Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии
статья по логопедии (1 класс) по теме
Многочисленные работы посвящены детям с нарушениями интеллекта, зрения, слуха, речи, эмоционально-волевой, двигательной сферы и т.д. Накоплено значительное количество фактов, характеризующих специфические особенности детей с разными отклонениями в развитии, и обилие методического материала по каждому разделу коррекционного воспитания и обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные виды нарушений детей.
В настоящее время активно развиваются теория и практика детской коррекционной педагогики и специальной психологии. Перед медико-психолого-педагогическими службами стоит задача углублённого изучения особенностей психического развития каждого ребёнка для определения адекватных индивидуализированных мероприятий коррекционно-воспитательного , развивающего и лечебно-профилактического воздействия.
Развитие коррекционной педагогики и специальной психологии неизбежно приводит к поиску новых, более эффективных методов коррекционно-педагогического воздействия на детей с различными видами отклонений в развитии. В связи с развитием психолингвистики эти поиски стали не только интенсивнее, но и результативнее.
Многочисленные работы посвящены детям с нарушениями интеллекта, зрения, слуха, речи, эмоционально-волевой, двигательной сферы и т.д. Накоплено значительное количество фактов, характеризующих специфические особенности детей с разными отклонениями в развитии, и обилие методического материала по каждому разделу коррекционного воспитания и обучения.
Недоразвитие речи отрицательно влияет на общее психическое развитие ребёнка, затрудняет его общение с окружающими. Речевые нарушения отмечаются практически при всех видах отклонений в развитии детей: при умственной отсталости, при задержках психического развития, при детском церебральном параличе, при нарушениях слуха, зрения. Однако в каждом из названных случаев нарушения речевой деятельности имеют своеобразный характер и специфическую структуру. В каждом случае требуется особая система коррекционо-воспитательного воздействия.
В последнее время чаще встречаются не тяжелые, а слабо выраженные (или, как их еще называют, парциальные, частичные) нарушения, но в их сочетании, что делает затруднительным их выявление, оценку и организацию коррекционного воздействия.
Комплексное психолого-педагогическое коррекционное воздействие на детей с отклонениями в развитии осуществляется на основе ряда методолого-методических принципов. Это принципы системности, последовательности в работе, дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку, принцип доступности и др.
Недоразвитие органов слуха и зрения лишает ребёнка важнейших источников информации, что приводит к задержке психического и речевого развития, особенно если ребёнок лишился слуха или зрения в раннем возрасте. Чем раньше и тяжелее нарушены слух или зрение, тем более выражена у ребенка задержка психического и речевого развития. Большое значение для состояния ребенка имеет и характер коррекционного воздействия.
Социальная адаптация детей с нарушенным слухом или зрением часто осложняется эмоциональными и поведенческими расстройствами, что может быть обусловлено поражением центральной нервной системы.
У детей с нарушением зрения (слепых или слабовидящих) отмечается ограниченность знаний и представлений об окружающем, недостаточность абстрактного мышления, неточная предметная соотнесенность слов. Нарушение зрения тормозит развитие двигательных навыков, у детей оптико-пространственное недоразвитие, общая медлительность, повышенная утомляемость и истощаемость.
У такого ребёнка сужены возможности общения, взаимодействия с окружающим миром; он нуждается в помощи взрослого при организации предметной и игровой деятельности.
У детей с глубокими, тяжелыми нарушениями зрения отмечаются системные нарушения речи (несформированность фоне-тико-фонематической и лексико-грамматических сторон).
У детей часто встречаются нарушения в развитии речи. В этой группе нарушений отмечаются: отклонения в развитии звуковой стороны речи. Есть дети, у которых полностью не сформирована система фонем (звуков родного языка): они пропускают, искажают, заменяют разное количество звуков всех фонетических групп. В основе могут лежать дефекты строения артикуляционного аппарата, нарушение его подвижности, деятельности, нарушения фонематического восприятия.
Нарушения звукопроизношения бывают простыми, если нарушены один или несколько звуков из одной фонетической группы, и сложными, когда нарушены звуки разных фонетических групп.
По словам И.П.Павлова, речь, или речевой рефлекс, «возникает по подражанию речи окружающих и закрепляется в ходе речевой практики. Речевой опыт, стаж пользования правильной речью - необходимое условие для овладения чтением или письмом.
Коррекционно-педагогическое (и логопедическое в его составе) воздействие при необходимости осуществляется на фоне медицинской работы. При этом специалисты опираются на сохраненные у ребёнка функции. Воздействие направляется на развитие не только речи, но и личности ребёнка в целом.
Полноценное функционирование органов чувств и моторики имеет большое значение для психического развития. Определённый уровень развития сенсорных и моторных процессов в их тесной связи с развитием речи составляет фундамент формирования познавательной деятельности ребёнка. Развитие психической деятельности у нормально развивающегося ребёнка и ребёнка с отклонениями в развитии идет по одним закономерностям: от восприятия и представления к наглядно-действенному, наглядно-образному и затем к элементам понятийного мышления. Во всех этих процессах большую роль играет речь.
Иногда у ребёнка бывает сложный дефект, так называют сочетание двух или более нарушений, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности воспитания и обучения ребёнка. Например, одновременные нарушения зрения и слуха, зрения и речи слуха и моторики и т.д.
Организация помощи детям с нарушениями развития
Обычное обучение детей с тяжелыми, выраженными отклонениями в развитии затруднено, а в ряде случаев и просто невозможно. Такие дети занимаются в специализированных учреждениях по особым программам, с использованием системы специальных методов и приёмов.
Если нарушения не столь глубоки, то дети овладевают общей программой, при условии учёта педагогом их состояния и при обеспечении им индивидуального подхода и специальной помощи.
Организация специальной педагогической помощи детям с нарушениями речи
Речевое недоразвитие у детей бывает разной степени:
1) полное отсутствие общеупотребительной речи,
2) незначительный словарный запас,
3) развернутая речь с элементами недоразвития.
Характерным для таких детей является недифференцированное произношение звуков, замена звуков более простыми по артикуляции, сочетание нарушенного и правильного произношения, в активном словаре преобладают имена существительные и глаголы, не используются в речи синонимы, антонимы.
По мере обучения и воспитания дети приобретают сенсорный и речевой опыт, который закрепляется и воспитателем, и логопедом, и учителем, а также психологом.
Программой специального учреждения предусмотрено: ознакомление детей с окружающим миром, развитие речи, ознакомление с художественной литературой развитие элементарных математических представлений, проводятся занятия по изобразительной деятельности, физкультурные и музыкальные занятия, которые также дают большие возможности для коррекции имеющихся у детей нарушений.
Зрительное восприятие детей развивается с помощью действий, направленных на обследование предмета. Слуховое внимание и фонематическое восприятие развиваются системой специальных упражнений при их постепенном усложнении. Развивается ориентировочная основа деятельности.
Другие формы коррекционно-педагогической работы с детьми
Семья не всегда понимает своеобразие личности ребёнка. В связи с этим педагоги должны вести работу с родителями, а иногда и оказывать психотерапевтическую помощь семье.
Обучение, воспитание и перевоспитание эффективны только при сотрудничестве педагогов родителей и самого ребёнка. Педагоги и родители должны быть едины в целевых установках, в требованиях, должны взаимно информировать друг друга о трудностях и особенностях ребёнка, опираться на положительные качества его личности, закреплять малейший позитивный успех ребёнка.
Важно, чтобы ребёнок не чувствовал себя исключительным или обделённым, ибо это неблагоприятно сказывается на его общем личностном развитии. Установка родителей на изоляцию ребёнка с отклонениями в развитии от коллектива сверстников, общения с ними является тормозом в развитии ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности внимания детей с отклонениями в развитии
Исследования особенностей внимания, несомненно, включает многочисленные неразрешенные вопросы, как на физиологическом, так и на психологическом уровнях. Факты приведенные в работе показывают что дейст...
Мониторинг создания условий для развития устной речи детей с отклонениями в развитии.
Развитие речи – одна из центральных задач коррекционной работы в школе с учащимися с отклонениями в развитии (ОВЗ). В коррекционной школе работа по развитию связн...
Теоретические и методологические основы изучения детей с отклонениями в развитии.
В соответствии с новыми образовательными стандартами школы позиционируют себя, как адаптивные. Модное слово инклюзия-«включение» становится все более актуальным, и это справедливо, так как,...
Обобщение педагогического опыта по теме: «Пути эффективного обучения детей с отклонением в развитии».
В работе рассматривается актуальная тема: Пути эффективного обучения детей с отклонением в развитии. В настоящее время особое внимание уделяется проблеме обучения детей с отклонениями в раз...
Технологии обучения чтению детей с отклонениями в развитии
Развитие навыкавыразительного чтения у учащихся младших классов специальных (коррекционных) школ- это прежде всего практическое владение некоторыми средствами интонации. К ним относятся логические уда...
Специфика стилей воспитания в семьях, имеющих детей с отклонениями в развитии
Специфика стилей воспитания....