Доклад на тему: "Развитие творческих способностей учащихся через использование нетрадиционных техник рисования на уроках ИЗО"
статья
Доклад на тему: "Развитие творческих способностей учащихся через использование нетрадиционных техник рисования на уроках ИЗО"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_razvitie_tvorch.spos_.docx | 21.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное казенное учреждение
«Специальная(коррекционная) школа №4 г. Иркутска»
ДОКЛАД
«Развитие творческих способностей учащихся через использование нетрадиционных техник рисования на уроках ИЗО».
Составила: учитель
Виноградова Татьяна Михайловна
2023г.
Индивидуальная тема самообразования:
«Развитие творческих способностей учащихся через использование нетрадиционных техник рисования на уроках ИЗО».
Работа над темой начата в 2017 году
Предполагается закончить работу над темой в 2022 году.
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка.
Василий Александрович Сухомлинский.
Цели и задачи:
- Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
- формирование положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности;
- развитие интереса к деятельности и ее результатам;
- формирование потребности в отражении действительности доступными изобразительными средствами (рисунок, аппликация);
- формирование умения соотносить получаемые изображения с реальными объектами, явлениями, событиями;
- обучение приемам и средствам рисования, аппликации, лепки, конструирования;
- развитие восприятия основных свойств и отношений изображаемых объектов;
- обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
- совершенствование мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, координации движений обеих рук;
- воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других, формирование основ самооценки.
Термин «нетрадиционный» подразумевает под собой использование новых инструментов, способов, которые не являются общепринятыми, традиционными.
Нетрадиционными методами являются: «сказкотерапия», игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, компьютерные технологии, музыкотерапия, использование на уроках рисования декоративно-прикладного искусства, введение коллективных заданий, отказ от традиционной работы с предварительным карандашным наброском, использование нетрадиционных техник рисования(нанесение краски на мокрый лист, замена кисточки палочкой, зубной щёткой, свечой, пальцевая живопись, кляксография, фотокопия, приём «штамповки» рисунков и т.д.), использование различных материалов.
Преимущество нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства, заключается, прежде всего, в том, что,
во-первых, необычные изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание.
во-вторых, при действии с нестандартными материалами или использовании нетрадиционной техники снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком произведении присутствует больше свободы, самовыражения и творчества.
Нетрадиционное рисование в наибольшей степени способствует активному раскрытию творческого потенциала человека.
Работа с нетрадиционными техниками рисования стимулирует положительную мотивацию изобразительной деятельности, вызывает радостное настроение, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Успешность использования нетрадиционных техник рисования заключается в быстроте и простоте получения форм и изображений.
Учитывая все психофизические особенности детей, они не всегда оказываются способны правильно держать художественный инструмент, именно поэтому разнообразие используемых средств в нетрадиционных техниках упрощает эту задачу и способствует более быстрому усвоению элементарной изобразительной деятельности. Нетрадиционное рисование лежит в основе арт - терапии.
На уроках изобразительного искусства использую следующие нетрадиционные техники рисования:
«пуантилизм» - использование точечных мазков, чистых цветов, смешение которых происходит на некотором расстоянии.
«граттаж» – способ выполнения рисунку путем процарапывания острым инструментом.
«монотипия» - отпечаток, рисунок рисуется на одной стороне поверхности и отпечатывается на другую;
«набрызг» - разбрызгивание капель краски
«кляксография» - выдувание краски из трубочки;
«ниткография» - «рисую нитью»;
«рисование своими руками» - рисование пальчиком, ладошкой, кулачком.
Дети получают новые знания о окрашивании бумаги, осваивают различные методы рисования, учатся работать с кистью, губкой, карандашом. Рисуя, ребенок закрепляет элементарные изобразительные навыки, отрабатывая их на новом, ярком и необычном материале.
Работа с нетрадиционными техниками рисования стимулирует положительную мотивацию к обучению изобразительной деятельности, снимает страх, боязнь не справиться с работой. После того, как дети овладеют нетрадиционными и традиционными способами рисования, узнают особенности техник и знакомятся с художественными материалами, на занятиях по изобразительной деятельности можно использовать смешанные техники рисования (сочетание нескольких техник).
Развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности, главное - самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике.
В комплексе с другими учебными предметами, изобразительная деятельность оказывает существенное коррекционно-развивающее воздействие на ребенка. Влияет на его интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы (главным образом, моторику рук), развитию личностных качеств, способствует формированию эстетического восприятия, оказывает развивающее влияние на многие стороны психики ребенка и на его личность в целом, способствует развитию потребности в речевом общении, активизации и обогащению речи наших детей.
Под влиянием правильно осуществляемого обучения изобразительной деятельности совершенствуются познавательные процессы: дифференцируется восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций.
Вывод: Таким образом, сочетание традиционных и нетрадиционных методов обучения детей с ОВЗ позволяет сделать процесс обучения коррекционно-развивающим, увлекательным, повышает познавательный интерес и эффективность учебного процесса, помогает достигать лучшего результата в обучении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ НА УРОКАХ ИЗО В ШКОЛЕ 8 ВИДА"
В статье рассмотрены различные методы и способы нетрадиционного рисования на уроках ИЗО....
Методическая разработка на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования на уроках ИЗО в начальных классах».
Цель: Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.Задачи:- Обучение навыкам и умениям общаться с различными художественными материалами, как сре...
Инновационный педагогический опыт "Использование нетрадиционных техник рисования на НОД по рисованию для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"
Данная работа посвящена выявлению и развитию детской художественной нетрадиционной одаренности средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.Изо...
Обобщение опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся через использование информационно – коммуникационных технологий»
Представляемый педагогический опыт по степени новизны характеризуется комбинацией элементов известных методик; рационализацией и усовершенствованием отдельных сторон педагогического труда. Для работы ...
Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей на уроках изобразительной деятельности
Рисовать можно чем угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет всё время что-нибудь придумывать. Научившись выражать сво...
«Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей».
Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность.Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование к...
Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей младших школьников
Разработка комплекса занятий с применением нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие творческих способностей младших школьников, которые могут быть применены в учебно-воспитательном пр...