Выступление на РМО«Финансовая грамотность –важный компонент функциональной грамотности в начальной школе в условиях ФГОС»
материал

Значение финансовой грамотности в начальной школе для современного школьника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo.docx31.55 КБ

Предварительный просмотр:

«Финансовая грамотность –важный компонент  функциональной грамотности в начальной школе  в условиях ФГОС»

(выступление на РМО учителей начальных классов)

Подготовила учитель начальных классов Габелева Светлана Викторовна

2022 г

В современном мире без элементарной финансовой грамотности уже не обойтись. Все чаще можно встретить в магазинах детей, набирающих себе разных «вкусняшек», стараясь пересчитать драгоценные монетки и определить хватить ли им денег на все, что очень хочется купить в данный момент. Некоторым деткам такие практические навыки даются легко. Но не все рождаются финансистами.

Нельзя себе представить сегодня мир без денег. Эта острая и животрепещущая тема «Ребенок и деньги» интересует сейчас многих. Многим из них дают карманные деньги, но они не имеют представления о том, как правильно их расходовать. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня особо актуальны.

Знание элементарных понятий, относящихся к финансовой грамотности, а также формирование отношения к деньгам семьи, к мелким карманным деньгам, которые были даны ребенку на небольшую покупку, многочисленной рекламе товаров и услуг, которую дети ежедневно видят по телевидению, формирование полезных привычек в сфере финансов опосредованно может способствовать будущему финансовому благополучию детей, когда они вырастут.

Выше уже отмечали, что современные дети в столь маленьком возрасте уже имеют карманные деньги и совершают покупки в магазинах. Давая своим детям средства на карманные расходы, многие родители начинают жаловаться, что учащиеся не умеют пользоваться средствами и не знают им цену

Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами, делают покупки в Интернете. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.

Финансовая грамотность — это прежде всего знания и умения, показывающее степень осведомлённости в финансовых вопросах.

Изучение финансовой грамотности с самого детства позволит ребенку иметь в будущем высокий финансовый IQ, а значит и легко привлекать деньги в свою жизнь.

Грамотное отношение к собственным деньгам открывает множество возможностей и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Так или иначе большинство детей рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, посещают магазины с родителями или без них, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях. То есть постоянно сталкиваются с финансами на бытовом уровне.

Включение элементов финансовой грамотности в содержание предмета «Окружающий мир» возможно в следующие темы: 

        «Моя семья» (Что нужно семье) 

         «Зачем нужны автомобили» (Сколько стоит автомобиль)

         «Опасные незнакомцы» (Кто такие мошенники)

        «Опасные места» (Когда рискуешь деньгами) 

        «Что такое экономика и для чего она нужна» (Как разумно делать покупки),  

        «Семейный бюджет» (Зачем семье сбережения)  

        «Что такое деньги» (Из истории денег, денежные единицы, способы обмена товара)

        «Путешествия по городам и странам» (Деньги в разных странах)

        «Человек и информация» (Где можно делать покупки)

        «Путешествие по России» (Как пользоваться банковской картой) и другие темы.

Иная логика легла в основу встраивания элементов финансовой грамотности в предмет «Математика». Здесь в целях развития финансовой грамотности обучающихся целесообразно проводить сюжетные уроки в соответствии с темами предлагаемых занятий.

В 1-м классе ученики знакомятся с числами, цифрами, чтобы писать эти числа; одновременно они знакомятся с единицами измерения стоимости – рублями, монетами достоинством 1, 5, 10 рублей. В этом возрасте дети должны научиться считать и выбирать монеты для оплаты любого продукта в пределах 20.

Во 2-м классе понятие денег вводит их функции: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления. Младшие школьники продолжают расширять свои знания о банкнотах: монеты и банкноты появляются в пределах 100 рублей.

В 3-м классе учащиеся знакомятся с денежными знаками: монетами, купюрами в пределах 1000 рублей. Начинают пользоваться формулой стоимости покупки: цена * количество = стоимость. Решают разные виды задач на нахождение цены, количества и стоимости товара. Карманные деньги могут быть в пределах 1000 рублей. Ребенок должен хорошо разбираться в ценах на продукты питания, канцелярские товары и т. д.

