«Работа над выразительным чтением в начальных классах.»
статья на тему

Автор делитсяопытом своей работы. Автором предложены ненкоторые виды работ над выразительным чтением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_vyrazitelnym_chteniem.docx18.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Многопрофильный лицей им.А.М.Булатова п.г.т.Кукмор

 Республики Татарстан

Тема: «Работа над выразительным чтением в начальных классах.»

Учитель начальных классов высшей квалификационной категории Галимуллина М.М.

Краткая аннотация: В этой статье автор делится опытом своей работы .Автором предложены  некоторые виды работ над выразительным чтением. Она может быть полезна учителям начальных классов.

Работа над выразительным чтением в начальных классах.

Жизнь человека в современном обществе не возможна без общения с людьми. Нам дан такой дар, как речь, которая отличает нас от животных. Речь дана всем, а пользоваться ей в полной мере может не каждый.

Грамотная речь – это мощнейшее оружие говорящего. Человека с правильной и красивой речью слушать намного приятнее. Красивая речь, правильная мимика и жесты могут заинтересовать собеседника, а интонация помогает убедить в чём угодно. Разносторонняя речь помогает обрести уверенность и завоевать уважение окружающих.

В процессе своей работы я стараюсь формировать навыки осознанного чтения, умение самостоятельно работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность.

Урок обычно начинается с разминки, т. е. с работы над постановкой дыхания и развития четкости произношения. Дыхание для устной речи имеет огромное значение. Мы должны учить детей этому искусству, хотя бы на элементарной основе и на личном примере. Правильное дыхание – это здоровье.Затем следуют скороговорки, чистоговорки. Скороговорок ребята знают очень много, они находят их в книгах, детских журналах. На первом этапе работа со скороговорками идет медленно, с преувеличенно четкой речью. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов речевой аппарат приучается выполнять скороговорки в быстром темпе чтения. На первом этапе обязательно беру короткие, а затем более сложные. Работая со скороговоркой, вырабатываю чистоту звука, а затем и интонацию. с помощью задания, например: «Прочитайте скороговорку с целью увидеть, порадовать, воодушевить, сообщить».

В работе над выразительностью речи уделяю внимание средствам речевой выразительности (интонации, логическим ударениям, различным паузам, темпу, силе и высоте голоса). Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга. Главное средство речевой выразительности – интонация. При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям.

Важное место занимает – развитие чувства ритма. Я часто использую в классе музыку. Она способствует эмоциональному восприятию текста. Использую живое слово актера (грамзаписи). Очень важным моментом остается – чтение текста самим учителем. Чтение учителя – это образец выразительного чтения. И для меня большой наградой является, когда слышу детский восторг, а иногда вижу прослезившиеся глаза моих учеников, а затем опять счастливые улыбки.

Работая с детьми над выразительным чтением, свою деятельность базирую на знаниях, умениях и навыках, приобретаемых учащимися при изучении родного языка и литературного чтения. Изучение этих предметов - основа для формирования качеств речи, необходимых детям: правильности, точности и выразительности. Правильно выражать свои мысли и чувства – значит строго придерживаться норм литературной речи. Говорить точно – уметь из множества близких по смыслу слов выбрать такие, которые наиболее ярко характеризуют предмет или явление и в данной ситуации речи наиболее уместны и стилистически оправданы. Работа по формированию навыков выразительного чтения помогает мне решать сложные задачи воспитания, развития и обучения учащихся на уроках чтения. Вовлечение детей в активный творческий поиск верной интонации чтения текста, создание такой атмосфера в классе, когда можно выразить, попробовать прочитать по-своему, когда самое большое желание – это желание прочитать лучше, ярче, выразительнее, будет способствовать преодолению скуки, пассивности детей, которые, к сожалению, еще имеют место на таких уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над выразительным чтением в начальной школе

Работа включает в себя информацию по обучению выразительному чтению в начальной школе по методике М. А. Рыбниковой и конспект открытого урока по литературному чтению с использованием данной...

Доклад на тему: "Развитие навыков выразительного чтения учащихся начальных классов"

Доклад на тему "Развитие навыков выразительного чтения учащихся". Задачи: формировать речевую и читательскую деятельность учащихся....

Методические приёмы работы над выразительным чтением в начальной школе.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9365609","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left; width: 120px; height: 60px;"}}]]Методические приёмы работы  над ВЫРА...

"Пути формирования навыков беглого, сознательного, выразительного чтения в начальных классах "

quot;Пути формирования навыков беглого, сознательного, выразительного чтения в начальных классах"  Из опыта работы учителя начальных классов.  “Чтение – глав...

Мастер –класс ТЕМА: «ФОРМИРоВАНИЕ НАВЫКОВ ОПТИМАЛЬНОГО И ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

Направленность современной школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного чтения, элементарного литерат...

Отчёт по самообразованию на тему: «Использование интерактивных ресурсов при обучении выразительному чтению в начальных классах».

Новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ориентирован на становление личностных результатов  выпускника. Одним из главных моментов является то, что основой нового стандарта стан...

Методика обучения беглому, правильному осознанному выразительному чтению в начальных классах школы –интерната.

В настоящее время актуальна проблема формирования у учащихся правильного, беглого, выразительного и осознанного чтения, т.к. в последние годы в стране наблюдается значительный рост количества учащихся...