаний и умений между начальной и основной школами в соответствии с современными целями обучения.

2. Усовершенствовании содержания географических знаний в начальной школе и в 5 классе за счет его обогащения картографическими знаниями и умениями с целью обеспечения преемственности с начальным курсом географии.

3. Определении эффективных методических условий реализации усовершенствованного содержания.

  1.  Преемственность содержания географических знаний и умений начальной и основной школ.
  1. Преемственность и ее значение для школьной географии.

Современная география представляет собой целую систему наук. Основные ее отрасли отражены в школьных курсах географии как системы знаний (геолого-геоморфологических, климатических, гидрологических, то пографо-картографических и др.). Система знаний - множество связанных между собой элементов (понятий, представлений, закономерностей, фактов), которые представляют определенное целостное научное образование, отраженное в школьной программе.

Исходя из того, что каждая система знаний изучается на протяжении нескольких лет, а иногда и всего курса обучения географии, для обеспечения формирования каждой системы знаний в сознании учащихся необходима преемственность при рассмотрении каждого раздела или темы программы, при переходе от одного года обучения к другому, от более низкой ступени обучения к более высокой.

Преемственность в условиях реализации ГОС ОО - система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.

Преемственность – это двусторонний процесс. С одной стороны – начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.

В соответствии с новыми стандартами, изучение географии начинается с 5 класса. При этом наиболее важными психолого-педагогическими условиями являются учёт преемственности содержания курсов «Окружающий мир» и «География».

Являясь одним из дидактических принципов обучения, преемственность характеризуется требованиями, предъявляемыми к основным компонентам педагогической системы и обеспечивающими сохранение качества и углубления содержания при переходе от одной ступени обучения к другой.

Принцип преемственности предполагает установление необходимых связей и правильных соотношений между различными частями учебного материала и организацией учебного процесса на разных ступенях его изучения. Преемственность - это дидактический принцип и психологическая категория, поэтому традиционно конструирование содержания и выбор приемов деятельности требуют учета следующих трех аспектов:

  • логико-содержательного, который является определяющим при построении учебной дисциплины. При этом понятия, законы и факты располагаются в логике развития изучаемой отрасли знаний;
  • логико-психологического. предполагающего дидактическую переработку этого содержания с учетом возрастных особенностей учащихся;
  • ценностно-смыслового, который предполагает включение воли, эмоций, чувства и действий ученика в процессе освоения предметного содержания. (65)

Указанные три аспекта в зависимости от стоящих перед обучением целей и задач претерпевают некоторые изменения.

Дидактические принципы, в том числе и преемственность, отражают объективные закономерности процесса обучения, определяются целями воспитания, имеют исторический и диалектический характер, по-разному проявляются и используются в конкретно-исторических условиях (47,146).

Солидной пропедевтической основой изучения всей географии с 5 по 9 класс являются знания и умения учащихся, полученные в процессе изучения курса « Окружающий мир» в начальной школе. При изучении  этого курса формируются представления учащихся о формах и размерах Земли, следствиях вращения Земли, о глобусе, плане и географической карте. На этой первой ступени обучения уже должны быть заложены элементы географической культуры: пространственные и картографические представления, географические факты, номенклатура, то есть эмпирические знания, которые объективно легче теоретических, поэтому наиболее доступны младшим школьникам.

Географические землеведческие курсы 5-6 классов предусматривают изучение достаточно сложных понятий и практических умений и навыков, при изучении которых формируются  важнейшие географические компетенции. Очень важно реализовать  возможность обстоятельно изучить такую важную тему, как «План и карта», выполняя под руководством учителя различные виды практических работ. Необходимо проведение специальных практикумов на местности при формировании важных умений ориентироваться на местности. Важнейшим из формируемых умений является определение географических координат, для качественного усвоения которых необходимо предоставлять учащимся большую самостоятельность в решении учебных задач.

С изменением целей обучения принцип преемственности сохраняется, но это не означат, что остается неизменным его содержание. Сегодня преемственность рассматривается «не только как усложнение содержания и увеличения объема передачи эффективных способов деятельности» (65).

Изменение содержания, принципа преемственности требует иных подходов к построению школьного курса географии. Таким образом, в соответствии с логико-содержательным аспектом понятия преемственности в результате пересмотра программ школьная география в целом соответствовала структуре и содержанию географической науки.

Особенностью программы явилось линейно-ступенчатое построение, которое позволяло постепенно усложнять учебный материал от класса к классу, формировать систему знаний, что, в свою очередь, способствовало систематичности и последовательности в обучении.

  1.  Вопросы преемственности географических знаний и умений в традиционной системе обучения.

Проблема преемственности между начальной и основной школой рассматривалась учёными-теоретиками, так и учителями-практиками как постепенное усложнение и расширение объема учебного материала между различными ступенями образовательной системы, от класса к классу. В педагогике преемственность обучения определяется как один из «принципов дидактики, предусматривающий определенный порядок и последовательность в освоении знаний, достижении понимания и формировании умений» [2].

С позиций современного личностно-ориентированного подхода, Н. Федорец рассматривает преемственность как целенаправленное создание эффективной образовательной среды посредством кооперации педагогических усилий и использования специальных организационно-педагогических, дидактических и тьюторских технологий [6].

В письме Минобразования РФ (21.05.2004, № 14-51-140/13) «Об обеспечении успешной адаптации ребёнка при переходе со ступени начального общего образования - на основную», отмечено, что учитель должен иметь четкие представления о целях и результатах образования на начальной и основной ступенях, наметить необходимые преемственные связи, как в содержании, так и в методах обучения начальной школы (4 класс) и основной школы (5-6 класс), кроме этого учитывать специфику форм организации обучения и психологию общения младшего школьника [3].

