Использование технологий развивающего обучения на уроках русского языка
консультация (1 класс)
Выступление на МО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_tehnologiy_razvivayushchego_obucheniya_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 30.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологий развивающего обучения на уроках русского языка
Учителя начальных классов очень хорошо знают как важно заинтересовать детей на уроке, сделать процесс обучения понятным и доступным и как трудно решать те учебные задачи, которые не вызывают интереса у детей. К сожалению, сейчас у многих детей уровень развития познавательной деятельности средний или слабый, А это значит, что у таких детей слабо развита речь, не сформированы интеллектуальные умения, ограничен кругозор, низкая познавательная активность, непродуманная и хаотичная деятельность.
Задача современного учителя состоит в том, чтобы направить свои усилия на формирование всесторонне образованной и инициативной личности, довести до её сознания систему взглядов, культурных, идейно-нравственных и этических принципов, норм поведения в современном обществе, готовности к активной деятельности и непрерывному образованию. Особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий развитие личности учащегося главной целью.
Большое место в преподавании русского языка в последние годы занимают творческие самостоятельные работы. Работы творческого характера повышают интерес к учению, развивают наблюдательность, учат самостоятельно решать поставленные задачи.
Диктант с элементами творчества: сущность его состоит в том, что дети записывают диктуемый учителем текст, дополняя предложение словами с соответствующими орфограммами .
Прочные навыки грамотного письма учащиеся могут приобрести путем систематических письменных упражнений на базе усвоенных правил орфографии. Для развития у детей внимания и сосредоточенности учителя часто используют свободные диктанты.
Раскрыть содержание системы изучения непроверяемых и трудно проверяемых написаний в начальной школе невозможно без ответа на такие вопросы:
- 1. Сколько новых слов с непроверяемыми написаниями для изучения на одном уроке можно предлагать учащимся?
- 2. Сколько раз эти слова должны вcтречаться на последующих уроках , чтобы учащиеся хорошо усвоили их написание?
- 3. Какие особенности учащихся необходимо учитывать в процессе усвоения написаний?
- 4. Как отбирать приемы изучения непроверяемых написаний? Какой должна быть последовательность применения этих приемов?
Максимальный эффект может быть достигнут, если процесс запоминания организуется с учетом особенностей памяти учащихся. При изучении проверяемых и непроверяемых безударных гласных необходимо учитывать особенности фонематического слуха, внимания и памяти учащихся .
Существуют следующие приемы запоминания:
- - проговаривание вслух негромко по слогам каждое слово ( для учащихся с моторной памятью)
- - молча посмотреть на слова, прочитывая их про себя по слогам, потом закрыть глаза, чтобы представить его написанным, снова открыть глаза и проверить себя (для учащихся со зрительной памятью)
- - проговаривание слов по слогам соседу по парте или слушание, как слова проговаривает сосед ( для учащихся со слуховой памятью).
Можно разделить слова на группы, близкие по смыслу. Каждую группу слов написать на отдельном листе и работать отдельно с группой целую неделю по следующей методике:
- 1. Списывание с доски в тетрадь.
- 2. Чтение слов по слогам.
- 3. Письмо слов под диктовку, но зрительный ориентир остается.
- 4. Запись и проговаривание слов без зрительного ориентира.
- 5. Словарный диктант.
- 6. Работа по карточкам.
Использование карточек на уроках в начальной школе имеет положительные моменты. Это и обратная связь и индивидуальная и дифференцированная работа и увеличение объема выполненного материала за урок, привитие интереса к предмету, обучение умению работать самостоятельно.
Работу над словами с непроверяемой гласной желательно проводить на каждом уроке русского языка. Можно использовать и загадки и фразеологизмы со словарными словами, пословицы. Систематическое использование фразеологизмов способствует развитию внимания, памяти, мышления и речи учащихся.
Одним из эффективных приемов в усвоении орфограмм является использование раздаточного материала. В процессе закрепления, повторения изучаемой орфограммы учащиеся формируют навыки грамотного письма способом выполнения разноуровневых заданий. Эти задания учитель предлагает учащимся на индивидуальных карточках.