В 4-м классе школьники продолжают учиться переводить рубли в копейки и наоборот. Используя формулу стоимости покупки, они решают различные типы задач, чтобы определить цену, количество и стоимость продукта. В 4 классе появляются новые понятия: статья расходов и доходов семьи, семейный бюджет, планирование семейного бюджета. К концу 4 класса ребенок должен хорошо понимать, сколько стоит одежда, обувь и т.д.

Включение элементов финансовой грамотности в содержание предмета «Математика» возможно в следующие темы: 

      «Задачи на умножение» (Откуда в семье деньги)

      «Приемы деления»  (На что тратятся деньги)

  «Решение задач на увеличение» (Бумажные деньги)

       «Решение текстовых задач» (Валюты)

       «Арифметические действия» (Как правильно планировать семейный бюджет)

       «Решение задач» (Личные деньги)

Можно утверждать, что финансовая грамотность в курсе математики дает положительные результаты, так как:

– значительно увеличивает активность детей на уроке;

– развивает внутреннюю мотивацию к учению;

– усиливает познавательные мотивы;

– расширяет личный опыт учеников;

– преодолевает изолированность математики от реальной жизни;

– повышает качество и прочность знаний;

– повышает роль детей в семье (участие в планировании покупок, работе по дому);

– приучает к бережливости, экономии, предприимчивости.

На уроках литературного чтения происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, учащимися высказывается собственная точка зрения и формируется устойчивое понимание выбора правильной модели социального и финансового поведения. Понятие расточительности и экономии можно формировать в ходе чтения специальных рассказов, сказок (например, «Приключения Буратино», «Мужик и медведь», «Жадный вельможа» и другие).

На уроках русского языкаи спользование заданий по работе с пословицами, анаграммами, ребусами и т. д.

        Соедини линиями продолжение пословицы

Береги хлеб для еды,                    богатый вора боится.

Без денег торговать                      а деньги для Беды.

Богатому не спится,                       как без соли хлебать.

Когда деньги говорят,                   прокладывает.

Есть грош,                                      тогда правда молчит...

Денежка дорожку                          так будет и рожь.

        Анаграммы. Расшифруйте слова.

СИПЕНЯ        (ПЕНСИЯ)

ЛАКМЕРА     (РЕКЛАМА)

ПАРТАЛАЗ   (ЗАРПЛАТА)

ОВОДРОГ     (ДОГОВОР)

КАНОЭКОМИ (ЭКОНОМИКА)

Курсу «Технология» принадлежит особая роль, так как решение практико-ориентированных финансовых задач позволяет адаптировать обучающихся к жизненным ситуациям, с которыми приходится сталкиваться каждый день. На уроках технологии, обучающиеся знакомятся с элементами финансовой грамотности. В темах «Работа с бумагой» (Что такое свое дело), «В мастерской кондитера. Как работает мастер» (Сколько стоит торт), «Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников» (Как правильно и экономно расходовать материал).

Наиболее эффективным методом обучения детей основам финансовой грамотности является игровой метод. Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Достоинство игрового метода заключается в том, что он вызывает у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогает концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью.

На современном этапе знание финансовой грамотности необходимо также при выполнении ВПР и Комплексных метапредметных работ.

Формирование финансовой грамотности обучающихся невозможно без электронно-образовательных ресурсов, которые мы применяем при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям:

1.     Электронные приложения к учебникам.

2.     Интернет – ресурсы:

  • Азбука финансов - универсальный портал о личных финансах и финансовой грамотности. Объединяет в себе информацию о финансовой грамотности населения, личном бюджете, личном финансовом плане; семинары и уроки финансовой грамотности
  • «Сеть творческих учителей» сообщество учителей экономики «Экономика в школе»  где можно найти разработки уроков, ученические проекты,  материалы по внеклассной работе, для олимпиад, викторин, конкурсов.
  • «Учительский портал»

Уроки, мультимедийные тесты, печатные тесты, планирование, контрольные работы, КВН по финансовой грамотности.

