Методика обучения беглому, правильному осознанному выразительному чтению в начальных классах школы –интерната.
статья
В настоящее время актуальна проблема формирования у учащихся правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения, т.к. в последние годы в стране наблюдается значительный рост количества учащихся, которые не могут за период обучения в начальных классах в полной мере овладеть полноценными навыками чтения. Эта проблема особенно остро проявляется в школе- интернате, т.к. процесс формирования навыков чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья протекает замедленно и отличается своеобразием. Несформированность процесса чтения, а именно: неумение читать правильно, бегло, выразительно и сознательно приводит к тому, что у младших школьников возникают нарушения письменной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_obucheniya_beglomu_chteniyu.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика обучения беглому, правильному осознанному выразительному чтению в начальных классах школы –интерната.
В настоящее время актуальна проблема формирования у учащихся правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения, т.к. в последние годы в стране наблюдается значительный рост количества учащихся, которые не могут за период обучения в начальных классах в полной мере овладеть полноценными навыками чтения. Эта проблема особенно остро проявляется в школе- интернате, т.к. процесс формирования навыков чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья протекает замедленно и отличается своеобразием. Несформированность процесса чтения, а именно: неумение читать правильно, бегло, выразительно и сознательно приводит к тому, что у младших школьников возникают нарушения письменной речи.
Уроки чтения в школе- интернате должны быть построены таким образом, чтобы расширить рамки коррекционной работы над личностью школьника и тем самым создать условия для успешного овладения ими навыками чтения. Для успешного формирования навыка чтения учитель должен выполнять следующие условия:
учитывать предпочтение ребёнком того или иного содержания обучения и приучать его к мыслительной работе на том учебном материале, который ему интересен;
следует отбирать те задания, которые ребёнок объективно может выполнить хорошо (задания не должны быть слишком лёгкими);
учитель должен оценивать только конкретную работу, а не самого ученика;
реакция на ошибки ребёнка должна быть формой помощи ему (главное не порицание, а разъяснение ошибок);
нужно научиться словом поощрять ребёнка, малейший его успех;
для повышения учебной мотивации следует тщательно отбирать содержание учебного материала, чтобы сделать его интересным, эмоциональным, новым и доступным ля понимания;
для повышения учебной мотивации можно использовать различные формы коллективной деятельности учеников.
В программе для специальных (коррекционных) школ VIII вида указывается, что основными задачами обучения чтению являются: научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное; формировать у учащихся навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения. Кроме общих с массовой школой задач, уроки чтения в специальной школе выполняют функцию коррекции недостатков. В своей практике я использую различные дидактические игры и методические приемы, способствующие формированию и коррекции полноценного навыка чтения у учащихся начальных классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Одна из важнейших задач начальной школы – формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования.
Что делать учителю? Как выводить детей с недоброжелательно-равнодушным отношением к книге и чтению из эмоционально-нравственного тупика, спровоцированного заполнением свободного времени просмотром мультиков и компьютерными играми, где ни о чём думать не надо, а можно просто сидеть и наблюдать за тем, что «там» происходит.
Как учителю выбрать и освоить подходящие ему и его ученикам приёмы и способы обучения умению и желанию читать.
Чтение – это сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы.
Как сложный вид деятельности чтение состоит из ряда операций:
Опознание буквы в её связи с фонемой (звукобуквенные связи)
Слияние двух букв в слог (слогослияние).
Слияние нескольких слогов в слово.
Объединение нескольких прочитанных слов в законченную фразу или высказывание.
Многие дети испытывают трудности в формировании навыка чтения. Они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, слоги, искажают окончания, не дочитывают их. Для многих характерно угадывающее чтение, имеют трудности в слогослиянии. Искажение звукового состава слов и трудности слогослияния в большинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного.
В результате у детей складывается негативное, эмоционально-отрицательное отношение к процессу чтения.
Трудности в формировании навыка чтения могут быть вызваны причинами различного характера:
нарушениями пространственных представлений, пространственной ориентировки;
нарушением зрительно-моторной координаций;
нарушением моторики, графомоторных навыков;
нарушением слухового, зрительного, фонетико-фонематического восприятия;
нарушением произвольного внимания;
нарушением памяти, особенно снижением слухоречевой памяти;
нарушением сукцессивных функций, а именно: затруднениями при воспроизведении последовательности движений, последовательности в пространстве, во времени, в речи;
нарушениями речевого развития (нарушениями звукопроизношения), грамматического строя течи, бедностью словаря, особенно при вербализации пространственных, временных представлений.
