Преемственность начальной школы и средней ступени обучения
методическая разработка (4 класс) на тему
Переходный период из начальной школы в основную школу влияет на всех участников образовательного процесса (учащихся, родителей, педагогов). Часто это влияние бывает отрицательным, что обусловлено прежде всего сменой социальной обстановки и изменением роли ученика.
Проблема адаптации школьников к процессу обучения является одной из самых актуальных на современном этапе развития общеобразовательной школы. В широком смысле слова адаптация есть приспособление организма индивида к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Адаптация имеет два аспекта: биологический и психологический. Применительно к педагогике, процессу обучения большее значение имеет психологическая адаптация ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_po_preemstvennosti_nach_shk_i_sred_shkoly.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УСЛОВИЯ БЛАГОПОЛУЧНОГО ПЕРЕХОДА
ШКОЛЬНИКА ИЗ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ОСНОВНУЮ ШКОЛУ
Выступление на школьном семинаре 14.04.2014г. Полынцевой И.Н., методиста
Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении. При этом под непрерывностью следует понимать наличие последовательной цепи учебных задач на всём пути обучения в образовательном учреждении, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное, объективное и субъективное продвижение учащихся вперёд на каждом из последовательных временных отрезков.
Преемственность образования предполагает, что между ступенями школы должны быть установлены закономерные, устойчивые связи с учётом того, что предшествующая ступень образования является естественной базой для последующей ступени. Каждый возрастной период ценен и значим, поэтому условия и возможности реализации конкретных целей различных ступеней и уровней образования определяются, во-первых, актуальным этапом развития личности, во-вторых, ориентацией на перспективу развития личности.
Переходный период из начальной школы в основную школу влияет на всех участников образовательного процесса (учащихся, родителей, педагогов). Часто это влияние бывает отрицательным, что обусловлено прежде всего сменой социальной обстановки и изменением роли ученика.
Проблема адаптации школьников к процессу обучения является одной из самых актуальных на современном этапе развития общеобразовательной школы. В широком смысле слова адаптация есть приспособление организма индивида к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Адаптация имеет два аспекта: биологический и психологический. Применительно к педагогике, процессу обучения большее значение имеет психологическая адаптация ребёнка. Необходимость целенаправленно облегчать школьникам адаптационный период перехода от начальной к основной школе подтверждается в полной мере особенностями этого периода детского развития. Результаты психологических и физиологических исследований убедительно доказывают, что дети 10-11 лет вступают в первый (скрытый от внешнего глаза) период полового созревания, их организм начинает перестраиваться и в связи с этим наступает некоторый кратковременный «откат» в развитии. Так, у школьников наблюдается снижение темпа деятельности (письма, чтения), дети становятся «тугодумами», более медлительными. В то же время увеличивается возможность неадекватной реакции младших подростков на замечания взрослых: дети могут вспылить, капризничать, у них быстро меняется настроение и т.п. Всё это необходимо учитывать в процессе обучения со школьниками 5-6 классов. Взрослые должны проявлять больше терпения, терпимости, стараться объяснять необходимость выполнения того или иного правила, а не приказывать, не реагировать на действия, которые кажутся учителю не адекватными ситуациями. Всё это делает проблему преемственности между начальным и основным звеном очень актуальной.
Целью учителей, выпускающих детей из начальной школы, и учителей, принимающих ребят в 5-х классах, должно быть следующее: создать благоприятные педагогические и социально-психологические условия, позволяющие учащимся успешно учиться, функционировать и развиваться в новой системе школьных отношений. А как это сделать? Для начала, каждому педагогу необходимо чётко себе представлять, что работа по преемственности должна вестись в несколько этапов. Каждый этап имеет свои задачи и пути их решения. Затем, учителю необходимо иметь схему работы на каждом этапе и точно следовать этой схеме. И наконец, суметь проанализировать свою работу и сделать выводы.
Итак, переход учащихся из начальной школы в основную школу предусматривает три этапа:
- подготовительный;
- адаптационный;
- стабилизационный.
Каждый этап включает систему учебно-педагогических действий, позволяющих обеспечивать единство образования и воспитания в начальной и основной школе с соблюдением необходимых требований, что в конечном итоге создаёт в переходный период психологическую комфортность для детей и педагогов.
Подготовительный этап включает:
- Создание информационного поля.
- Проведение подготовительных организационных мероприятий.
Первичное информационное поле создается в ходе сбора и накопления информации о развитии, качестве знаний, умений и навыков, особенностей каждого ребёнка и класса в целом. Сюда относятся: результаты контрольных работ, замеры скорости чтения, письма, вычислительных навыков, результаты олимпиад, отчёты классных руководителей по успеваемости класса, краткие характеристики учеников и др.
Таким образом, каждый выпускник начальной школы переходит в 5-й класс с определёнными данными о нём. Учителя основной школы могут скорректировать учебную работу по предмету в зависимости от результатов на данном этапе и прогнозов на будущее.
Организационные мероприятия включают: см. приложение 1. План преемственности.
Адаптационный этап начинается с первой четверти 5-го класса. Он не ограничен чёткими временными рамками и связан с индивидуальными особенностями учеников. Но приблизительно это конец 2-й четверти – середина 3-й четверти. В адаптационный этап входит: выработка единых требований в обучении пятиклассников, организация и проведение входных срезов, посещение уроков учителями начальной школы и учителями-предметниками, проведение Дня открытых дверей для родителей, проведение классных часов, родительских собраний, классно-обобщающий контроль и т.п.
