Сотрудничество классного руководителя и родителей (законных представителей)
консультация
Предварительный просмотр:
Первый год обучения в коррекционном образовательном учреждении – переломный момент в жизни ребенка. С поступлением его в образовательное учрежение меняется многое:
- место ребенка в системе общественных отношений;
- вместо игр начинаются ежедневные учебные занятия, требующие напряженной работы;
- весь уклад жизни ребенка (режим дня, единые школьные правила и требования и т.д.);
- нарастает статическая нагрузка (двигательная активность становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу), хотя потребность в движении остается высокой;
- возрастает психоэмоциональная нагрузка первоклассника.
Адаптация к обучению в коррекционной школе – многоплановый процесс, проявляющийся в приспособлении ребенка к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. От благополучия его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к учению и окружающим людям.
Основными составляющими данного процесса являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация.
Физиологическая адаптация проходит несколько этапов:
А) «Физиологическая буря» - первые 2-3 недели обучения, когда ребенок тратит значительную часть ресурсов своего организма.
Б) Неустойчивое приспособление – организм ребенка находит наиболее приемлемые реакции на новые условия.
В) Относительно устойчивое приспособление – реагирование организма с наименьшим напряжением.
Социально-психологическая адаптация – принятие коллектива одноклассников, учителей и их требований.
Оценка уровня школьной адаптации основана на следующих показателях:
1. Показатель интеллектуального развития.
2. Показатель эмоционального развития.
3. Показатель сформированности коммуникативных навыков.
4. Уровень школьной зрелости ребенка в дошкольный период.
Исходя из особенностей развития у ребенка каждого из показателей, выделяют три уровня адаптации:
1. Высокий уровень адаптации: первоклассник положительно относится к школе, требования воспринимает адекватно, учебный материал усваивает легко, внимательно слушает указания и выполняет поручения без внешнего контроля, занимает в классе благоприятное статусное положение.
2. Средний уровень адаптации: первоклассник положительно относится к школе, воспринимает учебный материал, если учитель интересно и наглядно его излагает, усваивает основное из учебной программы, сосредоточен при выполнении интересного для него задания, выполняет поручения учителя при его контроле, дружит со многими одноклассниками.
3. Низкий уровень адаптации: первоклассник отрицательно или равнодушно относится к школе, нередки жалобы на здоровье, часто подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины, материал усваивает фрагментарно, к урокам не проявляет интереса, подготовка нерегулярная, общественные поручения выполняет без желания и под контролем учителя, близких друзей не имеет.
Вывод и рекомендации:
В качестве компонентов
психологической готовности к школе выделяются следующие
сферы: мотивационная, интеллектуальная, коммуникативная и
произвольная. Рассмотрим эти компоненты несколько подробнее.
Мотивационная сфера. Центральное место в этой сфере
занимает сформированность внутренней позиции школьника как
показатель его социальной зрелости и системы мотивов,
проявляющихся в познавательном выборе, самоутверждении,
установлении и сохранении положительных взаимоотношений со
сверстниками и взрослыми.
Интеллектуальная сфера. Ее готовность проявляется в
определенном уровне наглядно-образного мышления, наличии
элементов логического мышления, образной и смысловой памяти,
произвольного внимания, необходимом уровне развития
перцептивной сферы и воображения. Иначе говоря, отмечается
необходимость сформированности основных познавательных
процессов.
Важной предпосылкой школьного обучения являются общие
интеллектуальные умения — осознание цели деятельности,
поставленной взрослым, умение продумать способы ее
достижения, планировать свои действия, контролировать себя во
время работы, правильно оценить полученные результаты.
Поступление ребенка в школу изменяет социальную ситуацию его
развития. Для того чтобы начало школьного обучения стало
стартовой точкой нового этапа развития, малыш должен быть
готов к новым формам сотрудничества со взрослыми и со своими
сверстниками.
Коммуникативная сфера. Она фиксирует умение строить
правильные взаимоотношения в совместной деятельности.
Произвольная сфера. Произвольное поведение ребенка :ш
рождается в дошкольном возрасте в процессе ролевой игры и
позволяет ему подняться на более высокую ступень в своем
развитии. Игра является школой произвольного поведения, так как
процесс обучения в школе с самого начала опирается на
определенный уровень развития итого поведения. Произвольность
поведения проявляется и в тех предпосылках учебной
деятельности, которые Д. Б. Эльконин выделяет в качестве
показателей готовности к обучению в школе. Серьезного внимания
требует формирование волевой готовности будущего
первоклассника. Он должен уметь делать не только то, что ему
хочется, но и то, что от него потребует учитель, режим, программа.
Чтобы делать не только приятное, но и необходимое
42 43 нужно волевое усилие, способность управлять своим поведением,
вниманием, мышлением и памятью.
Под готовностью организма ребенка к школьному обучению
рассматривается уровень морфологического и функционального
развития, который позволяет ребенку выдержать требования
школьной жизни и учебной нагрузки. Критерием готовности в
этом смысле служит работоспособность детей в течение учебного
дня, учебной недели и т. д.
Готовность психических процессов проявляется в уровне
сформированности восприятия, мышления, памяти, речи,
внимания. Критерием готовности в данном случае выступает
произвольность познавательной деятельности, способность к
обобщению и развитая речь.
Личностная готовность к обучению в школе выражается в
желании ребенка стать школьником, выполнять учебную
деятельность, а также в отношении ребенка к школе, учебной
деятельности, учителям, самому себе. Важно, чтобы школа
привлекала ребенка своей главной деятельностью — учением
(«Научусь читать, писать, решать задачи»). Семейное воспитание отличается гиперопекой и попустительством.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная система классного руководителя "Сотрудничество классного руководителя с родителями как средство формирования творческой личности"
Из опыта работы классного руководителя, победителя районного конкурса "Моя классная - самая классная, участника очного тура областного этапа Педагогического марафона классных руководителей...
Сотрудничество классного руководителя и родителей как одно из условий повышения творческой активности младших школьников
Сотрудничество классного руководителя и родителей как одно из условий повышения творческой активности младших школьников...
Сотрудничество классного руководителя и родителей как одно из условий повышения творческой активности младших школьников
Обобщение опыта работы классного руководителя с родителями....
Организация сотрудничества классного руководителя с родителями учеников.
Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества. Спонтанные плохо организованные собрания , встречи...
Сотрудничество классного руководителя с родителями
Выступление на педсовете из опыта работы по теме "Сотрудничество классного руководителя начальных классов с родителями"...
Взаимодействие классного руководителя и родителей (законных представителей)
В даннй статье описаны основные формы взаимодействия классного руководителя с родителями и описан личный опыт работы с родителями....