«Использование нетрадиционных материалов в развитии творческих способностей детей»
план-конспект урока
Почему все дети любят лепить? Зачем ребенку нужна лепка? Оказывается, в лепке ребенок может выразить свои впечатления, передать образы окружающих его предметов. Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные, рельефные образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, доступна младшим школьникам с ограниченными возможностями здоровья. Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Ребёнок не только видит, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как наиболее доступную младшим школьникам с проблемами в развитии для самостоятельного освоения. Каждый ребенок воспринимает мир и лепит его по-своему и поэтому можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_netraditsionnyh_materialov_v_razvitii_.doc | 137.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование нетрадиционных материалов в развитии
творческих способностей детей»
Мой мастер-класс будет посвящен теме «Использование нетрадиционных материалов в развитии творческих способностей детей»
Почему все дети любят лепить? Зачем ребенку нужна лепка? Оказывается, в лепке ребенок может выразить свои впечатления, передать образы окружающих его предметов. Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества, в котором из пластических материалов создаются объёмные, рельефные образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, доступна младшим школьникам с ограниченными возможностями здоровья. Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Ребёнок не только видит, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как наиболее доступную младшим школьникам с проблемами в развитии для самостоятельного освоения. Каждый ребенок воспринимает мир и лепит его по-своему и поэтому можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы.
Можно лепить из знакомого детям материала – из пластилина, но интересно попробовать и что-то новое – например, соленое тесто. Соль, мука и вода – вот все, что для этого нужно. Солёное тесто – чудесный материал для работы: пластичный, мягкий, интересный в работе. Это один из наиболее доступных материалов для творчества.
Доступность материалов и инструментов, лёгкость в обработке позволяют заняться изготовлением изделий из солёного теста буквально каждому ребёнку с любым уровнем развития.
Влияние лепки на развитие ребёнка с ОВЗ.
Для детей работа с солёным тестом особенно интересна. Она приучает их быть усидчивыми, внимательными и ответственными. Дети даже не подозревают, какую огромную пользу приносит им этот труд:
- у детей развивается мелкая моторика пальчиков и общая ручная умелость, согласованная работа обеих рук;
- повышается сенсорная чувствительность, т.е. развивается способность к восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
- массируются активные точки пальцев рук, благодаря чему улучшается работа всех органов ребёнка, улучшается самочувствие ребёнка.
К тому же солёное тесто несёт в себе массу положительной энергии:
- дети фантазируют и старательно выполняют сказочные элементы для своей будущей работы;
- у детей развиваются творческие способности, совершенствуется художественный вкус;
- формируется навык реализации замысла, дети учатся доводить начатую работу до конца;
- а самое главное – дети никогда не останутся равнодушными ко всему прекрасному, они учатся видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
При работе с детьми с нарушением интеллектуальной деятельности принципиально важно способствовать развитию у них образного начала, появлению в лепке образа, помочь им представить, что разные формы создаются разными способами, разными движениями рук. Эти представления формируются постепенно. Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать интересные тематические композиции сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии детей.
Практическая часть
Далее наше занятие продолжится в форме урока. Вы, уважаемые коллеги, на некоторое время превратитесь в учеников.
Тема: Тестопластика: «Букет роз».
Цель урока:
- Дать понятие «тестопластика», «солёное тесто». Познакомить с новым видом работы пластическими материалами – лепкой из солёного теста. Учить учащихся умению выполнять изделие, применяя изученные приёмы лепки: отщипывание, скатывание, сплющивание, примазывание. Развивать умение ориентироваться в графических изображениях на операционных планах.
- Развивать мелкую моторику рук на основе скоординированных движений пальцев через упражнения со шнурами (плетение на планшете).
- Воспитывать мотивацию к обучению, терпение, аккуратность.
Оборудование: Образец изделия, мука, соль, миска, мерный стакан, стаканчик для воды, гуашь, стека, чесноковыжималка, кисточка, подкладная доска, салфетка, иллюстрационно-графический план, наглядный и дидактический материал.
Словарь: Тестопластика, рецепт, замешивание, букет.
