Теоретические и методологические основы изучения детей с отклонениями в развитии.
презентация к уроку по логопедии на тему
В соответствии с новыми образовательными стандартами школы позиционируют себя, как адаптивные. Модное слово инклюзия-«включение» становится все более актуальным, и это справедливо, так как, только включая этих детей в социум, создавая оптимальные условия воспитания и обучения, общество дает им возможность для самореализации. Изучение отклонений в развитии у детей - это огромный комплекс обследований: клиническое, психологическое, педагогическое, логопедическое и социальное. Он основывается на ряде принципов, сформулированных ведущими специалистами в области медицины, специальной психологии и психодиагностики нарушенного развития, дефектологии. В данной работе кратко изложены основные этапы и принципы диагностики нарушенного развития.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Во “Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей” говорится: “Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве...”.
выявить структуру нарушения для нахождения оптимальных путей коррекционной помощи. Цель исследования :
Условия для исследования: методический аппарат должен быть адекватен целям и гипотезе исследования; подбор экспериментальных заданий должен производиться на основе принципа целостности;
4. Условия для исследования: при подборе заданий необходимо предусмотреть различную степень трудности их выполнения; необходимо дозировать нагрузку на ребенка с учетом его индивидуальных;возможностей;
Условия для исследования: задания должны подбираться с учетом возраста ребенка, психологических особенностей, чтобы выполнение заданий было для него доступным и интересным;
Требования к организации обследования: процедура обследования должна строиться в соответствии с особенностями возраста ребенка; методики должны учитывать не столько количественные результаты, сколько особенности процесса выполнения заданий (В.И. Лубовский);
Требования к организации обследования: анализ полученных результатов должен быть качественно-количественным выбор качественных показателей должен отражать уровни сформированности психических функций
Требования к организации обследования: важно установить продуктивный контакт и взаимопонимание с обследуемым; для оптимизации процедуры обследования следует продумать порядок предъявления диагностических заданий
Принципы: Комплексное изучение. Системный подход. Динамический подход. Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка. Качественный анализ .
Принципы: Необходимость раннего диагностического изучения ребенка. Единство диагностической и коррекционной помощи детям с нарушениями развития.
ЭТАПЫ обследования : Первый этап получил название «скрининг». Второй этап — дифференциальная диагностика отклонений в развитии. Третий этап — феноменологический.
Задачи дифференциальной диагностики: разграничение степени и характера нарушений умственного, речевого и эмоционального развития ребенка; выявление первичного и вторичного нарушений, то есть системный анализ структуры нарушения;
Задачи дифференциальной диагностики: оценка особенностей нарушений психического развития при недостатках зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата; определение и обоснование педагогического прогноза .
Вывод: раннее выявление нарушений развития у детей; определение причин и характера нарушений; определение оптимального педагогического маршрута ребенка
Вывод: выявление индивидуальных психологических особенностей ребенка с нарушениями развития; разработка индивидуальных программ развития и обучения
Л.С.Выготский: «Чем дальше отстоит симптом от первопричины, тем более он поддается воспитательному и лечебному воздействию…»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
1 слайд
Теоретические и методологические основы изучения детей с отклонениями в развитии.
Подготовила учитель-логопед МОСШ№3 Галляметдинова Э.Ш.
2 слайд
Во “Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей” говорится: “Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве...”. Этим словами мне хочется начать нашу встречу.
На гармонии и сотрудничестве должен строить свои отношения каждый из тех, кто находится рядом с детьми, и особенно когда соприкасается с теми, кого теперь называют «дети с особыми образовательными потребностями». По данным статистики , 450 тысяч детей школьного возраста – дети – инвалиды, это не учитывая детей с «пограничным» состоянием.
В соответствии с новыми образовательными стандартами школы позиционируют себя, как адаптивные. Модное слово инклюзия-«включение» становится все более актуальным, и это справедливо, так как, только включая этих детей в социум, создавая оптимальные условия воспитания и обучения, общество дает им возможность для самореализации.
