Методологические подходы
учебно-методическое пособие
Предварительный просмотр:
В выпускной квалификационной работе рассмотрены компетентностный, системный и личностно-деятельный подходы и их принципы как компоненты готовности будущих специалистов к работе с детьми. Системный подход показывает, что процессом формирования готовности будущего социального педагога является сложная целостная система, в основе которой лежат пути решения противоречия между сложностью, многообразием педагогических явлений и гармоничностью методов и форм познания и мышления. Выбор личностно-деятельностного подхода обусловлен гуманизацией профессионального образования в области социальной работы и социального воспитания. С позиции личностно-деятельностного подхода происходит формирование индивидуально-психологических характеристик (мотивации, адаптации, способностей, самооценки, саморазвития и самореализации) будущего социального педагога в работе с детьми через собственную усложняющуюся деятельность в процессе познания и преобразовании мира. Компетентностный подход формирует личность педагога как профессионала, умеющего моделировать и проектировать свою деятельность с учетом воздействия на формирование личности детей, что позволяет эффективно решать вопросы их воспитания и развития. |
№ П/П | НАЗВАНИЕ ПОДХОДА | СУЩНОСТЬ ПОДХОДА | АВТОРЫ | РАЗРАБОТЧИКИ ДАННОГО ПОДХОДА | ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДХОДА |
1 | Системный | Cистема образования, процесс ее функционирования рассматриваются как совокупность компонентов: цели образования; его содержание; формы, методы; средства реализации этого содержания (технологии преподавания, освоения, обучения); субъекты системы образования (педагоги, обучающиеся, родители); учебные заведения как структурные элементы всей образовательной системы функционирующие в них педагогические процессы; материальная база как средство системы образования Cистема образования, процесс ее функционирования рассматриваются как совокупность компонентов: цели образования; его содержание; формы, методы; средства реализации этого содержания (технологии преподавания, освоения, обучения); субъекты системы образования (педагоги, обучающиеся, родители); учебные заведения как структурные элементы всей образовательной системы функционирующие в них педагогические процессы; материальная база как средство системы образования Основные методологические подходы в педагогике | Александр Богданов, Людвиг Берталанфи, Эдвард Боно, Линдон Ларуш, Герберт Саймон, Питер Друкер, Альфред Чандлер, Станислав Черногор, Александр Малюта. | Александр Богданов, Людвиг Берталанфи, Эдвард Боно, Линдон Ларуш, Герберт Саймон, Питер Друкер, Альфред Чандлер, Станислав Черногор, Александр Малюта. | Применительно к системе обучения интеграция предполагает формирование у личности целостного представления об окружающем мире. |
2 | Личностный | Ориентация при осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности Опора в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий Ориентация при осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности Опора в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий | Сократ, Платон, Аристотель, Сенека | Истоки идеи личностного подхода в образовании были заложены еще Сократом, Платоном, Аристотелем, Сенекой, Плутархом, Протагором и др. Важную роль в развитии педагогической мысли античности сыграл Платон (427-547 гг. до н. э.), который полагал, что при обучении следует обеспечить «свободу призвания» | -Учитель оптимистично мыслит о детях -учитель подходит к детям как к самостоятельным субъектам учения -учитель помогает обрести ребенку свой личностный смысл, личностную значимость учения |
3 | Деятельностный | Деятельность – основа, средство и фактор развития личности Важнейшие педагогические требования к организации воспитания: определение содержания соответствующей деятельности, разработка путей активизации и перевода учащегося в позицию субъекта познания, труда, общения Деятельность – основа, средство и фактор развития личности Важнейшие педагогические требования к организации воспитания: определение содержания соответствующей деятельности, разработка путей активизации и перевода учащегося в позицию субъекта познания, труда, общения Основные методологические подходы в педагогике | С. Л. Рубинштейном | С. Л. Рубинштейном | Учащиеся осуществляют учебный действия по намеченному плану ( применяется групповая и индивидуальная форма организации деятельности) |
4 | Полисубъектный ( диалогический) | Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы Диалогический подход позволяет создать психолого-педагогическое единство субъектов Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы Диалогический подход позволяет создать психолого-педагогическое единство субъектов Основные методологические подходы в педагогике | М. М. Бахтин А.Н. Леонтьев И.Б. Ворожцова | М. М. Бахтин А.Н. Леонтьев И.Б. Ворожцова | Налаживание психологического климата в коллективе |
5 | Аксиологический | «Мост» между теорией и практикой Признание и реализация в обществе ценностей человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности, образования в целом «Мост» между теорией и практикой Признание и реализация в обществе ценностей человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности, образования в целом Основные методологические подходы в педагогике | О.Е. Лебедев Г.Н. Сериков А.С. Хуторской | О.Е. Лебедев Г.Н. Сериков А.С. Хуторской | Объединение практических и познавательных подходов |
6 | Культурологический | Объективная связь человека с культурой как системой ценностей Освоение культуры как системы ценностей представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности Объективная связь человека с культурой как системой ценностей Освоение культуры как системы ценностей представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности Основные методологические подходы в педагогике | Б.М. Бим-Бад Е.В. Бондаревская М.С. Каган Н.Б. Крылова | Б.М. Бим-Бад Е.В. Бондаревская М.С. Каган Н.Б. Крылова | Взаимосвязанные аспекты действия: аксиологический, технологический, личностно-творческий |
7 | Антропологический | Системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». К.Д. Ушинский Системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». К.Д. Ушинский Основные методологические подходы в педагогике | Б.М. Бим-Бад К.Д. Ушинский | К.Д. Ушинский Б.М. Бим-Бад | Целостность и неделимость духовной и биологической природы человека, взаимосвязь индивидуального и социального в человеке, совокупность умственного, нравственного т физического развития человека |
8 | Этнопедагогический | Организация и осуществление процесса воспитания с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, привычки Основные методологические подходы в педагогике | М.Садыков Г.М. Садыкова | М.Садыков Г.М. Садыкова | Исключение из педагогического процесса декоративности и декларативности этнопедагогических суждений, активное использование всевозможного материального народного фольклора и субкультуры детсва |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методологические подходы к исследовательской деятельности на уроках математики
Данный материал был подготовлен для выступления на заседании методического обединения учителей начальных классов....
Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС
Системно-деятельностный подход....
Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС
Системно-деятельностный подход....
Отражение содержания и методологических подходов в принципах организации деятельности по формированию нравственных ценностей
Отражение содержания и методологических подходов в принципах организации деятельности по формированию нравственных ценностей...
Теоретические методологические подходы к обеспечению дифференцированного подхода на уроках русского языка и обучения грамоте с целью развития орфографической зоркости
Рассмотрение дифференцированного подхода в обучении в научно – методической литературе. Развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка и обучения грамоте....
Методологические подходы к организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе
Любое исследование начинается с проблемы. Проблема – это затруднение, неопределённость. Чтобы её устранить требуются действия, в первую очередь – э...
Методологические подходы к организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе
В статье раскрывается понятие педагогическиая методология и рассматривается пример организации работы по проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов. Данная форма работы способс...