Так как одной из важнейших задач является преодоление негативного отношения к чтению, то на уроках, как правило, проводится ряд упражнений по развитию навыков чтения.
Предлагаются занимательные, логические упражнения для развития сознательного, беглого, выразительного чтения, для формирования правильного чтения.
Упражнения по развитию навыка чтения
Навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость,правильность и выразительность. Для развития этих качеств в практической работе нужно использовать специальные упражнения, которые целесообразно включать в каждый урок чтения. Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более интересным и эмоциональным.
Все упражнения можно разделить на четыре группы: для развития сознательного чтения; для формирования правильности чтения; для развития беглости чтения; для развития выразительности чтения.
I. Упражнения для развития осознанного чтения
Первая группа — логические упражнения.
1.Что общего в словах и чем они различаются?
мел — мель, мал — мял, мыл — мил
2.Назови одним словом.
- Чиж, грач, сова, ласточка, стриж;
- ножницы, клещи, молоток, пила, грабли;
- шарф, варежки, пальто, кофта;
- телевизор, утюг, пылесос, холодильник;
- картофель, свёкла, лук, капуста;
-лошадь, корова, свинья, овца;
- туфли, сапоги, тапочки, кроссовки;
-липа, берёза, ель, сосна;
- курица, гусь, утка, индейка;
- зелёный, синий, красный, жёлтый.
3.Какое слово лишнее и почему?
- Красивый, синий, красный, жёлтый;
-минута, время, час, секунда;
- дорога, шоссе, тропинка, путь;
-молоко, сметана, простокваша, мясо;
-Василий, Фёдор, Семён, Иванов, Пётр;
- ель, сосна, кедр, осина;
- лук, огурец, морковь, яблоко;
-гриб, ландыш, ромашка, василёк.
4.Чем похожи следующие слова?
Утюг, вьюга, пачка, часы, лампа, стакан.
(У них одинаковое количество букв; они одного рода; они состоят из двух слогов).
5.Путем перестановки букв составь слово.
у к л б о к; с н о а с; у п к с.
6.Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.
-Колос, рота, ваза;
-кора, лото, боксёр;
-молоко, нерест, тарелка.
7.Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.
-Змея, рама;
- пуговица, молоток, лава;
- укор, бузина, тина;
-поворот, пороша, канава.
8.Составь новое слово, взяв последний слог.
-Мебель, ружьё; соломка, пора, мель;
-лиса, бельмо, полёт; смола, слеза, берет.
9.Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существует такая же связь. Найди четвертое слово.
-Песня—композитор; самолет —? (аэродром, горючее, конструктор, лётчик, истребитель);
-школа—обучение; больница —? (доктор, ученик, лечение, учреждение, больной);
-нож—сталь; стул —? (вилка, дерево, стол, пища, скатерть);
-лес—деревья; библиотека —? (город, здание, библиотекарь, театр, книги):
-утро—ночь; зима —? (мороз, день, январь, осень, сани).
10.Раздели слова на группы.
- Заяц, горох, ёж, медведь, капуста, волк, огурец;
-корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол;
-апельсин, автобус, абрикос, яблоко, автомобиль, трамвай, груша;
-мак, липа, клён, ромашка, берёза, ландыш, дуб.
11.К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.
Травы:клевер, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик;
насекомые:сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела;
обувь:сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта.
12.Какие буква, слог, слово лишние.
аур о ы
мараланы та ку на ды тило
река, речка, ручей, ручка, ручеёк
Вторая группа — игры по составлению слов со словами.
1.Найди слово в слове.
-Грозагазетакустарник
-подносшоколадкашутка
-щепкаярмаркачасовщик
2.Подбери пару.
Загарзолотистый
звонок занимательный
заборзнаменитый
зубр звонкий
задача зрелый
земляника зелёный
3.Закончи предложение.
По утрам у Айболита лечат зубы: з б р е ы, у ы з б р, и т г ы р, в д р ы ы, о ы б б р.
4.Шарады.
а) Начало — голос птицы,
Конец — на дне пруда.
А целое в музее
Найдёте без труда.