Изучение отклонений в развитии у детей - это огромный комплекс обследований: клиническое, психологическое, педагогическое, логопедическое и социальное. Он основывается на ряде принципов, сформулированных ведущими специалистами в области медицины, специальной психологии и психодиагностики нарушенного развития, дефектологии. Лубовский, Розанова, Рубинштейн, Забрамная, Усанова, Стребелева, Ульянкова, Мастюкова – вот далеко не полный перечень фамилий известных ученых, посвятивших этой теме много работ.
Классики отечественной дефектологии подчеркивают, что диагностическое обследование ребенка с проблемами в развитии должно быть системным, то есть включать в себя изучение всех сторон психики (познавательную деятельность, речь, эмоционально-волевую сферу, личностное развитие). Обследование организуется с учетом возраста и предполагаемого уровня психического развития ребенка. Именно эти показатели определяют организационные формы диагностической процедуры, выбор методик и интерпретацию результатов. Диагностические задания должны быть доступны для ребенка. В ходе обследования ребенку необходимо предложить задание, которое он сможет успешно выполнить, а при анализе результатов учитывается, с заданиями для какой возрастной группы справился ребенок. При обследовании важно выявить не только актуальные возможности ребенка, но и его потенциальные возможности в виде «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский). Достигается это предложением заданий разной сложности и оказанием ребенку дозированной помощи в ходе выполнения заданий. Необходима строгая научность в подборе диагностических заданий для каждого возрастного этапа, то есть при обследовании следует использовать те задания, которые могут выявить, какие стороны деятельности необходимы для выполнения данного задания и как они нарушены у обследуемого ребенка. При обработке и интерпретации результатов необходимо дать их качественную и количественную характеристику, при этом система качественно-количественных показателей должна быть однозначной для всех обследуемых детей.
В логопедии в качестве таких методов применяется психодиагностический комплекс Е.М Мастюковой. В нашей с вами практике используется стандартизированная методика обследования речи с балльно-уровневой системой оценки Т.А. Фотековой.
3 слайд
Проведение психологического, психодиагностического, логопедического исследований всегда подчинено определенной цели, которая обусловливает пути решения отдельных задач.
Основная цель исследований ребенка с нарушениями развития — выявление структуры нарушения для нахождения оптимальных путей коррекционной помощи.
Конкретная задача определяется возрастом ребенка, наличием или отсутствием нарушений зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, социальной ситуацией, этапом диагностики.
Чтобы получить информативные и объективные результаты изучения ребенка, необходимо соблюдать ряд специальных условий:
4 слайд
• методический аппарат должен быть адекватен целям и гипотезе исследования: так, например, при осуществлении скринингового исследования диагностический инструментарий должен позволять экспериментатору в ходе однократного исследования сделать вывод о соответствии развития ребенка возрастной норме или об отставании от нее;
• важно определить, какие функции предполагается изучить при обследовании, от этого зависит подбор методик и интерпретация результатов;
• подбор экспериментальных заданий должен производиться на основе принципа целостности, так как развернутую характеристику ребенка, включающую особенности познавательного и личностного, речевого развития, можно получить только в результате применения нескольких методик, дополняющих друг друга;
5 слайд
• при подборе заданий необходимо предусмотреть различную степень трудности их выполнения: это дает возможность оценить уровень актуального развития и в то же время позволяет выяснить высший уровень возможностей обследуемого ребенка;
6 слайд
• задания должны подбираться с учетом возраста ребенка, чтобы выполнение заданий было для него доступным и интересным;
• содержание заданий не должно вызывать у ребенка негативных реакций, а, напротив, должно способствовать установлению контакта с ним, что позволит тщательно провести обследование и получить достоверные результаты;
• при подборе заданий важно учитывать влияние аффективной сферы ребенка на результаты его деятельности, чтобы исключить необъективность в трактовке результатов;
• отбор заданий должен носить, как можно, менее интуитивно-эмпирический характер, только научность при подборе методик повысит надежность полученных результатов;
• не исключая значения интуиции при разработке диагностического инструментария, следует предусмотреть обязательное теоретическое обоснование системы диагностических заданий;
• количество методик должно быть таким, чтобы обследование ребенка не привело к психическому истощению, необходимо дозировать нагрузку на ребенка с учетом его индивидуальных возможностей.
