Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционных материалов.
методическая разработка по теме

В своей работе хочу рассказать о том, как сделать пальчиковый тренинг разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon melkaya__motorika.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Мелкая  моторика – это  согласованные  движения  пальцев  рук,  умение  ребёнка  «пользоваться»  этими движениями – держать  ложку  и   карандаш, застёгивать  пуговицы , рисовать , лепить. Головной  мозг  (его  высшие  корковые  функции), руки (кончики  пальцев)  и  артикуляционный  аппарат (движения  губ, нижней  челюсти  и  языка  при  речи)  связаны  между  собой  теснейшим  образом.  Ребёнок  со  скованными  движениями  неумелых  пальцев  отстаёт  в  психомоторном  развитии,  у  него  возникают  проблемы  с  речью. Неловкость  пальцев  говорит  о  том,  что  мелкая  моторика  ещё  недостаточно  развита.

  Я  работаю  в  логопедической  группе.  Нашу  группу  посещают  дети  с  нарушением  речи.  Пристальное  внимание  в  своей  работе  я  уделяю  именно  развитию  мелкой  моторики.  Пальчиковый  тренинг  стараюсь   делать   разнообразным,  эмоционально - приятным,  неутомительным  и  динамичным.  С  большим  увлечением  дети  выполняют   двигательные   упражнения  с  использованием  нетрадиционного   материала.  Приведу  примеры.

  Самомассаж кистей  и  пальцев  рук.  Этот  массаж  желательно  сопровождать   весёлыми  рифмовками,  стихами.

  1.  Массаж  пальцев,  начиная  с  большого  и  до  мизинца.

Растирать  зубной  щёткой  сначала   подушечку  пальца,  затем  медленно  опускаться  к  его  основанию.

          Я  возьму  зубную  щётку,

          Чтоб  погладить  пальчики.

          Станьте  ловкими  скорей,

          Пальчики- удальчики.

  1.  Массаж  поверхностей  ладоней  мячиками-ёжиками,  прыгунками.  Вертеть  их  в  руках,  щёлкать  по  ним  пальцами.

          Мячик  мой  не  отдыхает,  на  ладошке  он  гуляет.

          Взад – вперёд  его  качу,  вправо-влево - как  хочу .

          Сверху – левой,  снизу -  правой

          Я  его  катаю,  браво.

  1.   Массаж  шестигранными  карандашами.  Грани  карандаша  легко  «укалывают»   ладони,  активизируют  нервные  окончания,  снимают  напряжение.

  Пропускать  карандаш  между  одним  и  двумя-тремя  пальцами,  удерживая  его  в  определённом  положении  в  правой  и  левой  руке.

        Карандаш  в  руках  катаю,

        Между  пальчиков  верчу.

        Непременно  каждый  пальчик,

        Быть  послушным  научу.

  1.   Массаж  грецкими  орехами  ( каштанами ).

Катать  два  ореха  между  ладонями.  Прокатывать   один  орех  между  двумя  пальцами.

         Научился  два  ореха,

         Между  пальцами  катать.

         Это  в  школе  мне  поможет

         Буквы  ровные  писать.

  1.   Массаж  « чётками ».  Перебирание  «чёток»  (бус)  развивает  пальцы  ,  успокаивает  нервы.

Считать  количество  «бус»  (в  прямом  и  обратном  порядке).

          Дома  я  одна   скучала,

          Бусы  мамины  достала.

          Бусы  я  перебираю,

          Свои  пальцы  развиваю.

Пальчиковый   тренинг.

  «Щелчки»- каждым  пальцем  по  бусам,  закреплёнными  на  дуге ширмы.

  «Кус - кус»-  бельевыми  прищепками  поочерёдно  «кусать»  ногтевые  фаланги  ( подушечки)  на  ударные  слоги  стиха  от  большого  пальца  к  мизинцу.

                                         Котёнок.

                     Если  кто-то  с  места  сдвинется,

                     На  него  котёнок  кинется.

                     Если  что-нибудь  покатится,

                     За  него  котёнок  схватится.

                     Прыг – скок!  Цап-царап!