Содержание двух предметных областей - «Естествознание» и «Обществознание» в Федеральном государственном образовательном стандарте реализует интегрированный предмет - «Окружающий мир». В основе построения курса лежит, в том числе, и принцип интеграции между естественно-научными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности, систему общественных отношений. В предмете отражены знания таких предметных областей, как география, биология, физика, история, психология, обществознание и других.

Изучение литературы включало анализ документов Министерства образования и науки РФ, стандартов, учебно-методических комплексов, программ обучения по предметам «Окружающий мир», «География», работ отечественных авторов по методике, включающих диссертации, статьи, учебно-методические пособия, посвящённые проблеме. На основе анализа и обобщения сделан вывод о недостаточном изучении вопроса преемственности географического знания в начальной и основной школе. Это позволило обосновать актуальность работы, определить цель и послужило теоретической базой для разработки методических рекомендаций для учителей.

Таким образом, в ходе анализа содержания географического компонента в образовательных программах по курсу «Окружающий мир» показал, что объем знаний (содержание каждого компонента), структура, последовательность, количество часов отводимых на изучение тем у каждого автора различно. Отсюда очевидно, что на выходе учащиеся имеют разный уровень предметных знаний и умений по курсу географии. Более 50 % от общего времени по курсу «Окружающий мир» отводиться на формирование географических знаний и умений учащихся у следующих авторов: система «Ритм» (Е.В. Саплина, А.И. Саплин, В.И. Сивоглазов), «Начальная инновационная школа» (В.А. Самкова, Н.И. Романова). Ограниченный объем географических знаний по программе «Начальная школа XXI века» (Н.Ф. Виноградова) создаст трудности в освоении курса географии в основной школе в 5 классе [1; 5].

Важным отличием естественнонаучного образования на этапе начальной школы от основной является то, что у школьника формируется целостная картина мира, а в 5 классе при изучении предмета «География» формируется географическая картина мира, включающая знание географических понятий и терминов, географических процессов, явлений и закономерностей их распространения в пространстве с использованием картографического метода исследования. В начальной школе формируется не только определённая система предметных знаний и умений по географии, но целый комплекс общеучебных (метапредметных) умений. Содержательными линиями непрерывности курсов «Окружающий мир» - «География» служат концептуальные направления, географическое содержание которых представлено в таблице.

Таблица1.

Результаты освоения учащимися основных географических знаний с позиции преемственности.

4 класс

5класс

Содержательная линия

1.Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил поведения в мире природы, норм поведения в природной среде.

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных.

Показывать закономерности изменения растительного и животного мира от экватора к полюсам; высотная поясность.

Рассказывать о круговороте воды в природе.

Разъяснять значение малого и большого круговорота воды на Земле, указывать причины его возникновения.

Выполнять правила поведения в природе.

Выражать свое мнение о воздействии человека на биосферу.

Объяснять, что такое природные зоны.

Отмечать особенности размещения природных зон на Земле в пространстве; показывать природные зоны по географической карте.

2.Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.)

Характеризовать различные водные объекты (озеро, реку, море, океан, пруд, водохранилище).

Уметь определять по географической карте глубину морей и океанов; называть и показывать на географической карте элементы речной системы, речной бассейн, водораздел; объяснять причины изменения режима реки; уметь находить направление течения, характеризовать реку в зависимости от рельефа; давать характеристику океана, моря, реки, озера по типовому плану.

Находить стороны горизонта по компасу.

Уметь находить основные и промежуточные стороны горизонта по компасу, солнцу, местным признакам; ориентироваться с использованием компаса и местных признакам; уметь определять направления, расстояния, высоты точек и местоположение географических объектов на местности.

Читать план и карту с помощью условных знаков.

Приводить отличия плана местности от карты, глобуса (3-4 отличия); показывать, называть и объяснять особенности градусной сети; знать и расшифровывать условные знаки; описывать рельеф, изображѐнный на плане, карте и глобусе; уметь определять направления, расстояния, высоты точек на плане, карте и глобусе; уметь определять географические координаты; составлять простейший план местности.

Называть планеты Солнечной системы, уметь отличать планету от звезды.

Описывать состав Солнечной системы; приводить примеры влияния Солнечной системы и дальнего космоса на жизнь планеты и людей.

Анализ стандартов показал, что выпускник начальной школы по окончании изучения курса «Окружающий мир» сможет узнавать, выделять существенные признаки и описывать изученные объекты и явления живой и неживой природы на основе предложенного плана. Начальная школа сформирует у ученика фундамент для понимания характерных свойств объектов живой и неживой природы, на основе которых проводить элементарную классификацию изученных объектов природы.

Принцип преемственности прослеживается не только в содержании стандартов, но и формах, методах и приёмах обучения, а также в использовании единообразных средств обучения в начальной и основной школе. Единообразные средства обучения (тетради на печатной основе, электронные учебники, справочники и т.д.), выполняя основные функции, также служат задачам управления и контроля деятельности учащихся. Младшие школьники смогут проводить несложные наблюдения, ставить опыты, применяя такое специальное оборудование, как термометр, флюгер, компас, теодолит, весы, микроскоп, теллурий и др. Предметная программа курса включает большое количество опытов с природными объектами и их аналогами: коллекции полезных ископаемых; горных пород и минералов, металлов; гербарии; промышленные образцы тканей и ниток; муляжи грибов, овощей и фруктов и т.д. Опыт практической деятельности для объяснения явлений или описания свойств объектов ученики начальных классов реализуют через использование готовых картографических моделей, в том числе физической и политической карты мира и России, карты звездного неба и т.д. Важная содержательная линия курса - использование знаний для объяснения необходимости бережного отношения к природе; объяснение влияния отношений человека на природные объекты, его здоровье и безопасность.