При организации процедуры обследования необходимо учитывать следующие требования:
7 слайд
• процедура обследования должна строиться в соответствии с особенностями возраста ребенка; чтобы оценить уровень развития психической деятельности ребенка, необходимо включить его в активную деятельность, ведущую для его возраста; для ребенка дошкольного возраста такой деятельностью является игровая, для школьника — учебная;
• методики, используемые для изучения детей, должны обладать удобством пользования, возможностью стандартизации и математической обработки данных, но одновременно они должны учитывать не столько количественные результаты, сколько особенности процесса выполнения заданий (В.И. Лубовский);
8 слайд
• анализ полученных результатов должен быть качественно-количественным, что облегчит разграничение норм и патологии, позволит сравнивать результаты, полученные у детей с разными нарушениями развития;
• выбор качественных показателей не должен быть случайным, он должен отражать уровни сформированности определенных функций, нарушение которых является характерным для детей с отклонениями в развитии;
9 слайд
• для получения достоверных результатов важно установить продуктивный контакт и взаимопонимание педагога (психолога, логопеда и т.д.) и ребенка;
• для оптимизации процедуры обследования следует продумать порядок предъявления диагностических заданий; некоторые исследователи: А. Анастази, В.М. Блейхер считают целесообразным располагать задания по степени возрастания сложности — от простого к сложному, другие авторы: И. А. Коробейников, Т.В. Розанова, а в логопедии О.Е. Грибова и Т.П.Бессонова предлагают чередовать простые и сложные задания для профилактики утомления.
В альбоме для обследования О.Е.Грибовой есть задания, которые рекомендуется начинать со сложного задания. По мнению автора, это дает возможность испытуемому почувствовать ситуацию успеха.
10 слайд
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДИАГНОСТИКИ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ.
Психодиагностика нарушенного развития призвана определить направление обучения ребенка, его специфические образовательные потребности и возможный уровень его образования, указать основные направления коррекционно-развивающего обучения. Другими словами, психолого-педагогическая диагностика нарушенного развития является дифференциальной и прогностической. В процессе диагностики должны определяться и оптимальные организационные формы обучения ребенка, и рекомендации индивидуального планового обучения.
Диагностика нарушенного развития на современном этапе должна строиться с опорой на ряд принципов, ранее описанных в трудах ведущих специалистов: Л.С.Выготский, В.И.Лубовский, С.Д.Забрамная и т.д.
Комплексное изучение развития психики ребенка, предполагающее вскрытие глубоких внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения, осуществляется группой специалистов (врачи, педагоги-дефектологи, психолог, логопед, социальный педагог). Используется не только клиническое и экспериментально-психологическое изучение ребенка, но и другие методы: анализ медицинской и педагогической документации, наблюдение за ребенком, социально-педагогическое обследование, а в наиболее сложных случаях — нейрофизиологическое, нейропсихологическое и другие обследования.
Системный подход к диагностике психического развития ребенка опирается на представление о системном строении психики и предполагает анализ результатов психической деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Системный анализ в процессе психолого-педагогической диагностики предполагает не только выявление отдельных нарушений, но и установление взаимосвязей между ними, иерархии выявленных нарушений. Очень важно, чтобы были обнаружены не только явления негативного характера, но и сохранные функции, и положительные стороны личности, которые составят основу для коррекционных мероприятий.
Динамический подход к изучению ребенка с нарушением развития предполагает прослеживание изменений, которые происходят в процессе развития, а также учет возрастных особенностей ребенка. Это важно при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализе результатов изучения. Необходим учет текущего состояния ребенка, возрастных качественных новообразований, а также их своевременная реализация. Очень важен учет возрастного фактора при осуществлении диагностического обучения, которое организуется только в пределах тех заданий, которые доступны детям данного возраста.
Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка. Этот принцип опирается на теоретическое положение Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития. Потенциальные возможности ребенка в виде зоны ближайшего развития определяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества ребенка с взрослым при усвоении новых способов действий.
