Выступление на РМО«Финансовая грамотность –важный компонент функциональной грамотности в начальной школе в условиях ФГОС»
материал
Значение финансовой грамотности в начальной школе для современного школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_rmo.docx | 31.55 КБ |
Предварительный просмотр:
«Финансовая грамотность –важный компонент функциональной грамотности в начальной школе в условиях ФГОС»
(выступление на РМО учителей начальных классов)
Подготовила учитель начальных классов Габелева Светлана Викторовна
2022 г
В современном мире без элементарной финансовой грамотности уже не обойтись. Все чаще можно встретить в магазинах детей, набирающих себе разных «вкусняшек», стараясь пересчитать драгоценные монетки и определить хватить ли им денег на все, что очень хочется купить в данный момент. Некоторым деткам такие практические навыки даются легко. Но не все рождаются финансистами.
Нельзя себе представить сегодня мир без денег. Эта острая и животрепещущая тема «Ребенок и деньги» интересует сейчас многих. Многим из них дают карманные деньги, но они не имеют представления о том, как правильно их расходовать. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня особо актуальны.
Знание элементарных понятий, относящихся к финансовой грамотности, а также формирование отношения к деньгам семьи, к мелким карманным деньгам, которые были даны ребенку на небольшую покупку, многочисленной рекламе товаров и услуг, которую дети ежедневно видят по телевидению, формирование полезных привычек в сфере финансов опосредованно может способствовать будущему финансовому благополучию детей, когда они вырастут.
Выше уже отмечали, что современные дети в столь маленьком возрасте уже имеют карманные деньги и совершают покупки в магазинах. Давая своим детям средства на карманные расходы, многие родители начинают жаловаться, что учащиеся не умеют пользоваться средствами и не знают им цену
Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами, делают покупки в Интернете. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.
Финансовая грамотность — это прежде всего знания и умения, показывающее степень осведомлённости в финансовых вопросах.
Изучение финансовой грамотности с самого детства позволит ребенку иметь в будущем высокий финансовый IQ, а значит и легко привлекать деньги в свою жизнь.
Грамотное отношение к собственным деньгам открывает множество возможностей и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Так или иначе большинство детей рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, посещают магазины с родителями или без них, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях. То есть постоянно сталкиваются с финансами на бытовом уровне.
Включение элементов финансовой грамотности в содержание предмета «Окружающий мир» возможно в следующие темы:
∙ «Моя семья» (Что нужно семье)
∙ «Зачем нужны автомобили» (Сколько стоит автомобиль)
∙ «Опасные незнакомцы» (Кто такие мошенники)
∙ «Опасные места» (Когда рискуешь деньгами)
∙ «Что такое экономика и для чего она нужна» (Как разумно делать покупки),
∙ «Семейный бюджет» (Зачем семье сбережения)
∙ «Что такое деньги» (Из истории денег, денежные единицы, способы обмена товара)
∙ «Путешествия по городам и странам» (Деньги в разных странах)
∙ «Человек и информация» (Где можно делать покупки)
∙ «Путешествие по России» (Как пользоваться банковской картой) и другие темы.
Иная логика легла в основу встраивания элементов финансовой грамотности в предмет «Математика». Здесь в целях развития финансовой грамотности обучающихся целесообразно проводить сюжетные уроки в соответствии с темами предлагаемых занятий.
В 1-м классе ученики знакомятся с числами, цифрами, чтобы писать эти числа; одновременно они знакомятся с единицами измерения стоимости – рублями, монетами достоинством 1, 5, 10 рублей. В этом возрасте дети должны научиться считать и выбирать монеты для оплаты любого продукта в пределах 20.
Во 2-м классе понятие денег вводит их функции: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления. Младшие школьники продолжают расширять свои знания о банкнотах: монеты и банкноты появляются в пределах 100 рублей.
В 3-м классе учащиеся знакомятся с денежными знаками: монетами, купюрами в пределах 1000 рублей. Начинают пользоваться формулой стоимости покупки: цена * количество = стоимость. Решают разные виды задач на нахождение цены, количества и стоимости товара. Карманные деньги могут быть в пределах 1000 рублей. Ребенок должен хорошо разбираться в ценах на продукты питания, канцелярские товары и т. д.
В 4-м классе школьники продолжают учиться переводить рубли в копейки и наоборот. Используя формулу стоимости покупки, они решают различные типы задач, чтобы определить цену, количество и стоимость продукта. В 4 классе появляются новые понятия: статья расходов и доходов семьи, семейный бюджет, планирование семейного бюджета. К концу 4 класса ребенок должен хорошо понимать, сколько стоит одежда, обувь и т.д.
Включение элементов финансовой грамотности в содержание предмета «Математика» возможно в следующие темы:
∙ «Задачи на умножение» (Откуда в семье деньги)
∙ «Приемы деления» (На что тратятся деньги)
∙ «Решение задач на увеличение» (Бумажные деньги)
∙ «Решение текстовых задач» (Валюты)
∙ «Арифметические действия» (Как правильно планировать семейный бюджет)
∙ «Решение задач» (Личные деньги)
Можно утверждать, что финансовая грамотность в курсе математики дает положительные результаты, так как:
– значительно увеличивает активность детей на уроке;
– развивает внутреннюю мотивацию к учению;
– усиливает познавательные мотивы;
– расширяет личный опыт учеников;
– преодолевает изолированность математики от реальной жизни;
– повышает качество и прочность знаний;
– повышает роль детей в семье (участие в планировании покупок, работе по дому);
– приучает к бережливости, экономии, предприимчивости.
На уроках литературного чтения происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, учащимися высказывается собственная точка зрения и формируется устойчивое понимание выбора правильной модели социального и финансового поведения. Понятие расточительности и экономии можно формировать в ходе чтения специальных рассказов, сказок (например, «Приключения Буратино», «Мужик и медведь», «Жадный вельможа» и другие).
На уроках русского языкаи спользование заданий по работе с пословицами, анаграммами, ребусами и т. д.
∙ Соедини линиями продолжение пословицы
Береги хлеб для еды, богатый вора боится.
Без денег торговать а деньги для Беды.
Богатому не спится, как без соли хлебать.
Когда деньги говорят, прокладывает.
Есть грош, тогда правда молчит...
Денежка дорожку так будет и рожь.
∙ Анаграммы. Расшифруйте слова.
СИПЕНЯ (ПЕНСИЯ)
ЛАКМЕРА (РЕКЛАМА)
ПАРТАЛАЗ (ЗАРПЛАТА)
ОВОДРОГ (ДОГОВОР)
КАНОЭКОМИ (ЭКОНОМИКА)
Курсу «Технология» принадлежит особая роль, так как решение практико-ориентированных финансовых задач позволяет адаптировать обучающихся к жизненным ситуациям, с которыми приходится сталкиваться каждый день. На уроках технологии, обучающиеся знакомятся с элементами финансовой грамотности. В темах «Работа с бумагой» (Что такое свое дело), «В мастерской кондитера. Как работает мастер» (Сколько стоит торт), «Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников» (Как правильно и экономно расходовать материал).
Наиболее эффективным методом обучения детей основам финансовой грамотности является игровой метод. Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Достоинство игрового метода заключается в том, что он вызывает у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогает концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью.
На современном этапе знание финансовой грамотности необходимо также при выполнении ВПР и Комплексных метапредметных работ.
Формирование финансовой грамотности обучающихся невозможно без электронно-образовательных ресурсов, которые мы применяем при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям:
1. Электронные приложения к учебникам.
2. Интернет – ресурсы:
- Азбука финансов - универсальный портал о личных финансах и финансовой грамотности. Объединяет в себе информацию о финансовой грамотности населения, личном бюджете, личном финансовом плане; семинары и уроки финансовой грамотности
- «Сеть творческих учителей» сообщество учителей экономики «Экономика в школе» где можно найти разработки уроков, ученические проекты, материалы по внеклассной работе, для олимпиад, викторин, конкурсов.
- «Учительский портал»
Уроки, мультимедийные тесты, печатные тесты, планирование, контрольные работы, КВН по финансовой грамотности.
- «Клуб умные родители»
Бесплатная презентация, рассказывающая детям об основах личных финансах. Бесплатный курс «Карманные деньги», который расскажет ВСЁ про карманные деньги для детей.
- Книга «Денежные сказки. Уроки финансовой грамотности.»
Животные из сказочного леса совершают финансовые ошибки и помогают друг другу справиться с соблазнами. Дети читают сказки и учатся на ошибках сказочных персонажей.
- Методические материалы по финансовой грамотности для начальной школы
- Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 1-11 классов
- Мультфильмы:
«Смешарики» под названием «Азбука финансовой грамотности»
«Фиксики»:
«Богатый бобрёнок»
«Азбука денег. Уроки тётушки Совы».
«Незнайка на Луне»
Таким образом, деятельность, направленная на воспитание финансовой грамотности школьников, может быть проведена в разных формах. Эти мероприятия способствуют формированию у обучающихся общих, и в то же время достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом, ресурсами и их разумным потреблением, формированию успешной личности каждого ученика.
А также позитивное отношение родителей к изучению финансовой грамотности их детьми и активное участие в этом процессе будут способствовать достижению учебных целей. Поэтому родительская помощь очень необходима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение или поощрение за инициативу в помощи по разным делам и др.
Обучение основам финансовой грамотности – это необходимый этап полноценного развития ребёнка. Знания о мире финансов помогут ему в дальнейшем сформировать правильное отношение к деньгам и разумное экономическое поведение.
Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности в начальной школе
Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение требований к уровню образованности человека. Поэтому для школы возникает очень важная цель: обучить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным.
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Формирование функциональной грамотности – это важный и в то же время непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения, не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Применяя развивающие формы и методы обучения, можно воспитать инициативную, самостоятельную, творчески мыслящую личность, то есть функционально грамотную.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.).
Функциональная грамотность человека является основным условием качества его жизни и социальной безопасности общества.
Финансовая грамотность занимает значимое место в структуре функциональной грамотности современного человека
Все мы хотим для своих детей лучшего. Мы стараемся передать им весь свой опыт и знания, чтобы они достигли успеха в жизни. Родители помогают детям учиться в школе, поступить в институт, направляют их в начале карьеры, радуются, когда ребенок начинает зарабатывать свои первые деньги. Но учим ли мы детей грамотно распоряжаться деньгами?
Финансовое просвещение и воспитание детей школьного возраста — сравнительно новое направление в системе школьного образования. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше у них могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Знакомство с миром финансов начинается еще до школы. Дети ходят со взрослыми в магазин. Они видят, как совершаются покупки. Родители начинают посвящать детей в финансовые планы семьи. У многих детей есть свои карманные деньги. Они знают, что на одну и ту же сумму можно купить разные вещи, и нередко думают, чему отдать предпочтение: как разумно тратить деньги? Как поступить, если на желанную покупку денег не хватает?
Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.
Финансовая грамотность – это знания и умения, которые нужны, чтобы правильно распоряжаться имеющимися деньгами, планировать будущие денежные доходы и расходы, накапливать деньги и умело их тратить, определять сомнительные, мошеннические ситуации, правильно подбирать финансовый продукт или услугу.
Изучение вопросов финансовой грамотности в начальной школе рассчитан на целую группу предметов: окружающий мир, математика, технология, литературное чтение.
Окружающий мир, включение элементов финансовой грамотности в содержание этого предмета, возможно, к примеру, по программе «Школа России» в следующие темы: «Моя семья» (Что нужно семье), «Экономика» (Как разумно делать покупки), «Семейный бюджет» (Зачем семье сбережения), «Основной закон России» (Когда берешь в долг).
Встраивание материалов по финансовой грамотности в 1 классе
Возрастная группа | 1 класс | ||
Примерная дата | Предмет | Тема, заявленная в программе по предмету | Тема занятия по финансовой грамотности |
декабрь | Окружающий мир | Моя семья | Что нужно семье |
январь | Окружающий мир | Повт. обобщ. урок «Как, откуда и куда» | Как распоряжаться личными деньгами |
апрель | Окружающий мир | Зачем нужны автомобили | Сколько стоит автомобиль |
апрель | Технология | Работа с бумагой | Что такое свое дело |
Встраивание материалов по финансовой грамотности во 2 классе
Возрастная группа | 2 класс | ||
Примерная дата | Предмет | Тема, заявленная в программе по предмету | Тема занятия по финансовой грамотности |
декабрь | Окружающий мир | Что такое экономика | Как разумно делать покупки |
февраль | Окружающий мир | Опасные незнакомцы | Кто такие мошенники |
февраль | Окружающий мир | Наша дружная семья | Из чего состоят доходы семьи |
апрель | математика | Задача: цена, количество, стоимость | Жизненная математика |
май | математика | Повторение: деление на 3 | Сколько стоит «свое дело» |
май | математика | Повторение: сложение и вычитание | Зачем планировать расходы семьи |
Встраивание материалов по финансовой грамотности в 3 классе
Возрастная группа | 3 класс | |||||
Примерная дата | Предмет | Тема, заявленная в программе по предмету | Тема занятия по финансовой грамотности | |||
сентябрь | Технология | Изделия из бумаги | Деньги настоящие и ненастоящие | |||
сентябрь | Окружающий мир | Как устроен этот мир | Для чего нужны деньги | |||
октябрь | математика | Решение задач и закрепление материала | Легко ли вести «свое дело» | |||
февраль | Окружающий мир | Опасные места | Когда рискуешь деньгами | |||
февраль | Математика | Деление с остатком | Если нужно взвешивать | |||
апрель | Окружающий мир | Семейный бюджет | Зачем семье сбережения | |||
апрель | Окружающий мир | Путешествия по городам и странам | Деньги в разных странах |
Встраивание материалов по финансовой грамотности в 4 классе
Возрастная группа | 4 класс | ||
Примерная дата | Предмет | Тема, заявленная в программе по предмету | Тема занятия по финансовой грамотности |
октябрь | математика | Математика вокруг нас | Зачем семье вести бюджет |
декабрь | Окружающий мир | Итоговое занятие по теме «Родной край» | Что такое страхование |
февраль | математика | Закрепление темы «умножение и деление» | Личные деньги |
апрель | Окружающий мир | Основной закон России | Когда берешь в долг |
апрель | Технология | Человек и информация | Где можно делать покупки |
май | Окружающий мир | Путешествие по России | Как пользоваться банковской картой |
май | Технология | Переплетные работы | Привлекательное дело |
Изучать финансовую грамотность можно и на уроках математики. При решении задач с деньгами, задач, которые включают в себя величины: цена, количество, стоимость младшие школьники теоретически учатся решать финансовые проблемы. Затем знакомятся с единицами измерения стоимости – копейкой и рублём. Учатся переводить рубли в копейки и обратно. Обучающиеся дальше продолжают расширять свои знания о денежных знаках. Ребята решают задачи на стоимость товара, оплату товара, получение сдачи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к выступлению на педсовете "Комплексное обучение видам речевой деятельности в начальной школе как условие реализации ФГОС НОО"
В презентации представлены направления деятельности по развитию речевой деятельности в начальной школе....
Выступление на Педагогическом совете на тему: "Образовательный процесс в начальной школе в условиях нового ФГОС"
Об особенностях образовательного процесса в начальной школе на этапе введения ФГОС...
«Работа над формированием навыков грамотного письма у детей в начальной школе».
В данном докладе приведены примеры основных упражнений, приемов, которые можно использовать на уроках русского языка с целью повышения грамотности учащихся начальной школы. Некоторые приемы разработан...
Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе.
Данная статья рассматривает, какие задания можно использовать на уроках математики по формированию математической грамотности....
Формирование функциональной грамотности на уроках и внеурочных занятиях в условиях ФГОС НОО
В работе изложены пути и методы формирования читательской математической и компьютерной граммотности...
Мастер класс Ханбековой Ларисы Константиновны МОУ СШ №11 учителя начальных классов. Тема: «Развитие функциональной грамотности на уроках математике в начальной школе»
Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых ре...
Выступление на семинаре " Основы финансовой грамотности на уроках математики в начальной школе"
Выступление на семинаре....