  1. Решение вопросов преемственности географических знаний и умений в период модернизации содержания географического образования.

Главная задача и цель предмета Окружающий мир - показать учащимся, что мир познаваем и что каждому можно прикоснуться к Земле, что все явления природы могут быть научно обоснованы. Учащиеся при изучении данного предмета впервые узнают много необычного из географии, учатся самостоятельно добывать знания из дополнительной литературы.

Естественнонаучное образование в 5–6 классах строится с учетом психологических особенностей, присущих детям 11–12-летнего возраста, и реализуется в виде интегрированного курса. Данный курс продолжает формировать целостную картину мира, представления о единстве и многообразии свойств живой и неживой природы, готовит учащихся к освоению основ наук о природе.

Наша задача – обеспечить качественный переход от недостаточно осознанных, эмоционально воспринимаемых форм действительности (начальная школа) к осознанным, волевым интеллектуальным действиям. Это достигается в первую очередь через осознание самого процесса учения, формирования научных основ естественных дисциплин, а так же предусматривает не только углубление и введение научных понятий, но и применение этих знаний в незнакомой ситуации. Ранее усвоенное понятие обогащается новым содержанием при изучении других связанных с ним и зависимых от него понятий. Таким образом, каждый раз изученное понятие выступает в новых связях и с разных точек зрения, и школьник воспроизводит изучение понятие (при этом нельзя путать с многократным повторением). Для этого преподавание курса важно строить в системе учебных задач, заданий и упражнений. К завершению изучения курса "Окружающий мир" у учащихся должна сложиться целостная структура восприятия живой и неживой природы, ее развития во времени и пространстве. Это становится особенно важным при переходе на изучение дисциплины "География".

Чтобы учащиеся основной школы успешно адаптировались к изучению нового предмета в 5 классе, должна проводиться учителем предметником большая предварительная работа с учителем начальных классов по преемственности.

Переходный период из начальной школы в среднюю сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, специалистах психолого-педагогической службы. Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:

- сменой социальной обстановки;

-изменением роли учащегося;

- увеличением учебной нагрузки;

- изменением режима дня;

- разностью систем и форм обучения;

- нестыковкой программ начальной и средней школы;

-различием требований со стороны учителей-предметников.

Проблемы обеспечения преемственности в реализации ФГОС общего образования при обучении географии на разных ступенях образования».

    В основе ФГОС, как и в предшествующих проектах образовательных стандартов, лежит принцип преемственности. Преемственность в образовании – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.  Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности.

  Аспект преемственности географических знаний и умений предусматривает построение содержания, обеспечивающего формирования у учащихся географической картины мира, географического мышления и знакомящего с методами и языком географии, т.е. формирование элементов географической культуры учащихся, которая формируется на протяжении всего школьного образования.

    Осуществление преемственности системы географического образования на основе формирования признаков каждой ступени способствует повышению качества географического образования

  1. Условия реализации преемственности географических знаний и умений.
  1. Усовершенствованная система географических знаний и умений в начальной школе и 5 классе.

Система-это множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность и единство (174).

Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней начальной общеобразовательной школы. Особая значимость этого интегрированного курса в формировании у школьников целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности.

Одной из содержательных линий курса связана с обучением учащихся простейшим способам ориентации на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, ее столице, о разных странах мира и нашей планете в целом.

Сообщение учащимся элементарных географических представлений необходимы для понимания ряда явлений природы и жизни людей и для усвоения курса «География» в среднем звене. Эти знания, умения и навыки тесно связываются со всей системой начального обучения. На уроках по формированию первоначальных географических понятий развивается мышление ученика, умение его самостоятельно работать. Культура его речи.

Примеры деятельности людей за преобразование природы родной страны, а также примеры самоотверженной жизни путешественников и исследователей воспитывают в детях упорство в достижении цели, мужество и твердость характера. Занятие географией, как на уроках, так и на экскурсиях воспитывают в ребенке активность и любознательность, наблюдательность и живость воображения.

Таким образом, формирование начальных географических представлений в начальной школе является одним из существенных звеньев в воспитывающем обучении.

Существующая сегодня система географических знаний и умений в начальной школе состоит из научных фактов, представлений, элементарных причинно-следственных связей, включает ряд практических умений. Так, на первой ступени обучения и в 5 классе формируются элементарные представления о ведущих компонентах природного комплекса: воздухе (элементах погоды), воде (реках, озерах, морях), формах земной поверхности, горных породах, почвах, растительности и животном мире. В начальном курсе физической географии (6 класс) перед учащимися впервые раскрывается понятие о природном комплексе, дается представление о тесной взаимосвязи их компонентов, о целостности природных комплексов, а также о географической оболочке как самом крупном природном комплексе Земли. Этому предшествует знакомство со слагающими ее компонентами: лито-, гидро- и атмосфере.

Таким образом, в существующей системе географических знаний в начальной школе и 5 классе представлены в достаточной мере элементарные представления из геолого-геоморфологической, климатологической и гидрологической систем знаний, изучаемых в основной школе. Это создает предпосылки для реализации логико-содержательного аспекта преемственности.

Вместе с тем, в существующей системе природные объекты рассматриваются в основном с физической, химической, биологической точек зрения. Однако с географической точки зрения эти объекты рассматриваются іедостаточно, так как слабо отражено их относительное место на поверхности Земли.

Таким образом, картографические знания и умения в существующей системе географических знаний и умений в начальной школе и 5 классе представлены недостаточно для реализации целей начального, а вслед за этим и основного образования. Цели начального и основного географического образования согласуются и предусматривают формирование у школьников целостного образа мира. Для реализации указанной цели географические знания «должны быть сплетены воедино так, чтобы каждый школьник обладал умением всестороннего пространственного видения мира» (100). Это означает, что начальная школа должна стать первой ступенью на пути формирования у учащихся пространственных представлений о мире.