Давайте вспомним, какие параметры характеризуют качественный анализ результатов психодиагностического изучения ребенка:
• отношение к ситуации обследования и заданиям;
• способы ориентации в условиях заданий и способы выполнения заданий;
• соответствие действий ребенка условиям задания, характеру экспериментального материала и инструкции;
• продуктивное использование помощи взрослого;
• умение выполнять задание по аналогии;
• отношение к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений.
Качественный анализ результатов психодиагностики не исключает и количественной оценки результатов выполнения отдельных диагностических заданий.
11 слайд
Необходимость раннего диагностического изучения ребенка, а именно, раннее выявление отклонений в развитии позволяет предотвратить появление вторичных наслоений социального характера на первичное нарушение, своевременно включив ребенка в коррекционное обучение.
Единство диагностической и коррекционной помощи детям с нарушениями развития. Задачи коррекционно-педагогической работы могут быть решены только на основе диагностики, определения прогнозов психического развития и оценки потенциальных возможностей ребенка.
12 слайд
ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ.
Психодиагностика нарушенного развития должна осуществляться в три этапа: скрининг-диагностика; дифференциальная диагностика; углубленное изучение ребенка с целью разработки индивидуально-коррекционной программы. Каждый этап имеет свои специфические задачи и с каждым этапом связан круг проблем, характеризующих состояние современной психодиагностики.
Если вам интересно и если позволяет время, я готова подробнее остановиться на каждом этапе. Если нет, то можем сразу перейти к задачам.
Первый этап получил название «скрининг». Слово «скрининг» происходит от английского screen и означает «просеивать», «сортировать». На этом этапе выявляется наличие отклонений в психофизическом развитии ребенка без точной квалификации характера и глубины этих отклонений.
Основными задачами скрининг-диагностики являются своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития в популяции, в том числе и в условиях массовых образовательных учреждений, примерное определение спектра психолого-педагогических проблем ребенка. Кроме этого, скрининг-диагностика позволяет решать задачи, связанные с оценкой качества обучения и воспитания детей в образовательном учреждении, а именно: выявление недостатков воспитательно-образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, а также выявление недостатков той или иной программы обучения и воспитания детей.
Проблема организации и проведения скрининг-диагностики в настоящее время решается по-разному. На практике встречается несколько вариантов. Например, педагоги, столкнувшись в своей работе с особенностями ребенка, вызывающими трудности в обучении и воспитании, обращаются с запросом к психологу образовательного учреждения: дать оценку этим особенностям и разработать соответствующие рекомендации к работе с таким ребенком.
В другом случае родители обращаются к психологу с запросом дать оценку особенностям поведения или трудностям в воспитании ребенка и рекомендации по проведению воспитательно-образовательных мероприятий. Следует подчеркнуть, что таких обращений значительно больше в старшем дошкольном возрасте, так как именно этот возраст рассматривается как «подготовительный» к школе, и родители начинают замечать, что у ребенка есть те или иные проблемы психологического плана.
И, наконец, выявление детей с проблемами в развитии может осуществляться по результатам специально организованного скрининг-обследования. По форме проведения скрининг-обследование может быть индивидуальным или групповым. Этот подход наиболее соответствует современным требованиям к выявлению детей с нарушениями развития, но, к сожалению, используется нечасто, а по своей процедуре редко отвечает современным требованиям. Используемый при скрининге набор методик часто не отвечает задачам скринингового исследования, профессиональная подготовка педагогов: психологов, дефектологов, логопедов, работающих в образовательном учреждении, не всегда позволяет точно квалифицировать нарушения развития. Ведущей сегодня остается скрининговая диагностика «по обращению», которая дает возможности обеспечить всестороннее изучение особенностей ребенка и оказать психологическую и педагогическую помощь тем детям, которые в ней нуждаются. Таким образом, существует ряд проблем, характеризующих современное состояние скрининг-диагностики:
• несмотря на большое количество различных методик, применяемых при обследовании детей, существует явная нехватка научно обоснованного и апробированного диагностического инструментария для применения в скрининг-обследованиях (особенно это касается скрининговых обследований детей первых трех лет жизни);
• при разработке методик скрининг-диагностики очень сложной является выработка системы критериев, по которым возможно разграничение детей с нормальным темпом психического развития и нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (в данном случае речь идет о детях раннего и дошкольного возраста);
• существенной проблемой при проведении скрининг-обследования являются эмоциональное состояние и личностные особенности испытуемых. Мотивация сотрудничества, реакции на успех и неудачу, самочувствие, негативный прошлый опыт и т.д. заметно влияют на качество выполнения заданий. Это создает существенные трудности, поскольку ограниченность во времени при скрининг-исследовании может не дать возможности получить необходимую информацию.