Дети работают в паре или индивидуально в зависимости от поставленной цели урока: закрепление орфограммы или ее отработка. Работа с карточками дает полную картину усвоения учащимися изучаемой орфограммы. Для ребят сильной группы свободное время не пропадает даром в ожидании, когда другие дети выполняют задание. Работая с карточкой, учащийся должен проявить самостоятельность, еще раз повторить орфограмму и закрепить ее при выполнении задания, проявить упорство и аккуратность.
Дети быстро привыкают к требованиям работы с индивидуальной карточкой, совместной деятельности с соседом по одной карточке, когда материал нужно усвоить c помощью более сильного ученика. Каждый ученик может получить карточку на любом этапе урока: в начале урока, по ходу урока, в конце урока.
На каждом уроке в начальных классах проводятся орфографические упражнения, опирающиеся на разные способы восприятия: cлух , зрение, память, мышление. Все это способствует формированию осознанного навыка грамотного письма, развитой речи.
Эффективны такие упражнения, как списывание, различные виды диктантов, грамматический и орфографический разборы, работа с орфографическим словариком.
Используя на уроках элементы дидактической системы Л. В. Занкова, учитель пытается пробудить самостоятельную мысль учеников: «Расскажите все, что можете об этом слове». то увлекает ребенка, обостряет ум и напрягает волю в решении поставленных задач. Учителю приходится особо заботиться об обеспечении права ребенка на свободу выбора. Это позволяет каждому ученику достигать успеха в учебной деятельности.
Для системы развивающего обучения характерен путь познания «от ученика». Эта система позволяет полнее раскрыться духовным силам, зреющим в ребенке, создает условия для их развития. Система направлена на то, чтобы дети приобретали умения слушать и слышать, осмысленно относиться к своей работе и активно использовать полученные знания.
Для исследования мыслительной деятельности учителя используют методику наблюдения. Детям предлагается классифицировать слова по выбранному им признаку. Например: прочитайте слова. Распределите их на две группы. (Глаза, жук. столы, жуки, стол, глаз.) Дети делят слова и делают вывод.
Работы по восстановлению деформированного текста, списыванию выявляют умение детей устанавливать логико- смысловые связи, закрепляют каллиграфические навыки, повышают уровень самостоятельности.
Один из приемов повышения грамотности - это развитие орфографической зоркости при коллективной работе над ошибками. У некоторых детей учитель не исправляет неверно написанную букву, а лишь ее зачеркивает, у более сильных подчеркивает все слово с ошибочным написанием. Ученик сам должен найти в слове ошибку, исправить ее. Цель учителя - помочь ученику вдуматься в написание и исправить ошибку.
Самое главная задача учителя-не отбить желание учиться у ребенка.
Очень важный этап урока русского языка - это закрепление изученного материала. Закрепление наиболее эффективно, когда оно слагается из следующих элементов:
- а) Проверки усвоения теоретического материала. Можно провести в виде игры «Аукцион знаний».
- б) Анализа примеров, иллюстрирующих применение на практике.
- в) Тренировки с целью выработки практических навыков (разноуровневые карточки- задания).
Во время закрепления материала широко практикуется самостоятельная работа. Учителя подбирают такие задания, чтобы эта работа выполнялась школьниками не механически, а сознательно. Нужно добиваться, чтобы в практическую часть работы дети вносили элементы самостоятельности, а где возможно, и творчества.
Основная цель самостоятельной работы состоит в том, чтобы научить детей мыслить, анализировать и обобщать языковые факты. В этих целях практикуются задания типа: «Объясни», «Докажи», ставится вопрос «Почему?» и требуется обоснование того или иного написания. Например, списывание с подчеркиванием изучаемых орфограмм, дописывание слогов, работа с деформированным текстом, распространение предложений с помощью вопросов.
«С чьей- то помощью ребенок всегда может сделать больше и решить более трудные задачи, чем самостоятельно,»- пишет Л. С. Выготский. Одно из обязательных условий успешного обучения - привитие учащимся навыков самостоятельной работы над учебным материалом. Задача учителя состоит не в том, чтобы давать детям готовые знания, а в том, чтобы направлять их. К. Д . Ушинский говорил, что учащиеся должны «по- возможности трудиться самостоятельно, а учитель - руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал».