К пространственным представлениям следует отнести представления длины и расстояния, направления, величины, формы и другие пространственные отношения и связи. (137)

Картографические представления являются особым видом пространственных представлений и включают в себя ориентировку на местности, знание и понимание планов и карт.

Новизна содержания предлагаемой системы географических знаний для начальной школы выражается в том, что в соответствии с логико-содержательным аспектом преемственности усиливается роль картографических знаний и практических умений в чтении географических изображений в пропедевтической подготовке младших школьников; годержание усовершенствованной системы знаний и умений направлено не только на познание географических объектов как таковых, но и отражает роль этого познания в жизни человека.

В результате анализа психолого-педагогической литературы (79, 104, 111, 172), а также на основании проведенной экспериментальной работы было установлено, что возраст детей 9-11 лет наиболее благоприятен для формирования пространственных, в том числе и картографических представлений. Детям этого возраста присущи яркость восприятия, наглядная образная память, большой интерес к окружающему миру, богатое воображение, способность легко усваивать картографический материал. Поэтому сконструированный блок картографических знаний и умений, являющийся стержневой частью усовершенствованной системы, рассчитан на учащихся 4-5 классов.

Анализ программы по курсу «Окружающий мир» показывает, что начальные географические представления дети получают уже в первом классе. Далее производится постепенно. С учетом возраста и подготовки учащихся. При этом каждая последующая ступень закрепляет уже полученные сведения и расширяет их объем.

Обучение начальной географии должно основываться на географических наблюдениях, систематически проводимых детьми под руководством учителя. Учитель на простых, доступных детям примерах должен подводить учащихся к осознанию материальности мира, а также к пониманию развития географических явлений и связей между ними. Наблюдая сезонные изменения погоды и природы своей местности, дети подходят к элементарному пониманию климата. Вместе с тем проводятся и такие наблюдения, и практические работы, которые подготавливают учащихся к дальнейшей работе с планом и картой. Наблюдая восход и заход солнца, ученики приучаются находить стороны горизонта.

Наблюдение формы поверхности, а также вод своей местности являются основой для первых представлений о равнинах холмах, горах, реках, озерах, их значения для человека. Дети последовательно знакомятся с условными обозначениями топографического плана.

Формирование географических преставлений тесно связано с формированием представлений природоведческого содержания. Поэтому географические и природоведческие наблюдения и экскурсии, а также работа над текстом статьей природоведческого содержания проводятся в неразрывной связи.

Уже во втором классе от знакомства с окружающей школу природой и жизнью людей веду ребенка к познанию природы родной страны и к пониманию героической борьбы людей за ее лучшее будущее. Это воспитывает в детях ценнейшие качества человека нашей эпохи – любовь к Родине и готовность служить ей.

Процесс развития первоначальных географических представлений и понятий оказывает большое влияние на формирование представлений и понятий. Оказывает большое влияние на формирование настроений и убеждений ребенка, часто определяет особенности его поведения, словом, играет значительную роль в формировании личности ребенка.

Формирование первоначальных географических представлений и понятий проходит несколько стадий, неразрывно связанных и взаимосвязанных между собой.

Накапливание первых географических представлений путем непосредственных наблюдений предметов и явлений географического окружения учащихся.

Организуя эти наблюдения, опираюсь на жизненный опыт учащихся. Но, как показывает практика, учащиеся имеют часто весьма нечеткие, а подчас и совсем неверные представления о предметах, с которыми им приходится довольно часто сталкиваться. Во время изучения той или иной темы, выправляю неверные и неточные представления, для этого путем непосредственного наблюдения привожу их к правильному и ясному представлению о предмете.

Уже на этой стадии ребенок должен приучаться выделять в наблюдаемых объектах и явлениях главные черты, сравнивать наблюдаемые предметы и явления и устанавливать черты сходства и различия между ними. Руководя этим процессом, помогаю ребенку подняться на новую очень важную ступень мышления.

Расширение географического кругозора учащихся, вычленение из ряда единичных образов общих свойств и черт.

Процесс этот весьма сложный, и поэтому не следует торопиться и навязывать ученику точных, заученных определений. Лучше, если дети самостоятельно ищут общие признаки и отличия путем сравнения и делают выводы.

Развитие практических умений и навыков, воспитание привычки к разрешению вопросов жизненной практики с помощью географических сведений полученных в школе.

В дальнейшем расширении географического кругозора учащихся необходимо пользоваться всяким случаем для того, чтобы связывать получаемые учащимися географические сведения с жизненной практикой детей, с кругом привычных и близких им жизненных представлений. Тогда географические знания учащегося прочно входят в его сознание, делаются его убеждениями и расширяют его географический кругозор.

Практическая направленность достигается только в том случае, если учитель на каждой ступени обучения прививает детям доступные им географические умения и навыки и приучает их пользоваться этими умениями в практической жизни.

При дальнейшем расширении географического кругозора учащихся практические упражнения не теряют своего значения, но наполняются другим содержанием. От рассматривания и сравнений, непосредственно воспринимаемых предметов дети переходят к ознакомлению с изображениями предметов путем рассматривания картинок, чтения или слушания рассказов; от упражнений с чертежом и планом переходят к работе с картой, которая, так же, как чертеж или план, должна восприниматься как жизненно необходимая вещь.        

Таким образом. Ознакомление учащихся с отдельными географическими предметами или явлениями, образование в их осознании элементарных географических понятий и развитие умения применять полученные знания в жизни – все это различные стороны неразрывного по существу мыслительного процесса. Активная творческая работа учителя состоит в том, чтобы предварительно детально продумать каждую из этих сторон, и особенно в том, чтобы в практической работе не разрывать их.

  1.  Условия реализации усовершенствованной системы географических знаний и умений в начальной школе и 5 классе.

Анализ программы по курсу «Окружающий мир» показывает, что начальные географические представления дети получают уже в первом классе. Далее производится постепенно. С учетом возраста и подготовки учащихся. При этом каждая последующая ступень закрепляет уже полученные сведения и расширяет их объем. В дальнейшем позволяет более целесообразно и наиболее успешно усваивать знания по новому предмету в 5 классе.

Рассмотрим  каждую ступень начальной школы в рамках получение навыков и умений при изучении  курса «Окружающий мир» позволяющих в дальнейшем успешно изучать науку «География» в среднем звене.

1 класс:

  • Населенный пункт, в котором живет ребенок: его адрес, важнейшие предприятия, учреждения культуры, быта. Их назначение, достопримечательности.
  • Первоначальные представления о родном Крае, о Родине: Россия – многонациональная страна, Столица нашей Родины – Москва. Достопримечательности Москвы (Красная площадь, Кремль). Знакомство с государственной символикой: флаг России, герб России, гимн России.
  • Экскурсия в город по достопримечательностям родного края.
  • Экскурсии по знакомству с растениями и животными родного края в разные времена года.

2 класс:

  • Я — гражданин России. Россия — наша Родина. Государственная символика России: флаг, герб, гимн.
  • Государственные праздники и памятные даты: 9 Мая — Дек» Победы. 12 декабря — День Конституции. Конституция — основной закон Российской Федерации. Москва — столица России. История возникновения названия города. История Московского Кремля.
  • Родной город (село): название, основные предприятия города, достопримечательности. Особенности труда людей родного города (села). Влияние практической деятельности человека на природу.
  • Экскурсии: по родному городу (селу, поселку), посещение краеведческого музея, встреча с ветеранами труда и Великой Отечественной войны своей местности.
  • Знакомство с разделами Красной книги России. Составление Красной книги свое местности.
  • Экскурсии: «Знакомство с сельскохозяйственными машинами». « В заповедник, заказник родного края».

3 класс.

  • Глобус — модель Земли. Экватор. Параллели и меридианы.
  • Географическая карта как еще один источник получения информации об окружающем мире. Карта полушарий. Северное и Южное полушария. Западное и Восточное полушария. Физическая карта России. Условные обозначения на физической карте.
  • Материки и океаны (названия, расположение на карте и глобусе).
  • План местности. Масштаб. Стороны горизонта. Линия горизонта. Ориентирование на местности: горизонт, линия горизонта, стороны горизонта. Компас.
  • Общие представления об основных формах поверхности: горы, равнины, холмы, овраги. Их особенности, сходство и различие.

Таким образом у обучающихся за курс «Окружающий мир» формируются определенные знания и умения, которые они будут применять при изучении курса «География».

Так же необходима развивать и практические знания и умения , которые в дальнейшем позволят успешно справляться обучающимся с заданиями из курса «географии». Рассмотрим их:

  1. Практические работы: работа с физической и контурной картами России, с планом местности. Крупные равнины и горы (3-5 названий), моря, реки, озера (3-5 названий). Работа с компасом (знакомство и устройство), определение сторон горизонта по компасу. Сравнение карты и плана, элементарные приемы чтения плана и карты.
  2. Экскурсия: знакомство с основными формами поверхности родного края. «Почвы родного края».
  3. Практические работы: определение примерного состава почвы.
  4. Наблюдения за животными в ближайшем природном окружении.

  1. Практические работы: участие в элементарной экологической деятельности (зимняя подкормка птиц, озеленение школьного двора и др.). Работа с гербариями растений природных сообществ: описание внешнего вида, условий произрастания.
  2. Лента времени. Города России — Золотое кольцо России. Названия городов Золотого кольца, расположение на карте, достопримечательности — памятники зодчества и живописи (межпредметные связи с уроками литературного чтения).
  3. Санкт-Петербург. Расположение на карте. Основание Санкт-Петербурга. План-карта Санкт-Петербурга XVIII века. Достопримечательности Санкт-Петербурга (Памятник Петру 1 — Медный всадник, Петропавловская крепость, Летний сад, Адмиралтейство, Домик Петра, Зимний дворец, Эрмитаж).
  4. Практические работы: работа с картой — города Золотого кольца России, расположение Санкт-Петербурга. Определение последовательности исторических событий (раньше, позже). Соотнесение с годами по ленте времени.

При анализе курса «Окружающий мир» за 3 класс, мы видим, что навыки и умения, которые будут сформированы на данном этапе, позволят обучающимся сформировать целостную картину нашего мира, а так же представления о единстве и многообразии свойств живой и неживой природы, готовит учащихся к освоению основ наук о природе.

4 класс:

  • Вращение Земли вокруг своей оси и движение Земли вокруг Солнца. Смена дня и ночи. Неравномерность распределения тепла и света на Земле. Смена сезонов на нашей планете. Общие представления о природных зонах России. Карта природных зон России.
  • Зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропическая зона. Положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира, деятельность людей в каждой природной зоне. Охрана природных зон. Красная книга и ее назначение.
  • Родной Край — часть великой России: положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира, деятельность людей. Охрана природы. Красная книга и ее назначение.
  • Народы, населяющие Россию: культура, национальные обычаи, особенности быта и искусства (межпредметные связи с курсом литературного чтения). Уважительное отношение к своему народу и другим народам.
  • Наблюдения за погодой, растениями, животными, деятельностью человека в данной природной зоне. Наблюдение за результатом воздействия человека на природу и их элементарная оценка (положительное и отрицательное воздействие людей на природу)
  • Практические работы: работа с гербариями — классификация растений, описание их внешнего вида, условий произрастания. Упражнения в группировки растений по общему признаку на основе предъявленных иллюстраций. Участие в элементарной экологической деятельности (зимняя подкормка животных, озеленение школьного двора, выступление перед учащимися 1-3 классов, родителями и др.). Выступление с докладами о растениях и животных природной зоны родного края перед учащимися 2-3 классов.
  • Общее представление о многообразии стран на Земле. Название стран. Расположение США, Великобритании, Франции на карте, их столицы. Главные достопримечательности.
  • Практическая работа с картой мира.