План урока
1. Орг. момент.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Введение в тему урока.
4. Сообщение новых знаний.
5. Физминутка «Хлопушки».
6. Сообщение темы урока.
7. Объяснение нового материала с показом последовательности выполнения задания.
8. Правила безопасной работы материалом и инструментами.
9. Коррекционно-развивающее упражнение (шнуровка на планшете).
10. Этап закрепления новых знаний.
11. Пальчиковая игра «Цветок».
12. Практическая работа.
13. Анализ выполненной работы.
14. Подведение итогов, выставка работ и их анализ.
15. Выводы, рефлексия.
16. Примечание.
Ход урока
Первый этап
1. Орг. момент. (Формирование познавательного интереса, мотивации к обучению, эмоциональный настрой).
Приветствие учащихся.
Учитель: Сегодня у нас в гостях Толстячок-Пластивичок. Он очень весёлый и всегда напевает себе песенку. (Слайд № )
Я такой различный, Я такой пластичный. Разомни меня руками, | Фантазируй вместе с нами. Скатай шарики, колбаски. Оживут тогда и сказки. |
(Показывается изображение иллюстративного персонажа Толстячка-Пластивичка).
2. Актуализация опорных знаний.
– С Толстячок-Пластивичок очень трудолюбивый, любит лепить, он на все руки мастер. И лепить Толстячок–Пластивичок может из самых различных материалов.
– Скажите, какие вы знаете материалы, которыми можно лепить? (Лепить можно из пластилина, глины и солёного теста, из снега и песка, даже из жевательной резинки. Все эти материалы обладают похожими свойствами)
– С пластилином вы работали, знаете, что это интересный материал, который легко, без больших усилий изменяется, он очень «послушный» и отзывается на любое движение рук, на нём остаются следы прикосновений. Холодный пластилин – твёрдый, лепить им неудобно, а вот тёплый пластилин – мягкий, «послушный».
– Назовите приёмы работы пластилином, изученные нами на уроках? (Размазывание, скатывание, сплющивание, вытягивание, примазывание) (Слайд № )
3. Введение в тему урока.
– Сегодня Толстячок-Пластивичок познакомит вас с необычным материалом – солёным тестом. Солёное тесто – удивительно пластичный материал для лепки различных фигур и композиций, нежный, мягкий, в отличие от пластилина, не пачкает рук. При правильном замесе не крошится, не трескается, сохраняется достаточно длительное время. Хотя следует заметить, что тесто – достаточно хрупкий материал и при небрежном обращении изделия ломаются, крошатся.
– Техника лепки из солёного теста называется – тестопластика.
– Посмотрите на выставочные работы, выполненные из соленого теста. (Показ изделий)
Второй этап
4. Сообщение новых знаний. (Показ практических приёмов работы с материалом, показ образцов изделий, презентация)
Приготовление солёного теста: Как готовится солёное тесто? Посмотрите, как замешивается солёное тесто. Для приготовления солёного теста нужна мука, соль и вода. Рецепт: мука 2 части, соль – 1 часть и вода – 1 часть. Вода должна быть очень холодной, соль самая мелкая, а мука самая лучшая.
– Замешивается тесто в глубокой миске, вымешивается на доске, посыпанной мукой. (Показ иллюстрационного материала по приготовлению солёного теста)
– Готовое тесто хранится в закрытой ёмкости или в пакете.
Окрашивание теста: Можно работать с белым, неокрашенным тестом и раскрашивать поделки, когда они высохнут. А можно в тесто сразу добавить краску и оно получится цветным. Для окрашивания теста используются гуашевые краски или красители для пасхальных яиц, а также порошок какао или кофе. Можно воспользоваться строительными красками - колером.
Инструменты: стека и любые приспособления. Это может быть: ножик, расчёска, вилка, палочки, скалка, формочки для теста или для песочницы, пуговицы с выраженной фактурой, стека для пластилина, кисточка, ситечко, чесноковыжималка.
Лепка элементов: Практически все элементы для композиций из солёного теста лепятся на основе колобка (шарика) и колбаски. Из колобка или шариков можно расплющить или раскатать лепёшку, свернуть кулёчек. А из колбаски – ленточки, жгутики, полоски, завитки, спиральки. При помощи ситечка делается мелкая крошка, а при помощи чесноковыжималки – тонкие жгутики, «лапша».
Скрепление деталей между собой: Чтобы соединить отдельные детали между собой, нужно иметь зубочистку, кисточку, стаканчик с водой. Элементы аккуратно смачиваются между собой и таким образом скрепляются.
Сушка изделий: на воздухе или в духовке.
5. Физкультминутка. (Переключение внимания, снятие умственного напряжения).
Толстячок-Пластивичок предлагает немного отдохнуть. (Слайд № 1)
«ХЛОПУШКИ»
Пусть стоят на месте ножки. Только хлопают ладошки. Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай Хлоп да хлоп перед собой. А теперь скорей похлопай, Да погромче, за спиной. Выше, выше, выше хлопай, Руки выше поднимай. Ниже, ниже, ниже хлопай, Руки ниже опускай. А теперь качать руками Можно целых пять минут. Отдыхая вместе с нами. Руки тоже отдохнут. | Выполнять «пружинку», руки на поясе. Хлопки перед собой. Хлопки за спиной. Хлопая в ладоши, постепенно поднимать руки. Хлопая, опускать руки. Покачать руками вперёд-назад, выполняя «пружинку». Встряхнуть руками, сесть на места. |
Третий этап
6. Сообщение темы урока. (Формирование познавательного интереса, мотивации к обучению. Работа с иллюстрационным наглядным материалом)
Толстячок-Пластивичок приготовил для вас, ребята, загадку, отгадав которую вы сможете узнать, что же мы будем лепить.
На кустах в саду растёт Запах сладкий, словно мёд, | Но не редко льются слёзы Тех, кто рвёт руками … (розы) |
Правильно, это розы. (Показ образца изделия, наглядного материала)
Анализ образца изделия:
- название изделия – «Букет роз»;
- для чего изделие предназначено – букет роз можно оформить в рамочку и преподнести в качестве подарка или украсить свою комнату;
- какой используется материал для изготовления поделки – солёное цветное тесто;
- какие используются инструменты для работы – стека, чесноковыжималка, кисточка;
- из каких деталей состоит изделие – розы, листья, стебли, цветок;
- какого цвета детали изделия: розы красного, малинового, оранжевого цветов, листья и стебли – зелёного цвета, цветок – любого цвета по выбору;
- приёмы работы с солёным тестом: скатывание шариков, сплющивание шариков в лепёшки для получения лепестков розы; сплющивание шариков для получения листиков, продавливание стекой прожилок на листиках;
- способы соединения деталей – сглаживание, примазывание, соединение водой.
Словарные слова: По ходу урока мы вместе разберём новые слова: тестопластика, рецепт, букет.
7. Объяснение нового материала с показом последовательности выполнения задания. (Ориентировка в задании. Работа по иллюстрационно-графическому плану. Показ приёмов работы учителем).
Разберём последовательность работы. (Слайд № )
Подготовка к работе
1. Смешать 2 части муки, 1 часть соли.
2. Подготовить 1 часть холодной воды и добавить в воду гуашь нужного цвета, например, красного для лепки розы. Хорошо перемешать и влить в муку с солью.
3. Замесить тесто. Оно должно быть мягким, но не липким или, наоборот, сухим.
Лепка элементов изделия
Для основы:
1. Из теста зелёного цвета скатать большой шарик.
2. Сплющить шарик в лепёшку.
Для розы:
1. Скатать по 5 шариков разного размера: маленькие, средние, большие.
2. Сплющить каждый шарик в лепёшку.
3. Свернуть маленькую лепёшку в кулёчек – это серединка цветка.
4. Присоединять поочерёдно лепёшки по кругу, прижимая их внизу и отгибая наружные края вниз.
5. Цветок готов. Таким образом сделать розы разного цвета.
Для листьев:
1. Скатать шарики из теста зелёного цвета.
2. Сплющить шарики и придать им форму овала, заострить кончики.
3. Стекой прорисовать прожилки на листиках.
Для стеблей:
1. Положить кусочек теста в чесноковыжималку.
2. Надавить на рычаг, появится «лапша».
3. Аккуратно снять «лапшу».
Сборка изделия
1. По краю основы выложить листики, соединяя их с лепёшкой капельками воды.
2. Положить стебли на край лепёшки посередине, скрепить водой.
3. Выложить на основу-лепёшку розы, скрепить водой.
4. Между розами вставить листики и бутоны роз.
5. Вылепить бантик и оформить им букет роз.
6. Положить изделие для сушки.
8. Правила безопасной работы материалом и инструментами. (Повторение правил техники безопасности).
- Работать с солёным тестом нужно на специальной подкладной доске.
- Солёное тесто замешивается непосредственно перед работой.
- Материал нельзя разбрасывать, работать надо аккуратно.
- Солёное тесто нельзя есть.
- После работы мыть руки с мылом.
- Соблюдать правила рабочего человека и правила техники безопасности.
9. Коррекционно-развивающее упражнение. (Коррекция мелкой моторики, координация правой и левой кистей рук через упражнения со шнурами)
Учитель: Для успешной работы на уроке вам, ребята, понадобятся ловкие и умелые пальчики. Толстячок-Пластивичок хотел бы увидеть, как вы, ребята, можете быстро работать пальчиками. Учащиеся выполняют плетение на планшетах.
Четвёртый этап
10. Этап закрепления новых знаний. (Закрепление приёмов работы, новых знаний).
– Какие детали нужно приготовить для изготовления розы? (Лепёшки разного размера)
– Как получить листики? (Скатать шарики, сплющить их, заострить кончики, стекой прорисовать прожилки)
– Каким образом скреплять детали между собой? (Капельками воды)
– Последовательность сборки изделия? (Выкладывание листиков по краю лепёшки, стеблей внизу лепёшки посередине, укладывание роз, прокладывание листиками, бутонами роз)
11. Пальчиковая игра. (Гимнастика пальцев рук)
– Ребята, подготовим ваши пальчики к работе. Толстячок-Пластивичок подготовил разминку для пальчиков. (Слайд № )
«ЦВЕТОК»
Наши алые цветки Распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Наши алые цветки Закрывают лепестки. Тихо засыпают, Головой качают. | Раскрываются пальчики, кисти рук поворачиваются влево-вправо. Потихоньку пошевелить пальчиками. Сомкнуть пальцы вместе (в «бутон»). Кисти рук опустить вниз. Круговые движения кистями рук. |
12. Практическая работа. (Индивидуальная работа учащихся с опорой на образец изделия, иллюстрационно-графический план, слайды презентации, объяснение и показ учителя) (Слайд № )
– Раздача материалов.
– Распределение заданий для разных групп учащихся с учётом их индивидуальных возможностей:
- Индивидуальный подход: Ребята, Пластивичок-Толстячок предлагает вам вылепить букет роз. Вы сами выберите для себя тот цвет роз, который вам больше интересен. Будьте аккуратны и внимательны. Соблюдайте последовательность работы.
- Дифференцированный подход: для учащихся базового уровня (1-2 группы) – корректирующая помощь в ходе практической работы: для учащихся сниженного уровня (3 группа) осуществляется помощь в изготовлении листиков, сборке роз:
– По окончании работы учащиеся аккуратно убирают материалы и принадлежности, приводят в порядок свои рабочие места. Готовые игрушки сдают учителю.
13. Анализ выполненной работы. (Закрепление пройденного материала)
– С каким творчеством познакомились на уроке? (Тестопластика)
– С каким материалом вы сегодня работали? (Солёное тесто)
– Что общего есть у пластилина и солёного теста?
– Какими свойствами обладает солёное тесто? (Пластичное, мягкое, при правильном замесе не липнет к рукам и не крошится)
– Какие приёмы работы вы сегодня применили? (Скатывание, сплющивание, прорисовывание, примазывание)
– Какие инструменты вам понадобились? (Стеки, кисточка, чесноковыжималка и, конечно, ваши пальчики)
Пятый этап
14. Подведение итогов. (Стимулирование деятельности учащихся).
– Толстячок–Пластивичок очень вами доволен, ребята. Вы молодцы, хорошо потрудились на уроке, сделали замечательные букеты роз.
- Оценивание качества выполненных изделий (выставка работ). Выявление наиболее аккуратно выполненных работ.
- Оценивание работы детей (выставление оценок, устное поощрение).
- Домашнее задание (изготовление подобной игрушки вместе с родителями).
15. Выводы, рефлексия.
Что дает ребенку лепка из солёного теста? Каждый человек, чтобы стать успешным, должен реализовать три базовых потребности: Я–нужен, Я–нравлюсь, Я–контролирую – эти потребности составляют позитивную Я–концепцию. (Слайд № 16)
У детей с нарушениями в развитии в повседневной жизнедеятельности данные потребности не реализуются в той степени, в которой это происходит у детей с нормой. Поэтому, детям с ОВЗ необходимо уделять большее внимание, находить разные пути и подходы в их обучении. При изготовлении изделий из такого материала как солёное тесто создается ситуация, в которой ребенок с интеллектуальной недостаточностью имеет возможность реализовать все три базовых потребности.
Посудите сами: Я–нужен – моя деятельность принимается; Я–нравлюсь – моя работа положительно оценивается учителем и сверстниками; Я–контролирую – я умею изготовить игрушку, поделку из предложенного материала.
На уроках ребенок должен учиться самостоятельно оценивать свою деятельность. Это позволяет сделать рефлексия. (Слайд № )
Сегодня на мастер-классе:
– Научился …
– Было интересно …
– Было трудно …
– Мои ощущения …
Надеемся, что наше занятие поможет вам организовать увлекательную, полезную, развивающую деятельность при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Также данный материал можно использовать для организации интересной работы детей и воспитателей, детей и родителей.
Мне было очень приятно с вами работать. Спасибо вам за творчество! Всегда рада встрече с вами! Творческих успехов вам в дальнейшей работе! (Слайд № )
16. Примечание.
Работа на уроке распределена на этапы:
- Первый этап – орг. момент, актуализация опорных знаний, введение в тему урока, эмоциональный настрой, мотивация учащихся.
- Второй этап – сообщение новых знаний, фронтальная работа с наглядным материалом, показ и анализ образца изделия, презентация, анализ образца изделия, разбор новых слов.
- Третий этап – сообщение темы урока, объяснение нового материала с показом последовательности выполнения задания, повторение правил и приёмов работы, коррекция мелкой моторики рук.
- Четвёртый этап – практическая работа, изготовление изделия, закрепление приёмов работы.
- Пятый этап – подведение итогов, результата урока, рефлексия.
Рецепты соленого теста
Рецепт солёного теста:
– Мука пшеничная высшего сорта – 2 чашки;
– Соль «Экстра», самая мелкая, не йодированная – 1 чашка;
– Вода сырая, холодная, (тёплую воду нельзя) – 1 чашка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционных материалов.
В своей работе хочу рассказать о том, как сделать пальчиковый тренинг разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным....
Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей детей.
Наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина....
Инновационный педагогический опыт "Использование нетрадиционных техник рисования на НОД по рисованию для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"
Данная работа посвящена выявлению и развитию детской художественной нетрадиционной одаренности средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.Изо...
Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей на уроках изобразительной деятельности
Рисовать можно чем угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет всё время что-нибудь придумывать. Научившись выражать сво...
«Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей».
Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность.Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование к...
Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей младших школьников
Разработка комплекса занятий с применением нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие творческих способностей младших школьников, которые могут быть применены в учебно-воспитательном пр...
Доклад на тему: "Развитие творческих способностей учащихся через использование нетрадиционных техник рисования на уроках ИЗО"
Доклад на тему: "Развитие творческих способностей учащихся через использование нетрадиционных техник рисования на уроках ИЗО"...