Уроки в 5-х классах в период адаптации должны иметь такие характеристики (примерно):
-организация ситуации успеха деятельности учеников;
-построение урока с учётом интересов и потребностей учеников (право выбора задания, групповая работа);
-осуществление дифференциации с учётом учебных возможностей школьников;
-в структуре урока необходимо оптимально сочетать насыщенность учебными элементами, трудность, эмоциональность;
-сочетание заданий копирующего, конструктивного и творческого характера;
-создание условий для формирования и развития УУД учащихся: умение ставить учебную задачу, умение планировать действия по решению учебной задачи, рефлексивные умения и т.д.;
-соответствие урока требованиям адаптивности определяется по уровню работоспособности учащихся.
Именно в этот период новоиспечённые пятиклассники нуждаются в повышенном внимании, терпении к ним, понимании их проблем. Поэтому не следует к этим ученикам сразу предъявлять завышенные требования, задавать на дом большие объёмы заданий, оставлять после уроков что-то отрабатывать и т.д.
Если период адаптации школьников 5-х классов проходит благоприятно, то следующий этап – этап стабилизации – наступит быстрее (в 3-й четверти).
Период стабилизации характеризуется устойчивостью психологического состояния учащихся, результативностью в обучении.
Конечно же, на каждом этапе перехода в основную школу сопровождать детей должен заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВВВР, педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник. Здесь могут быть как организационные мероприятия, так и диагностические.
Все эти мероприятия помогут создать благоприятные условия для детей, поступающих в 5-е классы. Учителя-предметники сохранят у детей учебные достижения начальной школы, а период адаптации у пятиклассников к новой жизни сократиться. Дети будут чувствовать себя комфортно, следовательно, будут и успехи в учёбе.
Приложение 1.
План
действий по решению проблемы преемственности
начальной школы и среднего звена
№ п/п | Задачи | Мероприятия | Сроки проведения | Ответственный исполнитель |
1 | Определить учителей-предметников и классных руководителей, которые будут работать в 5-х классах | Административный совет Педсовет | Январь | Администрация школы |
2 | Изучить предметную готовность выпускников 4-х классов к обучению в средней школе | Посещение уроков, внеурочных занятий, классных часов | Третья четверть | Заместители директора по УВР, ВВВР, учителя-предметники |
3 | Провести психологическую диагностику учащихся 4-х классов (мотивация, тревожность) | Анкетирование | Февраль | Педагог-психолог |
4 | Организовать обмен опытом по проблеме «Система работы учителя начальных классов» | Школьный семинар | Февраль | Методист, учителя начальных классов |
5 | Скоординировать объём домашней работы учащихся начальной школы, объём работы в тетрадях по русскому языку и математике | Заседание школьных методических объединений | Февраль | Руководитель методического объединения учителей начальных классов |
6 | Проанализировать технику чтения учащихся 4-х классов | Независимая проверка техники чтения | Март | Методист, учителя 5-х классов |
7 | Проанализировать результаты обучения учащихся 4-х классов за 3 четверть | Заседание методического объединения | Март | Заместитель директора по УВР |
8 | Провести и проанализировать результаты комплексных работ в 4-х классах | Проведение комплексных работ | Апрель | Методист, учителя начальных классов |
9 | Провести родительское собрание в 4-х классах с приглашением будущих учителей 5-х классов | Общее родительское собрание для 4-х классов | Апрель – май | Администрация, учителя |
10 | Передать документацию по классу | Совещание классных руководителей | Май-июнь | Классные руководители 4-х классов и будущих 5-х классов |
11 | Провести совещание по проблеме перехода выпускников начальной школы в среднюю школу | Совещание | Август | Администрация, учителя начальных классов и среднего звена, логопед, педагог-психолог, социальный педагог |
12 | Провести классно-обобщающий контроль в 5-х классах | Посещение уроков, классных часов, психологическая диагностика, проверка документации, контрольные срезы | Октябрь – ноябрь | Администрация, педагог-психолог, социальный педагог, учителя начальной школы и 5-х классов |
13 | Подведение итогов классно-обобщающего контроля | Малый педсовет | Декабрь | Администрация школы, педагог-психолог, социальный педагог, учителя начальной школы и 5-х классов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы преемственности начальной школы и среднего звена.
В СТАТЬЕ РАСКРЫВАЮТСЯ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ...
Роль уроков психологии в решении проблемы преемственности начальной школы и среднего звена
Важнейшая проблема начальной и средней школы – преемственность между образовательными ступенями. Правильно организованная работа в этом направлении – одно из условий успешной адаптации и высокого каче...
Публичные выступления Преемственность начальной школы и среднего звена
Переход в пятый класс - это своеобразное испытание и не только для школьников, но и для педагогов. Классному руководителю необходимо за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно упр...
Педагогический совет "Преемственность начальной школы и среднего звена"
Доклад выступления на педагогическом совете "Преемственность начальной школы и среднего звена"...
"Преемственность начальной школы и среднего звена, методика организации урока (из опыта работы)".
Правильно организованная работа по вопросу преемственности на всех этапах школьного обучения – залог успеха обучения детей в школе....
"Преемственность начальной школы и среднего звена"
Доклад на педсовете "Преемственность начальной школы и среднего звена..." ( из опыта работы)....
Статья на тему "Проблемы преемственности при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено обучения"
Из данной статьи вы узнаете, с какими проблемами может столкнуться четвероклассник при переходе из начальной школы в среднюю...