Методологические подходы
учебно-методическое пособие

Погодин Александр Александрович

Методологические подходы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodologicheskie_podhody.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

В выпускной квалификационной работе рассмотрены компетентностный, системный и личностно-деятельный подходы и их принципы как компоненты готовности будущих специалистов к работе с детьми. Системный подход показывает, что процессом формирования готовности будущего социального педагога является сложная целостная система, в основе которой лежат пути решения противоречия между сложностью, многообразием педагогических явлений и гармоничностью методов и форм познания и мышления. Выбор личностно-деятельностного подхода обусловлен гуманизацией профессионального образования в области социальной работы и социального воспитания. С позиции личностно-деятельностного подхода происходит формирование индивидуально-психологических характеристик (мотивации, адаптации, способностей, самооценки, саморазвития и самореализации) будущего социального педагога в работе с детьми через собственную усложняющуюся деятельность в процессе познания и преобразовании мира. Компетентностный подход формирует личность педагога как профессионала, умеющего моделировать и проектировать свою деятельность с учетом воздействия на формирование личности детей, что позволяет эффективно решать вопросы их воспитания и развития.

№ П/П

НАЗВАНИЕ ПОДХОДА

СУЩНОСТЬ ПОДХОДА

АВТОРЫ

РАЗРАБОТЧИКИ ДАННОГО ПОДХОДА

ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДХОДА

1

Системный

Cистема образования, процесс ее функционирования рассматриваются как совокупность компонентов: цели образования; его содержание; формы, методы; средства реализации этого содержания (технологии преподавания, освоения, обучения); субъекты системы образования (педагоги, обучающиеся, родители); учебные заведения как структурные элементы всей образовательной системы функционирующие в них педагогические процессы; материальная база как средство системы образования Cистема образования, процесс ее функционирования рассматриваются как совокупность компонентов: цели образования; его содержание; формы, методы; средства реализации этого содержания (технологии преподавания, освоения, обучения); субъекты системы образования (педагоги, обучающиеся, родители); учебные заведения как структурные элементы всей образовательной системы функционирующие в них педагогические процессы; материальная база как средство системы образования Основные методологические подходы в педагогике

Александр Богданов, Людвиг Берталанфи, Эдвард Боно, Линдон Ларуш, Герберт Саймон, Питер Друкер, Альфред Чандлер, Станислав Черногор, Александр Малюта.

Александр Богданов, Людвиг Берталанфи, Эдвард Боно, Линдон Ларуш, Герберт Саймон, Питер Друкер, Альфред Чандлер, Станислав Черногор, Александр Малюта.

Применительно к системе обучения интеграция предполагает формирование у личности целостного представления об окружающем мире.
В данном случае интеграция как цель обучения дает знания, которые
отражают связанность отдельных частей мира как системы, учит представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны

2

Личностный

Ориентация при осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности Опора в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий Ориентация при осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности Опора в воспитании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий

Сократ, Платон, Аристотель, Сенека

Истоки идеи личностного подхода в образовании были заложены еще Сократом, Платоном, Аристотелем, Сенекой, Плутархом, Протагором и др. Важную роль в развитии педагогической мысли античности сыграл Платон (427-547 гг. до н. э.), который полагал, что при обучении следует обеспечить «свободу призвания»

-Учитель оптимистично мыслит о детях

-учитель подходит к детям как к самостоятельным субъектам учения

-учитель помогает обрести ребенку свой личностный смысл, личностную значимость учения

3

Деятельностный

Деятельность – основа, средство и фактор развития личности Важнейшие педагогические требования к организации воспитания: определение содержания соответствующей деятельности, разработка путей активизации и перевода учащегося в позицию субъекта познания, труда, общения Деятельность – основа, средство и фактор развития личности Важнейшие педагогические требования к организации воспитания: определение содержания соответствующей деятельности, разработка путей активизации и перевода учащегося в позицию субъекта познания, труда, общения Основные методологические подходы в педагогике

С. Л. Рубинштейном

С. Л. Рубинштейном

Учащиеся осуществляют учебный действия по намеченному плану ( применяется групповая и индивидуальная форма организации деятельности)

4

Полисубъектный ( диалогический)

Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы Диалогический подход позволяет создать психолого-педагогическое единство субъектов Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы Диалогический подход позволяет создать психолого-педагогическое единство субъектов Основные методологические подходы в педагогике

М. М. Бахтин

А.Н. Леонтьев

И.Б. Ворожцова

М. М. Бахтин

А.Н. Леонтьев

И.Б. Ворожцова

Налаживание психологического климата в коллективе

5

Аксиологический

«Мост» между теорией и практикой Признание и реализация в обществе ценностей человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности, образования в целом «Мост» между теорией и практикой Признание и реализация в обществе ценностей человеческой жизни, воспитания и обучения, педагогической деятельности, образования в целом Основные методологические подходы в педагогике

О.Е. Лебедев

Г.Н. Сериков

А.С. Хуторской

О.Е. Лебедев

Г.Н. Сериков

А.С. Хуторской

Объединение практических и познавательных подходов

6

Культурологический

Объективная связь человека с культурой как системой ценностей Освоение культуры как системы ценностей представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности Объективная связь человека с культурой как системой ценностей Освоение культуры как системы ценностей представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности Основные методологические подходы в педагогике

Б.М. Бим-Бад

Е.В. Бондаревская

М.С. Каган

Н.Б. Крылова

Б.М. Бим-Бад

Е.В. Бондаревская

М.С. Каган

Н.Б. Крылова

Взаимосвязанные аспекты действия: аксиологический, технологический, личностно-творческий

7

Антропологический

Системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». К.Д. Ушинский Системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». К.Д. Ушинский Основные методологические подходы в педагогике

Б.М. Бим-Бад

К.Д. Ушинский

К.Д. Ушинский

Б.М. Бим-Бад

Целостность и неделимость духовной и биологической природы человека, взаимосвязь индивидуального и социального в человеке, совокупность умственного, нравственного т физического развития человека

8

Этнопедагогический

Организация и осуществление процесса воспитания с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, привычки Основные методологические подходы в педагогике

М.Садыков

Г.М. Садыкова

М.Садыков

Г.М. Садыкова

Исключение из педагогического процесса декоративности и декларативности этнопедагогических суждений,  активное использование всевозможного материального народного фольклора и субкультуры детсва


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методологические подходы к исследовательской деятельности на уроках математики

Данный материал был подготовлен для выступления на заседании методического обединения учителей начальных классов....

Отражение содержания и методологических подходов в принципах организации деятельности по формированию нравственных ценностей

Отражение содержания и методологических подходов в принципах организации деятельности по формированию нравственных ценностей...

Теоретические методологические подходы к обеспечению дифференцированного подхода на уроках русского языка и обучения грамоте с целью развития орфографической зоркости

Рассмотрение дифференцированного подхода в обучении в научно – методической литературе. Развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка и обучения грамоте....

Методологические подходы к организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе

Любое исследование начинается с проблемы. Проблема – это затруднение, неопределённость. Чтобы её устранить требуются действия,  в  первую  очередь  –  э...

Методологические подходы к организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе

В статье раскрывается понятие педагогическиая методология и рассматривается пример организации работы по проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов. Данная форма работы способс...