(Картина)
б) С буквойкживу в лесу. С буквой човёс пасу.
(Кабан—чабан)
5.Ребусы:
6. Загадки. (Любые, которые подходят к теме урока.)
Найди животное среди строк.
Насоссосёт речную воду, и шланг протянут к огороду.
Среди кустов царит покой, здесь хорошо бродить одной
7. Составь слова, в которых один из слогов должен начинаться с буквы«м»:ма ти ма си ра му ло ка до
Третья группа — работа с деформированными текстами;
неоконченными рассказами
1.Составь текст (перестановка предложений).
Тексты подбираются к теме урока
2. Составь предложения (3-4) к теме урока.
В школе.
Школа, класс, парты, дежурный, тетрадь, пенал, урок.
На реке.
Утро, облака, ветерок, вода, лодка, рыбалка, мальчики, удочки.
3.Закончи рассказ.
Забота о птицах.
Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу...
Дежурные.
Дима и Коля дежурные. Они школу рано. Коля полил цветы на окне…
Четвертая группа — работа с текстом (учебник)
1. Прочитай текст, самостоятельно ответьна вопросы, написанные на доске.
2. Расположи вопросы по порядку содержания текста. Зачитай ответ на второй вопрос (Вопросы написаны на доске.)
3. Задай вопросы по тексту или по части текста.
4. Определи, сколько частей в тексте. Определи, есть ли в тексте вступление, основнаячасть, заключение.
5.Работа над заголовком.
- Докажи, что заголовок выбран правильно,сопровождая его текстом.
- Выбери заголовок из предложенных.
- Расставь заголовки частей по порядку содержания текста.
- Подбери к заглавию часть текста
- Озаглавь части.
- Выборочное чтение.
- Пересказ по вопросам и без них
- Составление плана текста.
II. Упражнения для формирования правильности чтения
Первая группа — упражнения, направленные на развитие
внимания, памяти
1.Назови картинки — 5 предметов (далее больше).
Картинки расположены на закрытой доске. Их надо открыть, сосчитать до трех,
закрыть. Перечислить все предметы. Найти, чтоизменилось, и т.д.
2. Опиши предмет (показать и убрать).
3. Опиши движущийся предмет (взять в руку — поднять и опустить).
4.Повтори, что сказал учитель (шесть слов попарно, сходных чем-то по звучанию).
Например: бочка — точка, бабушка — бабочка, кошка — ложка.
5. Выбери слова на данный звук (чтение четверостишия, предложений, текста).
6. Придумай на данный звук названия продуктов, из которых можно приготовить обед.
7. Встаньте те, у кого в имени, отчестве,фамилии есть данный звук.
8. Выбери из всех слогов — слоги-слияния, слоги со стечением согласных, закрытыеслоги.
9. Покажи 5-6 предметов. Выбери названия предмета, в котором один слог, два слога и т.д.
10. Выбери слова, в которых два слога (один, три и т.д.). Произнеси 8—10 слов.
11. Выбери предмет, в названии которогоударение падает на 1-й слог (2-й, 3-й) (показать 5-6 предметов).
12. Повтори слова:кит, танк, корова, апрель и т. д.
13. Перескажи ранее прочитанные тексты без предупреждения.
14. «Фотоглаз».
15. Повтори скороговорку, предложение,текст.
16.Заучивание четверостиший.
Вторая группа — упражнения со словами.
1.Чтение слов, отличающихся одной буквой.
Мел — мель — мыл — мыль — мал — мял;
мышка — мошка — мишка — миска.
2. Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы.
Куст — стук, сосна — насос, мех — смех, мышка — камыш, марка — рамка, марш — шрам, масло — смола, мошкара — ромашка.
3.Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.
Приехал, пришёл, пришил, принёс, припев: красное, белое, голубое, чёрное, жёлтое; кукла, мама, папа, лапа, ложка.
4.Чтение «перевертышей».
Лев ел волов. Иди искать такси, иди.
5.«Сквозная буква», «Лесенка»:
____ -з- ч________
____ -з- ч________
____ -з- ч________
____ -з- ч________
6.Словарная работа (выяснение лексического значения слов перед чтением).
7. Предварительное послоговое чтениеслов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав.