Как мы видим обучение начальной географии должно основываться на географических наблюдениях, систематически проводимых детьми под руководством учителя. Учитель на простых, доступных детям примерах должен подводить учащихся к осознанию материальности мира, а также к пониманию развития географических явлений и связей между ними. Наблюдая сезонные изменения погоды и природы своей местности, дети подходят к элементарному пониманию климата. Вместе с тем проводятся и такие наблюдения и практические работы, которые подготавливают учащихся к дальнейшей работе с планом и картой. Наблюдая восход и заход солнца, ученики приучаются находить стороны горизонта.

Наблюдение формы поверхности, а также вод своей местности являются основой для первых представлений о равнинах холмах, горах, реках, озерах, их значения для человека. Дети последовательно знакомятся с условными обозначениями топографического плана.

Формирование географических преставлений тесно связано с формированием представлений природоведческого содержания. Поэтому географические и природоведческие наблюдения и экскурсии, а также работа над текстом статьей природоведческого содержания проводятся в неразрывной связи.

Уже во втором классе от знакомства с окружающей школу природой и жизнью людей веду ребенка к познанию природы родной страны и к пониманию героической борьбы людей за ее лучшее будущее. Это воспитывает в детях ценнейшие качества человека нашей эпохи – любовь к Родине и готовность служить ей.

Процесс развития первоначальных географических представлений и понятий оказывает большое влияние на формирование представлений и понятий. Оказывает большое влияние на формирование настроений и убеждений ребенка, часто определяет особенности его поведения, словом, играет значительную роль в формировании личности ребенка.

Формирование первоначальных географических представлений и понятий проходит несколько стадий, неразрывно связанных и взаимосвязанных между собой. Накапливание первых географических представлений путем непосредственных наблюдений предметов и явлений географического окружения учащихся.

Организуя эти наблюдения, опираюсь на жизненный опыт учащихся. Но, как показывает практика, учащиеся имеют часто весьма нечеткие, а подчас и совсем неверные представления о предметах, с которыми им приходится довольно часто сталкиваться. Во время изучения той или иной темы, выправляю неверные и неточные представления, для этого путем непосредственного наблюдения привожу их к правильному и ясному представлению о предмете.

Уже на этой стадии ребенок должен приучаться выделять в наблюдаемых объектах и явлениях главные черты, сравнивать наблюдаемые предметы и явления и устанавливать черты сходства и различия между ними. Руководя этим процессом, помогаю ребенку подняться на новую очень важную ступень мышления.

Расширение географического кругозора учащихся, вычленение из ряда единичных образов общих свойств и черт.

Процесс этот весьма сложный, и поэтому не следует торопиться и навязывать ученику точных, заученных определений. Лучше, если дети самостоятельно ищут общие признаки и отличия путем сравнения и делают выводы.

Развитие практических умений и навыков, воспитание привычки к разрешению вопросов жизненной практики с помощью географических сведений полученных в школе.

В дальнейшем расширении географического кругозора учащихся необходимо пользоваться всяким случаем для того, чтобы связывать получаемые учащимися географические сведения с жизненной практикой детей, с кругом привычных и близких им жизненных представлений. Тогда географические знания учащегося прочно входят в его сознание, делаются его убеждениями и расширяют его географический кругозор.

Практическая направленность достигается только в том случае, если учитель на каждой ступени обучения прививает детям доступные им географические умения и навыки и приучает их пользоваться этими умениями в практической жизни.

При дальнейшем расширении географического кругозора учащихся практические упражнения не теряют своего значения, но наполняются другим содержанием. От рассматривания и сравнений, непосредственно воспринимаемых предметов дети переходят к ознакомлению с изображениями предметов путем рассматривания картинок, чтения или слушания рассказов; от упражнений с чертежом и планом переходят к работе с картой, которая, так же, как чертеж или план, должна восприниматься как жизненно необходимая вещь.

Таким образом. Ознакомление учащихся с отдельными географическими предметами или явлениями, образование в их осознании элементарных географических понятий и развитие умения применять полученные знания в жизни – все это различные стороны неразрывного по существу мыслительного процесса. Активная творческая работа учителя состоит в том, чтобы предварительно детально продумать каждую из этих сторон, и особенно в том, чтобы в практической работе не разрывать их.

Задача изучения географической карты не только усвоить определенное количество географических объектов, запомнить их расположение и название, но и в том, чтобы научиться понимать язык карты, научиться извлекать из нее знания. Изучая с учениками карту. Необходимо помнить, что карта должна в их сознании связываться с представлениями о действительных географических фактах.

Знакомство с картой можно начинать уже в первом классе, постепенно усложняя работу по ней. В начальных классах использую физическую карту, карту полушарий, карту природных зон, политическую карту.

Наибольшую роль играют настенные карты, которые рассчитаны на фронтальную работу и хорошо видны издали. Большое значение имеет работа с индивидуальными географическими атласами, которые рассчитаны на работу каждого ученика.

Учитель должен систематически обращать внимание детей на карту в учебнике, приучая их пользоваться картой при работе с текстом.

Одной из важных работ при изучении начальных географических представлений играет работа с планом. Условные обозначения плана больше напоминают действительные предметы, чем условные обозначения карты. Все это делает план доступнее и понятнее, чем карта.

Работа с планом, учащиеся привыкают разбираться в условных обозначениях и их сочетаниях, а значит, приучаются использовать план как источник сведений о действительности.

Немалое значение в изучении элементарных географических представлений имеет глобус. Если план дает возможность подойти от крупномасштабного изображения небольших участков земной поверхности к мелкомасштабному изображению крупных участков на карте, то глобус дает изображение Земли в целом и притом в единственно правильной и точной конфигурации земной поверхности.

Для понимания вопросов о форме Земли, о различном нагревании частей ее поверхности необходим глобус. Особенно полезным является сочетание работы с картой и глобусом. Оно обеспечивает правильность и глубину географических представлений учащихся.

Т.к. преемственность — это связь между явлениями в процессе развития, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. Носит объективный и всеобщий характер, проявляясь в природе, обществе и познании. Необходимо четко понимать и формировать у младших школьников навыки и умения, которые позволят ему успешно преодолеть барьер перед изучением новой дисциплины, которая в свою очередь, при грамотном подходе педагога, будет уже хорошо знакома обучающемуся.

Заключение.

Общеизвестен повышенный интерес детей ко всему новому, невиданному, необычному. Этот интерес заставляет учащихся настораживаться во всех тех случаях, когда им предстоит увидеть или услышать что-то яркое, поражающее воображение, дающее пищу фантазии. Умело используя эти особенности детской психики, следует развивать творческую фантазию, которая является ценнейшим свойством человеческой личности и необходима во всех областях человеческой деятельности.

Изучению начальных географических представлений отводится важное место в курсу «Окружающий мир». Природа и жизнь человека в нашей стране дает ценнейший материал для удовлетворения интереса ко всему новому, «необыкновенному». Но умело направляя этот интерес, следует научиться видеть увлекательное, «необычное» в окружающей природе родной страны, в образах великих ее исследований, в преобразовании этой природы творческим трудом человека, в создании новой, невиданной нигде, счастливой жизни.

Изучение начальных географических представлений должно обеспечить в памяти учащихся основных географических названий (стран, рек, морей, гор, городов и т.п.) и прочное знание географической карты, установленных программой, добившись большей наглядности, доступности, популярности и занимательности изложения.

Методисты нашей страны ведут борьбу с преодолением формализма при формировании начальных географических представлений, улучшают методические приемы, обеспечивающие яркость и конкретность географических представлений, четкость и определенность географических понятий, жизненность и целеустремленность всей географической подготовки.

Формирование географических представлений указывает на необходимость связать преподавание географии с познанием своего края; знакомство учащихся с местной природой, с хозяйственной деятельностью населения, с ближайшими к школе новостройками, подготавливает учащихся у будущей практической деятельности в родном крае, к изучению географии в среднем звене.

Умелое использование глобуса, сопоставление опытов с глобусом и проводимых учащимися наблюдений в природе, сочетание работы с глобусом и картой дают учащимся конкретные географические представления, помогают им разобраться в простейших географических связях и способствуют формированию сознательного отношения к изучению начальных географических представлений.

Все это служит одной цели – расширить географический кругозор учащихся и углубить географические знания.

Первое условие обеспечения преемственности - усовершенствование существующей системы географических знаний и умений в начальной школе и 5 классе в соответствии с выделенными аспектами преемственности. Применительно к начальной школе элементами системы являются представления, факты и элементарные причинно-следственные связи.

В структуре курса «Окружающий мир» заложена преемственность, обеспечивающая динамизм, развитие, расширение и углубление знаний и умений учащихся, необходимых для опережения по времени изучение многих географических тем. Однако сам процесс усвоения географического компонента курса «Окружающий мир» в начальной школе зависит от профессионализма педагога. Для объяснения географических процессов и явлений, причинно-следственных связей и закономерностей, формирования основ картографической грамотности учителю необходимо не только создать условия для овладения предметными умениями, но и самому грамотно организовать совместную деятельность, направленную на формирование современной географической картины мира и пространственного мышления.

В реализации преемственности географических знаний в начальной и основной школе существуют проблемы:

- отсутствие единства содержания географической составляющей предмета «Окружающий мир», авторский субъективизм в наполнении географическими знаниями содержания курса «Окружающий мир» и вариативность содержания учебников и учебных пособий;

- нарушение логики в предъявлении содержания, наличие тем, которые не продолжаются далее, в некоторых программах дублирование содержания географических знаний на разных ступенях обучения;

- недостаточное внимание учителя начальных классов к формированию географических терминов и понятий, их объяснению и закреплению, подмена терминов посредством вульгаризации. Так, при объяснении формы Земли педагоги используют такие термины как «шар», «яйцо», «яйцевидная», «овальная» и др.

- отсутствие представлений у педагогов начальной и основной школы чёткого представления о том, с какой базой географических знаний и умений должны прийти выпускники начальной школы.

В основной школе на географии будет продолжена работа по сформированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности.

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые в начальной школе навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

– систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

– выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

– заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

Таким образом, можно выделить некоторые особенности познавательных задач, практических заданий, учебных диалогов и ролевых игр, определившие выбор их как методического условия обеспечения преемственности:

1) использование указанных форм организации познавательной деятельности должно соответствовать возрастным особенностям учащихся;

2) в ходе решения практических задач  активизируется мышление учащихся, устанавливаются цепи умозаключений, обеспечивается развитие школьников, а, следовательно, реализуется логический аспект преемственности;

3) указанные формы организации обучения формируют базу географических фактов и определенный запас номенклатуры, а также картографические представления, и тем самым обеспечивают реализацию логико-содержательного аспекта преемственности;

4) задачи, ролевые игры и учебные диалоги позволяют ребенку осознать значимость получаемых знаний и умений в повседневной жизни, что соотносится с ценностно-смысловым аспектом преемственности. Учебная задача - задания, в которых субъект на основе известного осуществляет целенаправленный поиск неизвестного через включение промежуточных мыслительных действий.