                     Не  уйдёшь  из  наших  лап!

 «Узелки» - перебирать  верёвочки  с  узлами  пальцами , называя  по  порядку  день  недели , месяцы , гласные  звуки.

 «Прогулки» - с  помощью  подставки  под  горячее  «ходить»  указательными  и  средними  пальцами  по  клеточкам , на  каждый  ударный  слог  стиха  делая  по  шагу.  Можно  «ходить»  средним  и  безымянным ,  безымянным  и  мизинцем   правой  и  левой  руки  поочерёдно  или  одновременно.

                                      Кто  идёт ?

                    Идёт  собака,  кот  идёт ,

                    И  дождь  идёт,  и  град…

                    Ещё  часы  идут   вперёд,

                    Хоть  на  столе  стоят.

 «Лыжники» - «вставать»  в  углубления  больших  пуговиц  указательными  и  средними  пальцами,  двигаться,  делая  по  шагу  на  каждый  ударный   слог  стиха.

                    Кто  по  лесу  быстро   мчится,

                    Провалиться  не  боится?..

                                                          (Лыжи)

  «Волшебные  превращения  верёвочки»-  из  различной  длины  и  цвета  верёвочек,  проволочек  заплетать  косички,  рисовать  цветы,  животных.

  «Музыканты»-  нажимать  сначала  пальцами  одной  руки,  потом  другой  и  обеими  руками  вместе  на  «клавиатуру»  из  поролона  с  приклеенными  пуговицами,  сопровождая  игру  произнесением  звуков,  слогов,  слов,  чистоговорок,  стихов  на  отрабатываемый  звук.

 «Фокусник» - собрать  кусочек  полиэтилена (носовой  платок)  пальцами  в  ладонь,  начиная  с  угла.

 «Рисование»  -  рисовать  «цветы»  верёвочками,  пуговицами,  камушками,  косточками,  ракушками,  пробками  от  пластмассовых  бутылок.  

 «Сложи  узор» - из  спичек (со  срезанной  серой)  дети  выкладывают  различные  изображения.

 «Определи  на  ощупь»-  на  картонную  трубку  приклеиваются  материалы  разнообразной  фактуры (ковролин, фольга,  мех   и  т.д.). Определить  какой  материал  на  ощупь – гладкий, шершавый, пушистый  и  т.д.        

  Уровень  развития  речи  зависит  от  степени  сформированности  тонких  движений  пальцев  рук: если  она  соответствует  возрасту ,  то  и  речевое  развитие  детей  находится  в  пределах  нормы. Следовательно,  тренировка  движений  пальцев  рук  является  важным  фактором,  стимулирующим  речевое  развитие,  способствующим  улучшению  артикуляционной  моторики, а  также  подготовке  кисти  руки  к  письму  и, что  немаловажно,  мощным  средством,  повышающим  работоспособность  коры  головного  мозга.  Работа  по  развитию  мелкой  моторики  должна  проводиться  регулярно,  только  тогда  будет  достигнут  наибольший  эффект.

 

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики посредством использования предметов -заместителей

  В данном материале для развития мелкой моторики предлагается пальчиковый тренинг с использованием прищепок. Чтобы данный вид тренинга не был скучным и утомительным, дети озвучивают действия весёлыми...

«Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционных техник рисования у младших школьников с нарушением интеллекта».

«Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционных техник рисования у младших школьников с нарушением интеллекта»....

Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционного оборудования в классах СКК V вида.

Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер. Такие занятия развивают внимание, память, воо...

Вариативность использования нетрадиционных технологий в развитии мелкой моторики при подготовке детей к школе

Вариативность использования нетрадиционных технологий в развитии мелкой моторики при подготовке детей к школе...

Буклет для педагогов на МО на тему "Развитие мелкой моторики через использование кинезиологических упражнений"

Буклет по развитию мелкой моторики предсназначен как для родителей, так и для педагогов....

Технология "Развитие мелкой моторики с использованием пальчиковой гимнастики" по Н.Нищевой

Технология, направленная на развитие и подготовку руки ребёнка к письму, а также способствующая стимулированию речевого развития....