Второй этап — дифференциальная диагностика отклонений в развитии. Цель этого этапа — выявить тип нарушения развития. По результатам этого этапа определяется направление обучения ребенка, вид и программа образовательного учреждения, то есть оптимальный педагогический маршрут, соответствующий особенностям и возможностям ребенка. Ведущая роль в дифференциальной диагностике принадлежит психолого-медико-педагогическим комиссиям (ПМПК).
13 слайд
Задачами дифференциальной диагностики являются:
• разграничение степени и характера нарушений умственного, речевого и эмоционального развития ребенка;
• выявление первичного и вторичного нарушений, то есть системный анализ структуры нарушения;
14 слайд
• оценка особенностей нарушений психического развития при недостатках зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата;
• определение и обоснование педагогического прогноза.
На основании этих данных определяется тип образовательного учреждения, программа обучения, организация коррекционно-педагогического процесса. Группа специалистов ПМПК, осуществляющих диагностику, реализует комплексный подход к изучению ребенка с проблемами в развитии. Решение по итогам диагностики принимается коллегиально. Работа диагностической группы строится по определенной системе с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
В настоящее время существует круг проблем, связанных с дифференциальной диагностикой нарушенного развития.
Известно, что сходные психологические особенности наблюдаются у детей, относящихся к разным типам (категориям) нарушенного развития. Например, недостатки речевого развития или пониженная обучаемость характеризуют практически всех детей с нарушениями развития. Специфических особенностей, определяющих каждый тип нарушенного развития, которые и могут служить критериями дифференциальной диагностики, известно значительно меньше (В.И. Лубовский). Это связано и с закономерностями аномального развития, и с тем, что в специальной психологии на сегодняшний день недостаточно научных исследований сравнительного характера. Осуществление таких научных разработок позволило бы существенно расширить возможности дифференциальной диагностики.
Третий этап — феноменологический. Его цель — выявление индивидуальных особенностей ребенка, то есть тех характеристик его познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности, личности, которые свойственны только данному ребенку и должны приниматься во внимание при организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ним. В ходе этого этапа на основе диагностики разрабатываются программы индивидуальной коррекционной работы с ребенком. Большую роль на этом этапе играет деятельность психолого-медико-педагогических консилиумов (ПМПк) образовательных учреждений.
Углубленное психолого-педагогическое изучение нарушений развития ставит своей целью разработку программ коррекции на основании результатов диагностики. Такое изучение требует времени и осуществляется в основном в образовательном, а иногда в консультативном учреждении. Конкретные задачи такого изучения, как правило, многообразны и специфичны для разных возрастных этапов. Можно выделить следующие:
• выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка;
• разработка индивидуальных коррекционных программ развития и обучения;
• оценка динамики развития и эффективности коррекционной работы;
• определение условий воспитания ребенка, специфика внутрисемейных отношений;
• помощь в ситуациях с затруднениями в учебе;
• профессиональное консультирование и профессиональная ориентация подростков;
• решение проблем социально-эмоционального плана.
При решении этих задач существенную роль играет сочетание методов психологической диагностики (эксперимент, тесты, проективные методики) со специально организованным наблюдением и анализом продуктов деятельности и творчества детей и подростков.
