Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ"
статья

Евсюкова София Викторовна

        Федеральный государственный стандарт общего образования делает акцент на развитии личности каждого школьника, стараясь уделять активное внимание не только обучающим моментам, но и воспитательным технологиям, которые направлены на развитие личностных качеств и формирование широкого личностного потенциала. Такой подход обеспечивает не только коллективное развитие учеников по усредненному показателю, но и развивает каждого ученика с учетом индивидуальных особенностей и возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_fingramm.docx17.77 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ  ФИНАНСОВОЙ  ГАМОТНОСТИ  НА  УРОКАХ  У ОБУЧАЮЩИХСЯ  НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

     С.В. Евсюкова, учитель начальных классов,

муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение лицей № 10 города Ставрополя

        Федеральный государственный стандарт общего образования делает акцент на развитии личности каждого школьника, стараясь уделять активное внимание не только обучающим моментам, но и воспитательным технологиям, которые направлены на развитие личностных качеств и формирование широкого личностного потенциала. Такой подход обеспечивает не только коллективное развитие учеников по усредненному показателю, но и развивает каждого ученика с учетом индивидуальных особенностей и возможностей.

        Многие ученые считают, «что  начинать обучение финансовой грамотности лучше всего в раннем возрасте». [2] Чем раньше учащиеся узнают о важности роли денег в жизни, тем лучше у них сформируются правильные умения пользоваться личными средствами. Учащиеся в возрасте 6-12 лет хорошо понимают финансовые концепции, выраженные простым языком и с помощью доступных примеров. [3]

     В школах осуществляется работа по экономическому воспитанию детей в рамках специально разработанных программ дополнительного образования для детей младшего школьного возраста, авторами которых являются Е. Крохина, Е. Лавренова, И. Липсиц, О. Рязанова, А. Самохина. Во всех указанных программах авторы, прежде всего, обращают внимание на отбор доступных для детей школьного возраста знаний из области экономики и финансов [4].

     Серия занятий по экономическому воспитанию Г. Жадан и Г. Григоренко, в игровой форме не только раскрывает содержание основных экономических понятий, а также предоставляет возможность детям ознакомиться с типичными социально-экономическими ситуациями и попробовать самостоятельно выполнить элементарные экономические действия в условно созданной игровой ситуации.

    Игровая деятельность младших школьников создает положительную финансово-экономическую плоскость для формирования финансовой грамотности, опирается на усвоенные знания из экономической сферы, формирует личностные качества, необходимые для успешной экономической деятельности, ориентируется на развитие корпоративных взаимоотношений детей. Использование разнообразных форм игровой деятельности предоставляет учителю начальных классов возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время сделать процесс познания экономики интересным, доступным.

    В учебном плане начальной школы не предусмотрено изучение самостоятельного предмета, связанного с формированием финансовой грамотности. Данный учебно-методический комплекс рассчитан на встраивание изучения вопросов финансовой грамотности в целую группу предметов: окружающий мир, математика, русский язык и литературное чтение, а также использовать во внеурочной деятельности.

    Так, включение элементов финансовой грамотности в содержание предмета «Окружающий мир» возможно в следующие темы: «Моя семья» (Что нужно семье),  «Зачем нужны автомобили» (Сколько стоит автомобиль), «Опасные незнакомцы» (Кто такие мошенники), «Опасные места» (Когда рискуешь деньгами), «Что такое экономика и для чего она нужна» (Как разумно делать покупки),  «Семейный бюджет» (Зачем семье сбережения), «Что такое деньги» (Из истории денег, денежные единицы, способы обмена товара), «Путешествия по городам и странам» (Деньги в разных странах), «Человек и информация» (Где можно делать покупки), «Путешествие по России» (Как пользоваться банковской картой) и другие темы.

        Иная логика легла в основу встраивания элементов финансовой грамотности в предмет «Математика». Здесь в целях развития финансовой грамотности обучающихся целесообразно проводить сюжетные уроки в соответствии с темами предлагаемых занятий. Сначала обучающиеся знакомятся с числами, цифрами, изучают состав чисел, решают простые задачи. Затем знакомятся с единицами измерения стоимости – копейкой и рублём. Учатся переводить рубли в копейки и обратно. Далее вводится понятие денег, их функции: мера стоимости, средство обращения, платежа и накопления. Обучающиеся дальше продолжают расширять свои знания о денежных знаках.  Появляется понятия – цена товара, количество, стоимость покупки. Ребята решают задачи на стоимость товара, оплату товара, получение сдачи. Далее начинают пользоваться формулой стоимости покупки: Ц ∙ К = С. В 4 классе появляются новые понятия: статья расходов и доходов семьи, семейный бюджет, планирование семейного бюджета.

            На уроках русского языка и литературного чтения происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, деньги в литературных произведениях, а также  ребусы, анаграммы,  пословицы.

         Во внеурочной деятельности  можно  использовать такие методические разработки как: «деловая игра в рамках повышения финансовой грамотности для 1- 2 класса "Лесная ярмарка", игры для обучающихся 3-х классов по теме: «Мой первый бизнес-план», дидактическое и методическое обеспечение обучения младших школьников по теме «Деньги» для 4-х классов, методический материал для изучения темы «Что такое деньги и какими они бывают», «Школьный буфет - финансовая головоломка», разработка дидактических материалов по теме «Платежи» для учащихся 2-4 классов и т.д.

           Таким образом, деятельность, направленная на воспитание финансовой грамотности школьников, может быть проведена в разных формах. Эти мероприятия способствуют формированию у обучающихся общих, и в то же время достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом, ресурсами и их разумным потреблением, формированию успешной личности каждого ученика. А также позитивное отношение родителей к изучению финансовой грамотности их детьми и активное участие в этом процессе будут способствовать достижению учебных целей. Поэтому родительская помощь очень необходима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение или поощрение за инициативу в помощи по разным делам и др.

Список литературы

1. Грамма, Н.Г. Педагогическое воздействие как средство обучения детей экономической грамоте / Н.Г. Грамма // Наука и образование - 2016. - № 5. - С. 25.

2. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 416 с.

3. Кузнецов В. В. Общая и профессиональная педагогика. М.: Юрайт, 2019. 156 с.

4. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры. М.: Юрайт, 2019. 130 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если Ваш ребенок не хочет идти в школу?

Консультация для родителей. В этой статье хочу поделиться полезной информацией,  рекомендациями для профилактики возможных проблем....

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

Каталог музыкальных иллюстраций для начальной школы по программам "Школа 2100" и "Школа России"

Методическая разработка по использованию сопроводительного музыкального материала для иллюстраций по основным предметам в начальной школе....

Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)

В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями,  интеллектуальн...

Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)

В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями,  интеллектуальн...

Урок №3 по теме: Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы.

Раздел «Духовные истоки Кубани» учебного предмета «Кубановедение» ...