Доклад на тему: "Развитие творческих способностей учащихся через использование нетрадиционных техник рисования на уроках ИЗО"
статья

Доклад на тему: "Развитие творческих способностей учащихся через использование нетрадиционных техник рисования на уроках ИЗО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_razvitie_tvorch.spos_.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное казенное учреждение

«Специальная(коррекционная) школа №4 г. Иркутска»

ДОКЛАД

«Развитие творческих способностей учащихся через использование нетрадиционных техник рисования на уроках ИЗО».

                                                                                 

 Составила: учитель

Виноградова Татьяна Михайловна

                                                                                                                             

2023г.

Индивидуальная  тема самообразования:

«Развитие творческих способностей учащихся через использование нетрадиционных техник рисования на уроках ИЗО».

 Работа над темой начата в 2017 году

          Предполагается закончить работу над темой в 2022 году.

 

Дети должны жить в мире красоты, игры,  сказки, музыки, рисунка.

Василий Александрович Сухомлинский.

Цели и задачи:

  1. Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;
  2. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;

  1. формирование положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности;
  2. развитие интереса к деятельности и ее результатам;
  3. формирование потребности в отражении действительности доступными изобразительными средствами (рисунок, аппликация);
  4. формирование умения соотносить получаемые изображения с реальными объектами, явлениями, событиями;
  5. обучение приемам и средствам рисования, аппликации, лепки, конструирования;
  6. развитие восприятия основных свойств и отношений изображаемых объектов;
  7. обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
  8. совершенствование мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, координации движений обеих рук;
  9. воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других, формирование основ самооценки.

  Термин «нетрадиционный» подразумевает под собой использование новых инструментов, способов, которые не являются общепринятыми, традиционными.

Нетрадиционными методами являются: «сказкотерапия», игровые технологии, здоровьесберегающие технологии, компьютерные технологии, музыкотерапия, использование на уроках рисования декоративно-прикладного искусства, введение коллективных заданий, отказ от традиционной работы с предварительным карандашным наброском, использование нетрадиционных техник рисования(нанесение краски на мокрый лист, замена кисточки палочкой, зубной щёткой, свечой, пальцевая живопись, кляксография, фотокопия, приём «штамповки» рисунков и т.д.), использование различных материалов.

      Преимущество нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства, заключается, прежде всего, в том, что,

во-первых, необычные изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание.

 во-вторых, при действии с нестандартными материалами или использовании нетрадиционной техники снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком произведении присутствует больше свободы, самовыражения и творчества.

Нетрадиционное рисование в наибольшей степени способствует активному раскрытию творческого потенциала человека.

Работа с нетрадиционными техниками рисования стимулирует положительную мотивацию изобразительной деятельности, вызывает радостное настроение, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Успешность использования нетрадиционных техник рисования заключается в быстроте и простоте получения форм и изображений.

      Учитывая все психофизические особенности  детей, они не всегда оказываются способны правильно держать художественный инструмент, именно поэтому разнообразие используемых средств в нетрадиционных техниках упрощает эту задачу и способствует более быстрому усвоению элементарной изобразительной деятельности. Нетрадиционное рисование лежит в основе арт - терапии.

На уроках изобразительного искусства использую следующие нетрадиционные техники рисования:

«пуантилизм» - использование точечных мазков, чистых цветов, смешение которых происходит на некотором расстоянии.

«граттаж» – способ выполнения рисунку путем процарапывания острым инструментом.

 «монотипия» - отпечаток, рисунок рисуется на одной стороне поверхности и отпечатывается на другую;

 «набрызг» - разбрызгивание капель краски

 «кляксография» - выдувание краски из трубочки;

«ниткография» - «рисую нитью»;

 «рисование своими руками» - рисование пальчиком, ладошкой, кулачком.

Дети получают новые знания о окрашивании бумаги, осваивают различные методы рисования, учатся работать с кистью, губкой, карандашом. Рисуя,  ребенок закрепляет элементарные изобразительные навыки, отрабатывая их на новом, ярком и необычном материале.

        Работа с нетрадиционными техниками рисования стимулирует положительную мотивацию к обучению изобразительной деятельности, снимает страх, боязнь не справиться с работой. После того, как  дети овладеют нетрадиционными и традиционными способами рисования, узнают особенности техник и знакомятся с художественными материалами, на занятиях по изобразительной деятельности можно использовать смешанные техники рисования (сочетание нескольких техник).

Развивая у детей творческие способности в изобразительной деятельности, главное - самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике.

       В комплексе с другими учебными предметами, изобразительная деятельность оказывает существенное коррекционно-развивающее воздействие на ребенка. Влияет на его интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы (главным образом, моторику рук), развитию личностных качеств, способствует формированию эстетического восприятия, оказывает развивающее влияние на многие стороны психики ребенка и на его личность в целом, способствует развитию потребности в речевом общении, активизации и обогащению речи наших детей.

Под влиянием правильно осуществляемого обучения изобразительной деятельности совершенствуются познавательные процессы: дифференцируется восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций.

        Вывод: Таким образом, сочетание традиционных и нетрадиционных методов обучения детей с ОВЗ позволяет сделать процесс обучения коррекционно-развивающим, увлекательным, повышает познавательный интерес и эффективность учебного процесса, помогает достигать лучшего результата в обучении.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ НА УРОКАХ ИЗО В ШКОЛЕ 8 ВИДА"

В статье рассмотрены различные методы и способы нетрадиционного рисования на уроках ИЗО....

Методическая разработка на тему: «Использование нетрадиционных техник рисования на уроках ИЗО в начальных классах».

Цель: Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.Задачи:- Обучение навыкам и умениям общаться с различными художественными материалами, как сре...

Инновационный педагогический опыт "Использование нетрадиционных техник рисования на НОД по рисованию для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"

          Данная работа посвящена выявлению и развитию детской художественной нетрадиционной одаренности средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.Изо...

Обобщение опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся через использование информационно – коммуникационных технологий»

Представляемый педагогический опыт по степени новизны характеризуется комбинацией элементов известных методик; рационализацией и усовершенствованием отдельных сторон педагогического труда. Для работы ...

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей на уроках изобразительной деятельности

Рисовать можно чем  угодно и как угодно! Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет всё время что-нибудь придумывать. Научившись выражать сво...

«Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей».

         Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность.Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование к...

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей младших школьников

Разработка комплекса занятий с применением нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие творческих способностей младших школьников, которые могут быть применены в учебно-воспитательном пр...