Сотрудничество классного руководителя и родителей (законных представителей)
консультация

Галина Владимировна Новикова

Общешкольное родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_roditeley_01112017.docx18.99 КБ

Предварительный просмотр:

Первый год обучения в коррекционном образовательном учреждении – переломный момент в жизни ребенка. С поступлением его в образовательное учрежение меняется многое:

- место ребенка в системе общественных отношений;

- вместо игр начинаются ежедневные учебные занятия, требующие напряженной работы;

- весь уклад жизни ребенка (режим дня, единые школьные правила и требования и т.д.);

- нарастает статическая нагрузка (двигательная активность становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу), хотя потребность в движении остается высокой;

- возрастает психоэмоциональная нагрузка первоклассника.

Адаптация к обучению в коррекционной школе – многоплановый процесс, проявляющийся в приспособлении ребенка к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. От благополучия его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к учению и окружающим людям.

Основными составляющими данного процесса являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация.

Физиологическая адаптация проходит несколько этапов:

А) «Физиологическая буря» - первые 2-3 недели обучения, когда ребенок тратит значительную часть ресурсов своего организма.

Б) Неустойчивое приспособление – организм ребенка находит наиболее приемлемые реакции на новые условия.

В) Относительно устойчивое приспособление – реагирование организма с наименьшим напряжением.

Социально-психологическая адаптация – принятие коллектива одноклассников, учителей и их требований.

Оценка уровня школьной адаптации основана на следующих показателях:

1. Показатель интеллектуального развития.

2. Показатель эмоционального развития.

3. Показатель сформированности коммуникативных навыков.

4. Уровень школьной зрелости ребенка в дошкольный период.

Исходя из особенностей развития у ребенка каждого из показателей, выделяют три уровня адаптации:

1.      Высокий уровень адаптации: первоклассник положительно относится к школе, требования воспринимает адекватно, учебный материал усваивает легко, внимательно слушает указания и выполняет поручения без внешнего контроля, занимает в классе благоприятное статусное положение.

2.      Средний уровень адаптации: первоклассник положительно относится к школе, воспринимает учебный материал, если учитель интересно и наглядно его излагает, усваивает основное из учебной программы, сосредоточен при выполнении интересного для него задания, выполняет поручения учителя при его контроле, дружит со многими одноклассниками.

3.      Низкий уровень адаптации: первоклассник отрицательно или равнодушно относится к школе, нередки жалобы на здоровье, часто подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины, материал усваивает фрагментарно, к урокам не проявляет интереса, подготовка нерегулярная, общественные поручения выполняет без желания и под контролем учителя, близких друзей не имеет.

Вывод и рекомендации:

В    качестве    компонентов

психологической  готовности  к  школе  выделяются  следующие

сферы:   мотивационная,   интеллектуальная,   коммуникативная   и

произвольная. Рассмотрим эти компоненты несколько подробнее.

Мотивационная   сфера.   Центральное   место   в   этой   сфере

занимает  сформированность  внутренней  позиции  школьника  как

показатель    его    социальной    зрелости    и    системы    мотивов,

проявляющихся   в   познавательном   выборе,   самоутверждении,

установлении  и  сохранении  положительных взаимоотношений  со

сверстниками и взрослыми.

Интеллектуальная   сфера.   Ее   готовность   проявляется   в

определенном   уровне   наглядно-образного   мышления,   наличии

элементов логического мышления, образной и смысловой памяти,

произвольного     внимания,     необходимом     уровне     развития

перцептивной  сферы  и  воображения.  Иначе  говоря,  отмечается

необходимость    сформированности    основных    познавательных

процессов.

Важной  предпосылкой  школьного  обучения  являются  общие

интеллектуальные   умения   —   осознание   цели   деятельности,

поставленной     взрослым,     умение     продумать     способы     ее

достижения,  планировать  свои  действия,  контролировать  себя  во

время    работы,    правильно    оценить    полученные    результаты.

Поступление ребенка в школу изменяет социальную ситуацию его

развития.   Для   того   чтобы   начало  школьного  обучения   стало

стартовой  точкой  нового  этапа  развития,  малыш  должен  быть

готов к новым формам сотрудничества со взрослыми и со своими

сверстниками.

Коммуникативная  сфера.  Она  фиксирует  умение  строить

правильные взаимоотношения в совместной деятельности.

Произвольная  сфера.  Произвольное  поведение  ребенка  :ш

рождается  в  дошкольном  возрасте  в  процессе  ролевой  игры  и

позволяет  ему  подняться  на  более  высокую  ступень  в  своем

развитии. Игра является школой произвольного поведения, так как

процесс   обучения   в   школе   с   самого   начала   опирается   на

определенный уровень развития итого поведения. Произвольность

поведения     проявляется     и     в     тех     предпосылках     учебной

деятельности,   которые   Д.   Б.   Эльконин   выделяет   в   качестве

показателей готовности к обучению в школе. Серьезного внимания

требует       формирование       волевой       готовности       будущего

первоклассника.  Он  должен  уметь  делать  не  только  то,  что  ему

хочется, но и то, что от него потребует учитель, режим, программа.  

Чтобы   делать   не   только   приятное,   но   и   необходимое

 

42  43 нужно волевое усилие, способность управлять своим поведением,

вниманием, мышлением и памятью.

Под  готовностью  организма  ребенка  к  школьному  обучению

рассматривается  уровень  морфологического  и  функционального

развития,   который   позволяет   ребенку   выдержать   требования

школьной  жизни  и  учебной  нагрузки.  Критерием  готовности  в

этом смысле служит работоспособность детей в течение учебного

дня, учебной недели и т. д.

Готовность   психических   процессов   проявляется   в   уровне

сформированности     восприятия,     мышления,     памяти,     речи,

внимания.   Критерием   готовности   в   данном  случае   выступает

произвольность   познавательной   деятельности,   способность   к

обобщению и развитая речь.

Личностная  готовность  к  обучению  в  школе  выражается  в

желании    ребенка    стать    школьником,    выполнять    учебную

деятельность,  а  также  в  отношении  ребенка  к  школе,  учебной

деятельности,   учителям,   самому   себе.   Важно,   чтобы   школа

привлекала  ребенка  своей  главной  деятельностью  —  учением

(«Научусь читать, писать, решать задачи»). Семейное воспитание отличается гиперопекой и попустительством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная система классного руководителя "Сотрудничество классного руководителя с родителями как средство формирования творческой личности"

Из опыта работы классного руководителя, победителя районного конкурса "Моя классная - самая классная, участника очного тура  областного этапа Педагогического марафона классных руководителей...

Сотрудничество классного руководителя и родителей как одно из условий повышения творческой активности младших школьников

Сотрудничество классного руководителя и родителей как одно из условий повышения творческой активности младших школьников...

Организация сотрудничества классного руководителя с родителями учеников.

Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная  и чётко организованная система  сотрудничества. Спонтанные плохо организованные собрания , встречи...

Сотрудничество классного руководителя с родителями

Выступление на педсовете из опыта работы по теме "Сотрудничество классного руководителя начальных классов с родителями"...

Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями

Как работать с родителями, какие формы работы применять, беседы с родителями и т.д....