упражнения для формирования правильности чтения: Многолетний опыт убедил меня, что очень важно следить за правильностью чтения – чтения без ошибок: пропусков, замен или искажений букв, слогов, окончаний. На первом этапе (слоговом) ошибки могут возникнуть из – за неточных представлений об образах букв. Это легко обнаружить, так как при чтении слогов (слов) с этими буквами ребёнок делает паузу перед прочтением слога. В этот момент он вспоминает, какой звук соответствует этой букве. Чтобы предупредить эту трудность я использую ряд упражнений:
♣работа в парах – нарисуй пальчиком букву на ладошке соседа, отгадывание буквы тем же способом;
♣конструирование букв из ниточки, проволоки, картона;
♣упражнение “Алфавит” (1 этап – показывание букв, называемых учителем, затем то же с убыстрением, 2 этап – показ букв в алфавитном порядке на время);
♣упражнение “Найди такую же”;
1. Упражнения, направленные на коррекцию и развитие внимания, памяти, зрительного, слухового восприятия.
•Игра «Чего не стало?» «День – ночь»
Картинки расположены на закрытой доске. Их надо открыть, перечислить все предметы. Найти, что изменилось, и т. д.
•Опиши предмет (показать и убрать).
•Опиши движущийся предмет (взять в руку — поднять и опустить).
•Повтори, что сказал учитель (шесть слов попарно, сходных чем-то по звучанию).
Бочка — точка, бабушка — бабочка, кошка — ложка.
•Выбери слова на данный звук (чтение четверостиший, предложений, текста).
•«Поймай звук» (определение места звука в слове)
•Чтение “зашумленных слов” (Злая колдунья нарочно хочет запутать нас. Прочитать слова – лишить колдунью ее злой силы).
•Найди одинаковые слова:
БЕЛКАРЫСЬОБЕЗЬЯНА
МЕДВЕДЬБЕЛКАЖИРАФ
ЗАЯЦЕНОТБЕЛКА
БЕЛКАБОБРБАРСУК
•Собери слова, написанные одним шрифтом.
2. Чтение слов, отличающихся одной буквой. Мел — мель — мыл — мыль — мал — мял;
3. Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы.
Куст — стук, сосна — насос, мех — смех, мышка — камыш, марка — рамка, марш — шрам, масло — смола, мошкара — ромашка.
4. Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.
Приехал, пришёл, пришил, принёс, припев: красное, белое, голубое, черное, жёлтое; кукла, мама, папа, лапа, ложка.
5. Чтение “перевертышей”.
Лев ел волов. Иди искать такси, иди.
6. Словарная работа (выяснение лексического значения слов перед чтением).
7. Предварительное послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав.
8. Выявления смысловых «несуразностей». ( В гнезде у кукушки бывает обычно от двух до пяти птенцов).
9. Восполнение пропусков букв в словах.
10. Воспроизведение эмоциональной нагрузки сюжетной линии произведения в цвете (наклеивание последовательности карточек из цветной бумаги, которые соответствуют изменению настроения).
III. Упражнения для развития беглости чтения
Первая группа — упражнения для расширения поля зрения
1.Работа по созерцанию зеленой точки.
На карточке, на картинке ставим зеленуюточку и концентрируем взгляд на ней. В этовремя называем предметы справа, слева, вверху, внизу.
2.Работа по таблицам Шульте.
Развитие поля зрения по горизонтали и вертикали.
13 | 33 | 9 | 4 | 26 |
3 | 22 | 19 | 2 | 30 |
28 | 31 | 12 | 24 | 6 |
7 | 10 | 21 | 27 | 14 |
35 | 18 | 1 | 16 | 8 |
23 | 5 | 29 | 32 | 11 |
3.Чтение столбиков с трафаретами.
Дети, используя трафарет, читают слова встолбиках.
В столбиках I класса — 3—5 слов, II класса — 10-12 слов, III класса — 15—18 слов, IV класса — 20—25 слов.
чек красный защёлка универмаг
зуб бегать лаборант продовольствие
дом игра молоко учебники
4.Определи разницу.
Беседа, собеседник, беседовать, беседка,собеседование;
беседа, разговор, собеседование, болтовня, диалог.
5. Назови по порядку.
бедабуряплач
несчастьевьюгарёв
горепозёмкаслёзы
ветер вихрь ураган шторм
6. Работа с буквенными таблицами и трафаретом.