Список используемых источников.

  1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. - М.: Владос, 2001.
  2. Анциферова Н.П. Психология личности. - М.: Просвещение, 1998.
  3. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - М., 1977.
  4. Баракина Т.В. Формирование научных понятий у младших школьников // Начальная школа плюс До и После. - 2006. - № 10.
  5. Библер В.С. Анализ развивающегося понятия. - М.: Наука, 1967. 10.Богоявленский Д.Н. Пути повышения качества усвоения знаний в начальных классах. - М., 1962.
  6. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. - М.: Знание, 1983.
  7. Вахтеров В.П. Всеобщее начальное обучение. - М., 1984.
  8. Верзилин Н.М. Проблема развития понятий в процессе обучения // Советская педагогика. - 1966. - № 12.
  9. Гальперин П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения действий. - М.: АПН РСФСР, 1968.
  10. Герасимов Т.П. Уроки географии в школе. - М.: Просвещение, 1967.
  11. Готт В.С., Землянский Ф.М. Диалектика развития понятийной формы мышления. - М., Высшая школа, 1981.
  12. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания. - М.: Гуманитар, 2008.
  13. Грюнберг Г.Ю. Картографические понятия в школьной географии. - М.: Просвещение, 1979.
  14. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. - Томск: Пеленге, 1992.
  15. Клепинина З.А. Природоведение. Учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы. - М.: Просвещение, 1990.
  16. Козина Е.Ф., Степанян Е.Н. Методика преподавания естествознания: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр
  17. «Академия», 2004.
  18. Коринская В.А. Формирование понятий при изучении курса географии материков. - М.: Педагогика, 1979.
  19. Педагогическая энциклопедия. - М., 1966.
  20. Плешаков А.А. Рабочие программы. Окружающий мир. 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2017.
  21. Программа «Планета знаний» Г.Г. Иванченковой, И.В. Потапова Е.В. Саплиной, А.И. Саплина, 2018
  22. Тихомирова Е.М. Окружающий мир. 4 класс. Контрольно-измерительные материалы. - М.: Издательства «Экзамен», 2014.
  23. https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-preemstvennosti-geograficheskogo-znaniya-v-nachalnoy-i-osnovnoy-shkole
  24. http://www.dslib.net/teoria-vospitania/uslovija-obespechenija-preemstvennosti-geograficheskih-znanij-i-umenij-mezhdu.html
  25. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир [Текст] : прогр. 1-4 кл. / Н.Ф. Виноградова. - М. : Вентана-Граф, 2018. - 174 с.
  26. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование [Текст] : словарь : ключевые понятия, термины, актуал. лексика / С.М. Вишнякова. - М. : НМЦ СПО, 1999. - 538 с.
  27. Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на основную [Электронный ресурс] : письмо Минобразования РФ от 21.05.2004 № 14-51-140/13 // BestPravo : информ.-правовой портал. - Режим доступа: http://www.bestpravo.ru.
  28. Рабочие программы. География. 5-9 классы [Текст] : учеб.-темат. пособие / сост. С.В. Курчина. - М. : Дрофа, 2016. - 409 с.
  29. Саплина, Е.В. Окружающий мир: 1-4 классы [Текст] : программа / Е.В. Саплина, А.И. Саплин, В.И. Сивоглазов. - М. : Дрофа, 2017. - 42 с.
  30. Федорец, Н.В. Эффективная преемственность как условие повышения продуктивности образовательного процесса в школе [Текст] / Н.Ф. Федорец // Управление школой. - 2012. - № 7.
  31. Баринова И.И. Самостоятельные и практические работы по физической географии. – М.: Просвещение, 1990
  32. Богданова Л.А. Преподавание географии в начальной школе. /Москва, 1985, 171с.
  33. Ляшова Н.Н. . Разноуровневые проверочные работы по естествознанию. 1 – 4 классы. – Ростов н/Д: Феникс, 2003
  34. Олимпиады, викторины, конкурсы. – Ростов н/Д: CКНЦ ВШ, 1992
  35. Периодические издания. Журналы «Начальная школа»
  36. Программы четырехлетней начальной школы. Перспективная начальная школа./Составитель сборника Р.Г. Чуракова. /Москва, Аккадемкнига/ учебник, 2007,204с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы преемственности начальной школы и среднего звена.

В СТАТЬЕ РАСКРЫВАЮТСЯ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ...

Роль уроков психологии в решении проблемы преемственности начальной школы и среднего звена

Важнейшая проблема начальной и средней школы – преемственность между образовательными ступенями. Правильно организованная работа в этом направлении – одно из условий успешной адаптации и высокого каче...

Преемственность начального звена со средним звеном

ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ  В ОБУЧЕНИИ  НА ПЕРЕХОДНОМ ЭТАПЕ ОТ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО...

Преемственность начальной школы и средней ступени обучения

Переходный период из начальной школы в основную школу влияет на всех участников образовательного процесса (учащихся, родителей, педагогов). Часто это влияние бывает отрицательным, что обусловлено преж...

Деловая игра «Что? Где? Когда?» по теме: «Основные ориентиры в осуществлении преемственности начальной школы и основного общего образования»

Начальная школа и среднее звено – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества универсальных учебных действий, сформированных в...