Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционных материалов.
методическая разработка по теме
В своей работе хочу рассказать о том, как сделать пальчиковый тренинг разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
melkaya__motorika.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребёнка «пользоваться» этими движениями – держать ложку и карандаш, застёгивать пуговицы , рисовать , лепить. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребёнок со скованными движениями неумелых пальцев отстаёт в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью. Неловкость пальцев говорит о том, что мелкая моторика ещё недостаточно развита.
Я работаю в логопедической группе. Нашу группу посещают дети с нарушением речи. Пристальное внимание в своей работе я уделяю именно развитию мелкой моторики. Пальчиковый тренинг стараюсь делать разнообразным, эмоционально - приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дети выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала. Приведу примеры.
Самомассаж кистей и пальцев рук. Этот массаж желательно сопровождать весёлыми рифмовками, стихами.
- Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца.
Растирать зубной щёткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.
Я возьму зубную щётку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики- удальчики.
- Массаж поверхностей ладоней мячиками-ёжиками, прыгунками. Вертеть их в руках, щёлкать по ним пальцами.
Мячик мой не отдыхает, на ладошке он гуляет.
Взад – вперёд его качу, вправо-влево - как хочу .
Сверху – левой, снизу - правой
Я его катаю, браво.
- Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.
Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определённом положении в правой и левой руке.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик,
Быть послушным научу.
- Массаж грецкими орехами ( каштанами ).
Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.
Научился два ореха,
Между пальцами катать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.
- Массаж « чётками ». Перебирание «чёток» (бус) развивает пальцы , успокаивает нервы.
Считать количество «бус» (в прямом и обратном порядке).
Дома я одна скучала,
Бусы мамины достала.
Бусы я перебираю,
Свои пальцы развиваю.
Пальчиковый тренинг.
«Щелчки»- каждым пальцем по бусам, закреплёнными на дуге ширмы.
«Кус - кус»- бельевыми прищепками поочерёдно «кусать» ногтевые фаланги ( подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.
Котёнок.
Если кто-то с места сдвинется,
На него котёнок кинется.
Если что-нибудь покатится,
За него котёнок схватится.
Прыг – скок! Цап-царап!
Не уйдёшь из наших лап!
«Узелки» - перебирать верёвочки с узлами пальцами , называя по порядку день недели , месяцы , гласные звуки.
«Прогулки» - с помощью подставки под горячее «ходить» указательными и средними пальцами по клеточкам , на каждый ударный слог стиха делая по шагу. Можно «ходить» средним и безымянным , безымянным и мизинцем правой и левой руки поочерёдно или одновременно.
Кто идёт ?
Идёт собака, кот идёт ,
И дождь идёт, и град…
Ещё часы идут вперёд,
Хоть на столе стоят.
«Лыжники» - «вставать» в углубления больших пуговиц указательными и средними пальцами, двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха.
Кто по лесу быстро мчится,
Провалиться не боится?..
(Лыжи)
«Волшебные превращения верёвочки»- из различной длины и цвета верёвочек, проволочек заплетать косички, рисовать цветы, животных.
«Музыканты»- нажимать сначала пальцами одной руки, потом другой и обеими руками вместе на «клавиатуру» из поролона с приклеенными пуговицами, сопровождая игру произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихов на отрабатываемый звук.
«Фокусник» - собрать кусочек полиэтилена (носовой платок) пальцами в ладонь, начиная с угла.
«Рисование» - рисовать «цветы» верёвочками, пуговицами, камушками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.
«Сложи узор» - из спичек (со срезанной серой) дети выкладывают различные изображения.
«Определи на ощупь»- на картонную трубку приклеиваются материалы разнообразной фактуры (ковролин, фольга, мех и т.д.). Определить какой материал на ощупь – гладкий, шершавый, пушистый и т.д.
Уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук: если она соответствует возрасту , то и речевое развитие детей находится в пределах нормы. Следовательно, тренировка движений пальцев рук является важным фактором, стимулирующим речевое развитие, способствующим улучшению артикуляционной моторики, а также подготовке кисти руки к письму и, что немаловажно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга. Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики посредством использования предметов -заместителей
В данном материале для развития мелкой моторики предлагается пальчиковый тренинг с использованием прищепок. Чтобы данный вид тренинга не был скучным и утомительным, дети озвучивают действия весёлыми...
«Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционных техник рисования у младших школьников с нарушением интеллекта».
«Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционных техник рисования у младших школьников с нарушением интеллекта»....
Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционного оборудования в классах СКК V вида.
Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер. Такие занятия развивают внимание, память, воо...
Вариативность использования нетрадиционных технологий в развитии мелкой моторики при подготовке детей к школе
Вариативность использования нетрадиционных технологий в развитии мелкой моторики при подготовке детей к школе...
Буклет для педагогов на МО на тему "Развитие мелкой моторики через использование кинезиологических упражнений"
Буклет по развитию мелкой моторики предсназначен как для родителей, так и для педагогов....
Технология "Развитие мелкой моторики с использованием пальчиковой гимнастики" по Н.Нищевой
Технология, направленная на развитие и подготовку руки ребёнка к письму, а также способствующая стимулированию речевого развития....