Статья на тему"Способы достижения метапредметных результатов на уроках в начальных классах"
статья

Обухова Ирина Михайловна

Материал для выступления на МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Материал для выступления на МО29.67 КБ

Предварительный просмотр:

Способы  достижения  метапредметных  результатов

на уроках в начальных классах


1 слайд.   Технология метапредметного обучения разрабатывалась научной группой под руководством доктора психологических наук Юрия Громыко с 1990 года. Элементы метапредметного обучения заложены в ряде методик, подходов и технологий, таких как «Развивающее обучение Эльконина-Давыдова; «Мыследеятельностная педагогика», « Коммуникативная дидактика» и т.д.

       

 2 слайд.   ФГОС начального общего образования утвержден приказом Министерства образования РФ от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785).

 3 слайд.     ПЛАНИРУЕМЫЕ   РЕЗУЛЬТАТЫ   ОСОВОЕНИЯ       ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ   ПРОГРАММЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ –

готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностносмысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные  планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ  –  

освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

ПРЕДМЕТНЫЕ –  

освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных  ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

4 слайд.       МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – это способы деятельности, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов и применимые как в рамках образовательного процесса, так и  при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

 

5 слайд.  Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии  были разработаны  для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие,  учебных предметов.

6 слайд. Метапредметный подход предполагает, что ребёнок не только овладевает системой знаний, но и осваивает универсальные способы действий, а с их помощью сможет сам добывать информацию об окружающем его мире.

7 слайд.  Основные понятия метапредметного подхода.

"Мета "- («за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ).

Метадеятельность – универсальная деятельность, которая является «надпредметной» (универсальные знания и способы  или   мыследеятельность)

Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возм

Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач.

         Метаумения - присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки.

- навыки переработки информации

- критическое мышление

- творческое мышление

8 слайд.   Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани.

9 слайд. Ученик узнает сам способ своей работы с новым понятием на разном предметном материале.

Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался, когда восстанавливал генезис того или другого понятия.

10 слайд. Это означает, что   обычно учащийся, работая с учебным материалом, запоминает важнейшие определения понятий. Попадая же на уроки по метапредметам, ученик делает другое. Он не запоминает, но промысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это как следствие перед ним разворачивается процесс возникновения того или другого знания, он «переоткрывает» открытие.

11 слайд.    Нужно  построить образовательный процесс так, чтобы наш “отличник” стал в жизни не “ходячей энциклопедией”, а целостной личностью, способной адаптироваться в постоянно изменяющемся мире, решать нестандартные жизненные задачи, т.е. успешно социализироваться в обществе.

 Мы должны передавать учащимся не просто знания, а способы работы со знаниями.

12 слайд. В любой деятельности человек ставит перед собой вопросы и ищет на них ответы:

  • что я делаю? (предмет деятельности);
  • для чего я это делаю? (какова цель);
  • как я это делаю? (алгоритмы, формы, методы);
  • какой это дает результат?
  • за счет чего этот результат достигнут?

Конечно, прежде всего мы работаем на результат.
     

 13 слайд. Уроки-путешествия, уроки решения практических задач, уроки-погружения, уроки-дебаты – по сути то, что когда-то получило определение «нестандартные уроки», было подходом, репетицией урока метапредметного.

Традиционный подход

Метапредметный подход

1. Знакомство с важнейшими определениями учебного предмета.

1. Промысливание (а не запоминание) важнейших понятий учебного предмета.

2. Осознание понятий и работа с ним в рамках учебного предмета.

2. Переоткрывание процесса возникновения того или другого знания одного учебного предмета.

 

3. Использование способа переоткрывания знания на разном учебном материале.

14 слайд. Особенности метапредметного урока.

  • Это интегрированный урок
  • Деятельность или практическая работа учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием.
  • Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер:  понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.
  • Системная работа со способом деятельности под постоянным контролем со стороны учителя.
  • Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности.

15 слайд. Структурные элементы урока.

  • Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
  • Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь.
  • Момент осознания учащимися  недостаточности имеющихся знаний и умений.Коммуникация.
  • Взаимопроверка и взаимоконтроль.
  • Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.

16 слайд. Требования к заданиям на уроке.

  • Повышенный уровень сложности,  проблемный и поисковый характер.
  • Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности.

17 слайд. Методические  принципы  педагогической  работы.

  • Работа с разными слоями мыследеятельности.
  • Разнообразие методических форм и приемов организации как коллективной, так и индивидуальной работы.
  • Организация рефлексии на каждом этапе мыследеятельности.
  • Хорошее знание материала традиционных учебных предметов.

18-24 слайды.   Использование  современных образовательных  технологий.

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ   ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО

Формирование у школьников через интерактивное включение в учебный процесс критического мышления.

Формирование культуры работы с информацией.

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

  • Активизация самостоятельной поисковой деятельности учеников, то есть проектирования.
  • Стимулирование познавательного интереса.
  • Развитие исследовательских умений и навыков.

ТРИЗ

  • Воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.
  • Развитие творческого воображения с целью преодоления стереотипов решателя, выработки умения работать с нетривиальными идеями.

СИСТЕМА ИННОВАЦИОННОЙ ОЦЕНКИ «ПОРТФОЛИО»

  • Развитие умения обобщать и систематизировать информацию большого объёма, связывая её со своим личным опытом.

ОБУЧЕНИЕ  В СОТРУДНИЧЕСТВЕ  (КОМАНДНАЯ, ГРУППОВАЯ РАБОТА)

  • Формирование умения работать сообща на единый результат.
  • Воспитание толерантности, уважительного отношения к другому человеку, точке зрения, позиции.

25 слайд. Рекомендации учителю.

  • Не говорить лишнего: не повторять задание, не озвучивать информацию, которая есть в учебнике, не повторять без необходимости ответ ученика!
  • Добиваться от учеников аргументированных ответов.
  • Не произносить слов «неправильно», «неверно» - пусть ученики сами заметят ошибку, исправят и оценят ответ товарища.
  • Чётко и точно формулировать задание.
  • Способность к импровизации.
  • Основная деятельность учителя не на уроке, а в процессе подготовки к нему, в подборе материала и сценировании урока.
  • Учитель не актёр, а режиссёр!

26-41 слайды.              Вести с уроков  (фото с комментариями).

42 слайд.

Удивительно богатая, неисчерпаемая по красоте грань педагогического мастерства – умение учить детей думать.
         
                                                                                                         В.А. Сухомлинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Применение принципов позитивного диалога на уроках в начальных классах"

Каждый педагог находит свой путь для выстраивания позитивного диалога в общении с учениками. В данной статье рассказывается о том, что диалог выступает не просто педагогическим методом и формой, но и ...

Метод проектов как способ достижения метапредметных результатов. Мастер-класс . Опарина О.Н., Клюшина Е.Н.

Основная цель нашего мастер – класса – это возможность поделиться опытом, который мы приобрели за время работы по развитию метапредметных умений у наших учеников, посредством применения метода проекто...

Проектно-исследовательская деятельность ученика начальной школы как способ достижения метапредметных результатов образовательного процесса

Статья является итогом длительной работы по вовлечению обучающихся в работу над проектом. Систематичность такой деятельности побуждает детей к разного рода исследованиям и поиску информации. Обработка...

Проектная методика как один из способов достижения метапредметных результатов обучения на уроках английского языка в начальной школе

Создавая проекты, ученикам предоставляется отличная возможность систематизации полученных знаний и навыков, а также возможность реализации интеллектуальных и творческих способностей.С помощью данных т...

« Технология продуктивного чтения как способ достижения метапредметного результата»

От умения читать, зависит успех ученика и его желание учиться. Перед учителями начальных классов стоит задача не только приобщить младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчивому, анали...

«Современные образовательные технологии как способ достижения метапредметных результатов в начальной школе»

Сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным д...