Одной из форм развивающего обучения остается игра. Игра должна способствовать умственному и духовному развитию, т. е. должна быть творческой. Игра способствует созданию у школьников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, добивается прочного усвоения материала.
Использование творческой игры на уроках русского языка в начальной школе помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как учебному предмету.
Творческая игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса учащихся, расширяет их кругозор. Она несет в себе огромный эмоциональный заряд, воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации.
Эффективность игры во многом зависит от эмоционального отношения педагога к течению игры, от заинтересованности в ее результатах. Кроме того, не все школьники одновременно усваивают правила, поэтому учитель может помочь им в процессе игры. Однако эта помощь должна быть по возможности скрытой от других учеников, чтобы у всех учеников создавалось впечатление равноценности их участия.
Задача педагога - создать ситуацию успешности для каждого ребенка, помочь ему раскрыться в полной мере.
Некоторые из игр, которые используют учителя на уроках русского языка:
1. Игра «Зашифрованное слово». (Эта игра формирует такие мыслительные процессы, как анализ и синтез.)
Задание. Из каждого слова взять только первый, второй, последний слог и записать полученное слово. Предлог, логово, железо, низина, енот (предложение) - по первому слогу;
Пуговица, молоток, лава (голова)- по второму слогу;
Колесо, село, панама (солома)- по последнему слогу;
Сапоги, парашют, фантазия (сарафан) - найти самим спрятанное слово. Зашифровать можно новые словарные слова, название темы.
2. Упражнение «Волшебный ряд букв». Дается любой ряд букв , с которым можно выполнить несколько заданий. Задания могут предлагать сами дети. Например: а, б, о, и, к, л, е, п, т. Задания: а- деление на группы (гласные - согласные);
б- составление слов из букв( пила, лупа, лоб);
в- записать буквы в алфавитном порядке;
г- найти лишнюю букву, ориентируясь на новое словарное слово (лишняя буква п, ее нет в слове библиотека).
Игра «Лишнее слово». Суть этой игры в том , что из целого ряда слов ученикам нужно сначала убрать одно «лишнее слово» , обосновав свай ответ, потом из оставшихся еще одно, затем еще одно, пока не останутся два- три «нужных слова» . Эта игра полезна тем, что ученикам невольно приходится сравнивать предложенные слова по разным признакам: лексическому значению, составу, грамматическим признакам - что ведет к отработке перечисленных понятий.
В своей работе учитель должен ставить перед собой задачу: не только дать учащимся первые представления и понятия в области языка и математики, но и формировать у школьников мыслительные умения, так как интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных знаний, а высоким уровнем развития. Школьники к моменту перехода в среднее звено должны сравнивать, анализировать, обобщать. Все это не только способствует более прочному усвоению знаний и всестороннему развитию детей, но и поможет им в будущем решать трудные, нестандартные задачи, работать творчески.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе»
практические приемы использования технологии проблемного обучения...
"Использование технологий развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе"
"Использование технологий развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе"...
Программа педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ «Эффективность использования технологии развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе»
Изучено использование технологии развивающего обучения в современном образовании на уроках русского языка в начальной школе. Выявлена эффективность использования технологии развивающего обучения как с...
«Практическое использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе в связи с реализацией ФГОС НОО».
Примеры ипользованиятехнологии проблемного обучения на уроках русского языка в 1-4 класах....
Статья "Практическое использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе в связи с реализацией ФГОС НОО"
Примеры практичекого ипользования элементов проблемного обучения на уроках рксского языка в начальных классах по программе "Школа России"...
Статья "Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе как инструмента формирования УУД".
Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность обучающихся. Толчком к продуктивному ...
разработка методической темы "Технологии развивающего обучения на уроках русского языка и литературы как средство повышения познавательной активности младших школьников"
Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который не задумывался бы над ней. В настоящее время существует острая социальная потребность в тв...