Следует подчеркнуть, что до настоящего времени большинство специалистов в области психодиагностики ориентированы в основном на оценку уровня интеллектуального и речевого развития ребенка, на дифференциацию нарушений. Специалисты успешно констатируют недоразвитие или отсутствие той или иной функции, но недостаточно ориентированы на выявление позитивного потенциала, особенно позитивных личностных особенностей, на основе которых возможно решение познавательных, речевых, социально-личностных проблем ребенка. Но эффективность коррекционно-педагогического процесса определяется не только констатацией негативных факторов, но в первую очередь — выявлением интеллектуального и личностного потенциала, на основе которого возможно построение системы индивидуального психолого-педагогического сопровождения.
15 слайд
Итак, из всего вышесказанного подводя итог, можно сказать, что основа психолого-педагогической диагностики нарушенного развития это:
• раннее выявление нарушений развития у детей;
• определение причин и характера нарушений;
• определение оптимального педагогического маршрута ребенка;
16 слайд
• выявление индивидуальных психологических особенностей ребенка с нарушениями развития;
• разработка индивидуальных программ развития и обучения.
17 слайд «Чем дальше отстоит симптом от первопричины, тем более он поддается воспитательному и лечебному воздействию…» Выготского Л.С.
И чем дальше разведены между собой первопричина (первичный дефект биологического происхождения) и вторичный симптом (нарушение в развитии психических процессов), тем больше открывается возможностей для коррекции и компенсации последнего с помощью рациональной системы обучения и воспитания.
Пусть наш кропотливый, сложный, не всегда заметный, вклад в развитие детей с особыми образовательными потребностями будет нам в радость. Успехов всем нам и крепкого здоровья!
18 слайд
ЛИТЕРАТУРА:
1. Выготский Л.С. Собрание сочинений. — М., Педагогика, 1985. — Т. 5.
2. Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей. Дефектология. — 1971. — №8 .
3. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. — М., Педагогика,1989.
4. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста. Под ред. Е.А.Стребелевой. — М., Полиграфсервис, 1998.
5. Бурменская Г.В., Барабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. — М., Изд-во МГУ, 1990.
6.Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. Логопедия:Учеб. Пособие для студентов пед.институтов по спец. «Дефектология»М:Просвещение,1989
7. Ульянкова У.В., Лебедева С.С. Выготский Л.С. и современная служба практической психологии. — Нижний Новгород, 2000.
8. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А. Добровольская и др.Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д.Забрамной. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
9. И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева. Психологическое изучение детей с отклонениями развития. – М.: Коррекционная педагогика, 2005
10.Проблемы специальной психологии и психодиагностики отклоняющегося развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции и семинаров: Современная психологическая диагностика отклоняющегося развития: методы и средства. Проблемы специальной психологии в образовании. — М., 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности внимания детей с отклонениями в развитии
Исследования особенностей внимания, несомненно, включает многочисленные неразрешенные вопросы, как на физиологическом, так и на психологическом уровнях. Факты приведенные в работе показывают что дейст...
Мониторинг создания условий для развития устной речи детей с отклонениями в развитии.
Развитие речи – одна из центральных задач коррекционной работы в школе с учащимися с отклонениями в развитии (ОВЗ). В коррекционной школе работа по развитию связн...
Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии
Многочисленные работы посвящены детям с нарушениями интеллекта, зрения, слуха, речи, эмоционально-волевой, двигательной сферы и т.д. Накоплено значительное количество фактов, характеризующих специфиче...
Обобщение педагогического опыта по теме: «Пути эффективного обучения детей с отклонением в развитии».
В работе рассматривается актуальная тема: Пути эффективного обучения детей с отклонением в развитии. В настоящее время особое внимание уделяется проблеме обучения детей с отклонениями в раз...
Технологии обучения чтению детей с отклонениями в развитии
Развитие навыкавыразительного чтения у учащихся младших классов специальных (коррекционных) школ- это прежде всего практическое владение некоторыми средствами интонации. К ним относятся логические уда...
Краткая история психолого-педагогического изучения детей с отклонением в развитии
Презентация содержит информацию истории поэтапного развития психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии...