«Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей».
материал по изобразительному искусству (изо, 4 класс)
Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность.
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков отбивает желание рисовать у ребенка, поскольку в результате его усилий рисунок не соответствует замыслу ребенка. В ходе своей работы я сделала вывод, что использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_netraditsionnye_tehniki_risovaniya.docx | 37.97 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей»
Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность.
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков отбивает желание рисовать у ребенка, поскольку в результате его усилий рисунок не соответствует замыслу ребенка.
В ходе своей работы я сделала вывод, что использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Целью моей работы является развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования.
Для развития творчества и систематизации знаний детей поставила следующие
Задачи:
Образовательные: расширять представления о многообразии нетрадиционных техник рисования, формировать изобразительные и технические навыки рисования; создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами
Развивающие: способствовать развитию у детей индивидуальности и творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования; развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
Воспитательные: воспитывать умение выполнять работу самостоятельно и доводить начатое дело до конца; воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Нетрадиционные техники рисования ранее использовались, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. На мой взгляд, их использование возможно и необходимо взять за основу для организации творческой деятельности воспитанников. Я, как и многие педагоги, в основном придерживалась стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Но традиционных подходов часто недостаточно для развития современных детей. В последнее время появились новые технологии, которые позволяют сделать процесс изобразительного творчества более интересным, более продуктивным.
Чтобы реализовать главную цель работы и решить поставленные задачи: я изучила методическую литературу по данной теме и разработала, календарно-тематическое планирование по нетрадиционному рисованию для развития творческих способностей детей.
Занятия по рисованию с применением нетрадиционных техник я провожу на уроках изобразительной деятельности.
№ п/п | Лексическая тема недели | Тема занятия | Нетрадиционные техники | Задачи | Оборудование | ||||
Сентябрь | |||||||||
Здравствуй, школа! | «Солнышко» | Отпечатывание ладошками | Формировать умение создавать большую коллективную композицию, договариваться друг с другом. | Гуашь, кисти, листы | |||||
Дорожная безопасность | Светофор | Пластилинография | Способствовать формированию умений создавать изображение путем пластилинографии. | Пластилин, стеки, доски для лепки, рисунок светофора | |||||
Игрушки | Матрёшка | Рисование пальчиками и ватными палочками | Познакомить детей с историей рождения русской деревянной игрушки; развивать умение украшать силуэт Загорской матрешки. | Ватные палочки, краски, трафарет матрешки, лист, простой карандаш | |||||
Я вырасту здоровым | Здоровые зубы | Рисование ватными палочками и зубной пастой | Познакомить детей с нетрадиционными художественными техниками: рисование ватными палочками и зубной пастой | Картон темного цвета, белая зубная паста, ватные палочки | |||||
Октябрь | |||||||||
Осень | Осеннее дерево | Интуитивное рисование | Познакомить с техникой интуитивного рисования, развивать творческие способности и фантазию. | Гуашь, кисти – щетина, листы плотной бумаги, салфетки | |||||
Сад. Фрукты. | Дерево с яблоками | Кляксография трубочкой | Познакомить детей с приемом рисования – кляксография трубочкой; развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности. | Акварель, кисти, трубочки | |||||
Огород, овощи | Дары осени (натюрморт) | Оттиск печатками | Продолжать формировать умение изображать натюрморт с помощью печаток из овощей | Печатки из овощей, краски, кисти, альбомные листы | |||||
Ягоды садовые и лесные | Ветка рябины | Пластилинография | Познакомить с новым приемом – расписной пластилин, полученный способом резания. | Пластилин, доска для лепки, стеки, картон, простой карандаш | |||||
Грибы | Мухомор | Интуитивное рисование | Продолжать знакомить детей с техникой интуитивного рисования | Гуашь, кисти – щетина, салфетки, лист плотной бумаги | |||||
Ноябрь | |||||||||
Домашние животные | Животные, которых я придумал | Кляксография | Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Развивать воображение, творчество в дорисовывании предметов | Акварель, кисти | |||||
Домашние птицы | Волшебная птица | Отпечатывание листьями | Знакомить с техникой печатания листьями, развивать цветовосприятие. | Листья сухие, краски, кисти, альбомные листы | |||||
Дикие животные наших лесов | Ежики на опушке. | Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой | Способствовать развитию умения рисовать в технике «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». | Кисть – щетина, краски, смятая бумага, альбомный лист | |||||
Животные льдов | Белый медведь | Интуитивное рисование + аппликация | Продолжать знакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Развивать творческие способности, воображение. | Трафарет белого медведя, гуашь, кисть- щетина, лист плотной бумаги, ножницы, клей. | |||||
Декабрь | |||||||||
Зима. Человек и природа | Зимушка-зима | Рисование на световых планшетах, рисование манной крупой или солью, пластилином, интуитивное рисование | Познакомить с нетрадиционными техниками рисования – рисование манной крупой, солью, пластилином; способствовать развитию умений рисовать пейзаж, используя в одном рисунке разные нетрадиционные техники рисования. | Световые планшеты и маркер-фонарики, пластилин, соль, манная крупа, клей ПВА, гуашь, кисти –щетина. | |||||
Одежда | Платье | Оттиск печатками, рисование пальчиками | Продолжать формировать умение украшать платье разными способами. Развивать творческие способности детей. | Печатки, краски, листы, кисть | |||||
Обувь, головные уборы | Украшаем шапку | Набрызг | Познакомить детей с техникой «набрызг», закрепить умение самостоятельно придумывать узоры. | Краски, листы, трафарет шапки, вата, кисть щетина | |||||
Новый год | Морозные узоры | Рисование свечой и акварелью | Познакомить детей со способом получения изображения с помощью свечи и акварели. | Свеча или восковые мелки, акварель, кисти | |||||
Январь | |||||||||
Зимние забавы. | Наши зимние забавы | Печати из картофеля, мятая газета | Продолжать развивать умение детей рисовать нетрадиционной техникой «печатями из картофеля», развивать творческие способности детей. | Мятая газета, краски, лист, печатки из картофеля круглой формы | |||||
Зимующие птицы | Сова | Тычок полусухой жесткой кистью | Продолжать развивать умение детей рисовать «тычком», создавать выразительный образ. | Кисть – щетина, краски, лист | |||||
Животные жарких стран | Кто в Африке живет? | Рисование на световых планшетах | Продолжать знакомить детей со световым планшетом и способами рисования на нем маркером-фонариком. закреплять знания детей животных. | Световые планшеты | |||||
Комнатные растения | Волшебный цветок | Рисование пастелью | Продолжать формировать умение рисовать цветы, используя разные приемы с пастелью. Способствовать развитию творческих способностей детей. | Пастель, альбомные листы | |||||
Февраль | |||||||||
Мой дом, моя улица, мой город. | Домик | Волшебные опилки | Способствовать развитию умения использовать в качестве изобразительного материала того, что находится под рукой: песка, опилок, листьев и т. д. | Клей, опилки (песок, листья, соль, манная крупа и пр.) | |||||
Транспорт. | Волшебный транспорт | Отпечатывание ладошек и дорисовывание | Продолжать закреплять умение рисовать ладошками, совершенствовать умение дорисовывать их до определенного образа. Способствовать развитию творческих способностей детей. | Краски, лист, кисти | |||||
23.02-день защитников отечества. | Военные корабли | Рисование по мокрому листу | Создать условия для свободного экспериментирования с акварельными красками и разными художественными материалами. Формировать умение изображать море и корабли в вдалеке, способом цветовой растяжки «по -мокрому». | Лист, акварель, вода | |||||
Мебель | Золотая хохлома | Рисование ватными палочками | Способствовать развитию интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; развитие художественного творчества в декоративном рисовании. | Ватные палочки, кисти, краски | |||||
Март | |||||||||
8 марта-женский день | Мимоза | Рисование тычком | Способствовать закреплению умение рисовать при способом тычка, расширить знания о цветах, развивать эстетическое отношение к окружающему миру. | Кисть, краски, | |||||