Трафарет накладывается на карточку, буква «А» в середине. Надо назвать буквы, которыеувидели.
7.«Угадай-ка».
Чтение предложений, текстов, перекрытых полосками.
8.«Кто быстрее?»
У каждого ученика по 2-3 текста. Требуется найти данное предложение.
9. «Бегущая строка».
10. Работа по таблице.
Пособие состоит из 4 блоков, в каждом блоке по 5 столбиков слов (слова из словаря). Работа по таблице проводится так: называется слово, которое отыскивается (звёздочка, синяя, точка, второе снизу; круг, жёлтая,точка, пятое, сверху и т.д.).
Вторая группа—упражнения для активизации органов речи.
1. Артикуляционная гимнастика:
а)гласные, согласные, сочетания, открытые и закрытые слоги;
б)слова, трудные для произношения.
2. Скороговорки.
3. «Бегущая лента».
Через отверстия в картоне протягивается полоска, где записаны слоги, слова. Надо успеть прочитать.
4. Чистоговорки.
5. Различные виды чтения:
а)чтение шепотом, затем громко, затем про себя;
б)хоровое чтение;
в)чтение в парах;
г) чтение одновременно с ведущим;
д) чтение с убыстрением темпа;
е) чтение с переходом на незнакомый текст;
ж) чтение в темпе скороговорки;
з) чтение-«спринт»; и) жужжащее чтение;
к) скачкообразное чтение «Кенгуру». И т.д.
IV. Упражнения для развития выразительности чтения
1. Чтение слова с разными оттенками интонации.
2. Чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации.
3. Упражнения для дыхания.
4. Упражнения для развития голоса.
5. Упражнения для дикции.
6. Чтение небольших стихов, например:
Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки.
И несут меня не кони,
А блестящие коньки.
7. Прочитать, передавая радость (возмущение, печаль, гордость) в зависимости от текста.
8. Чтение по ролям, в лицах.
9. Использование «памятки»:
а) представь себе то, о чем читаешь; подумай, какое чувство можешь передать при чтении;
б) читай четко слова и окончания;
в) выделяй голосом важные мысли, соблюдая знаки препинания.
Использование на уроках перечисленные упражнения, приёмы помогают сделать урок интересным, активизировать познавательную деятельность учащихся, привить им любовь к урокам чтения и к чтению в целом, помогают не только узнавать новое, но и получить удовольствие от знакомства с новыми произведениями.
В своей работе я постаралась обобщить и систематизировать различные приемы и методы работы, которые помогают ребенку с ограниченными возможностями здоровья избежать ситуации неуспеха, преодолеть негативизм и апатию на уроках, способствуют совершенствованию и развитию навыка осмысленного качественного чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуально-развлекательная викторина: Эрудит-кафе "Мозгодром" для учащихся начальных классов школы-интернат № 6 VIII вида
Данное занятие содержит: разного вида кроссворды, загадки,загадки-шутки и ребусы направленные на коррекцию мыслительных операций, внимания, пополнение словарного запаса....
Доклад на тему: "Развитие навыков выразительного чтения учащихся начальных классов"
Доклад на тему "Развитие навыков выразительного чтения учащихся". Задачи: формировать речевую и читательскую деятельность учащихся....
Программа по изучению Правил Дорожного Движения для воспитанников начальных классов школы – интернат V вида
Программа рассчитана на последовательное изучение правил дорожного движения в течении 4х лет (начальной школы). Занятия проводятся во внеурочное время и должны быть включены в план воспитательно...
«Работа над выразительным чтением в начальных классах.»
Автор делитсяопытом своей работы. Автором предложены ненкоторые виды работ над выразительным чтением....
"Пути формирования навыков беглого, сознательного, выразительного чтения в начальных классах "
quot;Пути формирования навыков беглого, сознательного, выразительного чтения в начальных классах" Из опыта работы учителя начальных классов. “Чтение – глав...
Мастер –класс ТЕМА: «ФОРМИРоВАНИЕ НАВЫКОВ ОПТИМАЛЬНОГО И ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
Направленность современной школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного чтения, элементарного литерат...
Отчёт по самообразованию на тему: «Использование интерактивных ресурсов при обучении выразительному чтению в начальных классах».
Новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ориентирован на становление личностных результатов выпускника. Одним из главных моментов является то, что основой нового стандарта стан...