  • «Клуб умные родители»

Бесплатная презентация, рассказывающая детям об основах личных финансах. Бесплатный курс «Карманные деньги», который  расскажет ВСЁ про карманные деньги для  детей.

  • Книга «Денежные сказки. Уроки финансовой грамотности.»

Животные из сказочного леса совершают финансовые ошибки и помогают друг другу справиться с соблазнами. Дети читают сказки и учатся на ошибках сказочных персонажей.

  • Методические материалы по финансовой грамотности для начальной школы
  • Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 1-11 классов
  • Мультфильмы:

«Смешарики» под названием «Азбука финансовой грамотности»

«Фиксики»:

«Богатый бобрёнок»

«Азбука денег. Уроки тётушки Совы».

«Незнайка на Луне»

Таким образом, деятельность, направленная на воспитание финансовой грамотности школьников, может быть проведена в разных формах. Эти мероприятия способствуют формированию у обучающихся общих, и в то же время достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом, ресурсами и их разумным потреблением, формированию успешной личности каждого ученика.

А также позитивное отношение родителей к изучению финансовой грамотности их детьми и активное участие в этом процессе будут способствовать достижению учебных целей. Поэтому родительская помощь очень необходима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение или поощрение за инициативу в помощи по разным делам и др.

       Обучение основам финансовой грамотности – это необходимый этап полноценного развития ребёнка. Знания о мире финансов помогут ему в дальнейшем сформировать правильное отношение к деньгам и разумное экономическое поведение.

Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности в начальной школе

Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение требований к уровню образованности человека. Поэтому для школы возникает очень важная цель: обучить мобильную личность, способную при необходимости быстро менять профессию, осваивать новые социальные роли и функции, быть конкурентоспособным.

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Формирование функциональной грамотности – это важный и в то же время непростой процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения, не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.  Применяя развивающие формы и методы обучения, можно воспитать инициативную, самостоятельную, творчески мыслящую личность, то есть функционально грамотную.

Функциональная грамотность – это способность человека использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.).

Функциональная грамотность человека является основным условием качества его жизни и социальной безопасности общества.

Финансовая грамотность занимает значимое место в структуре функциональной грамотности современного человека

Все мы хотим для своих детей лучшего. Мы стараемся передать им весь свой опыт и знания, чтобы они достигли успеха в жизни. Родители помогают детям учиться в школе, поступить в институт, направляют их в начале карьеры, радуются, когда ребенок начинает зарабатывать свои первые деньги. Но учим ли мы детей грамотно распоряжаться деньгами?

Финансовое просвещение и воспитание детей школьного возраста — сравнительно новое направление в системе школьного образования. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше у них могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Знакомство с миром финансов начинается еще до школы. Дети ходят со взрослыми в магазин. Они видят, как совершаются покупки. Родители начинают посвящать детей в финансовые планы семьи. У многих детей есть свои карманные деньги. Они знают, что на одну и ту же сумму можно купить разные вещи, и нередко думают, чему отдать предпочтение: как разумно тратить деньги? Как поступить, если на желанную покупку денег не хватает?

Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков.

Финансовая грамотность – это знания и умения, которые нужны, чтобы правильно распоряжаться имеющимися деньгами, планировать будущие денежные доходы и расходы, накапливать деньги и умело их тратить, определять сомнительные, мошеннические ситуации, правильно подбирать финансовый продукт или услугу.

Изучение вопросов финансовой грамотности в начальной школе рассчитан на целую группу предметов: окружающий мир, математика, технология, литературное чтение.

Окружающий мир, включение элементов финансовой грамотности в содержание этого предмета, возможно, к примеру, по программе «Школа России» в следующие темы: «Моя семья» (Что нужно семье), «Экономика» (Как разумно делать покупки), «Семейный бюджет» (Зачем семье сбережения), «Основной закон России» (Когда берешь в долг).