Посуда. Продукты питания. Сервировка | Чайный сервиз | Рисование раствором кофе | Познакомить детей с новым видом изобразительного творчества- «кофейная акварель». Совершенствовать технические и изобразительные умения и навыки рисования. | Раствор кофе, лист, кисть, трафареты чайных предметов | |||||
Весна. Природа и человек | Весенний пейзаж | Интуитивное рисование | Способствовать развитию творческих способностей детей в технике интуитивного рисования. | Гуашь, кисти – щетина, салфетки, лист плотной бумаги | |||||
Перелетные птицы | Ласточки | Пластилинография | Продолжать формировать умения детей создавать изображения путем техники пластилинография. | Пластилин, стеки, доски для лепки, рисунок ласточки | |||||
Первоцветы | Подснежники | Рисование ватными палочками | Продолжать формировать умение детей рисовать нетрадиционным способом изобразительной деятельности - рисование ватными палочками (пуантилизм), обогащать знания детей. | Гуашь, ватные палочки, лист | |||||
Апрель | |||||||||
Космос | Солнечная система | Рисование на световом планшете | Продолжать формировать умение детей рисовать маркером-фонариком на световом планшете. | Световые планшеты и маркер-фонарики | |||||
Лес. Деревья | Дерево | Монотипия | Продолжать развивать умение детей рисовать в технике монотипия; воспитывать интерес к природе через изобразительную деятельность. | Альбомный лист, гуашь, кисти | |||||
Пожарная безопасность | Пожар | Рисование мокрой пленкой | Способствовать формированию умения рисовать мокрой плёнкой и гуашью. Закреплять знания детей о правилах безопасности. | Гуашь красного, желтого и черного цветов, кисть, целлофановый мешок, вода, | |||||
Сказки. Театры. Музеи | Театральная маска | Рисование свечой и акварелью | Продолжать развивать умение детей рисовать с помощью свечи и акварели. | Свеча или восковые мелки, акварель, кисти | |||||
Май | |||||||||
День победы, родная страна | Салют Победы | Граттаж | Продолжать развивать умение детей рисовать техникой «граттаж», воспитывать любовь к Родине. | Черная гуашь, картон, восковые мелки, жидкое мыло, зубочистки для процарапывания | |||||
Водоемы и их обитатели | Аквариум | Рисование с помощью соли | Продолжать формировать умение детей рисовать нетрадиционной техникой рисования солью и гуашью. | Соль, клей ПВА, картон синего цвета, гуашь, кисть | |||||
Насекомые и их знакомые | Бабочка | Пластилинография | Продолжать формировать умение изображать насекомых с помощью нетрадиционной техники рисования (пластилинографии). Развивать творческие способности детей. | Пластилин, доска для лепки, стеки, альбомный лист или картон, простой карандаш | |||||
Здравствуй, лето! | Итоговая выставка детских работ | Любая техника нетрадиционного рисования по выбору ребенка | Продолжать формировать умение рисовать по замыслу. Самостоятельно выбрать технику нетрадиционного рисования. Развивать творческие способности детей. | Материалы по желанию и замыслу детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческих способностей детей.
Наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина....
Инновационный педагогический опыт "Использование нетрадиционных техник рисования на НОД по рисованию для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"
Данная работа посвящена выявлению и развитию детской художественной нетрадиционной одаренности средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.Изо...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ
Проблемы развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования инди...
Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей на уроках изобразительной деятельности
Рисовать можно чем угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет всё время что-нибудь придумывать. Научившись выражать сво...
Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей младших школьников
Разработка комплекса занятий с применением нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие творческих способностей младших школьников, которые могут быть применены в учебно-воспитательном пр...
Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей.
Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих способностей детей....
Доклад на тему: "Развитие творческих способностей учащихся через использование нетрадиционных техник рисования на уроках ИЗО"
Доклад на тему: "Развитие творческих способностей учащихся через использование нетрадиционных техник рисования на уроках ИЗО"...