Встраивание материалов по финансовой грамотности в 1 классе

Возрастная группа

1 класс

Примерная дата

Предмет

Тема, заявленная в программе по предмету

Тема занятия по финансовой грамотности

декабрь

Окружающий мир

Моя семья

Что нужно семье

январь

Окружающий мир

Повт. обобщ. урок «Как, откуда и куда»

Как распоряжаться личными деньгами

апрель

Окружающий мир

Зачем нужны автомобили

Сколько стоит автомобиль

апрель

Технология

Работа с бумагой

Что такое свое дело

Встраивание материалов по финансовой грамотности во 2 классе

Возрастная группа

2 класс

Примерная дата

Предмет

Тема, заявленная в программе по предмету

Тема занятия по финансовой грамотности

декабрь

Окружающий мир

Что такое экономика

Как разумно делать покупки

февраль

Окружающий мир

Опасные незнакомцы

Кто такие мошенники

февраль

Окружающий мир

Наша дружная семья

Из чего состоят доходы семьи

апрель

математика

Задача: цена, количество, стоимость

Жизненная математика

май

математика

Повторение: деление на 3

Сколько стоит «свое дело»

май

математика

Повторение: сложение и вычитание

Зачем планировать расходы семьи

Встраивание материалов по финансовой грамотности в 3 классе

Возрастная группа

3 класс

Примерная дата

Предмет

Тема, заявленная в программе по предмету

Тема занятия по финансовой грамотности

сентябрь

Технология

Изделия из бумаги

Деньги настоящие и ненастоящие

сентябрь

Окружающий мир

Как устроен этот мир

Для чего нужны деньги

октябрь

математика

Решение задач и закрепление материала

Легко ли вести «свое дело»

февраль

Окружающий мир

Опасные места

Когда рискуешь деньгами

февраль

Математика

Деление с остатком

Если нужно взвешивать

апрель

Окружающий мир

Семейный бюджет

Зачем семье сбережения

апрель

Окружающий мир

Путешествия по городам и странам

Деньги в разных странах

Встраивание материалов по финансовой грамотности в 4 классе

Возрастная группа

4 класс

Примерная дата

Предмет

Тема, заявленная в программе по предмету

Тема занятия по финансовой грамотности

октябрь

математика

Математика вокруг нас

Зачем семье вести бюджет

декабрь

Окружающий мир

Итоговое занятие по теме «Родной край»

Что такое страхование

февраль

математика

Закрепление темы «умножение и деление»

Личные деньги

апрель

Окружающий мир

Основной закон России

Когда берешь в долг

апрель

Технология

Человек и информация

Где можно делать покупки

май

Окружающий мир

Путешествие по России

Как пользоваться банковской картой

май

Технология

Переплетные работы

Привлекательное дело

 Изучать финансовую грамотность можно и на уроках математики. При решении задач с деньгами, задач, которые включают в себя величины: цена, количество, стоимость младшие школьники теоретически учатся решать финансовые проблемы. Затем знакомятся с единицами измерения стоимости – копейкой и рублём. Учатся переводить рубли в копейки и обратно. Обучающиеся дальше продолжают расширять свои знания о денежных знаках. Ребята решают задачи на стоимость товара, оплату товара, получение сдачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на педсовете "Комплексное обучение видам речевой деятельности в начальной школе как условие реализации ФГОС НОО"

В презентации представлены направления деятельности по развитию речевой деятельности  в начальной школе....

Выступление на Педагогическом совете на тему: "Образовательный процесс в начальной школе в условиях нового ФГОС"

Об особенностях образовательного процесса в начальной школе на этапе введения ФГОС...

«Работа над формированием навыков грамотного письма у детей в начальной школе».

В данном докладе приведены примеры основных упражнений, приемов, которые можно использовать на уроках русского языка с целью повышения грамотности учащихся начальной школы. Некоторые приемы разработан...

Формирование функциональной грамотности на уроках математики в начальной школе.

Данная статья рассматривает, какие задания можно использовать на уроках математики по формированию математической грамотности....

Формирование функциональной грамотности на уроках и внеурочных занятиях в условиях ФГОС НОО

В работе изложены пути и методы формирования читательской математической и компьютерной граммотности...

Мастер класс Ханбековой Ларисы Константиновны МОУ СШ №11 учителя начальных классов. Тема: «Развитие функциональной грамотности на уроках математике в начальной школе»

Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достигнутых ре...